Статья "Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в работе с семьей"
Оценка 4.7

Статья "Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в работе с семьей"

Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
1 кл
29.04.2018
Статья "Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в работе с семьей"
Статья отражает вопросы значимости педагогического мониторинга в работе с родителями, содержит алгоритм проведения такого мониторинга на этапах первичной диагностики, анализа результатов, выявления проблемы и коррекционных мероприятий. Описаны правила проведения диагностик. Рассмотрены примеры собственного педагогического опыта по теме диагностирования в системе работы учителя и родителей.Статья
Мониторинг в работе с семьей.docx
1 Макарова Е.В. Город Благовещенск, МАОУ «Школа « 16 г. Благовещенска» ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА  И МОНИТОРИНГ В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ.                                                                         Диагностика – не  панацея, а средство, которое                                                                         может помочь сделать проблему беспроблемной.                                                                                                                              Джеймс Добсон   Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика. Она может быть  использована как в работе с учащимися, так и с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей в  результате диагностики, может оказать и семье, и ребенку неоценимую услугу. Однако проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей  накладывает на классного руководителя определенные обязанности.  Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться  только на интуицию.  Использование классным руководителем психолого­педагогической  диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь  такой диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы: •         Что я хочу получить в результате диагностики?  •         Как я буду работать с полученным материалом?  •         Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?  Диагностика – разовая акция (акции) Мониторинг – это непрерывное слежение, “систематическое наблюдение”, контроль.                                                  Алгоритм проведения мониторинга 1 2 3 4 5 6 7 определить цель мониторинга – т.е., что необходимо  выявить, узнать, проверить,  определить, получить информацию… определить субъектов мониторинга (детей, родителей, мед.работников…) подобрать и подготовить соответствующие методики изучения и обработки информации  – тесты, анкеты, наблюдения, контр. работы… провести исследования обработать и проанализировать результаты, выявить проблемы и тенденции определить коррекционную работу,   провести коррекционные мероприятия В упрощенном виде  режим  психолого­педагогического мониторинга осуществляется по следующим направлениям: 2 психолого­педагогическая диагностика —> анализ результатов —> выявление  проблемы  —>   коррекционные мероприятия и т.д.         В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить  на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):                                                                 1 блок. Изучение и сопровождение семьи (предварительная и оперативная диагностика) Необходимая информация Социально­демографическая  характеристика семьи:  ­ социально­демографический  портрет семьи; ­ организация и принципы  семейного воспитания; ­ взаимоотношения родителей со  школой. Методы и методики Анкеты и тесты для родителей.  Сочинения и рисунки учащихся    Описание учащимися своего генеалогического древа. Сочинения родителей. Педагогические консилиумы. Посещение семьи. Психолого­педагогическое консультирование  Методика незаконченных предложений.                                                                  2 блок    Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительная диагностика) ­ Информационные запросы родителей;  ­ ориентация родителей в сфере воспитания   образования,  Анкеты для родителей. Беседы с родителями. Дискуссионные собрания. Проведение «круглых столов». ­ наличие свободного времени,  ­ материальных и профессиональных возможностей                                                                        3 блок  Информационно­просветительская работа с родителями (предварительная и  оперативная диагностика) Правовая, психолого­педагогическая  компетентность родителей в проблемах  обучения и воспитания Анкетирование и тестирование родителей. Наблюдение. Беседы с родителями. Обсуждение педагогических ситуаций. Деловые и сюжетно­ролевые игры. Психолого­педагогическое консультирование. Тренинги, практикумы…                                                                       4 блок   Внутришкольный мониторинг  (итоговая диагностика) Удовлетворенность родителей качеством  воспитательной работы Наблюдение. Анкеты для родителей. Методика незаконченных предложений. Беседы с родителями. «Круглые столы»…  Предварительная диагностика Анкета «Знакомство с родителями. Заочное знакомство с ребенком» 3 Изучение семьи дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления такта в  общении и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в  воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила:  Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.        Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не  должна стать доступной всем. Результаты изучения являются конфиденциальной   информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в  процентном соотношении.   Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к  дальнейшему общению с классным руководителем.   Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало,   необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный   материал. Психолого­педагогические методы должны быть разнообразны и  применяться в комплексе.   Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.  Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного      руководителя по изученной проблеме.    Рассмотрим примеры мониторинга на конкретных примерах. Блок диагностик по изучению и сопровождению семьи дает возможность учителю  составить социально­демографический портрет семьи: состав семьи, наличие в семье  бабушек, дедушек, взаимоотношения в семье; характер и принципы воспитания в семье          (поощрения и наказания, вопросы ответственности, дисциплины, взаимоотношений со  сверстниками…), а так же отношение родителей к школе и характер этих взаимоотношений. В блоках диагностик по привлечению родителей к сотрудничеству со школой и  информационно­просветительской работе с родителями, традиционными в нашей школе   стали анкеты, содержащие такие вопросы к родителям:    1. В чем, на Ваш взгляд, заключается главный смысл обучения ребенка в начальной школе (подчеркните): ­ в раскрытии и развитии способностей ребенка; ­ в развитии его интересов и потребностей; ­ в развитии его творческих возможностей; ­ в подготовке ребенка к самостоятельной жизни; ­ в подготовке к выбору профессии; ­ в познании и проявлении индивидуальных особенностей;    2. Какова роль школы в жизни младшего школьника?      3. Выпускник начальной школы – это …    4. Роль родителей на первых ступенях обучения в школе … 4 5. Какие индивидуальные особенности следует учитывать учителю в своей работе?   Анализируя анкеты, учитель может получить очень много полезной информации.  Во­первых, насколько серьезно родители отнеслись к просьбе учителя  и ответили на  вопросы (а значит каково их отношение к учителю, каков уровень их ответственности). Кто­то поставил галочки напротив всех возможных ответов о смысле обучения ребенка  в школе (кто бы сомневался! Конечно, школа будет решать все указанные задачи). Но в этом  случае работа выполнена, скорее всего, формально. Родитель не задумался: а чего от школы  жду конкретно я? Большинство родителей, чаще всего, все­таки, определяет 2­3 более конкретные задачи  школы по отношению к своему ребенку. Следовательно, во­вторых, учитель может сделать вывод, чего ждут конкретные  родители от школы, какова общая направленность запросов родителей, насколько родители   понимают свою роль по решению этих задач. Очень часто получается, что если анкета содержит вариант ответа в свободной форме –  ответа вообще может не быть. Если в тестовых вариантах ответов галочки, еще кое­как  проставляются, задуматься над ответами в свободной форме у родителей нет желания. Это  тоже показатель отношения родителей к школе и своего соучастия в ее делах. В­третьих, выделив приоритетные направления в запросах родителей, учитель может  сравнить их с реально существующими предпосылками для их решения. Спрогнозировать  перспективы индивидуального развития учащихся и  классного коллектива в целом.  Так, например, среди приоритетных задач школы, большинство родителей моего класса  выделили раскрытие и  развитие способностей ребенка и подготовку ребенка к  самостоятельной жизни. Анализ же предыдущих и дальнейших ответов на анкету показал, что некоторые  родители очень смело видят выпускника начальной школы самостоятельным человеком и при  очень скромной роли родителей на первых ступенях обучения в школе, это может говорить о  том, что родители легко могут самоустраниться от вопросов обучения и воспитания,  контроля за детьми, списав это на то, что школа должна сделать их детей к концу 4­го класса, самостоятельными. (Очень было бы здорово, но, к сожалению, у нас часто и 20­30­ летних  людей не всегда можно назвать самостоятельными!)    Анализ анкет о том, какие способности видят родители в своих детях, показывает  достаточно частый ответ – «ничем не интересуется». А анализ внешкольной занятости – то,  что, порой, около половины детей в классе не посещают учреждения дополнительного  образования. То есть сами родители не очень обеспокоены вопросом раскрытия и развития  способностей детей. Эта почетная обязанность, как и многие другие, отводится школе. 5  Достаточно информативной является методика неоконченных предложений, которая  поможет определить отношение родителей к школе, учителям и приходу собственного  ребенка в учебное заведение. Существует такая анкета «Школьные годы родителей» Если родители, отвечая на предложенные вопросы, больше вспоминают негативные  моменты из школьной жизни, можно с уверенностью сказать, что невольно они уже будут  искать подобный негатив в школьной жизни своего ребенка и даже иногда провоцировать его,  чтобы сказать фразу следующего содержания: «Я так и знал, так было и со мной…». Поэтому  классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит уже  сформированные стереотипы отношения к школе отдельных родителей, обусловленные их  собственным школьным опытом. Полученные результаты помогут классному руководителю  снять напряженность конфликтных ситуаций уже в самом начале работы с классным  коллективом. Подобная предварительная диагностика поможет классному руководителю с  первых дней своей работы увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой в работе с классом, а также определить семьи, которым трудно будет пережить период своей  собственной адаптации и адаптации своего ребенка в школе.   Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и  детьми при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимодействиях  школьников, родителей и детей, учителя и учащихся.   Для того, чтобы определить, насколько хорошо родители знают своего ребенка, можно  провести анкетирование, вопросы которого нужно предложить и детям, и родителям.   Сравнение результатов даст родителям почву для размышлений, выводов и последующих  действий.  Можно провести исследование, которое позволит родителям открыть в своем ребенке  для себя и окружающих его людей что­то новое, поможет родителям самостоятельно  определить уровень проявления возможностей и способностей ребенка. К итоговой диагностике можно отнести внутришкольный мониторинг, проводимый  традиционно в нашей школе, «Удовлетворенность родителей школой».  Данные исследования помогут организовать сотрудничество с родителями, сделать его  полезным и направленным на развитие их педагогической культуры, интереса к развитию и  становлению своего ребенка.  Итак, первые этапы мониторинга взаимопонимания родителей и школы –   диагностика  —> анализ результатов —> выявление проблемы   проведены.  Следующий – коррекционная работа. Что можно отнести к коррекционным мероприятиям? 6 Во­первых, само анкетирование и аналитическая справка по его результатам, часто  заставляет родителей впервые задуматься, чего они ждут от школы, какими они видят своих  детей и чего ждут от них в школе;  какую они намерены оказать помощь при необходимости,  всегда ли применяемые в семье методы воспитания являются эффективными и как лучше  помочь ребенку преодолевать трудности.  Во­вторых, это традиционные индивидуальные беседы и консультации, лектории,   круглые столы, диспуты. Кроме того, это коллективные с родителями мероприятия – выезды на природу,  направленные на сплочение не только детского, но и родительского коллектива, праздники,   привлечение родителей к делам класса (не просто поприсутствовать, а провести у детей  праздник, экскурсию, мастер­класс). Побывав в роли организатора, родители лучше  понимают, какой это большой и серьезный труд – воспитание и развитие детей.  Очень полезным бывает просто потрясти перед родителями папками с диагностиками,  чтобы впечатлить их объемом и серьезностью проводимой учителем работы. Чтобы  задуматься: а знаю ли я всё о своем ребенке: чем он интересуется, что его тревожит, а что  радует, как относится к успехам и неудачам, с кем дружит, о чем мечтает…  Чтобы показать,  как много надо знать о своем ребенке, о методах воспитания, чтобы правильно направлять его развитие.          Так как мониторинг ­ это «непрерывное слежение», то за этапом коррекционных  мероприятий обязательно должен последовать этап новой диагностики: как изменились  взгляды родителей, их отношение к детям, учителю, школе. То есть в той или иной форме в  диагностиках должны появляться вопросы, выявившие проблемы  взаимодействия и  взаимопонимания с родителями. А затем снова—> анализ результатов —> выявление проблемы  —>   коррекционные  мероприятия и т.д.    Хочется отметить, что своеобразным мониторингом может служить отслеживание  присутствия родителей на родительских собраниях. Заполняемая в классе «Копилка добрых  дел» ­ фиксирование участия родителей в делах класса (организовать выезд на экскурсию,  провести праздник, отремонтировать компьютер, прибить стенды, помыть окна, купить  туалетную бумагу…)  Итоговая диагностика проводится в классе для изучения результатов взаимодействия  учащихся, классного руководителя и родителей по проблеме, которая была  трудноразрешимой в классном коллективе в течение длительного времени.  Традиционным  в нашей школе является мониторинг уровня удовлетворенности  родителей работой классного руководителя и школы в целом.  На примере моего класса могу 7 сказать, что от класса к классу, несмотря на встречающиеся сложности, порой недопонимание во взаимоотношениях, прослеживалась положительная динамика в уровне удовлетворенности  родителей работой школы. К концу 4 класса отмечался высокий уровень. А в начале 5­го  класса, 3 сентября по инициативе родителей я была приглашена на совместный выезд на  турбазу. Что тоже является показателем тесноты взаимоотношений и сотрудничества.  Многоплановая работа по данным направлениям должна быть каким­то образом  систематизирована. В этом году я апробировала карту социального сопровождения ученика и  его семьи, найденную в Интернете,  в которой обобщены результаты психолого­ педагогической диагностики ученика и его семьи. Карта достаточно объемна. Ее заполнение  предполагает внесение изменений происходящих в течение всего периода мониторинга.  Диагностика и мониторинг в работе с семьей позволит учителю:  Целесообразно и целенаправленно планировать воспитательную работу с классом в  целом и каждым учеником в отдельности.  Сделать оптимальный выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с  учеником, классом и родителями, не вступая в противоречие с традициями и принципами  семейного воспитания.  Выбирать правильный стиль общения с учеником и его семьей в конкретной ситуации и наиболее эффективные меры педагогического воздействия при подготовке к индивидуальным консультациям (беседам).  Избегать или предотвращать развитие конфликтных ситуаций.  Плодотворно сотрудничать с родителями, привлекая их к воспитанию, организации  внеклассной и досуговой деятельности школьников. Все это в свою очередь явится залогом создания оптимальных условий и высокой  эффективности учебно­воспитательной работы.  Список используемой литературы: 1. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. ­ М.: Вербум, 2003. 2. Настольная книга классный руководитель/ Авт.­сост. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева и  др. – Ростов н/Д, Феникс, 2001.  3. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ГИЦ­В, 2003. 4. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. – М.; Воронеж: МПСИ НПО, 2005. 5. Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. – М.: Молк, 1995 6. Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. ­ Ростов н/Д, Феникс, 2003.         8

Статья "Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в работе с семьей"

Статья "Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в работе с семьей"

Статья "Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в работе с семьей"

Статья "Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в работе с семьей"

Статья "Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в работе с семьей"

Статья "Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в работе с семьей"

Статья "Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в работе с семьей"

Статья "Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в работе с семьей"

Статья "Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в работе с семьей"

Статья "Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в работе с семьей"

Статья "Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в работе с семьей"

Статья "Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в работе с семьей"

Статья "Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в работе с семьей"

Статья "Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в работе с семьей"

Статья "Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в работе с семьей"

Статья "Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в работе с семьей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018