МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа № 1»
Престольные праздники
Православной Церкви
Выполнила учитель начальных классов:
Филинова Тамара Николаевна
п. Ивня
Если хочешь праздновать с ангелами, празднуй всегда с чистым сердцем...
Церковный праздник - это отдых от физических трудов и отрадное ликование духа, ради осознания великих милостей Божьих, и не предполагает праздности, ленивого, пустого времяпрепровождения и тем более гульбы, пьянства.
Праздник может состоятся только для доброго христианина, чтящего и понимающего праздники Церкви. У него в душе светло и радостно в этот день, потому что он способен почувствовать как изобильно даруются Господом духовные блага любящим Его. «Праздник - явление благих дел, благочестивое настроение души и исправная жизнь. Если ты имеешь это, то всегда можешь праздновать» (Иоанн Златоуст).
В праздник удалитесь от зла и сотворите благо!
14 октября 2008 года Праздник Покрова Пресвятой Богородицы
|
|
|
14 октября Русская Православная Церковь совершает празднование Покрова Пресвятой Богородицы в память события, произошедшего более тысячи лет назад в Константинополе. Чудо, случившееся в 911 году во Влахернском храме, воспринимается верующими людьми как дорогое каждому сердцу. Ведь заступничество Божией Матери, Ее защиту и Ее Покров мы чувствуем всегда и в собственной жизни, и в жизни нашей Родины. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем». История установления праздника Чудесное событие, прославленное Церковью, произошло 1 октября 910 года, во Влахернском храме во время богослужения, когда город Константинополь – тогда Православная греческая столица – был окружен многочисленным неприятелем. Все находившиеся в церкви, а среди них и император Лев, и императрица, горячо молились об избавлении от врага. Свою молитву возносили и святой Андрей, принявший на себя подвиг юродства Христа ради, и его ученик блаженный Епифаний. Вдруг они увидели в воздухе чудное явление Пресвятой Богородицы. Пречистая Дева была окружена пророками, апостолами и Ангелами. Она молилась о грешном мире и распростерла над христианами, стоящими в церкви, свой омофор (покрывало). Покров в руках Ее сиял «паче лучей солнечных». Сподобившийся этого видения Андрей спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святой отче, и ужасаюся», – отвечал ему Епифаний. Жители города, услышав об этом утешительном знамении, исполнились радости и надежды, что Бог по молитвам Заступницы избавит их от бед, нанесенных вторжением сарацин. Действительно, вскоре после видения враги Церкви были побеждены и прогнаны. Честь установления этого праздника принадлежит Русской Православной Церкви, которая от самого своего начала вверилась заступничеству Богоматери и освятила этот день торжественным празднованием. 1 октября по церковному календарю (14 октября по гражданскому) установлен праздник ежегодного воспоминания этого явления и особенного над нашей Церковью Покрова Богородицы. Традиция праздника в России В России праздник Покрова Божией Матери был установлен в середине XII века как великий праздник Русской Православной Церкви стараниями святого князя Андрея Боголюбского. Запись об этом содержится в Прологе XII века. В 1165 году вблизи Владимира был построен всемирно известный древнерусского зодчества – храм Покрова на Нерли. Другой известнейший собор в честь Покрова Божией Матери (храм Василия Блаженного) расположен в центре Москвы, на Красной площади. Его строительство связано с походом царя Иоанна IV Грозного на Казань в 1552 году. В праздник Покрова русские войска одержали решающую победу над татарами. Утешительным свидетельством особенного Покрова Божией Матери для Православной Церкви служат и все воспоминания многочисленных явлений благодатной помощи Матери Божией верующим. «Всегда призывайте на помощь Царицу Небесную – Матерь рода христианского» Дай Бог, чтобы в дни скорби, как и в дни радости, мы, обращаясь с молитвой к Божией Матери на службе, дома, на поле брани, чувствовали Ее Покров и заступление.
|
Казанская Божья Матерь
·
Престольный праздник проходит в Казанском соборе на Красной площади в Москве и в десяти православных храмах Белгородской области.
Казанская икона Пресвятой Богородицы, которая особо почитается на Руси, связана с великими историческими событиями, которые происходили в России. Казанской иконой благословляют к венцу молодых, перед ней молятся о семейном благополучии.
Явление Казанской иконы произошло при следующих обстоятельствах. После покорения Казани Иваном Грозным там была учреждена епархия и начала распространяться православная вера. Но вскоре магометанство стало оказывать сильное сопротивление.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского кремля. Однако вскоре город начал вставать из руин.
Вместе с другими погорельцами недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Пресвятая Богородица и повелела достать Ее икону, зарытую в земле. Но на слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась ей Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону.
Весть о чудесном обретении иконы быстро разнеслась по городу. С крестным ходом образ был перенесен в приходскую церковь во имя святителя Николая, настоятелем которой в то время был священник Гермоген, будущий архиепископ Казанский, а затем Патриарх и священномученик. Он и описал впоследствии это событие.
Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране происходили усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за святую веру и Отечество Патриарх Гермоген, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой, за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем».
Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Было собрано ополчение. За военную его часть отвечал князь Дмитрий Михайлович Пожарский, а за хозяйственную – Кузьма Минин. Настоятель Нижегородского Печерского монастыря благословил ополчение Казанской иконой Пресвятой Богородицы.
По изгнании поляков из Москвы князь Дмитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке, в Москве.
Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году была перенесена в новоустроенный храм.
В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.
В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед Казанской иконой Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте.
В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.
Престольный праздник проходит и в Храме Казанской иконы Божией Матери п. Томаровка Яковлевского района Белгородской области. Казанская церковь была воздвигнута в 1869 году. В начале XX века в Томаровке было уже три храма, однако до настоящего времени сохранился только один, Казанский.
Праздник святого Николая Чудотворца — 19 декабря
Славяне полюбили Святого Николая Чудотворца издревле — с момента крещения Руси
великим князем Владимиром. Когда день Святого Николая? - Праздник Святого
Николая традиционно отмечается 19 декабря, хотя существует и еще другой день
Святого Николая — 22 мая, и даже есть еще один праздник Святого Николая — 17
февраля, который празднуется в честь Святого Николая — Студийского игумена.
Почему Святого Николая назвали Чудотворцем и почему его так любят и взрослые
люди, и совсем дети? Потому что доброе сердце Святого Николая делало людям
приятные чудеса, он выручал многих из критических жизненных ситуаций, а славяне
очень любят разные чудеса — все мы в душе дети и верим в сказку.
Более того, если православные христиане просто почитают Святого
Николая Чудотворца как первого главного Святого после самой Богородицы Девы
Матери, то католики в честь Святого Николая придумали и назвали даже такого
известного персонажа — как Санта-Клауса, который каждое 19 декабря незаметно
прятал в чулочки, развешанные над камином, заветные подарки для детей и
исполнял их самые сокровенные желания.
Традиция с развешиванием чулочков 19 декабря повелась после того, как Святой Николай
(тогда еще обычный молодой парень-сирота, родившийся в семье богатых, но рано
умерших родителей в городе Патаре в Турции) узнал, что три сестры-девицы очень
хотели выйти замуж, но у них не было приданного и ни один жених не решился
взять в жены бесприданницу. Девушки очень страдали и переживали по этому
поводу, т.к. у них был только не самые лучшие пути выхода из этой ситуации —
идти в служанки и всю жизнь пробыть старыми девами либо, современно выражаясь,
«идти на панель».
Когда Святой Николай узнал об этом, он залез в закрома своей обширной
сокровищницы и взял оттуда большую сумму золота, которое и закинул девушкам в
дом через дымоход. А золото, падая по трубе дымохода, в основном попадало в
чулочки, ранее развешанные девушками-сестрами на просушку. Вот с тех пор и
пошла традиция на день Святого Николая вешать у камина чулки.
Учтите, что праздник Святого Николая — великий день, в который православные
христиане должны стараться не работать — т.е. ничего не делать вообще, а
отдыхать и молиться святому. В день Святого Николая обычно происходят первые
жестокие морозы, а вот для тех пар, которые пожелали соединить свои судьбы
праздник Святого Николая — идеальный день для засылания сватов.
Надо учиться прощать даже
врагам, даже людям, совершившим страшные поступки, если они искренне покаялись
и повинились. Надо просто стараться быть лучше — вот чему учит нас жизнь
Святого Николая Чудотворца. Вещи и материальные блага — это прах, сегодня они
есть, а завтра — сгнили или просто исчезли, а душа — она вечная, и будет ли она
мучиться после нашей физической смерти в аду, или же будет в Раю — решать
только нам.
Если Вы верите в чудеса и Вам действительно очень-очень нужна помощь или даже
настоящее чудо — молитесь Святому Николаю Чудотворцу — искренне и сильно, с
душой, и он обязательно Вам поможет, если задуманное Вами угодно Богу.
Чтобы достойно отметить праздник Святого Николая Чудотворца — обязательно порадуйте своих дорогих и близких людей пусть не дорогим, но душевным подарком, подайте милостыню нуждающемуся.
В светлые пасхальные дни в
нашем храме отмечают престольные праздники.
15 мая – перенесении мощей благоверных князей Российских Бориса и
Глеба (1072 и 1115 г.г.). 22 апреля – перенесение мощей святителя и чудотворца
Николая из Мир Ликийских в Бар (1087 г.).
День святой Троицы отмечается на 50 день после Пасхи.
Этот
праздник получил также название «Пятидесятница», потому что это событие
произошло в 50-й день после Пасхи, совпадая с иудейской Пятидесятницей -
праздником первых плодов и воспоминанием о даровании через Моисея израильскому
народу синайского закона - десяти заповедей.
Евангелие от Луки повествует: на 50-й день после воскресения Иисуса Христа,
утром, 12 апостолов и Богоматерь, находившиеся в одной горнице, услышали шум с
неба, как бы несущегося сильного ветра, который наполнил весь дом. И явились
огненные языки, и остановились по одному на каждом из учеников Христовых. Все
исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде
не знали.
Этот
праздник называется еще Троицей, так как в сошествии Святого Духа проявляется
полнота Божества (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой), завершившего
домостроительство спасения рода человеческого именно в этот день.
Именно с этого дня миру раскрылось действие Пресвятой Троицы - Отца, Сына и
Святого Духа. Святая Церковь молится о даровании благодати Духа Святого всем
присутствующим, а также прежде усопшим отцам и братиям нашим.
Праздник в честь Троицы, узаконенный церковью в 4 веке, долгое время не был
широко распространен в древней Руси. В 14-16 веках культ Троицы становится
чрезвычайно популярным в русских землях, и связано это с деятельностью Сергия
Радонежского, наиболее почитаемого в народе святого. Он избрал своим жизненным
служением Троицу, чтобы созерцанием ее «побеждался страх ненавистной розни мира
сего». Троица - праздник мира и добра.
Суббота накануне Троицына дня была у славян одним из главных поминальных дней. Поэтому нередко ее называли родительской или задушной субботой. С троицкими обычаями поминовения родственников, умерших преждевременной смертью, прямо соотносятся поверья о появлении на земле в этот период русалок - душ умерших детей или девушек, не доживших до вступления в брак. Так Господь приближает к себе всех, не только живущих, но и усопших.
В воскресенье, в Троицын день, с утра всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. В этот день и храм, и жилище принято было украшать настоящим зеленым ковром из цветов и листьев. Окна домов украшали свежими березовыми и яблочными ветками, вставляли их за образа в комнатах.
Символ
праздника - березка. Березовыми ветками и полевыми травами украшались дома:
стены увешивались ветками, пол застилали скошенной травой, подоконники пахучей
зеленью и цветами. Считалось, что береза обладает особой силой роста и что
нужно эту силу использовать. Ветки березы наши предки использовали в качестве
оберега от всяких нечистых духов.
На Троицу девушки, украсив избы, шли в лес завивать березку и плести венки. В
ближайшей роще выбирали молодую кудрявую березку, украшали ее лентами и,
взявшись за руки, водили хоровод, сопровождая его песнями. Затем устраивали под
березкой праздничную трапезу, а после ломали с той же березки ветки и плели
венки, с которыми снова водили хороводы и пели песни.
|
Православная Церковь отмечает память святых апостолов Петра и Павла вместе, в один день: 12 июля по новому стилю (29 июня по старому).
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.