В статье говорится что , рабочая тетрадь является пособием с печатной основой для работы непосредственно на содержащихся в нем материалов; применяется с целью увеличения объема практической деятельности и дифференцированного подхода к обучению и оцениванию работы деятельности студентов. Актуальность использования рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки студентов с возможностью выявить направление движения формирования мыслительной деятельности.Научная статья об эффективности применения рабочих тетрадей в профессиональном образовании.
Рабочая тетрадь как элемент технологии организации практических и самостоятельных работ
студентов колледжа на принципах гуманной педагогики
ГБПОУ ВО Воронежский промышленно технологический колледж
к.п.н. Наумов О.Е.
Согласно последним требованиям федеральных государственных стандартов предъявляемых
к учреждениям, осуществляющих профессиональное обучение и профессиональную подготовку,
учебный процесс строится на основе компетентностного подхода. Отличие компетентностного
подхода от традиционного (некомпетентностного) — это изменения в системе оценивания
результатов освоение основной профессиональной образовательной программы. При переходе на
рабочие программы дисциплин на основе компетентностного подхода изменяется функция
оценивания: от оценивания для контроля переходят к оцениванию для определения направления
улучшения образовательного процесса.
Эффективным средством формирования профессиональной компетентности будущих
выпускников профессиональных образовательных учреждений является применение рабочих
тетрадей, способствующих организации повторения, закрепления, обобщения и систематизации
знаний студентов, формирования у них специальных умений по дисциплине. [2, с. 1]
Рабочая тетрадь является пособием с печатной основой для работы непосредственно на
содержащихся в нем материалов; применяется с целью увеличения объема практической
деятельности и дифференцированного подхода к обучению и оцениванию работы деятельности
студентов. Актуальность использования рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании
содержания информационной подготовки студентов с возможностью выявить направление движения
формирования мыслительной деятельности.
Рабочие тетради используются для текущего контроля знаний и умений студентов применять
знания при решении учебных задач. Таким образом, дидактический комплекс «Рабочая тетрадь» по
дисциплине должна стать основой фонда оценочных средств по общепрофессиональным дисциплинам.
Рабочая тетрадь разрабатывается в полном соответствии с рабочими программами. Ее структура
и содержание определяются спецификой дисциплины или междисциплинарного курса.
Рассматриваемая модель рабочей тетради «Техническая механика. Рабочая тетрадь по контролю
знаний начального уровня студентов 2 – го курса специальности 23.02.03 «ТО и ремонт автомобильного
транспорта » » включает в себя 3 блока: основной блок – краткие лекции, контрольный – тестовые
задания, практический – шаблонные задачи. [4 ]
Основной блок включает в себя краткий набор основных лекций, который позволяет студенту,
при отсутствии учебника или лекций выданных преподавателем, ответить на вопросы тестов и
самостоятельно освоить минимальный объём знаний. Кроме того рассматриваемые в лекциях вопросы
позволяют восстановить в памяти, ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления
и лучшего запоминания изученного материала.
Контрольный блок представляет собой набор тестов состоящих из 60 вопросов и разбитых
по определенным темам. Вопросы, входящие в тесты, разделены на три типа: первый – дать
определение заданного термина или понятия в рассматриваемой теме; второй дать сравнительную
характеристику двум определениям, понятиям или формулам рассматриваемой темы; третий
определить требуемое значение по представленной схеме, используя формулы из рассматриваемой
темы.
Данный блок предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих
и организующих самоподготовку обучающихся, требует умений сравнивать, проводить расчет,
анализировать и делать обобщения.Практический блок содержит шесть практических задач шаблонного типа , где на простейших
примерах студент отрабатывает технологию применения решения расчетных схем в технических
задачах по заданным темам. В практических задачах представлены реальные примеры применения
расчетов в технических механизмах.
и задач реализуется
дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов,
требующих простого воспроизведения определенной известной информации, до задач, требующих
умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения.
При подборе вопросов тестов
Рабочая тетрадь состоит из лекций темы, которых следуют логике расположения учебного
материала в основном учебнике с учетом требований ФГОС. Она является частью матричного УМК
(рис. 1 ) используемого при преподавании дисциплины «Технической механики» учащихся
специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Рис.1 Матричный учебный методический комплекс (УМК) преподавания дисциплины
«Техническая механика»
[3,c.45]
Представляемая рабочая тетрадь является частью элементарного уровня матричного УМК и
включает в себя два блока «Сборник шаблонных задач» и «Рабочую тетрадь тестов по всем темам».
Матричный учебнометодический комплекс
построен на принципах гуманной педагогики и
предполагает вариативный и дифференцированный подход при обучении студентов с различным
уровнем подготовки.
сформулированы для
профессионального образования на основе принципов гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили
представленных в его книге «Размышление о гуманной педагогике».[1,c.448]. Применяемые в
матричном УМК они выражены следующим образом: принцип понимания учащегося; принцип
оптимистического отношения к любой работе учащегося; принцип очеловечивание среды вокруг
учащегося; принцип уважения личности учащегося; принцип терпения в становлении его развития;
принцип сотрудничества и принцип «фактор успеха». Предлагаемый подход можно реализовать и при
использовании только рабочей тетради как дидактического комплекса.
Принципы гуманной педагогики,
Оценка выполнения рабочей тетради по дисциплине «Техническая механика» ставится на
основании оценок двух блоков контрольного и практического. Контрольный блок оценивается по
количеству правильно ответов на 60 тестовых вопросов. За 30 ответов – оценка «2» , за 45 ответов –
оценка «3», за 60 ответов – оценка «4». Практический блок оценивается по количеству решённых
задач . За 2 задачи – оценка «2», за 4 задачи – оценка «3» , за 6 задач – оценка «4». За данную рабочуютетрадь оценка «5» не ставится так как она является тетрадью элементарного уровня, а оценка «4»
является критерием «фактора успеха» так как даже слабый по уровню подготовки учащийся при
активной работе может получить достаточно высокую оценку. Это является хорошей мотивацией для
последующей работы. Кроме того для особо активных учащихся успешное выполнение всех заданий
может служить основанием для положительной аттестации по дисциплине без проведения
контрольного мероприятия (дифференцированного зачёта).
Постепенное овладение умениями и навыками рационального умственного труда, тренировка
по тестовым вопросам и задачам, самостоятельное нахождение правильного решения способствует
формированию чувства удовлетворения и познавательной мотивации, которое делает обучение не
утомительной нагрузкой, а интересной работой. Известно, что усвоение любого материала происходит
более эффективно на положительном эмоциональном фоне. В целом повышение эффективности
обучения, через использование в учебном процессе рабочих тетрадей на печатной основе, достигается
в условиях активного привлечения обучающихся к самостоятельной работе, включения в процесс
анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей
работы с установкой на обязательный отчет. Применение студентами рабочей тетради улучшает
качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации,
предоставляет возможность реализации перспективных методов обучения.
1. Амонашвили Ш.А., Размышление о гуманной педагогике. М.:, Издательский Дом Ш.Амонашвили.
2001г. – 480с
Используемые источники
2. Белоруссова Е. В. Рабочая тетрадь по дисциплине — средство развития познавательной активности
и организации самостоятельной работы студентов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации:
материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца,
2014. — с. 106108.
3. Наумов О.Е. Формирование познавательной мотивации учащихся колледжей на основе идей
гуманистической педагогики: монография /О.Е.Наумов ; под ред. А.М.Фактора. – Воронеж :
Издательскополиграфический центр «Научная книга» , 2014. – 180 с.: ил.
4. «Техническая механика. Рабочая тетрадь по контролю знаний начального уровня студентов 2 – го курса
специальности 23.02.03 «ТО и ремонт автомобильного транспорта » http://infourok.ru/rabochayatetradpo
tehnicheskoymehanike618291.html