Статья. Проблемная ситуация на уроке ОБЖ раздела Программы «Основы военной службы».

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 12.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблемная ситуация на уроке ОБЖ раздела Программы «Основы военной службы». Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А. И. Как показала практика, проблемные ситуации школьников на уроках ОБЖ, раздела ОВС помогают хорошо усваивать материал, воспитывают у ребят чувство личной ответственности за нахождение верного, оптимального решения данной конкретной задачи. А это очень важно для будущего воина. Ведь в современном бою возможны непредсказуемые изменения обстановки, которые будут выдвигать перед воинами сложные, нестандартные ситуации, от решения которых порой зависит не только успех выполнения поставленной задачи, но и исход боя в целом. На уроках ОБЖ проблема может быть поставлена как преподавателем, так и учащимися. Для этого нужно установить связь между знаниями учащихся. Проблемная ситуация возникает в том случае, если учащиеся не дают ответа на поставленный вопрос, или вступают в противоречие с ним.
Иконка файла материала Проблемная ситуация на уроке ОБЖ(Разд. ОВС).doc
Проблемная ситуация на уроке ОБЖ раздела Программы «Основы военной службы».  Преподаватель­организатор ОБЖ Дегтярёв А. И.          Как показала практика, проблемные ситуации школьников на уроках ОБЖ, раздела ОВС  помогают хорошо усваивать материал, воспитывают у ребят чувство личной ответственности  за нахождение верного, оптимального решения данной конкретной задачи. А это очень важно  для будущего воина. Ведь в современном бою возможны непредсказуемые изменения  обстановки, которые будут выдвигать перед воинами сложные, нестандартные ситуации, от  решения которых порой зависит не только успех выполнения поставленной задачи, но и исход боя в целом.       На уроках ОБЖ проблема может быть поставлена как преподавателем, так и учащимися.  Для этого нужно установить связь между знаниями учащихся. Проблемная ситуация  возникает в том случае, если учащиеся не дают ответа на поставленный вопрос, или вступают  в противоречие с ним.        Чтобы решить такую задачу, мыслительная деятельность школьника должна начинаться с  изучения проблемы и установления познавательной задачи. Если неизвестен теоретический  ответ на поставленный вопрос, например: какие необходимо внести конструктивные  изменения в автомат Калашникова, чтобы увеличить предельную дальность полёта пули? ­ эта задача будет теоретической.       А если неизвестен способ практического претворения имеющихся знаний, например: как  действовать дневальному очередной смены с получением различных вводных по телефону? ­  такие задачи являются практическими.        Если преподаватель ставит проблемную ситуацию перед     классом, то ему обязательно  надо учитывать степень подготовленности детей к решению данной задачи. А если её ставит  один учащийся перед другим, то ситуации, разработанные преподавателем ОБЖ, должны  учитывать индивидуальные особенности школьников.       На уроках целесообразно подвести ребят к проблеме, сформулировать её, и уже потом  побуждать их к высказыванию гипотезы, к поискам путей решения. Это первый, самый низкий уровень использования проблемы. Но он необходим как при групповом, так и при  коллективном способе обучения.       Возможен и такой вариант: преподаватель ОБЖ создаёт проблемную ситуацию, а  учащиеся самостоятельно формулируют познавательную задачу и самостоятельно решают её,  но под его руководством.      Вопросы могут полностью или частично быть сориентированы на ранее, или на вновь  полученные знания. Следует иметь в виду, что школьники кроме знаний, полученных на  уроках ОБЖ имеют и определённый жизненный опыт. Поэтому в процессе обучения  необходимо направлять их не столько на припоминание, сколько на анализ своих знаний и  жизненных наблюдений. Можно и нужно использовать знания учащихся по другим предметам, полученные из книг, телепередач, кинофильмов.        Например, в разделе «Вооружённые силы России» есть вопрос «История военной  присяги». Преподаватель ОБЖ, раскрывая его, подчёркивает, что текст военной присяги  несколько раз менялся, но два слова ­ достоинство и честь оставались в каждой редакции.  И спрашивает: «Почему?»          Ученики 10­11­х классов достаточно эрудированны, чтобы поразмыслив,  самостоятельно дать правильный ответ. Что, в основном, и делается. Преподавателю ОБЖ  остаётся только обобщить ответы учащихся и кратко сформулировать правильный ответ.          Раскрывая тему «Военная присяга о морально­боевых качествах воинов», преподаватель приводит такой пример: в нашей школе проходил диспут «В жизни всегда есть место  подвигу». Речь зашла о подвиге преднамеренном и случайном. Человек ради спасения жизнитоварищей, достижения победы в бою бросился на вражескую амбразуру. Он сделал это  обдуманно. Другой совершил тоже самое, хотя не думал заранее так поступать. Является ли  его подвиг случайным ­ вот в чём суть проблемного вопроса. Он непростой, и ответы могут  быть неоднозначными.      В разделе «Тактическая подготовка на первом занятии, говоря об уязвимых местах танков  и бронированных машин вероятного противника, преподаватель просит ребят поразмышлять  над вопросом: «Где, по вашему мнению, у танка самые уязвимые места?»       Как правило, в обсуждении наиболее активное участие принимают юноши, изъявившие  желание служить в танковых войсках. Они дают обстоятельные и точные ответы. После этого  достаточно показать плакат, на котором отмечены уязвимые места танка, и, если необходимо, дополнить или обобщить ответы.        Смысл проблемных вопросов состоит в том, что на них в учебнике нет готовых  ответов. Их можно получить лишь в результате творческой работы, на основе ранее  полученных знаний и жизненного опыта. Такие проблемные вопросы можно давать учащимся  в качестве домашнего задания. Для его решения школьникам придётся поработать, полистать  литературу, а иногда и посоветоваться с товарищами или старшими.           Так, в разделе «Гражданская оборона» на занятиях напрашивается вопрос «Чем  отличается термоядерное оружие от ядерного?» Как правило, никто из школьников не  может дать вразумительного ответа. Целесообразно поручить ребятам дома самим  разобраться с заданием и к следующему уроку подготовить правильный ответ.          Особенно полезна школьникам самостоятельная работа, когда им приходится  анализировать, сопоставлять, делать выводы. Например, изучая боевые характеристики  танков и бронированных машин вероятного противника по разделу «Тактическая  подготовка», у них часто возникает вопрос: «А наши Российские танки и бронированные  машины превосходят или уступают иностранным?» Ответ можно поручить найти самим  учащимся. Помочь ребятам можно вывесив таблицу с основными тактико­техническими   характеристиками отечественных танков и бронемашин.         Как показала практика, проблемные вопросы не только служат средством  проверки, углубления и закрепления знаний, но и повышают личную ответственность ребят за принятие решений. Вместе с другими приемами и методами обучения при  групповом, коллективном и индивидуальном способах обучения они приводят к  достижению цели­готовить достойную молодёжь к службе в Вооружённых Силах  России.