Статья "Работа с одаренными детьми"
Оценка 4.6

Статья "Работа с одаренными детьми"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
физика
11 кл
04.06.2017
Статья "Работа с одаренными детьми"
В настоящее время возрастает ответственность выпускников за собственный успех, обусловленная усилением требований к профессиональной компетентности, а, следовательно, потребностью в людях, способных к метапредметному мышлению, активных, мобильных, открытых для инноваций, обладающих навыками самообразовательной деятельности. В этом ключе образование становится доминантой инновационного развития общества и требует формирования новой системы обучения и воспитания и работы с одаренными детьми , предполагающей постоянное обновление в соответствии с вызовами времени.
Работа с одаренными детьми ..docx
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА Часть 1.             В   современном   глобальном   мире   человек   приобретает   все   большие возможности для личностного развития, формирования своего образа и стиля жизни, что обусловлено интеграционными процессами планетарного характера, стремительным   развитием   цифровых   и   биотехнологий,   совершенствованием коммуникационных   сетей.   В   то   же   время   возрастает   ответственность   за собственный успех, обусловленная усилением требований к профессиональной компетентности,   а,   следовательно,   потребностью   в   людях,   способных   к метапредметному  мышлению, активных, мобильных, открытых для инноваций, обладающих   навыками   самообразовательной   деятельности.   В   этом   ключе образование   становится   доминантой   инновационного   развития   общества   и требует формирования новой системы обучения и воспитания, предполагающей постоянное обновление в соответствии с вызовами времени.       В   2015­2017   годы     осуществляется   переход   общеобразовательных   организаций   Донецкой   Народной   Республики   на   Государственные образовательные стандарты, новыми концептуальными ориентирами в которых стали   компетентностно   ­   ориентированный,   личностно­ориентированный   и системно­деятельностный подходы   стратегии развития образования.          Одним из приоритетных направлений Государственного образовательного стандарта является поддержка талантливых и одаренных детей. Система поиска поддержки   и   сопровождения   талантливых   детей   требует   глубокого исследования и научно­методического сопровождения. Проблематика работы с талантливыми   детьми   заключается   в   обеспечении   системного   подхода   в использовании   образовательных   технологий   и   методов   работы   с   одаренными детьми.  Возрастает роль и возможности учителя в реализации образовательной программы;   особенности   Государственного   образовательного   стандарта основного   общего   образования   на   2015­2017   гг.   и   Государственного образовательного стандарта среднего общего образования на 2015­2017 гг.             Очевидно,   что   решение   этих   задач   предусматривает   переобучение педагогических   кадров   ­   руководителей   учреждений   образования,   учителей общеобразовательных   школ,   специализированных   учебных   заведений   и   др. Современный   педагог­профессионал   должен   не   только   успешно 1 ориентироваться в актуальных направлениях своей предметной области, но и быть   компетентным   в   развитии   педагогики   нового   времени   ­   педагогики творческого   развития   личности.   Совершенствование   и   развитие образовательного   пространства   учебного   заведения,  предусмотренное   новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в   работе   с   одаренными   школьниками.   Создание   условий   для   максимального развития одарённых детей, включая детей, чьи таланты на настоящий момент, может быть, ещё не проявились, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных.                Прежде чем говорить об организации работы с одарёнными детьми мы должны знать: Что такое одарённость? Кто такой одарённый ребёнок? Как в современных условиях выявить и организовать работу с одарёнными детьми?            Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,   которое   определяет   возможность   достижения   человеком   более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.             Одаренный   ребенок  –   это   ребенок,   который   выделяется   яркими,   очевидными,   иногда   выдающимися   достижениями   (или   имеет   внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.         При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические   механизмы   саморазвития   личности,   лежащие   в   основе формирования   и   реализации   индивидуального   дарования.   Одаренные   дети обычно   обладают   отличной   памятью,   которая   базируется   на   ранней   речи   и абстрактном   мышлении.   Их   отличает   способность   классифицировать информацию   и   опыт,   умение   широко   пользоваться   накопленными   знаниями. Большой   словарный   запас,   умение   ставить   вопросы   чаще   всего   привлекают внимание   окружающих   к   одаренному   ребенку.   Талантливые   дети   легко справляются   с   познавательной   неопределенностью.   При   этом   трудности   не заставляют   их   отклоняться.   Они   с   удовольствием   воспринимают   сложные   и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.        Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем­ либо,  упорство  в достижении  результата  в  сфере, которая  ему  интересна.  К этому   нужно   прибавить   и   степень   погруженности   в   задачу.   Им   необходимо 2 понимание   и   некоторое   руководство   со   стороны   взрослых,   не   следует акцентировать  внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз. Работа с одарёнными детьми требует много времени и усилий, как со стороны родителей, учителей так и со стороны самого ребёнка. Новые образовательные стандарты   делают   акцент   на   деятельностный   подход   в     образовательном процессе, то есть способности быть автором, творцом, активным созидателем своей   жизни,   уметь   ставить   цель,   искать   способы   её   достижения,   быть способным   к   свободному   выбору   и   ответственности   за   него,   максимально использовать   свои   способности.   Важно   направить   одарённого   ребёнка   не   на получение   определённого   объёма   знаний,   а   на   творческую   его   переработку, воспитать   способность   мыслить   самостоятельно,   на   основе   полученного материала.   И   з   этого   следует,   что   способности   ученика   определяются   его темпом учения.                                                                                                              В   работе   с   одаренными   детьми   целесообразно   положить   следующие принципы педагогической деятельности:                      максимального разнообразия предоставленных возможностей для  развития личности;                                                                                                принцип возрастания роли внеурочной деятельности;                                       принцип индивидуализации и дифференциации обучения;    принцип создания условий для совместной работы учащихся при  минимальном участии учителя;     принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.                          Компетентный педагог призван создавать такие педагогические условия, при которых дети с указанными характеристиками, смогут полноценно и посильно реализовывать свои образовательные потребности, смогут осваивать различные учебные роли, становиться помощниками учителя, научатся самоорганизации и управлению   теми   своими   особенностями,   которые   сделают   из   талантливого ребёнка, ребёнка организованного и коммуникабельного.            Выделяю несколько принципов педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми на уроках физики.  1.  Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для  развития личности,                                                                                                          2.  Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.                                          3.  Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.                                   4.  Принцип создания условий для совместной работы учащихся при  3 минимальном участии учителя.                                                                                     5. Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг,  помощи, наставничества.               Большинству одарённых школьников подходят не все образовательные методики   и установки.   Им,   например,   надоедают   однотипные   и   слишком простые   способы   освоения   учебного   материала.   Не   нравится   отсутствие ситуации выбора, задержка процесса освоения нового на уроке по причине не достаточного   усвоения   части   учебного   материала   другими   учащимися. Педагогам можно порекомендовать следующие подходы к организации обучения одарённого   ребёнка,   соответствующих   требованиям   новых   образовательных стандартов:  1.   Поручать   одарённому   ребёнку   выполнение   более   сложных   по   уровню (творческих)   заданий   в   момент,   когда   идёт   доработка   учебного   материала другими учащимися.  Нужно научить управлять одарённого ребёнка процессом своего   обучения   и   не   задерживать   его   продвижение   вперёд,   когда   другие отстали.  2.  Соединять   для выполнения  учебных  заданий,  учащихся  с  разными  типами одарённости.   Это   необходимо   для   того,   чтобы   обучающиеся   могли контактировать с равными себе по уровню способностей, помогать преодолевать проблемы   друг   другу   в   областях,   в   которых   они менее   сильны,   а   также осваивать   менее   для   них   доступные   способы   учебной   работы   посредством, указанного сотрудничества.  3.   Учитывая,   что   новые   образовательные   стандарты   предлагают   как   основу способов обучения деятельностный подход, при котором одарённые учащиеся быстрее,   чем   другие   дети   в   классе   будут   видеть   предполагаемый   результат учебного труда, их можно будет назначить консультантами, проектировщиками учебного   процесса   при   освоении   наиболее   сложного   учебного   материала   в помощь другим не таким одарённым детям в классе.  4.   Зная   о   том,   что   одарённые   дети   имеют   проблемы   с   завышенной   или заниженной  самооценкой, можно давать им задания на разработку критериев оценки результатов конкретной деятельности.  5.   Учащимся   с   интеллектуально­академической   одарённостью,   успешно осваивающим   учебную   программу   можно   не   задавать   домашних   заданий   на 4 тренинг,   а   вместо   этого   предлагать   творческие   задания   с   учётом   интересов конкретных учащихся.  6.   Результаты   труда   одарённого   ребёнка   обязательно   должны   быть   оценены педагогом, так как для детей данной категории – это имеет достаточно большое значение.  7. Не стоит бояться хвалить и высоко оценивать результаты труда этих детей из­ за соображений «воспитания зазнайства», одарённым дети, не смотря на то, что многие достижения им даются легко, высокие оценки всё равно заслужили Для реализации   указанных   принципов   при   изучении   физики   можно   использовать следующие идеи.  Идея опоры. Роль опор при обучении физики могут играть обобщённые планы ответов   о   физическом   понятии,   законе,   явлении,   теории   и   др.,   таблицы, систематизирующие   формулы,   мнемонические   правила,   программированные задания, демонстрационные опыты, алгоритмы решения задач, планы изучения текста и др. Цель их использования ­ помочь ученику в овладении исходными знаниями и умениями, привитие изначально навыков учения.        Важно акцентировать внимание обучающихся на этих опорах, показать их роль. Впоследствии дети сильные не только используют готовые опоры, но и стремятся к созданию своих новых опор, позволяющих усваивать материал на более глубоком уровне.  Идея «от частного к общему»     Практически на каждом учебном занятии по физике можно  через  единичное  подводить  учащихся к  осознанию  всеобщего. Через   процесс   изучения   отдельного   физического   явления   ­   к   пониманию познаваемости мира; через биографию учёного ­ к раскрытию специфики работы физиков прошлого и настоящего; через решение конкретной задачи ­ к умению анализировать   и   решать   не   только   разнообразные   учебные,   но   и   жизненные проблемы. Идея использования диаметральных объектов.           Физика   обладает   богатым   материалом   для   иллюстраций   и   разъяснения принципа   единства   и   борьбы   противоположностей.   Идея   перспективы   ­   её сущность заключается в систематической подготовке учащихся к восприятию наиболее трудных к восприятию тем путём включения некоторых вопросов из 5 них   в   текущий   материал.   Такой   приём   позволяет   переключать   внимание учащихся и благодаря неожиданности стимулирует умственную деятельность.       Идея   интеграции   учебных   занятий.  Интеграция   с   предметами   гуманитарного,  математического,   информационного   цикла   позволяет   детям   в полной мере раскрыть свои способности. Опыт работы показывает, что большие возможности   для   развития   одарённых   детей,   их   мышления   и   творческих способностей даёт специально организованная в школе  внеклассная работа и работа по методу проектов или проектная деятельность.                       Формирование    исследовательских   умений  учащихся,   организация исследовательского   обучения   в   учреждениях   образования   является   одной   из самых актуальных проблем, так как  государственный образовательный стандарт предполагает   формирование   умения   учеников   самих   получать   ответы   на поставленные вопросы.               Исследовательская   деятельность  –   это   один   из   способов   развития одаренных. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые   знания,   но   и   усваивает   новые   способы   деятельности,   развивает   свой интеллект,   способность   к   творчеству.   Самостоятельность,   ответственность, настойчивость,   целеустремлённость   –   вот   тот   неполный   перечень   качеств, которые   развивает   в   себе   ребёнок,   вовлеченный   в   исследовательскую деятельность.   Таким   образом,   вырастает   не   пассивный   созерцатель   жизни,   а настоящий исследователь, первооткрыватель, творец..  Метод проектов включает в себя и исследовательскую деятельность учащихся. Учебные исследования, проводимые учащимися во внеурочное время, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации; регулярные наблюдения и измерения   формируют   умения   учащихся   самостоятельно   работать.    Он позволяет   одаренным   детям   ставить   и   решать   собственные   задачи, завершающихся   созданием   продукта   их   труда.   Использую   в   своей   работе компетентностно   ­   ориентированный   подход   к   обучению,   в   основе   которого лежит активизация познавательной деятельности обучающихся, превращающая школьника из объекта в субъект образовательной деятельности.          Школьный курс предмета «физика» с использованием метода проектно ­ ориентированного   обучения   предоставляет     возможность   воспитывать выпускника, способного  успешно  самореализоваться в условиях динамичного развития социальных отношений общества.  6 При   организации   проектной   деятельности   обучающихся   я   использую   различные типы проектов по числу учащихся: личностный проект, групповой проект.   Учащиеся   с   удовольствием   создают   интегрированные   естественно   ­ научные проекты. Работая над исследовательским проектом,   ученики имеют чётко   обозначенную   исследовательскую   проблему.     Внедряя   практико­ ориентированный   проект,   ученики   используют   в   работе   научные   методы, обязательным   условием   является   интегрированность   знаний     (создание измерительных или регистрирующих приборов, игр, моделей).  Мультимедийные проекты   ­   представляют   собой   интерактивный,   выполняемый   в   диалоговом режиме   продукт   ­   компьютерную   разработку,   в   состав   которой   входят: музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимации, наборы картин и слайдов, различные базы данных и так далее. (Такие проекты используются учениками в ходе урока « Атомная энергия ­ за и против»                           11 класс, «Энергия сгорания топлива» ­ 8 класс).           В   ситуации   сложности   предмета,   различного   склада   ума   учащихся,   их способностей   самореализовать   себя,   дефицита   времени   весьма   полезными оказываются   все   нетрадиционные   формы   обучения.   На   таких   уроках   мои ученики   проявляют   творческую   активность,   раскрывают   свои   способности, привыкают критически, относится к получаемой информации.            Одним   из   методов   работы   с   одарёнными   детьми   является   работа   с использованием информационно­коммуникативных технологий.  Использование информационно­коммуникативных   технологий   позволяет   мне   развивать   у школьников   интеллектуальную   сферу,   особенно   такие   качества   как сообразительность   и   критичность   мышления,   умение концентрировать внимание, познавательные умения и умения учиться. Вместе с тем активно развивается не только интерес к учению, но и такие качества как мотивация достижения, стремление к поиску.   воображение,           Информационные   технологии   обучения   позволяют   мне   активизировать учебный   процесс.   Возможность   практической   деятельности   учащихся   в виртуальном режиме обеспечат доступность всех групп учащихся к освоению программного   материала   по   физике.   Использование   современных мультимедийных   пособий   по   физике   позволило   увидеть   многие   физические процессы,   которые   невозможно   продемонстрировать   в   рамках   обычной физической лаборатории на основе опытов. Такие сложные физические явления дети увидели в компьютерном исполнении. 7 Такие технологии позволяют: организовать аналитическую работу учащихся по   выявлению   физических   особенностей   изготовления   физических   приборов, проводить   сравнение   различных   физических   процессов,   формировать   у учащихся   образную,   зрительную,   слуховую   и   эмоциональную   память, воспитывать у учащихся эстетические, познавательные качества, формировать ключевые   компетентности   необходимые   учащимся   вне   школьных   стен. Целенаправленная   организация   работы   с   презентационным   материалом   на уроках физики позволяет наиболее полно использовать естественно ­ научный потенциал данного предмета и компетентностно ­ ориентированный подход. При выборе   различных   технологий   в   преподавании   физики   я   выявляю   наличие   и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, на каждом уроке целенаправленно и системно использую оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно­ ориентированного подхода.              Поэтому для решения стратегических задач по модернизации системы работы с одаренными учащимися необходимо:      своевременно  выявлять  и развивать одаренности;     совершенствовать   модели   индивидуальных   программ   развития   одаренных детей;   создать систему качественного социально ­ психологического сопровождения одаренных детей   с   целью   оптимизации   их   вхождения   в   социум;   активизировать   использование   возможностей   социального   партнерства   по вопросам   развития   и   социальной   поддержки   одаренных   учащихся;   понимание   природы   одаренности   и   проблем   ребенка,   связанных   с   ней;   ребенка;  умение сформировать содержание образования для конкретного ребенка через использование   вариативной   составляющей   рабочего   учебного   плана,  создание авторских программ, сеть кружков, организации дополнительного образования;  одаренного отличий   знание       владение современными личностно ориентированными технологиями, выбор оптимальных   технологий   в   зависимости   от   особенностей   ребенка;   наличие собственной педагогической концепции;       активная научно­методическая деятельность (распространение собственного опыта,   публикации,   участие   в   профессиональных   конкурсах   и   т.д.);   наличие   коммуникативных   качеств   и   творческих   способностей   у 8 работников; педагогических   эмоциональная   стабильность,   целеустремленность,   зрелость,   адекватная высокая   самооценка,   умение   объективно   оценивать   успехи   учащихся, педагогических работников.                      В настоящее   время реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы учителя.   Через поиск новых способов стимулирования учебного труда обучающихся, использование интерактивных форм и методов обучения реализуются инновационные подходы к контролю и оцениванию знаний и умений деятельности обучающихся, в первую очередь, дифференцированного, индивидуального, личностно ориентированного. Реализация   данных   подходов   применяется   мною   через   оценку   деятельности учащихся   в   соответствии   с   уровнями   усвоения   ими   знаний:   узнавание, репродуцирование, продуктивную деятельность, творческую деятельности. 9

Статья "Работа с одаренными детьми"

Статья "Работа с одаренными детьми"

Статья "Работа с одаренными детьми"

Статья "Работа с одаренными детьми"

Статья "Работа с одаренными детьми"

Статья "Работа с одаренными детьми"

Статья "Работа с одаренными детьми"

Статья "Работа с одаренными детьми"

Статья "Работа с одаренными детьми"

Статья "Работа с одаренными детьми"

Статья "Работа с одаренными детьми"

Статья "Работа с одаренными детьми"

Статья "Работа с одаренными детьми"

Статья "Работа с одаренными детьми"

Статья "Работа с одаренными детьми"

Статья "Работа с одаренными детьми"

Статья "Работа с одаренными детьми"

Статья "Работа с одаренными детьми"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2017