Статья" Пришкольный учебно-опытный участок - основа практической деятельности при обучении биологии
Оценка 5
Занимательные материалы
doc
Междисциплинарный 6
Взрослым
17.05.2018
Пришкольный учебно-опытный участок в связи с конструктивностью трудового обучения школьников в последнее время утратил во многих школах свою значимость. В данной статье автор раскрывает необходимость существования данного проекта, раскрывает секреты его функционирования. Путь к познанию естествознанию можно найти через декоративность, цветовую гамму цветущего в течение лета "мини-парка".
Пришкольный участок в сельской школе.doc
В связи с переходом образовательных учреждений на стандарты второго
поколения (ФГОС) произошло разделение биологического курса «Грибы.
Бактерии. Растения» на две равные части с реализацией в более
продолжительный период в течение 56 года школьного обучения. Подобное
нововведение, как и в предыдущих случаях, приводит к уменьшению учебного
времени при полном сохранении объема учебного материала курса. В
сложившихся условиях для достижения личностных, предметных и
метапредметных результатов обучения требуется больше времени на
организацию лабораторнопрактических занятий и экскурсий. Поэтому
внеурочная деятельность в области биологии направлена на расширение
кругозора детей, получение практических навыков в сфере агрономии и
земледелия. Основной стартовой площадкой, помимо природных ландшафтов,
является, безусловно, пришкольный учебноопытный участок.
Пришкольный участок пространство для различных исследований.
Учащиеся получают в ходе выполнения индивидуальных и групповых работ
опыт самостоятельности, успеха и сознания своей значимости, поэтому,
приобретая новые знания, умения и навыки, они не боятся допускать ошибок.
Выполнение проектноисследовательских работ учащимися с различными
интересами и способностями приводит к сплочению коллектива, а это в свою
очередь развивает у них коммуникативные качества. Реализация проектов
облегчает решение задачи формирования и развития экологической культуры
участников образовательного процесса, учит работать в команде, отвечать за
общее дело, вовлекает в данный процесс родителей.
Пришкольный участок в МКОУ Малокрасноярская ООШ основывался с
целью создания площадки для проведения проектноисследовательских работ
учащихся. При этом учитывалось, что данная зона может служить зоной
отдыха для всех посетителей, так как здесь будут проводиться не только
озеленение территории и экспериментаторские исследования, а прежде всего,
представлены декоративный дендрарий, редкие и лекарственные виды
растений.
Выбранный участок был давно заброшен: старые голые ветви черемухи
нависали над густыми зарослями дикорастущей малины. В первую очередь,
при разработке участка была установлена изгородь из штакетника, затем
выкорчевана малина, спилены стволы черемухи. Первым был сформирован лекарственный сектор: из березового леса,
окружающего поселение,
были переселены: душица обыкновенная,
кровохлебка лекарственная, адонис лесной, медуница, матьимачеха
обыкновенная, ландыш майский, тысячелистник обыкновенный, подорожник
большой, золотарник обыкновенный, таволга, цикорий обыкновенный, пижма
обыкновенная, зверобой продырявленный, кипрей иволистный, чернокорень
лекарственный, одуванчик лекарственный. Чуть попозже здесь появились
окультуренные виды: валериана, лабазник, эстрагон, шалфей, мята, мелисса.
Следующим формировался декоративный сектор. Из леса были
принесены ветреница лесная, ветреница лютиковая, вербейник обыкновенный,
сафлора, фиалка лесная, сныть обыкновенная, подмаренник настоящий, ирис
касатик, гвоздика лесная, астра дикая, нивяник обыкновенный. Из садовых
растений здесь появились: примула, тюльпаны, флоксы, гладиолусы,
нарциссы, мальва, астильба, колокольчики, клещевина, а также семенные
однолетники астры, сальвия, целлозия, рудбекия, амарант, календула,
гелихризиум, кобея, клеома, мирабилис, катарантус, хризантемы, лаватера,
эшшольция и другие.
Сельскохозяйственный сектор включает в себя виды из семейств
Злаковые и Бобовые. Здесь растут из многолетних красный и белый клевер,
люпин, донник желтый и белый, люцерна серповидная, мятлик луговой,
овсяница, тимофеевка и кострец безостый, случайно здесь же появились
горошки мышиный и заборный, из однолетних пшеница, кукуруза, горох
посевной, овес и фасоль.
Древеснокустарниковый сектор включает клен американский
средообразователь, так как под его тенью прячутся тенелюбивые виды.
Рядом посажены 3 куста дикорастущей яблони, акация желтая, смородина
дикорастущая, рябина обыкновенная, шиповники махровый и коричный, а
также редкие для местности: дерен желтый, бересклет Мака, курильский чай,
рябиннолистник, форзиция, снежноягодник и пузыреплодник. Планируется
посадить барбарис японский, дерен белый, сирень венгерскую, жимолость
каприфоль, чубушник, свиду белую и айву японскую.
Данное многообразие видов растений позволяет учащимся легче
закрепить названия видов при изучении таксонов местной флоры,
устанавливать различия в морфологии органов растений по габитусу. Внешнее
строение растения, как наиболее наглядный и доступный материал, предшествует изучению клеточного строения растений. Сравнивая строение
представителей растительного мира, учащиеся воспринимают его не как
совокупность отдельных насаждений, а как сложно устроенное гармоничное
сообщество.
Экспериментальноопытная работа на пришкольном участке
способствует овладению учащимися 57 классов составляющими
экспериментальноисследовательской деятельности. В 2014 году учащиеся
исследовали влияние стимуляторов роста «Биосил» и «Корневин» на
урожайность овощных культур. В 20122017 годах были выполнены проекты
«Состав почвы и ее сорняки», «Выращивание опят на черемуховых пнях»,
«Влияние повреждения коры дерева на его жизнедеятельность», «Влияние
субстрата и глубины заделки семян на их прорастание», «Способы
размножения черной смородины», «Размножение картофеля придаточными
почками и клубнями различной величины», «Фенологические изменения в
жизни растений», «Выращивание картофеля разных сортов из семян».
Учащиеся, выполнившие данные проекты, представляют их на общешкольной
научнопрактической ученической конференции,
часть работ была
представлена на конкурс экологических проектов на муниципальном,
региональном и всероссийском уровне.
Таким образом, деятельность учащихся на пришкольном участке
помогает им овладеть методами познания живой природы и умениями
использовать их в практической деятельности, расширить на основе знаний о
живой природе кругозор о строении, жизнедеятельности, многообразии и
средообразующей роли растений, и, пожалуй, не менее важное воспитывает у
них ценностное отношение к живой природе, культуре поведения в
окружающей среде.
Статья" Пришкольный учебно-опытный участок - основа практической деятельности при обучении биологии
Статья" Пришкольный учебно-опытный участок - основа практической деятельности при обучении биологии
Статья" Пришкольный учебно-опытный участок - основа практической деятельности при обучении биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.