Тема: «Профессиональное самоопределение
на уроках ОБЖ»
В настоящее время все более высокие требования предъявляются к подготовке конкурентоспособной личности. Во многом это определяется осознанным выбором будущей профессии, так как тогда у обучаемого формируется устойчивое сознание своего самоопределения, формируются профессиональные намерения, профессиональный интерес.
Проблема формирования конкурентоспособной личности являются актуальной, т.к. очень часто выпускники школ оказываются не готовыми к
взрослой жизни.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа №56 им. А.С. Пушкина»
Преподавательорганизатор ОБЖ, учитель высшей категории,
ветеран труда Дегтярёв Анатолий Иванович
Тема: «Профессиональное самоопределение
на уроках ОБЖ»
В настоящее время все более высокие требования предъявляются к
подготовке конкурентоспособной личности. Во многом это определяется
осознанным выбором будущей профессии, так как тогда у обучаемого
формируется устойчивое сознание своего самоопределения, формируются
профессиональные намерения, профессиональный интерес.
Проблема формирования конкурентоспособной личности являются
актуальной, т.к. очень часто выпускники школ оказываются не готовыми к
взрослой жизни.Первоначальному выбору профессии принадлежит особенно важная роль.
Это объясняется вступлением в трудовую жизнь, часто вызывает серьёзную
психологическую перестройку человека. В реальной жизни выбор
профессии обусловлен действием многих факторов, как внешних, так и
внутренних. Велика роль родителей, сверстников, средств массовой
информации, престижность профессии, социальных условий,
сформированности личности, наличие определённых знаний, опыта.
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются ученики –
это выбор профессии. Вопрос «Кем стать?» задает себе каждый
выпускник школы. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться,
и сделать правильный выбор, соответствующий интересам,
способностям, возможностям, целостным установкам и , наконец ,
требования, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
В связи с этим одной из целей моей работы была определена: оказание
помощи ученикам, определить свои жизненные планы и в соответствии с
ними выстроить алгоритм своих действий, создания условий для
личностного развития школьника и его самоопределения в выборе
профессии в процессе обучения ОБЖ.
Для обеспечения помощи учащимся в сознательном выборе профессии на
уроках целесообразно знакомить школьников с различными видами труда и
профессиями, изучать склонности, особенности и профессиональные
интересы учащихся, консультировать учащихся по вопросам связанных с
продолжением образования и трудоустройством.
Данная цель достигается через личностно ориентированный подход к
ученику, развивающее обучение личности.
Главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных и
творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем,
чтобы выпускник школы был способен к самореализации,
самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.
Считаю, что личностно ориентированный подход – одно из
обязательных условий успеха формирования профессиональной
мотивации школьника в процессе обучения.
Успех профессиональной ориентации на уроке во многом зависит от
умения учителя связать профориентационный материал с программным
материалом. Вместе с тем эффективность профориентационной работы в
преподавании зависит и от содержания профориентационного материала и
особенности его во включения в предмет.
Содержание многих уроков по ОБЖ позволяет включить в урок введения о
профессиях спасателя и пожарного. В зависимости от темы
характеризуются особенности разных специальностей. Своевременно
оказанная старшеклассникам профориентационная помощь выступила
залогом гармоничного развития личности и явилась естественнымзавершением всего учебно воспитательного процесса. При анализе
профориентационной работы в процессе обучения ОБЖ было выявлено,
что работа была направлена на становление профессионального
самоопределения старшеклассников, формирование
профессиональной мотивации школьников, развитие умений учениками
осуществлять выбор и нести за него ответственность.
Ответственность же у каждого из нас тройная: перед обществом, которое
поручило нам обучать и воспитывать молодое поколение; перед
родителями, которые доверили нам своих детей; перед самими учениками,
для которых мынаставники, старшие товарищи.
Я люблю свой предмет , понастоящему верю в истину, красоту, доброту,
справедливость. Если ко мне обратятся с вопросом: « Кто вы ? « Отвечу с
гордостью: « Я – учитель ».