Статья "ПОВТОРЯТЬ, НЕ ПОВТОРЯЯСЬ".

  • Контроль знаний
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Повторение учебного материала – главная задача, которая встает перед учителем в начале и в конце учебного года. Программа выполнена, а все ли в ней усвоено, на каких учеников надо обратить особое внимание,как построить всю последующую работу – вот осенние и весенние заботы учителя.Повторение учебного материала – главная задача, которая встает перед учителем в начале и в конце учебного года. В статье приведены некоторые приемы обучения, которые приводят к хорошим результатам, воспитывают у школьников положительное отношение, интерес к урокам русского языка. Данные приемы обучения можно использовать в 5-7 классах.статья
Иконка файла материала статья.docx
Аннотация Повторение учебного материала – главная задача, которая встает перед учителем в начале и в конце учебного года. В статье приведены некоторые приемы  обучения, которые приводят к хорошим результатам, воспитывают у школьников  положительное отношение, интерес к урокам русского языка. Данные приемы обучения  можно использовать в 5­7 классах. ПОВТОРЯТЬ, НЕ ПОВТОРЯЯСЬ. Повторение учебного материала – главная задача, которая встает перед учителем в начале и в конце учебного года. Программа выполнена, а все ли в ней  усвоено, на каких учеников надо обратить особое внимание ,как построить всю  последующую работу – вот осенние и весенние заботы учителя. При этом повторять надо, не повторяясь, изыскивая новые формы работы. Остановлюсь на некоторых приемах обучения, которые в моей долгой учительской практике  приводили к хорошим результатам, воспитывали у школьников положительное отношение,  интерес к урокам русского языка. Все эти приемы раскрыты на материале ряда тем 5 – 7 классов , но они могут быть  использованы и при повторении других тем. 1.Повторение правил деления слов на слоги ,на переносимые части и по составу  ( морфемный анализ ). Для повторения важнее всего синтез, обобщение материала. Это дает возможность увидеть ту или иную грамматическую тему в новом аспекте. Вот, например, умения делить слово на  слоги, переносить слова и разбивать слова на морфемы. После небольшой беседы о каждом  из них ученики могут выполнить такое задание : разделить одни и те же слова тремя  способами : на слоги, на переносимые части и на морфемы, а также составить таблицу. Приведу пример такой таблицы. На слоги о – гонь – ки у – ка –зать Деление слов. На переносимые части огонь – ки ука – зать На морфемы огонь – к – и у – каз – а – тьу­ди­вив­шись уди­вив­шись у­див­и­вши­сь 2. Повторение правописания слов с непроверяемыми гласными и согласными в корнях. Составить кроссворд из слов с непроверяемыми гласными и согласными. Сначала образец дает учитель, ученикам надо лишь разгадать кроссворд. Затем задание усложняется : слова даны, а значение их надо найти в толковом словаре и  составить кроссворд. Составить анаграмму. Учитель дает слова ; переставив буквы, ученики могут образовать новые слова, например:  салат – атлас, деталь – дельта, корма – комар…. После составления анаграмм со словами, данными учителем, ребята начинают и сами искать  такие слова. И составление анаграмм, и подбор слов в алфавитном порядке, и решение и составление  кроссвордов – все требует усиленной работы со словарями; в результате у детей  развивается орфографическая зоркость и умение обращаться со словарем. 3.Повторение слитного написания приставок и раздельного – предлогов. Подбирать материал нужно интересный, при повторении это имеет особенное значение. При этом ученики, повторяя предлоги в V классе, учатся различать предлоги , приставки и  созвучные им части корня. 1. Тили ­бом, тили ­бом Загорелся кошкин дом. По такому поводу Кот помчался по воду. 2. Хороша у Аленки коса, И трава на лугу ей по косу, Скоро лугом пройдется коса – Приближается время к покосу. 4. Повторение словообразования , лексики и грамматики. 1. Разобрать по составу прилагательное пылеводонепроницаемые ( часы ). 2. Шарада.Первая часть слова – лес, вторая – количественное числительное, третья часть – гласная  буква ,которая может быть соединительной гласной ,предлогом, или междометием. Все  слово – место знаменитого сражения. ( Бородино.) 3. Разобрать по членам предложения пословицу : Смелый сильнее трусливого. Назвать  части речи. 4. Мать спросила у дочери: «Чашки все еще грязные?» Дочь ей ответила четырьмя личными  местоимениями. Какими? (Они, вы­мы­ты.) 5. Назовите начальную форму слов самого, самого себя. Какие это части речи? Какого  разряда? 6.Разгадайте загадку: «Летит – кричит, сядет – молчит; кто его убьет, тот свою кровь  прольет». В этой загадке местоимения четырех разрядов. Каких именно? При повторении у учителя есть возможность ненавязчиво, помня о чувстве меры, помочь  детям проявить свои творческие способности . Достаточно учителю, исправляя ошибку в  слове каменщик, сказать: «Как хочется мягкому знаку забраться в слова! Но мы ему этого не  позволим!», как на следующий день появилось несколько рисунков, изображающих ь ,  который пытается пробраться в слова, а буквы, крепко взявшись за руки, его не впускают. Были написаны, вернее нарисованы, семь слов со всеми семью случаями сочетаний ч и щ с  согласными. Таким образом «художники» повторили правописание ь. Тогда я предложила  ребятам написать сказку «Проказы мягкого знака». Работы получились разнообразными,  писали их дети с интересом, а некоторые свою сказку иллюстрировали. Теперь это правило  было повторено не только «художниками», но и всем классом. Так, рисуя, сочиняя, играя и думая, ученики повторяют пройденное, испытывая  удовольствие, интерес к предмету «русский язык».