С давних пор профессия «учитель» считалась самой уважаемой, почетной и ответственной профессией в мире. Несколько десятков лет назад выпускники школ среди самых престижных профессий называли профессию учителя. Этот путь выбирали лучшие ученики из класса. Но, к сожалению, в современной России эта благородная профессия утратила свою ценность. В последнее время о престиже профессии учителя много говорят, пишут, дискутируют. Главным образом о том, что статус педагога нужно повышать, что необходимо создавать все условия, чтобы в профессию приходили молодые и талантливые, инициативные и творческие, активные и неравнодушные, чтобы на вопрос «Кем вы работаете?» можно было с гордостью ответить: «Я учитель!». От чего же зависит престиж профессии учителя? И почему именно в последние годы он так пошатнулся? Давайте разберемся.
Крупнова п. Красноярский, Кваркенский р-н Оренбургская обл МАОУ СОШ № 20.docx
Престиж профессии учителя
О.В. Крупнова,
МАОУ «СОШ № 20» п.Красноярский, Кваркенского района, Оренбургской области
С давних пор профессия «учитель» считалась самой уважаемой, почетной и
ответственной профессией в мире. Несколько десятков лет назад выпускники школ среди
самых престижных профессий называли профессию учителя. Этот путь выбирали лучшие
ученики из класса. Но, к сожалению, в современной России эта благородная профессия
утратила свою ценность. В последнее время о престиже профессии учителя много говорят,
пишут, дискутируют. Главным образом о том, что статус педагога нужно повышать, что
необходимо создавать все условия, чтобы в профессию приходили молодые и талантливые,
инициативные и творческие, активные и неравнодушные, чтобы на вопрос «Кем вы
работаете?» можно было с гордостью ответить: «Я учитель!». От чего же зависит престиж
профессии учителя? И почему именно в последние годы он так пошатнулся? Давайте
разберемся.
Престиж профессии (франц. prestige обаяние, очарование) – это значимость,
авторитет, уважение, влияние, которыми наделяются в обществе различные виды
деятельности.
Учитель – это одна из самых востребованных профессий. Она необходима вне
зависимости от географического положения, типа политического устройства, веяний моды.
Уникальность профессии учителя заключается в том, что результат данной деятельности
видно не сразу. Это не банальное поступление ученика в университет, а то, каким человеком
он стал. Здесь ответственность колоссальная. Роль учителя в наше время очень изменилась.
Если мы будем сравнивать учителя советских времен и учителя сегодняшнего, это – небо и
земля. Потому что учитель той поры – это носитель сокровенных знаний, что сразу поднимало
его престиж в глазах окружающих. Сейчас же учитель – это один из источников знаний,
поэтому говорить о том, что учитель просто передает детям знания – это абсолютно неверно.
Учитель – личность со своей позицией, которую он должен высказывать. Это не только
человек, который блестяще знает свой предмет. Это очень важно, но этого явно не
достаточно. Гораздо важнее, если учитель – еще и воспитатель, если он может своим
примером показать детям пути личностного роста. Сегодня для молодых людей важно
желание преуспевать, быть успешным, а потому самое главное в образе современного
учителя — быть ориентированным на успех и демонстрировать эту успешность своим
ученикам, уметь делать их жизнь успешнее. Еще одна составляющая образа современного
учителя — позволить себе успевать все и везде, владеть основами таймменеджмента и учить
этому детей. Кроме того, педагог должен быть многоролевым актером в образовательном
процессе, рекламщиком, тьютером в подготовке проектной деятельности, режиссёром
в организации совместных мероприятий, психологом в деле меняющихся подростково
юношеских отношений, компетентным советчиком в деле освоения учебного материала. Для
педагога также важны коммуникабельность и компетентность, пронизанная духом творческой
непредсказуемости.
Престиж это уважение к социальному статусу не только со стороны общества, но и со
стороны государства. Нельзя обойти стороной важный признак, по которому определяется
социальный статус любой профессии – экономический. Изза экономических проблем
престижность преподавательской деятельности в России снизилась. Возрастет ли престиж
труда учителя, если значительно увеличить заработную плату? Вопрос спорный. Стоит
отметить, что дело не только в проблеме повышения благосостояния учителя. В советские
времена зарплата учителя никогда не была высокой, а конкурс в педвузы был большой. Отношение общества к учителю — сложная задача, решить которую одним поднятие зарплаты
невозможно, здесь необходим системный подход.
К сожалению, и СМИ не способствуют поддержанию уважительного отношения к
учителям. Позитивный образ учителя сегодня неинтересен журналистам. В СМИ,
художественных, документальных фильмах мы не увидим положительных примером, когда
учитель является достойным наставником, другом. Всё больше скандальных историй о
несправедливых, равнодушных учителях. В произведениях массовой культуры учитель
заслуживает больше жалости, чем уважения. Фильмы о школе и педагогах показывают
образовательные учреждения чаще с негативной точки зрения. Конечно, есть проблемы, и их
необходимо обсуждать. Но можно показывать сюжеты и о хороших учителях, о тех, кто
работает и днем и ночью, уважает и любит свою профессию, тем самым повышая ее престиж.
Цитируя бессмертные слова Бисмарка о том, что войну выигрывают не генералы,
а простой сельский священник и сельский учитель, можно утверждать: «Каким будет
современный учитель, условия его труда, такой и будет наша великая Россия». Без уважения
к учительской профессии нельзя воспитать и уважение к стране, в которой мы живем.
Поэтому так важно, чтобы каждый педагог ощущал свою значимость, внимание государства,
признание в обществе.
Статья. Престиж профессии учителя
Статья. Престиж профессии учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.