Статья "Повышение мотивации студентов через самостоятельную творческую деятельность"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 18.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья описывает методы мотивации, используемые при работе со студентами в рамках самостоятельной внеаудиторной работы. В этой статье можно ознакомиться с приемами мотивации, которые может использовать в профессиональной деятельности преподаватель, а также виды самостоятельной внеаудиторной работы, с помощью который обучающиеся могут изучать предмет.
Иконка файла материала тезисы Воинова.doc
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ К ИЗУЧАЕМЫМ ДИСЦИПЛИНАМ  ЧЕРЕЗ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ НЕДЕЛЬ 1 Автор: Воинова Я.В.,  преподаватель экономических дисциплин    филиала КГА ПОУ «Энергетический колледж» Самостоятельная     творческая   деятельность   студентов   является   неотъемлемой   частью образовательного   процесса   в   колледже.   Она   углубляет   знания,   способствует   развитию   их способностей, расширяет кругозор через проведение предметных недель. Предметные недели проводятся с целью формирования и повышения мотивации  студентов к изучаемым предметам. Что же такое мотивация? От чего она зависит?  Почему один студент учится с радостью, а другой ­ с безразличием? Мотивация ­   это побуждение себя и других к активной деятельности для достижения личных   целей.     Деятельность   без   мотива   или   со   слабым   мотивом   либо   не   осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.  Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал   у   обучающегося   интенсивное   и   внутреннее   побуждение   к   знаниям,   напряженному умственному труду. Формированию и повышению мотивации способствуют: ­ включенность студентов в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы (через парные, групповые формы работы); ­ построение отношения «педагог­студент» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций   успеха,   использования   различных   методов   стимулирования   (похвала,   выдача дополнительных заданий на оценку, различные виды бонусов за выполненные задания и т.д.); ­ образная, ярко звучащая речь, укрепление и положительные эмоции в процессе учения; ­ использование познавательных игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и  самостоятельное разрешение; ­   построение   изучения   материала   на   основе   жизненных   ситуаций,   опыте   самих   педагогов   и студентов; ­ развитие самостоятельности и самоконтроля студентов в учебной деятельности, планирования, постановки целей и реализации  их в деятельности,  поиске  нестандартных способов  решения учебных задач. Мотивы   могут   в   значительной   мере   предопределять   действия.     Они   объясняют   цель, которую ставит перед собой студент, предопределяют его поведение, отвечая преимущественно на вопрос «почему?» Мотивация   учения   есть   комплекс   факторов,   определяющих   мотивационную   тенденцию учащегося,  которая в зависимости от его образовательных намерений и внешних причин может активизировать, либо тормозить его учебную деятельность. Существует   классификация   мотивов   по   различным   основаниям.   Один   из   вариантов классификации мотивов учения опирается на две тенденции: к достижению успеха и избеганию неудачи.   Мотивированные на достижение успеха учащиеся ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы.2 Иначе ведут себя студенты, мотивированные на избегание неудачи: они неуверенны в себе, боятся критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. Такая  мотивация связана с низкой  самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха. Таблица 2 – Классификация мотивов по различным основаниям  Характеристики деятельности Студенты с мотивом стремления к успеху Ситуация достижения Активно ищут ситуации соревнования, риска с личной ответственностью за Цель  Действия  Результат  исход. Выбирают цели несколько выше средней степени трудности, успех в которых позволяет подтвердить самооценку. Настойчивы и упорны в достижении цели, действуют самостоятельно. Эффективны, в случае неудачи сохраняют или снижают уровень сложности, в случае удачи – повышают. Студенты с мотивом избегания неудач Избегают рискованных ситуаций, а попадая в них «плывут по течению». Ставят либо очень легкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку. Склонны к поиску помощи и поддержки, к отвлечению от деятельности (фантазированию). Эффективны в случае легких целей. При неудаче отказываются от реалистичной стратегии. Оценка окружающих Стремятся к получению обратной Не стремятся получать Самооценка и атрибуция причин связи и реагируют на нее. информацию или игнорируют ее. Самооценка реалистичная и устойчивая. Успех рассматривают как результат усилий, неудачу как следствие стечения обстоятельств. Чаще завышенная, заниженная, неустойчивая самооценка, успех рассматривается как случайность, а неудача – как проявление плохих способностей. Очень   важным   при   проведении   предметных   недель   является   вопрос   об   эталонах мотивации (типах), с которыми следует соотносить уровень развития мотивации у конкретного студента.  Выделяется три типа ступеней включенности студента в учебную деятельность:  Отрицательное отношение к учению. Этот тип характеризуется бледностью и узостью мотивов, познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату. Отсутствует умение ставить учебные   цели   и   преодолевать   трудности.   Нет   умения     выполнять   задания   по   развернутой инструкции. Нет ориентации на поиск развернутых способов действия. Учебная деятельность не сформирована. Безразличное (нейтральное) отношение к учению. Этот тип мотивации характеризуется наличием неустойчивых переживаний новизны и интереса, возникают первые предпочтения одних учебных предметов другим. Доминирующими являются широкие социальные мотивы долга. Типичная для них учебная деятельность – это простые учебные действия на основе образца и инструкции. Возможны простые виды самоконтроля.  Положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение к учению. Для   студентов   с   этим   типом   мотивации   учебной   деятельности   характерно   соподчинение мотивов, их иерархия. Мотивы сбалансированы, гармонируют друг с другом. Они умеют ставить3 перспективные   нестандартные   цели   учебной   деятельности,   реализовывать   их   и   преодолевать препятствия   при   их   достижении.   Учебные   действия   отличаются   гибкостью   и   мобильностью, типичным   является   поиск   нестандартных   способов   решения   учебных   задач.   Такие   студенты предвидят   социальные   последствия   своей   учебы,   их   учебная   деятельность   переходит   в самообразовательную.  Чтобы безразличное и отрицательное отношение к обучению у студентов переросло в положительное, чтобы они стали более мотивированы учебой, с этой  целью в образовательном процессе   используются   приемы   мотивации,   которые   дают   положительные   результаты   при усвоении учебного материала. Таблица   2   ­   Приёмы   мотивации,  которые    дают   положительные   результаты   при   изучении предметов Прием мотивации  Создание проблемной ситуации, групповая работа  Уроки­соревнования, работа малыми  группами  Уроки – деловые игры Презентация   средство наглядности ­   мощное Защита (интерактивный урок)    мини­проектов Последствия применения приема  Повышение   интереса   к   учебе,   развитие   коммуникативной функции   развития   речи,   умение   работать   в   команде, коллективе  Повышение   интереса   к   учебе,   развитие   социальных   мотивов, развитие коммуникативной функции развития речи, повышение эффективности   мотивации   через   проведение   урока­ соревнования  Повышение   интереса   к   учебе,   развитие   социальных   мотивов, развитие коммуникативной функции развития речи, вовлечение учащихся в активную деятельность на уроках. Применение   мультимедийных   презентаций   позволяет   сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только   зрение,   но   и   слух,   эмоции,   воображение,   помогает студентам глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.   Познавательная   мотивация   увеличивается,   облегчается овладение   сложным   материалом.     Фрагменты   уроков,   на которых   используется         презентация,   отражают   один   из главных  принципов  создания   современного урока ­ принцип фасциации (привлекательности).  Повышение   интереса   к   учебе,   развитие   коммуникативной функции развития речи.  Исходя из выше изложенного можно сделать следующие выводы: 1.   Мотивация   является   особо   важным   и   специфичным   компонентом   образовательной деятельности. 2. Через мотивацию формируется определённое отношение студентов к изучению предметов и осознаётся ценностная значимость для личностного развития. 3.   Через   повышение   мотивации   можно   значительно   улучшить   качественные   показатели познавательных процессов. 4. Через самостоятельную творческую деятельность в рамках предметных недель повышается мотивация   учебной   деятельности   у   студентов   колледжа,   формируются   приемы самостоятельного   приобретения   знаний   и   познавательных   интересов,   формирования   у   них активной жизненной позиции.4 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Богачкина Н.А., Педагогика и психология. – М: Омега – Л, 2012г. 2. Овсянникова. В. М., Мотивация инновационной деятельности.— Витебск, 2013.  3. Павлова Р.Ю., Материалы семинара по проблемам мотивации обучения 2015г.  4. Фалькович Т.А., Межличностное общение­ М:, 2012г.