Статья. Проблемная ситуация на уроке ОБЖ раздела Программы «Основы военной службы».
Оценка 4.9

Статья. Проблемная ситуация на уроке ОБЖ раздела Программы «Основы военной службы».

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
ОБЗР
Взрослым
12.02.2019
Статья. Проблемная ситуация на уроке ОБЖ раздела Программы «Основы военной службы».
Проблемная ситуация на уроке ОБЖ раздела Программы «Основы военной службы». Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А. И. Как показала практика, проблемные ситуации школьников на уроках ОБЖ, раздела ОВС помогают хорошо усваивать материал, воспитывают у ребят чувство личной ответственности за нахождение верного, оптимального решения данной конкретной задачи. А это очень важно для будущего воина. Ведь в современном бою возможны непредсказуемые изменения обстановки, которые будут выдвигать перед воинами сложные, нестандартные ситуации, от решения которых порой зависит не только успех выполнения поставленной задачи, но и исход боя в целом. На уроках ОБЖ проблема может быть поставлена как преподавателем, так и учащимися. Для этого нужно установить связь между знаниями учащихся. Проблемная ситуация возникает в том случае, если учащиеся не дают ответа на поставленный вопрос, или вступают в противоречие с ним.
Проблемная ситуация на уроке ОБЖ(Разд. ОВС).doc
Проблемная ситуация на уроке ОБЖ раздела Программы «Основы военной службы».  Преподаватель­организатор ОБЖ Дегтярёв А. И.          Как показала практика, проблемные ситуации школьников на уроках ОБЖ, раздела ОВС  помогают хорошо усваивать материал, воспитывают у ребят чувство личной ответственности  за нахождение верного, оптимального решения данной конкретной задачи. А это очень важно  для будущего воина. Ведь в современном бою возможны непредсказуемые изменения  обстановки, которые будут выдвигать перед воинами сложные, нестандартные ситуации, от  решения которых порой зависит не только успех выполнения поставленной задачи, но и исход боя в целом.       На уроках ОБЖ проблема может быть поставлена как преподавателем, так и учащимися.  Для этого нужно установить связь между знаниями учащихся. Проблемная ситуация  возникает в том случае, если учащиеся не дают ответа на поставленный вопрос, или вступают  в противоречие с ним.        Чтобы решить такую задачу, мыслительная деятельность школьника должна начинаться с  изучения проблемы и установления познавательной задачи. Если неизвестен теоретический  ответ на поставленный вопрос, например: какие необходимо внести конструктивные  изменения в автомат Калашникова, чтобы увеличить предельную дальность полёта пули? ­ эта задача будет теоретической.       А если неизвестен способ практического претворения имеющихся знаний, например: как  действовать дневальному очередной смены с получением различных вводных по телефону? ­  такие задачи являются практическими.        Если преподаватель ставит проблемную ситуацию перед     классом, то ему обязательно  надо учитывать степень подготовленности детей к решению данной задачи. А если её ставит  один учащийся перед другим, то ситуации, разработанные преподавателем ОБЖ, должны  учитывать индивидуальные особенности школьников.       На уроках целесообразно подвести ребят к проблеме, сформулировать её, и уже потом  побуждать их к высказыванию гипотезы, к поискам путей решения. Это первый, самый низкий уровень использования проблемы. Но он необходим как при групповом, так и при  коллективном способе обучения.       Возможен и такой вариант: преподаватель ОБЖ создаёт проблемную ситуацию, а  учащиеся самостоятельно формулируют познавательную задачу и самостоятельно решают её,  но под его руководством.      Вопросы могут полностью или частично быть сориентированы на ранее, или на вновь  полученные знания. Следует иметь в виду, что школьники кроме знаний, полученных на  уроках ОБЖ имеют и определённый жизненный опыт. Поэтому в процессе обучения  необходимо направлять их не столько на припоминание, сколько на анализ своих знаний и  жизненных наблюдений. Можно и нужно использовать знания учащихся по другим предметам, полученные из книг, телепередач, кинофильмов.        Например, в разделе «Вооружённые силы России» есть вопрос «История военной  присяги». Преподаватель ОБЖ, раскрывая его, подчёркивает, что текст военной присяги  несколько раз менялся, но два слова ­ достоинство и честь оставались в каждой редакции.  И спрашивает: «Почему?»          Ученики 10­11­х классов достаточно эрудированны, чтобы поразмыслив,  самостоятельно дать правильный ответ. Что, в основном, и делается. Преподавателю ОБЖ  остаётся только обобщить ответы учащихся и кратко сформулировать правильный ответ.          Раскрывая тему «Военная присяга о морально­боевых качествах воинов», преподаватель приводит такой пример: в нашей школе проходил диспут «В жизни всегда есть место  подвигу». Речь зашла о подвиге преднамеренном и случайном. Человек ради спасения жизни товарищей, достижения победы в бою бросился на вражескую амбразуру. Он сделал это  обдуманно. Другой совершил тоже самое, хотя не думал заранее так поступать. Является ли  его подвиг случайным ­ вот в чём суть проблемного вопроса. Он непростой, и ответы могут  быть неоднозначными.      В разделе «Тактическая подготовка на первом занятии, говоря об уязвимых местах танков  и бронированных машин вероятного противника, преподаватель просит ребят поразмышлять  над вопросом: «Где, по вашему мнению, у танка самые уязвимые места?»       Как правило, в обсуждении наиболее активное участие принимают юноши, изъявившие  желание служить в танковых войсках. Они дают обстоятельные и точные ответы. После этого  достаточно показать плакат, на котором отмечены уязвимые места танка, и, если необходимо, дополнить или обобщить ответы.        Смысл проблемных вопросов состоит в том, что на них в учебнике нет готовых  ответов. Их можно получить лишь в результате творческой работы, на основе ранее  полученных знаний и жизненного опыта. Такие проблемные вопросы можно давать учащимся  в качестве домашнего задания. Для его решения школьникам придётся поработать, полистать  литературу, а иногда и посоветоваться с товарищами или старшими.           Так, в разделе «Гражданская оборона» на занятиях напрашивается вопрос «Чем  отличается термоядерное оружие от ядерного?» Как правило, никто из школьников не  может дать вразумительного ответа. Целесообразно поручить ребятам дома самим  разобраться с заданием и к следующему уроку подготовить правильный ответ.          Особенно полезна школьникам самостоятельная работа, когда им приходится  анализировать, сопоставлять, делать выводы. Например, изучая боевые характеристики  танков и бронированных машин вероятного противника по разделу «Тактическая  подготовка», у них часто возникает вопрос: «А наши Российские танки и бронированные  машины превосходят или уступают иностранным?» Ответ можно поручить найти самим  учащимся. Помочь ребятам можно вывесив таблицу с основными тактико­техническими   характеристиками отечественных танков и бронемашин.         Как показала практика, проблемные вопросы не только служат средством  проверки, углубления и закрепления знаний, но и повышают личную ответственность ребят за принятие решений. Вместе с другими приемами и методами обучения при  групповом, коллективном и индивидуальном способах обучения они приводят к  достижению цели­готовить достойную молодёжь к службе в Вооружённых Силах  России.

Статья. Проблемная ситуация на уроке ОБЖ раздела Программы «Основы военной службы».

Статья. Проблемная ситуация на уроке ОБЖ раздела Программы «Основы военной службы».

Статья. Проблемная ситуация на уроке ОБЖ раздела Программы «Основы военной службы».

Статья. Проблемная ситуация на уроке ОБЖ раздела Программы «Основы военной службы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2019