статья "Привитие интереса к изучению географии через самостоятельную деятельность учащихся"

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 08.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В результате внедрения в школе творческих методов обучения предъявляютсяновые и высокие требования к профессиональному уровню учителя географии. Он должен знать не только утвердившиеся в науке идеи, но и спорные точки зрения по разным вопросам, и систему доказательств. Изучение практики за ряд лет показывает, что роль самостоятельной работы учащихся на уроках географии возросла, особенно в ходе изучения нового учебного материала.В статье раскрываются примемы самостоятельной работы на уроках географии.
Иконка файла материала статья.docx
Костанайская область Тарановский район Село Щербиновка КГУ «Щербиновская основная школа» Саитова Минслу Карамутдиновна Привитие интереса  к изучению географии через самостоятельную деятельность учащихся.    На современном этапе становления и развития образования в  Казахстане идет   переосмысление процессов преподавания в школе. Уходит старая  «классическая» форма обучения, на смену ей приходят новые  модели обучения.  В результате внедрения в школе творческих методов обучения  предъявляютсяновые и высокие требования к профессиональному уровню  учителя географии. Он должен знать не только утвердившиеся в науке идеи, но и спорные точки зрения по разным вопросам, и систему доказательств. Изучение практики за ряд лет показывает, что роль самостоятельной работы  учащихся на уроках географии возросла, особенно в ходе изучения нового  учебного материала. Но творческие методы и новые технологии обучения  географии не всегда занимают должное место в учебном процессе.       На современном этапе развития образования возникает необходимость  обновления методов, средств и форм организации обучения. Изменившиеся цели  основного образования направлены на повышение результативности обучения,  замену малоэффективного вербального способа передачи знаний системно­ деятельным подходом, больший учет психофизиологических особенностей  учащихся, проектирование учебного процесса с четко заданными результатами,  которые можно подвергнуть мониторингу и контролю. Но урок остается  основной формой получения учениками знаний, и провести урок сегодня  намного сложнее и труднее, чем15­20 лет назад.       Современная школа и ученики стали другими, этому способствуют  современные способы общения.  Ученику легче стало добывать информацию в  готовом виде, не всегда ему нужно прилагать усилия, работая с  первоисточником, сам учитель перестал выполнять эту роль. Но учитель обязан  дать знания ученикам, развивать их способности, склонности, воспитывать  адаптированного к современным реалиям  общества человека­ гражданина.  Поэтому перед нами встает  задача, чтобы сделать учение добровольным без  принуждения, чтобы у ученика была положительная мотивация к учебе. Все это   можно достичь, развивая познавательный и поисковый интерес у детей, которые  формируются и создаются содержанием учебного материала, методами иприемами обучения и воспитания, ролью личности учителя и желанием учиться у детей.    Сегодня трудно представить работу учителя географии без использования  информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных  информационных программ строить уроки. Ранее информацию по любой теме  учащийся мог получить по разным источникам: учебник, справочная литература  (энциклопедии, справочники, атласы, словари), лекция учителя, конспект урока.  Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной  информации в глобальной сети, в сетевых сообществах.      Основная задача учителя – это мотивация ученика в его занятиях по   географии. Широкий спектр возможностей, которые представляют  компьютерные технологии, могут  увеличить объем полезной информации,  получаемой учениками. В педагогическую практику прочно внедрились  инновационные технологии, используемые на уроках, электронные учебники,  видеоматериалы по темам, электронные справочники, презентации. Но  в  результате сокращения часов на изучение отдельных тем, возникает  необходимость самостоятельного изучения учебного материала учеником, что  затрудняет формирование интереса к географии. Не все ученики относятся к  этому добросовестно,  поэтому  повысить интерес к предмету можно через  создание мультимедийных презентаций. Презентации удобны тем, что  отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока и в  нужной последовательности. Это позволяет сделать урок более ярким,  увлекательным. Презентации дают возможность подать информацию в  максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.     Применяя презентации, учитель использует методы активного, деятельного  обучения. Беседы становятся интереснее, эмоциональнее. Они позволяют  учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что  позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. нравится этот вид  деятельности, что презентаций в программе  Power Point интересна и  привлекательна, возможность большое поле, включая Интернет, а также  возможность выступить и свое мнение. При этом ребята творческие при работ,  ответственность за проделанную работу, собственную самооценку.    В  использования  презентаций на географии усиливается  концентрация внимания,  что создает успеха у ученика. Ребята  получают работы с компьютером, свои  возможности, могут реализовать свой потенциал не на географии, но и в  других  образования,  имеющие  психологические комплексы, дети  с легкостью себя при и презентаций.    Презентации темп урока, позволяют завоевать учеников, у них дух  соревновательности, который позволяет ситуацию успеха. У детей  и  формируется  новый взгляд на ребенка, что саморазвитию,самосовершествованию  ребенка, его потенциала. Учитель имеет возможность   использовать данные презентации на уроках, в них свои коррективы, все это  развитию образного мышления.      Создание презентаций – это творческий с элементов технологии. с  удовольствием над проектов, проектов­презентаций, в группах, они свой  коллектив, где между собой, оценивают друг друга, в ситуациях. К работ они  подходят критично, но в тоже сопоставляют и свои работы с другими, и вывод.   Использование информационных формирует познавательный у многих  учащихся, переходящих в проектно­исследовательскую по конкретным и  разделам. При подготовке к я использую  составленный мною методического  сопровождения, куда вошли  презентации  выполненные разных лет, а взятые из  Интернета.    Большую в к уроку географии помощь сборник и работ «BilimLand” который  оказывает помощь в самостоятельной на уроке. Так как я в школе, географии  идет в 7­8 классе –комплекте. презентацию «Южная Америка» 7 класса  самостоятельно с физико­географическим материка, историей открытия , в  особенности зон и т.д. В это я работаю с 8 класса, которые  записывают по  опорные по теме, их значение, отвечают на перекрестного опроса. учащиеся 7­8  по новой теме 2 задания типа, и друг друга. В предлагаю им эссе по теме за 5  минут, с использованием слов, не 60­65 слов (сокращенные слова, и предлоги не  учитываются). контрольный срез проверить качество усвоения материала,  развитием скорости, памяти, внимания. Ребята  обмениваются тетрадями,  подсчитывают количество слов, если они не в норму, то эта не засчитывается,  такой вид со учеников. Этот вид работы  приучает более относится к  выполнению задания, ответственность за сделанное.   Одним из самостоятельной при подготовке задания,  развивающим память,  грамотность является составление изучаемого периода, описания увиденного  глазами путешественника, стараются в сочинении эпоху открытий, свои  впечатления, свои как человека. При этой многие к литературе, энциклопедиям,  словарям, что многих слов им  незнакомо. Это интерес к изучению географии,  развитию работы с литературой, умению составлять текст, только необходимое.  Так при сочинения «Астана­ Евразии» 9 Диброва использовала  исторические и  факты , которые самостоятельно при с литературой: «Обратимся к фактам,  город стоит  в месте, где еще в древности караванные пути, встречался с  Востоком. Геродот  в рукописях о степи, а из и мы какое значение для культуры,  торговли, общения имел Шелковый путь. Большую Степь шли караваны, более  чем из  ста верблюдов, везли необходимые кочевникам, строились города ,  торговые и отношения странами и народами. археологи не удивились своей  находке, нашли городище Бозок,  находящееся в пяти от Астаны. Это того, что  Астана своего более лет назад. Что в казахстанской степи жизнь, жили, детей,торговали, шедевры и искусства люди, чьи потомки великолепный Астану, так и  переводится «столица». Так городок Бозок, искусных становится центром  жизни, большое значение на мира. Все в мире изменяется, и , так в силу событий  исчез Бозок, но на его в Акмола  вначале селение Акмола, а город Акмолинск».  Байканова Камила, 9 класса,  в сочинении «Мой язык­ моя Родина» написала:   «Казахский язык – это один из древних языков. Он на протяжении  XIV­XVII  веков,  как язык родственных племен, на Казахстана. На казахском языке еще  наши предки, это язык бескрайних степей, язык гор, язык рек и озер. Есть  поговорка «Язык­ душа народа». А ведь и , язык быт, культуру, и обычаи народа, в нем красота звучания, его напевность. По и истории я познакомилась  с  трудами Я.П. и А.И. Их труды, хотя и задевают казахский язык половины 19  века, ведь  других по языку 19 века нет. Гавердовский  Я.П.  киргизскую(казахскую) в 1802­1803 гг.» Это доказательством , что ученики   умеют источниками, несут дополнительную информацию, расширяя  свой  кругозор.    Для того самостоятельная была более учитель четко ее цели и задачи,  определять пути ее выполнения. Содержание, и самостоятельной работы, в  классе, отвечать целям урока. Нередко она лишь минут  или занимать большую  урока в классах. Самостоятельная с географической имеет значение для познавательной  активности школьников.       Нельзя забывать  о том, что дети мало и  не точно, последовательно  сформулировать теоретический материал, уделять на уроках географии время,  дети выступить с сообщением  или проекта. Под проектов понимается  совместная  учебно­познавательная, творческая  деятельность, общую цель, и   способы, направлены на достижение результата. деятельность позволяет, в  подготовить материал ребенку, они находят и материал. Нужно, чтобы участник  имел выступить с проекта,  эта основана  на и учеников. Все это познавательно­ информационную и компетенции.    Большой у вызывает проведение уроков по «Биоинформатика и синергетика»  Вассермана Ф.Я., который стандарты  уроков, способствующих знаний у  учащихся, качества по урокам составляет 63%.Эти уроки  позволяют прочно  знания и по теме, функциональную грамотность детей, в жизни.  Стандарт «Устный урок­1» развить скоростное, и мышление, запас,  информационную компетентность, выработке и к качественному усвоения  предмета, как успешного человека. Стандарт «Устный урок­2» проводится самостоятельной поисково­творческой  работы. Стандарт «Устный урок­3» учителям тем, что на класс на тройки  и  командой. Ребята самостоятельно, без учителя, свою роль в команде:«Практик»­отвечающий за выполнения задания, «Критик»­ отвечающий за  ошибок, «Вдохновитель»­ за команды. Каждая команда  работает с текстом,  выписывает 21 слово за 15 по времени, в это же время составляются вопросы  (состоящие из 2 частей: и содержащая ошибку). По работы открывает на  опорные слова, им заранее, называют по количество слов, которые со учителя.   Учитель выборочно записи детей, если указаны данные, тройки аннулируется(это детей оценивать свою работу). и прием работы, как «Критическая дуэль».  Тройки, получают подготовить один по теме,  в должна заведомо искаженная  информация. составления учащимися: часть вопроса быть отвлекающей, часть  искажающей информацию. Отвлекающая вопроса иметь причинно­следственную  направленность: причины , условия, почему? отчего? с чем связано? каким  образом?    Пример вопроса: В году английский Х.Колумб Америку? В году стал столицей Германии?(Дети определить, что Париж­это Франции,  поэтому не являться Германии. часть : В году? ­ отвлекающей.) Если в никто не может правильно ответить, то тройка балл.     Интересно и с в Интернет – ресурсы, что знакомиться  со странами, их  экономикой, культурой, и обычаями. При изучении темы «Города Казахстана»  включить видео ролика «Благодатная костанайская» . Для новой темы можно  использовать фильма на 7­8 минут, по  окончанию предложить записать  номенклатуру услышанную в видеоролики. можно работу с словами, записав их  на доске: ССГПО, птицефабрика, растениеводство, культуры, целина, житница,  площадь, звено, соседи, волокно, АО «Варваринское», «Большевичка», экспорт,  изделия, воды, 91% зерна, Наурзум, машиностроительной техники, племзаводы,  Тургай.   Учащиеся в 5 записывают опорные слова, следует записанного по параметрам:  скорость, внимание,  тема. ученики должны написать с опорных слов,  зачитываются вслух, затем самостоятельно лучшее.     Особое на географии занимает самостоятельная работа,  учитывая , что  преподавание  предмета в малокомплектной школе, где совмещены. учителю так  построить урок, классы были заняты работой, для продумывается план – конспект урока. я  практикую на уроке: диктант, парная  работа при опросе,  теста ­ опроса  друг друга, игра «Ты мне, я тебе», создание проектов, игру  «Найди и на карте», это дает проверить знания учащихся, ответственно к  домашнего задания, ребята стараются вопросы и задания, на нет в учебнике,  потому что   при их используют дополнительные ресурсы, и тем проявляют к  изучению нового по географии.      Особенность школы в том, что на можно каждого ученика, ориентация на  каждого ученика, что в наше время. имеет воспитательные возможности при наученика, зная ученика и его семью, чем они живут. Так в классах не время на и  дисциплинарные вопросы. работа на носит личностно­ориентированный  характер. знает и стороны учеников, возможность с учеником индивидуально.   При на в классе­комплекте самостоятельная имеет и контрольные функции, ее  можно применять при и пройденного материала, а при изучении материала.    На уроках разные виды работы: работас книгой, определений, опорного  конспекта, составление плана­схемы, терминов и определений, с рабочими  тетрадями. Все задания систематизировать.      Самостоятельная работа  приобретает личностно­поисковой деятельности   при систематическом применении на уроках, что влияет на  формирование и  гармоничной личности. Используя  различные задания  на географии и совершенствуя методическое  мастерство, может выпускника с достаточным багажом знаний, логически и  мыслить, решать жизненные ситуации.

Посмотрите также