Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алупкинская СШ № 2
«Тема: Применение современных педагогических технологий в процессе обучения
Основ безопасности жизнедеятельности»
Составил:
учитель ОБЖ – Бризицкий Александр Владимирович
2018-2019 уч. год
Поиск путей совершенствования системы образования в Российской Федерации заставляет пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса. Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения открывает возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.
Традиционные методы образовательного процесса, ориентированные на подачу готовых знаний, конечно, значимы, но не позволяют школьникам ориентироваться в больших потоках информации. Они способствуют, как правило, выработке стереотипного поведения и главным образом ориентированы на запоминание и сохранение материала в памяти. Безусловно, они уже мало удовлетворяют современным требованиям, поэтому постепенно уходят в прошлое.
Наилучшие результаты для решения этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе. В этой связи в учебной деятельности актуальным становится применение новых подходов к организации учебного процесса и современных технологий как методов обучения. Урок, построенный на современных технологиях, в том числе на уроках ОБЖ, позволит сформировать у школьников не только глубокие знания, но и умения самостоятельно добывать знания, использовать их в различных ситуациях, накапливать опыт решения проблем, развить у учащихся познавательные, интеллектуальные, эмоционально-волевые и физические умения. Современные технологии рассматриваются сегодня, как педагогическая деятельность учителя по созданию оптимальных условий на уроках ОБЖ для развития и самореализации потенциальных возможностей, способности к самообразованию и саморазвитию обучающихся, формированию безопасного типа поведения и отношения к здоровому образу жизни.
Современный учитель, приходя сегодня в класс, наверняка задает сегодня такие вопросы: «Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным? Как с современными детьми говорить на современном языке?» В решении этих вопросов, на мой взгляд, помогут современные образовательные технологии, которые позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности обучающихся в условиях эмоционально- комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения, приводя к достаточной результативности обучающихся по предмету.
В своей работе я отдаю предпочтение следующим технологиям:
· Технологии проблемного обучения (включая технологию проблемного диалога);
· Технологии дифференцированного обучения;
· Игровой технологии;
· Технологии интегрированного обучения;
· Здоровьесберегающие технологии;
· Проектная и поисково-исследовательская деятельность;
· Информационно-коммуникационная технология.
Мощным источником мотивации познавательной деятельности школьников, активизирующим и направляющим их мышление, является создание проблемных ситуаций в обучении использование в работе проблемно-диалогической технологии, обеспечивающей творческое усвоение знаний. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-нибудь понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Мы можем определить проблемно-диалогическое обучение как тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.
В сфере преподавания курса ОБЖ находится вопрос активизации познавательной деятельности учащихся на уроках открытия нового знания, поскольку этот процесс организуется посредством определенных сочетаний методов, приемов, заданий, вопросов. Этап введения знаний является наиболее сложной частью подготовки к уроку. Правильная, эффективная, целесообразная, а порой, нестандартная организация этапа «открытия» знаний приводит к развитию и формированию способностей учащихся, их познавательной деятельности. Активизация познавательной деятельности учащихся может быть реализована на различных этапах урока, на уроках разного типа и на любом предметном содержании с помощью определенных методов и приемов.
В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопрос для исследования. Следовательно, поставить учебную проблему, значит, помочь ученикам самим сформулировать либо тему для урока, либо вопрос для исследования.
Использование игровых технологий позволяет развивать познавательный интерес к предмету. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Наибольшей популярностью среди учащихся в ходе изучения предмета ОБЖ пользуются игровые технологии, которые способствуют активизации и интенсификации учебного процесса.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект и познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с предметами. На уроках ОБЖ изучение правил дорожного движения может происходить в игровой форме с использованием дорожных знаков, регулировочного жезла, светофора.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. В сюжетной игре учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. На уроках ОБЖ могут быть использованы интеллектуальные игры: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Спасатели», «Путешествие», они способствуют углублению, закреплению учебного материала.
III группа игр- которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, так называемые – дидактические. Дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями. К ним относятся развивающие игры – кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады и т. д. Дидактические игры вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности ученика, воспитывают познавательную активность.
IV группа игр – строительные, трудовые, поисковые, конструкторские, спасательные. Часто в урок ОБЖ вводится деловая игра. Примером таких игр являются игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи изучаемых ситуаций. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач.
V группа игр – интеллектуальные игры, игры-упражнения, игры-тренинги. Они основаны на соревновании и поэтому ярко показывают школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную и творческую активность.
Таким образом, использование игровых технологий в процессе обучения и воспитания способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию мышления, творческой деятельности. Обеспечивает комфортный психологический микроклимат, эмоциональную удовлетворенность всех участников игры.
Технология интегрированного обучения.
Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Обучающиеся часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.
Интеграция позволяет формировать новый интерактивный способ мышления современного ученика. На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из разных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. В результате достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.
Здоровьесберегающие технологии.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Система обучения и воспитания способна подготовить личность к преодолению отрицательно окрашенных сторон реальной жизни, значительно уменьшить влияние негативных факторов на жизнедеятельность личности и реализовать это через передачу подрастающему поколению интеллектуального, нравственного, практического опыта; через формирование разумных потребностей обучающихся; через развитие у школьников духовности.
Школьный курс предмета ОБЖ играет большую роль в реализации целей здоровьесберегающих технологий. Кроме того, одним из главных направлений здоровьесбережения является создание благоприятного психологического климата на уроках и повышения интереса к предмету. В связи с этим во время урока чередуются различные виды учебной деятельности, большое значение уделяется эмоциональному микроклимату, созданию ситуации успеха. Сохранение здоровья и повышение адаптивных свойств организма обучающихся очень важная задача образовательного процесса.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы урока.
Самым оптимальным вариантом является использование разных технологий, в различных вариантах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.