Статья "Причины неправильного произношения звуков."

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 12.08.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья предназначена ля родителей. В чем причины речевых нарушений у дошкольников? Неблагоприятная наследственность может оказывать большое влияние на состояние здоровья и речи будущего ребенка. По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата (например, расщелина неба и губы); своеобразие развития некоторых структур головного мозга, ответственных за осуществление речевой функции. Если в роду у ребенка кто-либо из родственников поздно начал говорить или имел (имеет) различные нарушения речи (заикание, очень быстрый темп речи), ребенок может унаследовать предрасположенность к этим нарушениям. и т.д.
Иконка файла материала Статья Причины неправильного произношения звуков.docx
Причины неправильного произношения звуков. Звуки речи — это особые сложные образования, присущие только  человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет  после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые  системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются  центральной нервной системой. Неблагоприятные факторы и  воздействия, ослабляющие этот процесс, отрицательно сказываются  на становлении произношения. Наиболее распространенными дефектами периферического  речевого аппарата являются: • укороченная подъязычная связка — не дает языку высоко  подниматься и затрудняет его движение; • слишком большой или очень маленький и узкий язык затрудняет  правильную артикуляцию; • узкое, слишком высокое («готическое») или низкое, плоское нёбо  — препятствует правильной артикуляции многих звуков; • толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная,  малоподвижная верхняя губа — затрудняют четкое  произношение губных и губно­зубных звуков; • дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса;  нормальным считается прикус, когда при смыкании челюстей  верхние зубы на 1/3 прикрывают нижние; • неправильное строение зубов, зубного ряда — при нарушении  зубного ряда может искажаться звукопроизношение. В ряде случаев неправильное произношение не связано с дефектами  органов артикуляционного аппарата. Оно может быть вызвано  другими причинами, такими как: • физическая ослабленность вследствие соматических заболеваний,  особенно в период активного формирования речи;• недоразвитие фонематического восприятия, вследствие чего у  ребенка наблюдаются затруднения в различении звуков,  отличающихся тонкими акустическими признаками, например,  звонких и глухих согласных ([б] — [п], [в] — [ф], [г] — [к] и т. д.),  мягких и твердых ([б] — [б'], [в] — [в'], [г] — [г'] и т. д.), свистящих и шипящих ([с] — [ш], [з] — [ж] и т. д.); • недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата,  что может проявляться, например, в неумении удерживать язык в  нужном положении или быстро переходить от одного движения к  другому; • снижение слуха (даже очень незначительное снижение слуха часто  мешает нормальному развитию произношения). Еще одной причиной плохого звукопроизношения является  неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с  детьми, имеющими неправильное произношение. В этом случае  отрицательно сказывается навык подражания, поэтому родители  должны по возможности устранить негативное влияние и следить за  тем, чтобы ребенок подражал примерам правильной речи. Ответственные родители стараются воздействовать  на формирование речи ребенка с раннего возраста, заботятся о  том, чтобы он слышал правильную, спокойную, неторопливую, четко интонированную речь. Родители и окружающие ребенка взрослые  должны говорить, правильно артикулируя каждый звук и четко  выговаривая окончания слов. Особенно отчетливо следует  произносить новые для ребенка слова. Ни в коем случае нельзя  «подстраиваться» под неправильную детскую речь, недопустимо  искажать слова и сюсюкать. Следует помнить, что дети, подражая  взрослым, копируют их.