Как позиционировать инструменты в пространстве?. Что ж, вопрос по существу. Конечно, выпускаются всевозможные плагины, которые вроде как помещают источник звука (т.е. записанную дорожку) в нужную часть виртуальной комнаты. Однако это не единственный способ позиционирования инструментов, ведь в докомпьютерное время звукоинженерам как-то удавалось создавать пространственную звуковую картину. Поэтому вашему вниманию предлагается один из базовых вариантов позиционирования.
Позиционирование
инструментов в
пространстве
Статьи о музыке » Всё о
звуке » Работа со звуком
Как позиционировать
инструменты в пространстве?.
Что ж, вопрос по существу.
Конечно, выпускаются
всевозможные плагины,
которые вроде как помещают
источник звука (т.е.
записанную дорожку) в нужную
часть виртуальной комнаты.
Однако это не единственный
способ позиционирования
инструментов, ведь в
докомпьютерное время
звукоинженерам както
удавалось создаватьпространственную звуковую
картину. Поэтому вашему
вниманию предлагается один из
базовых вариантов
позиционирования.
По нерушимым законам физики
длинные звуковые волны
распространяются лучше
коротких, поэтому чем дальше
вы находитесь от источника
звука, тем меньше высоких
частот до вас "долетает",
издалека слышно одно
низкочастотное "буханье". Это
первая точка отсчета: чтобы
"отодвинуть" инструмент с
переднего плана, следует
слегка прибрать на нем
высокие частоты, и наш мозг
будет воспринимать этот
источник звука как более
отдаленный объект по
сравнению с другими. Второй
принцип это реверберация.
Чем дальше источник звука,
тем больше отраженного звука
до наc доходит. Иначе говоря,
разница между уровнямипрямого и отраженного звука
при отдалении от источника
будет постепенно уменьшаться.
У близкого источнка звука
уровень отраженного звука
значительно меньше уровня
прямого, а пауза между
прямым сигналом и его
отражением мала (хотя бывают
и другие ситуации, но о них в
другой раз). Исходя из
вышеперечиленных условий
можно обработать записанные
дорожки так, чтобы одна
казалась ближе, а другая
дальше.
С глубиной понятно,
переходим к ширине звуковой
картины. Как работает
регулятор панорамы, надеюсь,
объяснять не нужно. Но просто
раскидать источники звука в
разные стороны как правило
недостаточно для получения
полноценного результата. Для
панорамы действуют
следующие принципы: если
источник звука находится поцентру, он равномерно
занимает все звуковое
пространство и его трудно
локализовать. При смещении в
одну из сторон он не только
получает некое положение в
пространстве (типа "ага, это
слева!"), но и становится
заметнее на общем фоне, и чем
ближе к "краю", тем заметнее.
Однако если расположить таим
образом "железо" ударной
установки (крэш до упора
направо, райд налево), у
слушателя возникнет
впечатление, что установка как
минимум метров 30 в ширину, а
это, согласитесь, ненормально.
Хотя все зависит от
музыкального стиля
В итоге, грамотно сочетая эти
своеобразные инструменты
управления глубиной и
шириной, можно задать
каждому источнику звука
определенные координаты в
общем звуковом поле.Казалось бы, у человека два
уха, а следовательно, источник
звука может находиться только
на прямой, соединяющей их.
Можно подумать, что ушная
раковина выполняет функцию
3мерного уловителя, но это
тоже не совсем верно:
заканчивается она наружным
слуховым проходом, и сигнал,
уже пройдя по нему, успевает
многократно отразиться от его
стенок, прежде чем попадает на
слуховые косточки. А
последние тем более не
передают трехмерность, так
как имеют только по одной
поверхности контакта друг с
другом, что эквивалентно
одному проводу. Ушная
раковина занимается только
эквалайзингом и
фильтрованием паразитных
гармоник, да и то очень плохо.
Трехмерным
позиционированием занимается
звуковой анализатор, начиная с
рецепторов органа слуха улитки, второе звено находится
в коленчатом теле и ядре 8го
нерва в стволе мозга, а третье
в слуховом анализаторе
височных областей больших
полушарий мозга.
Теперь о том, что влияет на
субъективное положение
источника звука в пространстве
(в порядке убывания
важности):
Задержка сигнала. Расстояние
между барабанными
перепонками в среднем 14
см , и всегда нужно добавить
огибание по одному из
слуховых каналов (правому или
левому) и по противоположной
от источника сигнала
поверхности черепа (играет
роль при рассчете высоких
частот). Итого в среднем 19
см*. То есть, если сигнал идет
четко справа, его задержка в
левом ухе составит
0.19/340=0,000559 с или 0,5 мс.
На самом деле, ее величинаможет достигать 2 мс.
Разность фаз. Она всегда
возникает как следствие
задержки, так может возникать
и по другим причинам.
Разность громкости
(панорама) в каналах.
Подумать только, лишь этим
второстепенным фактором
ограничиваются возможности
большинства
профессиональных систем
мастеринга!
Реверберация. Ведь очевидно,
чтобы показать, где находится
источник, нужно сравнить его
положение с другими
объектами (от которых и
отражается звук). Самый
сложный для ручной
реализации эффект.
Разность частотной
характеристики. Никогда не
работает сама по себе всегда
связана со временем. Принятосчитать, что более "тусклый"
сигнал с заваленными верхами
воспринимается как бы "сзади".
Это произойдет, если изменить
во времени его характеристику,
комбинируя с другими
эффектами позиционирования.
Эффект инерции. если
перемещать некий источник
звука по панораме, а затем
резко его выключить, оставив
небольшой ревер, слушателю
будет казаться, что источник
переместился далекодалеко в
эту сторону.Такие дела. Становится
понятным, какие частоты
наиболее важны для
позиционирования: средние от
400 Гц до 2 кГц. Потому что
именно на них могут возникать
эффекты интерференции, с
шагом сетки, сопоставимым с
размерами черепной коробки.
Благодаря вышеперечисленным
приемам, можно добиться
потрясающих эффектов. Но не
забудьте, что нужно учитывать
как прослушивание в
наушниках и колонках, так и
моносовместимость.Тембровая
коррекцияСтатьи о музыке » Всё о
звуке » Работа со звуком
Немного истории
Рождённый в 30х годах,
эквалайзер является старейшей и
наиболее часто используемой
звукорежисёрами обработкой
звука. Сегодня на рынке хватает
самых разных приборов для
тембровой коррекции – от
простого НЧВЧ корректора 50
х до навороченного
многополосного эквалайзера с
совершенной параметрикой. В
своей основе эквалайзер
представляет собой несколько
электронных фильтров,позволяющих изменять
амплитудночастотную
характеристику звукового
устройства. За последние пол
века схемотехника эквалайзеров
усовершенствовалась
необычайно, стремясь
удовлетворить от возросшие
требования аудиоиндустрии.
Понимание сущности
тембровой коррекции и её
воздействия на звуковой
сигнал
Остановимся на разъяснении
двух областей применения
эквалайзера, а именно голос и
его музыкальное сопровождение.
Я хочу обсудить различные
спектральные составляющие
звука – что они делают для
самого звука, и как мы это
воспринимаем. Почему иногда
звук бывает резким или грязным?
Почему мы иногда не можем
разобрать текст песни? Я
постараюсь дать ответы на эти
вопросы и, вообще, внести хотьнемного ясности в мистический
мир эквалайзеров.
Вокал
Грубо говоря, спектр голоса
можно разделить на три
основных полосы,
соответствующих главным
речевым компонентам – основе,
гласным и согласным.
Область голосовой основы
расположена на довольно
ограниченном участке спектра –
приблизительно между 125 и 250
герцами. Основа позволяет нам
определить – кто именно
говорит, и поэтому, правильная
передача её является
неотъемлемой часть
качественного звука.
Проводящие наибольшую
голосовую энергию гласные
занимают полосу 350 до 2000
герц. Согласные же,
расположенные на участке от
1500 до 4000 герц, обладаютнебольшой энергией, но зато
являются основной
составляющей разборчивости
голоса.
К примеру, на участок от 63 до
500 герц приходится около 60%
всей энергии голоса, но он всего
лишь на 5 % влияет на
разборчивость. Область 500 –
1000 герц обеспечивает 35%
разборчивости, в то время как на
диапазон от 1 до 8 килогерц
приходится 5% от энергии и 60%
от разборчивости.
Уменьшив уровень
составляющих низкочастотной
части спектра и увеличив
уровень в диапазоне от 1 до 5
килогерц можно существенно
увеличить разборчивость и
ясность голоса. Вот несколько
возможных последствий грубого
тембрового вмешательства в
звук:
поднятие АЧХ на участке 100 –
250 герц делает вокал гулким;вырезание участка 150 – 500 герц
порождает пустоту,
неосновательность;
уменьшение уровня на участке от
500 до 1000 герц влечёт за собой
излишнюю жёсткость;
поднятие части спектра около 3
килогерц несёт жесткую
металлическую гнусавость;
уменьшение усиления в полосе
от 2 до 5 килогерц приводит к
общему снижению
разборчивости, делает звук
безжизненным;
поднятие участка от 4 до 10
килогерц приводит к свистам и
появлению “звукового песка”.
Следствия тембровой
коррекции вокала
Во всех случаях для уверенногоуправления тембром лучше всего
использовать эквалайзер с
регулируемой параметрикой.
Придание чувственности
певцам, поющим в басовом
регистре.
Звуковая основа.
Очень важно для
качественного звука.
Важно для естественного
звучания. Чрезмерное
поднятие приводит к
получению “телефонного
звука”.
Артикуляция вокала,
манера исполнителя.
Очень важно для
разборчивости.
Придают чистоту и ясность.
80 –
125
герц
160 –
250
герц
315 –
500
герц
630 –
1000
герц
1250 –
4000
герц
5000 –
8000
герц
1250 –
8000
герц5000 –
16000
герц
Чрезмерное усиление
приводит к сыпучему,
свистящему звуку.
Слишком сильное увеличение
уровня на участке 200 – 400 герц
приводит к маскировке
согласных, таких как “м”, “б”,
“в”. Слишком сильное
увеличение уровня в диапазоне
1000 – 4000 герц приводит к
быстрому утомлению слуха.
Вокал можно слегка осветлить,
подняв в районе 3 килогерц,
одновременно уменьшив
усиление на этой же частоте у
всех инструментов
аккомпанимента.
Инструменты
Микширование инструментов –
это настоящее искусство, и
звукорежиссёру приходится не
один раз обращаться к помощи
эквалайзера, прежде чем он
найдёт тот звук, который емунужен. Многие инструменты
имеют столь мощный и богатый
звук, что его практически
невозможно передать близко
поставленным микрофоном. Вот
здесьто и приходит на помощь
эквалайзер, основная цель
которого – донести до нас этот
звук в наиболее естественной его
форме.
Прозрачность звука многих
инструментов может быть
существенно увеличена путём
подчёркивания их гармоник.
Наше ухо их слышит даже в
самых низких звуках с, казалось
бы, узким спектром. Барабаны –
это один из таких инструментов,
яркость звука которых можно
существенно повысить путём
простого уменьшения усиления в
нижней части спектра,
подчёркивая тем самым
существующие в звуке
гармоники. Вот несколько
мыслей по поводу того, что
именно некоторые из частот
делают со звуком и что при этомчувствуют наши уши.
31 –
50
герц
80 –
125
герц
160 –
250
герц
300 –
500
герц
Дают музыке мощность и
энергию. При чрезмерном их
подчёркивании звук может
помутнеть, стать тусклым.
Так же маскируют
некоторые гармонические
компоненты.
При чрезмерном поднятии
их возникает “бумэффект”
Обычная проблема
большинства миксов.
Избыток лишает
фонограмму мощности, но
они, всё же, необходимы
для “теплого” звучания
фонограммы. 160 герц, по
моему мнению – самая
раздражающая частота.
Здесь же расположена
звуковая основа басгитары
и других басинструментов
Здесь расположена звуковая
основа струнных и
перкуссионных
инструментов.400 –
1000
герц
800 –
4000
герц
1000 –
20000
герц
4000 –
10000
герц
5000
герц
Основа и гармоники
струнных, клавишных и
перкуссии. Здесь, вероятно,
самая важная область,
отвечающая за
естественность звучания –
здесь расположен именно
“голос” инструмента.
Избыток приводит к
“трубоподобности”
звучания.
Здесь самая подходящая
область, что бы выделить
инструмент или слегка
“подогреть” его звучание.
Избыток приводит к
быстрому ауральному
утомлению.
Избыток приводит к
заметному “истончению”
звука.
Область разборчивости
перкусии, тарелок, малого
барабана.
Отвечает за прозрачность.
Избыток привносит
некоторую “отдалённость”8000 –
20000
герц
звучания.
Очень часто именно с ней
ассоциируется понятие
“качества записи” или
микса. Именно здесь лежит
источник “глубины” микса и
чистоты его “атмосферы”.
Избыток приводит к
пронзительному и ломкому
звучанию.
А здесь ещё несколько замечаний
по поводу формирования АЧХ,
но уже относительно разных
инструментов. При работе с
живым звуком я даже выставляю
эти значения эквалайзера перед
саундчеком – это позволяет
сэкономить время на отстройке.
Но не придавайте этому
слишком большого значения –
это не более чем точка отсчёта –
с этого просто удобно начинать.
Большой барабан: кроме
обычного вырезания области от
200 до 400 герц обычновырезается узкая полоса спектра
в области 160, 800 и 1300 герц.
Это позволяет освободить место
для звуковой основы басгитары
и музыки в целом. Ещё я
обнаружил, что применение ВЧ
фильтрации от 50 герц позволяет
уплотнить звук большого
барабана, оставив для вашего
компрессора именно тот сигнал,
с которым он может музыкально
работать. Подъём 5 – 7 кГц – для
отчётливого щелчка.
Малый барабан: это именно тот
инструмент, звук которого очень
легко замутнить слишком
большим количеством “низа”.
Частоты ниже 150 герц никогда
не используются для получения
современного звука. Могу
предложить для их подавления
всё тот же ВЧ фильтр.
Большинство моделей малых
барабанов требуют лишь
“подрезать” несколько частот.
Начните с 400 герц, 800 герц и
некоторого количества 1300
герц. Именно, начните – вовсе необязательно, что вам придётся
крутить их все. Если малый
барабан слишком “торчит” в
миксе, но вы не хотите изменять
его уровень, приснимите немного
5кГц – это слегка “отдалит” его
– и потом скомпенсируйте это
лёгким поднятием 10 кГц.
Хайхэт: В НЧ участке спектра
содержится очень мало
информации о звуке хайхэта.
Применение ВЧ фильтра с
частотой среза 200 герц может
освободить звук от
нежелательной грязи. Основными
в звуке хайхэта являются
частоты в диапазоне от 400 до
1000 герц, а особенно 600 – 800
герц. Для осветления звука
достаточно поднять АЧХ на
участке выше 12500 кГц.
Томы и флортомы: требуют
вырезания участка от 300 до 800
герц. Кроме этого, участок ниже
100 герц не несёт в себе
практически никакой тембровой
информации, а лишь маскируетсобой полезные гармоники и
искажает естественное звучание
томов.
Overhead: я считаю, что верхние
микрофоны – это самая значимая
часть в подзвучке барабанной
установки. Именно они одни
определяют звук установки в
целом. Они дают барабанам
толику пространственного
объёма. Они, как правило,
требуют ослабления усиления в
районе 400 герц и хорошей
фильтрации ВХ от 150 герц. Они
не используются для придания
мощности звуку барабанов, а
лишь “красят” его, так что смело
“режьте” всё, что маскирует
гармонические составляющие
звука или “притупляет” его.
Вырезание участка около 800
герц и поднятие верхней части
спектра от 12500 герц принесёт
большую “определённость” звуку
барабанов в миксе и добавит
необходимую долю
прозрачности.Басгитара: требует наличия в
спектре тех частот, от которых
необходимо избавляться при
работе с другими
инструментами. В частности, в
районе 800 герц находится
область, отвечающая за чистоту
звучания басгитары. Слишком
большой уровень нижних
составляющих спектра способен
замаскировать область чистоты
басовой партии. Я слышал, как
говорили, что лучший путь
поиска звука басгитары – это
обрезать всё, что ниже 150 герц,
сформировать тот звук, который
вам нужен в средней части
спектра, и потом постепенно
возвращать “низ” до тех пор,
пока не вернётся “основа” звука
до того момента, когда она
начнет маскировать “область
чистоты”. Представьте себе АЧХ
в виде рисунка. Если слишком
большой уровень НЧ
составляющей – звук будет
бубнящим и непрозрачным, с
замаскированными ВЧ
гармониками. Именноприменение эквалайзера и
позволяет не допускать такие
ошибки.
Гитара, пиано и т.д. имеют
основу в среднечастотной
области. Тем не менее,
уменьшение усиления в
низкочастотной области спектра
– там, где находятся
неиспользуемые НЧ гармоники
не является хорошей идеей.
Даже если вы чувствуете, что не
можете определённо услышать в
низкочастотной области, то, что
там находится, всё равно
присутствует в миксе и играет
какуюто роль.
Звуки выше названных
инструментов в низкочастотной
части спектра дают то, что
обычно называют “поддержкой”.
Непосредственно тембр
формируется в области середины
– 400 и 800 герц внизу и от 1000
до 5000 наверху. Всё, что больше
5 килогерц – лишь придаёт
прозрачность и ясность.Не забывайте контролировать
спектр инструментов по
отношению друг к другу.
Например, не ярче ли звук
большого барабана, или пиано,
или тарелок, чем вокал.
Наконец
Эквалайзер – самый
используемый прибор в
аудиоиндустрии. Лишь понимая
его суть, аудиоинженер может
грамотно управлять им и
получить тот результат,
которого добивался. Ключ к
пониманию сути тембровой
коррекции это понимание того,
КАК добиться нужного тебе
результата. Не менее важно знать
особенности применяемых
микрофонов или возможные
проблемы, связанные с их
размещением. Эквалайзер – это
не панацея, он не умеет
исправлять ошибки – он всего
лишь помогает выделить тот
сигнал, с которым вы будетеработать дальше. Он значительно
лучше справляется с задачей
отсекания ненужного, чем с
задачей выделить из сигнала что
то, в нём не существующее.
Коррекция в низкочастотном
диапазоне
Эквализация – самый широко
используемый, самый
востребованный, самый …
(придумайте сами) тип устройств
обработки звука. Кроме этого,
он ещё и самый мощный. По
определению, эквалайзер – это
устройство управления уровнем
сигнала в отдельно взятом
частотном диапазоне.
Я очень много времени отдал
изучению эквализации – сидя с
графическим эквалайзером и
морем разных фонограмм. После
тридцати часов прослушивания,
как влияют на звук изменения
АЧХ , я начал слышать эффект
эквализации в самых разныхмиксах, и с тех пор, как я начал
заниматься мастерингом, это
стало прямым руководством к
действию по применению
эквалайзера.
Упражнения, подобные этому,
хороши на самом раннем этапе
освоения эквалайзинга. Они
достаточно широко представлена
на специальных компактдисках,
хотя , конечно, ничто не может
заменить простой кнопки
“ON/OFF” на эквалайзере.
Следующий шаг в освоении
техники эквализирования – это
применение специфической
эквализации для отдельно
взятого инструмента. Для
эквализации используются некие
“ключевые” частоты, при этом
длжна быть возможность
сравнивать звучание инструмента
с эквалайзером или без, и всё это
как в режиме “соло”, так и в
общем миксе.
Целью этих упражненийявляется тренировка уха
безошибочно определять, какие
именно изменения в АЧХ
необходимы для каждого
отдельно взятого микса. В то
время, как ктото получает
возможность по настоящему
“слышать” частоты в результате
этих упражнений, другие
приобретают лишь ограниченную
возможность правильно
использовать эквализацию.
Частотные диапазоны
Ключём к пониманию сущности
эквализации является
понимание, какое именно
влияние на микс или отдельно
взятый инструмент оказывает
изменение в разных частотных
диапазонах.
Низкочастотный диапазон
Покрывающий полторы октавы –
от 80 до 250 герц, этот диапазончастот определяет “жирность”,
“наполненность” звука.
Эквализацию обычно применяют
на частотах 100 и 200 герц.
В звук басгитары и гитары
частоты этого диапазона
привносят основательность и
наполненность. Чрезмерный их
уровень создаёт бубнящий
грязный звук. Частоты этого
диапазона в высокой степени
подвержены воздействию
эффекта ФлетчераМэнсона, то
есть необходимо слушать ваш
микс как с большим уровнем
громкости, так и с маленьким, на
пределе слышимости, что бы
соблюсти правильный частотный
баланс микса. В то время, как
частоты около 50 герц влияют на
слитное звучание басгитары и
большого барабана, гитара при
этом будет звучать плотно и
“жирно”, не вызывая эффекта
“загрязнения” звука. Уменьшение
уровня частот в районе 100 герц
вызовет различие между звуком
гитары и басгитары и, какследствие, раздельное звучание
их партий. Низшая частота
основы гитарного звука
расположена около 80 герц.
Для вокала частоты в районе 200
герц определяют полноту и
насыщенность его звучания.
Уровень частот этого диапазона
может быть уменьшен для
увеличения разборчивости
вокальной партии. Тем не менее,
если были сделаны изменения в
АЧХ тракта вокала в более
высокочастотном диапазоне,
повлёкшие за собой потерю
основательности звучания и
появления эффекта “тонкого”
звука, некоторое увеличение
усиления на 200 герцах поможет
восстановить полноту звучания.
Если при обработке звука
инструментов усиление на 100
герцах было уменьшено для того,
что бы избежать появления
скомканного звучания
(некоторые ноты находятся на
пределе слышимости, в то время
как остальные сливаются внепонятный шум), некоторое
увеличение уровня на 200 герцах
позволяет скомпенсировать это и
вернуть звуку основательность.
Гитара и басгитара обладают
почти одинаковой энергией на
частоте своей звуковой основы и
её второй гармоники, и в связи с
этим очень часто их звуки
сливается и партии становятся
трудноразличимыми. В этом
случае уменшение усиления на
100 герцах и небольшое
увеличение на 200 позволяет
вернуть нотную разборчивость.Какие есть
вокодеры
Справочные данные, Статьи о
музыке » Всё о звуке » Работа со
звуком
Вокодер (англ. voice coder —
кодировщик голоса) —
устройство синтеза речи на основе
произвольного сигнала с богатым
спектром. Изначально вокодеры
были разработаны в целях
экономии частотных ресурсов
радиолинии системы связи при
передаче речевых сообщений.
Экономия достигается за счеттого, что вместо собственно
речевого сигнала передают только
значения его определенных
параметров, которые на приемной
стороне управляют синтезатором
речи. Основу синтезатора речи
составляют три элемента:
генератор тонального сигнала для
формирования гласных звуков,
генератор шума для
формирования согласных и
система формантных фильтров
для воссоздания индивидуальных
особенностей голоса. После всех
преобразований голос человека
становится похожим на голос
робота, что вполне терпимо для
средств связи и интересно для
музыкальной сферы.
Вокодер как необычный эффект
был взят на вооружение
электронными музыкантами и в
последствии стал полноценным
эффектом благодаря фирмам
изготовителям музыкального
оборудования, которые придали
ему форму и удобство
музыкального эффекта. Вокодеркак музыкальный эффект
позволяет перенести свойства
одного (модулирующего) сигнала
на другой сигнал, который
называют носителем. В качестве
сигналамодулятора используется
голос человека, а в качестве
носителя — сигнал, формируемый
музыкальным синтезатором или
другим музыкальным
инструментом. Так достигается
эффект «говорящего» или
«поющего» музыкального
инструмента. Помимо голоса
модулирующий сигнал может быть
и гитарой, клавишными,
барабанами и вообще любым
звуком синтетического и «живого»
происхождения. Так же нет
ограничений и на несущий сигнал.
Экспериментируя с
моделирующим и несущим
сигналом можно получать
совершенно разные эффекты —
говорящая гитара, барабаны со
звуком пианино, гитара звучащая
как ксилофон.
Современные вокодеры можноподелить на аппаратные (с
которых все и началось) и
виртуальные (появились гораздо
позже с развитием компьютерных
технологий создания музыки). В
практике компьютерного
музыканта значительно чаще
используются вокодеры
виртуальные, реализованные в
виде VSTплагинов (VSTpugins),
так как они более гибкие в
настройке. Применяются
подобные решения вокодеров не
сами по себе, а совместно с
программойхостом. В качестве
таковой может быть использована
любая виртуальная студия,
поддерживающая технологию
VST, например, Cakewalk SONAR,
Steinberg Cubase или Fruity Loops
Studio. Программа хост позволяет
подключать собственно сам
вокодер, и выбирать откуда будет
поступать несущий и
модулирующий сигнал (некоторые
вокодеры имеют встроенный
синтезатор несущего сигнала) — с
синтезаторов и семплеров
(которые, кстати, имеют тоже