Статья предназначена ля родителей.
В чем причины речевых нарушений у дошкольников?
Неблагоприятная наследственность может оказывать большое влияние на состояние здоровья и речи будущего ребенка. По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата (например, расщелина неба и губы); своеобразие развития некоторых структур головного мозга, ответственных за осуществление речевой функции. Если в роду у ребенка кто-либо из родственников поздно начал говорить или имел (имеет) различные нарушения речи (заикание, очень быстрый темп речи), ребенок может унаследовать предрасположенность к этим нарушениям. и т.д.
Причины неправильного произношения звуков.
Звуки речи — это особые сложные образования, присущие только
человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет
после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые
системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются
центральной нервной системой. Неблагоприятные факторы и
воздействия, ослабляющие этот процесс, отрицательно сказываются
на становлении произношения.
Наиболее распространенными дефектами периферического
речевого аппарата являются:
• укороченная подъязычная связка — не дает языку высоко
подниматься и затрудняет его движение;
• слишком большой или очень маленький и узкий язык затрудняет
правильную артикуляцию;
• узкое, слишком высокое («готическое») или низкое, плоское нёбо
— препятствует правильной артикуляции многих звуков;
• толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная,
малоподвижная верхняя губа — затрудняют четкое
произношение губных и губнозубных звуков;
• дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса;
нормальным считается прикус, когда при смыкании челюстей
верхние зубы на 1/3 прикрывают нижние;
• неправильное строение зубов, зубного ряда — при нарушении
зубного ряда может искажаться звукопроизношение.
В ряде случаев неправильное произношение не связано с дефектами
органов артикуляционного аппарата. Оно может быть вызвано
другими причинами, такими как:
• физическая ослабленность вследствие соматических заболеваний,
особенно в период активного формирования речи;• недоразвитие фонематического восприятия, вследствие чего у
ребенка наблюдаются затруднения в различении звуков,
отличающихся тонкими акустическими признаками, например,
звонких и глухих согласных ([б] — [п], [в] — [ф], [г] — [к] и т. д.),
мягких и твердых ([б] — [б'], [в] — [в'], [г] — [г'] и т. д.), свистящих
и шипящих ([с] — [ш], [з] — [ж] и т. д.);
• недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата,
что может проявляться, например, в неумении удерживать язык в
нужном положении или быстро переходить от одного движения к
другому;
• снижение слуха (даже очень незначительное снижение слуха часто
мешает нормальному развитию произношения).
Еще одной причиной плохого звукопроизношения является
неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с
детьми, имеющими неправильное произношение. В этом случае
отрицательно сказывается навык подражания, поэтому родители
должны по возможности устранить негативное влияние и следить за
тем, чтобы ребенок подражал примерам правильной речи.
Ответственные родители стараются воздействовать
на формирование речи ребенка с раннего возраста, заботятся о
том, чтобы он слышал правильную, спокойную, неторопливую, четко
интонированную речь. Родители и окружающие ребенка взрослые
должны говорить, правильно артикулируя каждый звук и четко
выговаривая окончания слов. Особенно отчетливо следует
произносить новые для ребенка слова. Ни в коем случае нельзя
«подстраиваться» под неправильную детскую речь, недопустимо
искажать слова и сюсюкать. Следует помнить, что дети, подражая
взрослым, копируют их.