Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалам
Лилия Александровна Фомина,
учитель начальных классов,
«Почетный работник общего
образования Российской Федерации»,
г.Курчатов, Курской области,
МБОУ «СОШ №4».
Проектная деятельность, как один из способов развития
личности и создания основ творческого потенциала младших
школьников.
Роль проектной деятельности при реализации ФГОС НОО трудно
переоценить. В Стандарте изменяется значение начального этапа общего
образования. Начальная школа должна прежде всего сформировать у ребенка
желание и умение работать самостоятельно. Принятие и освоение ребенком
новой социальной роли ученика выражается в формировании внутренней
позиции школьника,
определяющей перспективы личностного и
познавательного развития на все последующие годы школьной жизни.
Решение таких задач неразрывно связано именно с организацией проектной
деятельности младших школьников, потому что проект и исследование
формируют особые личностные качества, позволяющие самостоятельно
планировать и реализовывать реальные жизненные потребности, доводить
начатое дело до завершения.
Вовлекая первоклассников в проектную деятельность, учитель должен прежде
всего научить ребенка « добывать» информацию.
Вот какие формы работы использую я.
В 1 классе проектную деятельность можно организовать в виде двух
взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.
Работая над проектами, 1класс я посвящаю обучению сбора информации.
Для удобства была разработана памятка – таблица, так как язык символовпервоклассники запоминаютбыстрее,( не все умеют читать). За основу были
приняты следующие символы:
« Я знаю сам, но не могу сказать откуда у меня эти знания.»
«Я узнал это из сети ИНТЕРНЕТ»
«Я узнал это в библиотеке из книг»
«Я это видел, наблюдал »
«Мне
об этом рассказали взрослые»
«Я узнал это из телевизионной программы»
« Я сделал это своими руками. Это мой макет (изделие)»
Целесообразно в эту таблицу добавить еще кармашек без символа. В нем
могут находиться листки для записи информации, а так же информация ,
полученная иным способом.В дальнейшем, работая над проектами , мы часто возвращались к этой
таблице, закрепляя и дополняя различными источниками информации.
Ко второму полугодию 1 класса для направления деятельности учеников
была разработана памятка:
Памятка начинающему проектанту
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Выбери тему своего проекта. Подумай, на какие вопросы по
этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай и предположи варианты своих ответов на
поставленные вопросы.
Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои
вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего
исследования.
Темы проекта предусмотрены по программе «Школа России» и
определены в рабочих программах по предметам. Ребёнок сам решает, как он
будет работать индивидуально или в группе. (Вначале первоклассник
способен работать только индивидуально под руководством учителя и
непосредственной помощи со стороны родителей.)На основе первого опыта ученикам было предложено заняться подготовкой
заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число», «Моя любимая
буква», «Моя первая книга», «Домашние любимцы» , «Комнатные растения».
Ребята рассказывали о своих домашних питомцах, комнатных цветах,
используя фотографии из личного альбома, а так же оформили выставку
рисунков и аппликаций.
Индивидуальные работы были собраны
в коллективные проекты по
предметам. Так появились «рукописная книга» по обучению грамоте
«БУКВАград», «Веселый счет» по математике , «Братья наши меньшие» по
окружающему миру и другие. Дети почувствовали и оценили преимущества
коллективной работы и сами стали организовываться в группы. Свои работы
мы презентовали на совместных с родителями встречах.
На данном этапе проектная деятельность помоглане только решить учебные
задачи, но и научить сотрудничеству, способствовала приобретению опыта
речевого поведения как основы коммуникативной компетенции.
Второй класс это благоприятный возраст для развития творческого
мышления, воображения. Именно у второклассников наиболее эффективно
осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и
мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать
себя творцом своей деятельности. Проекты во втором классе стали носить не
только информационный, но и поисковый характер. Один из проектов во
втором классе по теме «Растения» предполагает исследовательскую работу в
виде опыта, наблюдения, эксперимента. В классе , а по желанию и в домашних
условиях, ребята ставили опыты и наблюдали, как развиваются растения.
Результаты своих наблюдений они оформляли в виде схематических рисунков
и таблиц. Во 2 классе дети так же познакомились с таким способом получения
информации, как анкетирование. Проект « Правила
школьника» был
представлен на классном часе, посвященном этой теме. А проект «Здоровье в
наших руках» был представлен на совместном с первоклассниками классном
часе, где памятки –рекомендации о правильном питании получил каждый
участник мероприятия.
Участвуя в предметных неделях, нами были
подготовлены и представлены проекты «Веселая рифма», « Тайны родного
языка», « Это интересно» и другие, где форму проекта ребенок выбирал сам.
Это были кроссворды, викторины, рукописные журналы, вернисажи и др.Готовясь к акции «Мы помним» и совмещая ее с проектом по литературному
чтению, второклассники сами выбирали темы проектов, объединялись в
группы и определялись с продуктом . Так к 69 годовщине Великой победы
были представлены проекты « Мы помним» в форме классной газеты,
состоящей из «боевых листков» с рассказами о героических родственниках,
альманах со стихами и иллюстрациями тех далеких событий, вернисаж из
открыток на военную тему, часть которых была подарена к празднику
родным.
Метод проектов требует много времени, и поэтому большую помощь в
организации проектной деятельности на уроке оказывает мне внеурочная
деятельность. Курс, который выбрала я занимает 1 час в неделю и рассчитан
на 4 года. Это адаптированный курс, в основе которого лежит авторский курс
«Учусь создавать проекты» Р. Ф. Селимовой и Р. И. Сизовой, где наглядно и
последовательно в рабочих тетрадях прорабатываются основные этапы
проектной деятельности. Внеурочная деятельность помогает проработать
более четко этапы работы над проектом и грамотно организовать работу над
проектами на уроке.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность
творческого развития учащихся; естественным образом происходит
соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более
реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей
самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а,
кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Таким образом, я убеждена, что применение проектного метода
способствует формированию у школьников универсальных учебных действий,
а так же позволяет почувствовать истинную общность партнерства, пережить
творческий подъем, подняться на новую ступень.
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать
жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно
сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и
практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного
воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.Используемая литература и интернет ресурсы:
1. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст]
/ С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. № 18.
2. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная
деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва:
«Просвещение», 2010.
3. Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе
внедрения образовательных стандартов: Методическое пособие. –Москва: УЦ
«Перспектива», 2013
4. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]:
/Зиновьева Е.Е., 2010
5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в
начальной школе. // Начальная школа. – 2004. №2.
6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008
7. Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 1
класса: В 2хчастях. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 56 с.: ил. – (Юным
умникам и умницам.Учусь создавать проект.)
8. Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для
2 класса: В 2хчастях. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 56 с.: ил. – (Юным
умникам и умницам.Учусь создавать проект.)