Статья проектная деятельность

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 10.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалам
Иконка файла материала Статья проектная деятельность.docx
Лилия Александровна Фомина, учитель начальных классов, «Почетный работник общего  образования Российской Федерации»,   г.Курчатов, Курской области, МБОУ «СОШ  №4». Проектная деятельность,  как один из способов развития личности и создания основ творческого потенциала младших школьников.            Роль   проектной   деятельности   при   реализации   ФГОС   НОО   трудно переоценить.   В   Стандарте   изменяется   значение   начального   этапа   общего образования. Начальная школа должна прежде всего сформировать у ребенка желание и умение работать самостоятельно. Принятие и освоение ребенком новой   социальной   роли   ученика   выражается   в   формировании   внутренней позиции   школьника,   определяющей   перспективы   личностного   и познавательного развития на все последующие годы школьной жизни. Решение таких задач неразрывно связано именно с организацией проектной деятельности   младших   школьников,   потому   что   проект   и   исследование формируют   особые   личностные   качества,   позволяющие   самостоятельно планировать   и   реализовывать   реальные   жизненные   потребности,   доводить начатое дело до завершения. Вовлекая первоклассников в проектную деятельность, учитель должен прежде всего научить ребенка  « добывать» информацию. Вот какие формы работы использую я. В     1   классе   проектную   деятельность   можно     организовать     в   виде   двух взаимосвязанных блоков работы:  1) сбор сведений по теме проектной деятельности;  2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы. Работая над проектами,   1класс я посвящаю обучению   сбора   информации. Для удобства была разработана памятка – таблица, так как язык символовпервоклассники запоминаютбыстрее,( не все умеют читать). За основу были приняты следующие символы: ­ « Я знаю сам, но не могу сказать откуда у меня эти знания.» ­  «Я узнал это из сети ИНТЕРНЕТ» ­  «Я узнал это в библиотеке из книг» ­  «Я это видел, наблюдал » ­   «Мне об этом рассказали взрослые» ­  «Я узнал это из телевизионной программы» ­     «   Я   сделал   это   своими   руками.   Это   мой   макет   (изделие)» Целесообразно   в  эту   таблицу   добавить   еще   кармашек   без   символа.  В  нем могут  находиться  листки  для записи  информации, а  так  же  информация , полученная иным способом.В   дальнейшем,   работая   над   проектами   ,   мы   часто   возвращались   к   этой таблице, закрепляя и дополняя различными источниками информации.     Ко второму полугодию 1 класса   для направления деятельности учеников была разработана памятка: Памятка начинающему проектанту 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Выбери тему  своего проекта. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.  Продумай   и   предположи   варианты   своих   ответов   на поставленные вопросы.  Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.  Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.  Сделай выводы. Оформи результаты своей работы.  Подготовь   краткое   выступление   по   представлению   своего исследования.         Темы   проекта   предусмотрены   по   программе   «Школа   России»   и определены в рабочих программах по предметам.  Ребёнок сам решает, как он будет   работать   индивидуально   или   в   группе.   (Вначале   первоклассник способен   работать   только   индивидуально   под   руководством   учителя   и непосредственной помощи со стороны родителей.)На основе  первого опыта ученикам было предложено  заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число», «Моя любимая буква», «Моя первая книга», «Домашние любимцы» , «Комнатные растения». Ребята   рассказывали   о   своих   домашних   питомцах,   комнатных   цветах, используя   фотографии из личного альбома, а так же оформили   выставку рисунков и аппликаций.  Индивидуальные   работы   были   собраны     в   коллективные   проекты   по предметам.   Так   появились   «рукописная   книга»   по   обучению   грамоте «БУКВАград», «Веселый счет» по математике , «Братья  наши меньшие» по окружающему миру и другие.  Дети почувствовали и оценили преимущества коллективной работы и сами стали организовываться в группы. Свои работы мы  презентовали  на совместных с родителями встречах. На данном этапе проектная деятельность помоглане только решить учебные задачи,  но   и  научить   сотрудничеству,  способствовала   приобретению   опыта речевого поведения как основы коммуникативной компетенции.   Второй   класс   ­   это   благоприятный   возраст   для   развития   творческого мышления,  воображения. Именно  у  второклассников  наиболее  эффективно осуществляется   ориентирование   в   процессе   обучения   на   воображение   и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Проекты во втором классе стали носить не только   информационный,   но   и   поисковый   характер.   Один   из   проектов   во втором  классе по теме «Растения» предполагает исследовательскую работу  в виде опыта, наблюдения, эксперимента. В классе , а по желанию и в домашних условиях,   ребята ставили опыты и наблюдали, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляли в виде схематических рисунков и таблиц. Во 2 классе дети так же познакомились с таким способом получения информации,   как   анкетирование.   Проект   «   Правила     школьника»   был представлен на классном часе, посвященном этой теме. А проект «Здоровье в наших руках» был представлен на совместном с первоклассниками классном часе, где памятки –рекомендации о правильном питании получил   каждый участник   мероприятия.     Участвуя   в   предметных   неделях,   нами   были подготовлены и представлены проекты «Веселая рифма», « Тайны родного языка», « Это интересно» и другие, где форму проекта ребенок выбирал сам. Это были кроссворды, викторины, рукописные журналы, вернисажи и др.Готовясь к акции «Мы помним» и совмещая ее с проектом по литературному чтению,   второклассники   сами   выбирали   темы   проектов,   объединялись   в группы и определялись с продуктом . Так к 69 годовщине Великой победы были   представлены   проекты   «   Мы   помним»   в   форме   классной   газеты, состоящей из «боевых листков» с рассказами о героических родственниках, альманах со стихами и иллюстрациями   тех далеких событий, вернисаж   из открыток   на   военную   тему,   часть   которых   была   подарена     к   празднику родным.      Метод проектов   требует много   времени, и поэтому большую помощь в организации   проектной   деятельности   на   уроке   оказывает   мне   внеурочная деятельность. Курс, который выбрала я занимает 1 час в неделю и  рассчитан на 4 года. Это адаптированный курс, в основе которого лежит  авторский курс «Учусь создавать проекты» Р. Ф.  Селимовой и Р. И. Сизовой, где наглядно и последовательно     в   рабочих   тетрадях   прорабатываются   основные   этапы проектной   деятельности.   Внеурочная   деятельность   помогает   проработать более четко этапы работы над проектом и грамотно организовать работу над проектами  на уроке.     Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого   развития   учащихся;   естественным   образом   происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности;   укрепляется   чувство   социальной   ответственности,   а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.         Таким   образом,   я   убеждена,   что   применение   проектного   метода способствует формированию у школьников универсальных учебных действий, а так же позволяет почувствовать истинную общность партнерства, пережить творческий подъем, подняться на новую ступень.        Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь   для   воспитательных   и   образовательных   целей.   Вот   почему   можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике.   Он   открывает   путь,   показывающий,   как   перейти   от   словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.Используемая литература  и интернет ресурсы:  1. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. ­ № 18.  2. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность   школьников   [Текст]:   Методический   конструктор.   Москва: «Просвещение», 2010.   3.   Громова   Л.А.   Проектная   деятельность   младших   школьников   в   ходе внедрения образовательных стандартов: Методическое пособие. –Москва: УЦ «Перспектива», 2013 4.   Зиновьева   Е.Е.   Проектная   деятельность   в   начальной   школе   [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010 5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. ­ №2. 6.   Савенков   А.И.   Методика   исследовательского   обучения   младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 7. Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 1 класса: В 2­хчастях. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 56 с.: ил. – (Юным умникам и умницам.Учусь создавать проект.)  8.  Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 2 класса: В 2­хчастях. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 56 с.: ил. – (Юным умникам и умницам.Учусь создавать проект.)