Статья проектная деятельность
Оценка 5

Статья проектная деятельность

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
10.02.2017
Статья проектная деятельность
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалам
Статья проектная деятельность.docx
Лилия Александровна Фомина, учитель начальных классов, «Почетный работник общего  образования Российской Федерации»,   г.Курчатов, Курской области, МБОУ «СОШ  №4». Проектная деятельность,  как один из способов развития личности и создания основ творческого потенциала младших школьников.            Роль   проектной   деятельности   при   реализации   ФГОС   НОО   трудно переоценить.   В   Стандарте   изменяется   значение   начального   этапа   общего образования. Начальная школа должна прежде всего сформировать у ребенка желание и умение работать самостоятельно. Принятие и освоение ребенком новой   социальной   роли   ученика   выражается   в   формировании   внутренней позиции   школьника,   определяющей   перспективы   личностного   и познавательного развития на все последующие годы школьной жизни. Решение таких задач неразрывно связано именно с организацией проектной деятельности   младших   школьников,   потому   что   проект   и   исследование формируют   особые   личностные   качества,   позволяющие   самостоятельно планировать   и   реализовывать   реальные   жизненные   потребности,   доводить начатое дело до завершения. Вовлекая первоклассников в проектную деятельность, учитель должен прежде всего научить ребенка  « добывать» информацию. Вот какие формы работы использую я. В     1   классе   проектную   деятельность   можно     организовать     в   виде   двух взаимосвязанных блоков работы:  1) сбор сведений по теме проектной деятельности;  2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы. Работая над проектами,   1класс я посвящаю обучению   сбора   информации. Для удобства была разработана памятка – таблица, так как язык символов первоклассники запоминаютбыстрее,( не все умеют читать). За основу были приняты следующие символы: ­ « Я знаю сам, но не могу сказать откуда у меня эти знания.» ­  «Я узнал это из сети ИНТЕРНЕТ» ­  «Я узнал это в библиотеке из книг» ­  «Я это видел, наблюдал » ­   «Мне об этом рассказали взрослые» ­  «Я узнал это из телевизионной программы» ­     «   Я   сделал   это   своими   руками.   Это   мой   макет   (изделие)» Целесообразно   в  эту   таблицу   добавить   еще   кармашек   без   символа.  В  нем могут  находиться  листки  для записи  информации, а  так  же  информация , полученная иным способом. В   дальнейшем,   работая   над   проектами   ,   мы   часто   возвращались   к   этой таблице, закрепляя и дополняя различными источниками информации.     Ко второму полугодию 1 класса   для направления деятельности учеников была разработана памятка: Памятка начинающему проектанту 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Выбери тему  своего проекта. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.  Продумай   и   предположи   варианты   своих   ответов   на поставленные вопросы.  Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.  Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.  Сделай выводы. Оформи результаты своей работы.  Подготовь   краткое   выступление   по   представлению   своего исследования.         Темы   проекта   предусмотрены   по   программе   «Школа   России»   и определены в рабочих программах по предметам.  Ребёнок сам решает, как он будет   работать   индивидуально   или   в   группе.   (Вначале   первоклассник способен   работать   только   индивидуально   под   руководством   учителя   и непосредственной помощи со стороны родителей.) На основе  первого опыта ученикам было предложено  заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число», «Моя любимая буква», «Моя первая книга», «Домашние любимцы» , «Комнатные растения». Ребята   рассказывали   о   своих   домашних   питомцах,   комнатных   цветах, используя   фотографии из личного альбома, а так же оформили   выставку рисунков и аппликаций.  Индивидуальные   работы   были   собраны     в   коллективные   проекты   по предметам.   Так   появились   «рукописная   книга»   по   обучению   грамоте «БУКВАград», «Веселый счет» по математике , «Братья  наши меньшие» по окружающему миру и другие.  Дети почувствовали и оценили преимущества коллективной работы и сами стали организовываться в группы. Свои работы мы  презентовали  на совместных с родителями встречах. На данном этапе проектная деятельность помоглане только решить учебные задачи,  но   и  научить   сотрудничеству,  способствовала   приобретению   опыта речевого поведения как основы коммуникативной компетенции.   Второй   класс   ­   это   благоприятный   возраст   для   развития   творческого мышления,  воображения. Именно  у  второклассников  наиболее  эффективно осуществляется   ориентирование   в   процессе   обучения   на   воображение   и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Проекты во втором классе стали носить не только   информационный,   но   и   поисковый   характер.   Один   из   проектов   во втором  классе по теме «Растения» предполагает исследовательскую работу  в виде опыта, наблюдения, эксперимента. В классе , а по желанию и в домашних условиях,   ребята ставили опыты и наблюдали, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляли в виде схематических рисунков и таблиц. Во 2 классе дети так же познакомились с таким способом получения информации,   как   анкетирование.   Проект   «   Правила     школьника»   был представлен на классном часе, посвященном этой теме. А проект «Здоровье в наших руках» был представлен на совместном с первоклассниками классном часе, где памятки –рекомендации о правильном питании получил   каждый участник   мероприятия.     Участвуя   в   предметных   неделях,   нами   были подготовлены и представлены проекты «Веселая рифма», « Тайны родного языка», « Это интересно» и другие, где форму проекта ребенок выбирал сам. Это были кроссворды, викторины, рукописные журналы, вернисажи и др. Готовясь к акции «Мы помним» и совмещая ее с проектом по литературному чтению,   второклассники   сами   выбирали   темы   проектов,   объединялись   в группы и определялись с продуктом . Так к 69 годовщине Великой победы были   представлены   проекты   «   Мы   помним»   в   форме   классной   газеты, состоящей из «боевых листков» с рассказами о героических родственниках, альманах со стихами и иллюстрациями   тех далеких событий, вернисаж   из открыток   на   военную   тему,   часть   которых   была   подарена     к   празднику родным.      Метод проектов   требует много   времени, и поэтому большую помощь в организации   проектной   деятельности   на   уроке   оказывает   мне   внеурочная деятельность. Курс, который выбрала я занимает 1 час в неделю и  рассчитан на 4 года. Это адаптированный курс, в основе которого лежит  авторский курс «Учусь создавать проекты» Р. Ф.  Селимовой и Р. И. Сизовой, где наглядно и последовательно     в   рабочих   тетрадях   прорабатываются   основные   этапы проектной   деятельности.   Внеурочная   деятельность   помогает   проработать более четко этапы работы над проектом и грамотно организовать работу над проектами  на уроке.     Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого   развития   учащихся;   естественным   образом   происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности;   укрепляется   чувство   социальной   ответственности,   а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.         Таким   образом,   я   убеждена,   что   применение   проектного   метода способствует формированию у школьников универсальных учебных действий, а так же позволяет почувствовать истинную общность партнерства, пережить творческий подъем, подняться на новую ступень.        Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь   для   воспитательных   и   образовательных   целей.   Вот   почему   можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике.   Он   открывает   путь,   показывающий,   как   перейти   от   словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. Используемая литература  и интернет ресурсы:  1. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. ­ № 18.  2. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность   школьников   [Текст]:   Методический   конструктор.   Москва: «Просвещение», 2010.   3.   Громова   Л.А.   Проектная   деятельность   младших   школьников   в   ходе внедрения образовательных стандартов: Методическое пособие. –Москва: УЦ «Перспектива», 2013 4.   Зиновьева   Е.Е.   Проектная   деятельность   в   начальной   школе   [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010 5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. ­ №2. 6.   Савенков   А.И.   Методика   исследовательского   обучения   младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 7. Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 1 класса: В 2­хчастях. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 56 с.: ил. – (Юным умникам и умницам.Учусь создавать проект.)  8.  Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 2 класса: В 2­хчастях. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 56 с.: ил. – (Юным умникам и умницам.Учусь создавать проект.)

Статья проектная деятельность

Статья проектная деятельность

Статья проектная деятельность

Статья проектная деятельность

Статья проектная деятельность

Статья проектная деятельность

Статья проектная деятельность

Статья проектная деятельность

Статья проектная деятельность

Статья проектная деятельность

Статья проектная деятельность

Статья проектная деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017