Статья "Работа с одаренными учащимися с использованием метода индивидуальных образовательных траекторий"

  • Научные работы
  • doc
  • 12.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данное статье представлен материал , направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся, который применяется в практической деятельности педагога. Данные методы способствуют учащимся овладеть конкретным уровнем образованности, помогают "фильтровать огромный объем информации. Способствует формированию умения систематизировать полученную информацию. метод индивидуального проектирования особенно востребован старшеклассниками, способных анализировать свои успехи и выделять приоритеты в соответствии выбираемой профессии.Статья из опыта работы по истории для старших классов
Иконка файла материала Индивидуальная образовательная траектория.doc
Работа с одаренными учащимися с использованием  метода индивидуальных образовательных траекторий Платон   в   своем   «Государстве»   разделил   всех   людей   в   обществе   по принципу   одаренности   металлами.   Наивысшей   степенью   одаренности   он считал одаренность внутренним «золотом». Многое ли изменилось со времен Платона?   Думаю,   нет.   В   современном   обществе   ценятся   «золотые»   люди, способные   мыслить   неординарно,   или,   как   принято   сейчас   говорить, креативно.   Поэтому   главной   задачей   сегодняшнего   образования   является работа с такими одаренными детьми.  Стоит   отметить,   что   в   категорию   «одаренных»   попадают   не   только вундеркинды, но и дети, способные решать сложные неординарные логические задачи,   стремящиеся   к   творчеству,   креативу.   Одаренные   дети   –   дети любознательные,   проявляющие   самостоятельность.   Такие   дети   –   дети особенные, поэтому работа с ними в школе должна быть особенной. Зачастую такие дети требуют повышенной нагрузки, но она не должна заключаться   в   ух   увеличении   классных   и   домашних   упражнений,   а   во всестороннем развитии способности мыслить. Мы, учителя, склонны забывать, что «думать» и «мыслить» ­ это одно и то же. На самом деле, мыслить гораздо сложнее, чем думать. Вся философия XIX – XX вв. направлена на познание «мысли». Хосе Ортега­и­Гассет метко отличает «человека мысли» или «Homo  Theoreticus» от  Homo  Sapiens  или «человека думающего». Именно к созданию Homo Theoreticus в стенах школы мы и должны стремиться.   Условием   успешной   работы   с   одаренными   детьми   является использование метода индивидуальных образовательных траекторий. Данный метод   позволяет   скорректировать   образовательную   нагрузку   для   каждого учащегося.Индивидуальная образовательная траектория учащегося – персональный путь реализации его личностного потенциала. При этом речь идет не столько о традиционном выделении типологических характерологических особенностей учащегося,   сколько   о   его   организационно­деятельностных   способностях   – познавательных,   творческих,   коммуникативных   и   т.   д.   Их   выявление, реализация   и   развитие   осуществляются   в   ходе   образовательного   движения ученика. Индивидуальная   образовательная   траектория   реализуется   через составление индивидуальной образовательной программы, которая является ее технологическим обеспечением. Как показывает анализ психолого­педагогических изданий, организация индивидуальной   образовательной   траектории   имеет   ключевое   значение   в науке и практике. Она реализуется по следующим направлениям:   Содержательному – посредством педагогических программ. Деятельностному   –   через   нетрадиционные преподавательские технологии.  Процессуальному   –   определяющему   виды   общения, организационный аспект. Индивидуальная   образовательная   траектория   развития   может рассматриваться в качестве определенной последовательности компонентов деятельности, направленной на реализацию собственных целей познания. При этом она должна соответствовать возможностям, способностям, мотивации, интересам   человека.   Осуществляется   эта   деятельность   при   организующей, координирующей, консультирующей поддержке педагога и во взаимодействии с родителями. Обобщая   данную   информацию,   можно   вывести   определение рассматриваемой   категории.   Индивидуальные   образовательные   траектории учащихся представляют собой проявления стиля деятельности, зависящие отмотивации,   способности   к   познанию   и   реализуемые   во   взаимодействии   с преподавателем.   Структурные   элементы   связывают   категорию   с   таким понятием,   как   педагогическая   программа.   Они   позволяют   обучающимся овладеть конкретным уровнем образованности. Индивидуальные образовательные траектории, вводимые в школе должны иметь в своей основе общий метод, общий принцип. В работе с одаренными учащимися   такой   основой   может   стать   метод   «критического»   или «направленного» мышления.  Зачастую, педагоги увеличивают нагрузку одаренных детей. С нагрузкой увеличивается и количество информации, которое, чаще всего, обрушивается на   учащегося.   Увеличение   потока   информации   не   приводит   к   увеличению знаний ребенка, а лишь приводит к «захламлению» детской памяти.  Критическое   мышление   в   своем   сочетании   с   проблемным   обучением призвано научить учащихся самостоятельно «фильтровать» всю поступающую информацию, понимать её и систематизировать её в своем сознании.  Стоить   отметить,   что   нельзя   научиться   лучше   думать,   просто   читая книги.   Существенным   компонентом   критического   мышления   является развитие установки на то, чтобы мыслить критически и готовности к этому. Те, кто по­настоящему умеет думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить   все   усилия,   которые   требуются   для   планомерной   работы, выверенных   действий,   сбора   информации   и   проявления   определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов.  Для создания такой установки необходима работа школьного психолога, направленная на развитие памяти и внимания учащихся – основ критического мышления. В   школьной   программе   преобладают   письменные   и   тестовые   задания, такое преобладание отразилось на умении устных публичных выступлений. Зачастую, учащиеся не  могут  спонтанно  и  грамотно выразить  свои  мысли.Критическое   мышление   решает   и   данную   проблему,   развивая   способность выстраивать свои мысли в логическую цепочку даже в стрессовых ситуациях. Чтобы понять принцип критического мышления и его универсальность для каждого школьного предмета, предлагаю рассмотреть несколько приемов работы с информацией. Мы   говорили,   что   полученную   информацию   нужно   уметь   правильно представить и, как следствие, упорядочить. В этом помогут блок­схемы, сети, системы   иерархий,   интеллект­карты,   матрицы.   Рассмотрим   подробнее последние. Когда   в   изучаемом   материале   сравниваются   по   ряду   показателей несколько объектов, лучше всего воспользоваться матрицей. Предположим, к примеру, что вы читаете главу учебниках о войнах. В тексте сравниваются события,   которые   предшествовали   войнам,   оцениваются   итоги   этих   войн. Чтобы   понять   сущность   этих   войн,   вам   нужно   упорядочить   информацию таким образом, чтобы стали видны их общие черты и отличия. Заполняя пустые клетки этой таблицы, можно легко сравнить войны по выбранным показателям и выявить, в чем их сходство и различия. После этого информацию   можно  представить  в  виде   упорядоченной  модели.  Подобный алгоритм   можно   использовать,   чтобы   определить,   что   общего   у   войн   как таковых. Обращаю ваше внимание, что характеристики для объекта учащиеся составляют сами для полного освоения материала. Один из лучших методов, основанный на сочетании вопросов и пересказа материала,   называется  SQ3R  или   «Обзор,   Вопросы,   Чтение,   Изложение, Повторение». «Обзор» включает в себя работу с ознакомлением с заголовками и   подзаголовками   текста,   чтобы   представлять   дальнейшее   развитие   темы. Далее каждый заголовок и подзаголовок необходимо превратить в «Вопрос». «Чтение»   ­   третий   шаг,   во   время   которого   необходимо   делать   записи используя парафраз. «Изложение» ­ это ответы на «Вопросы», которые вы задали.   В   ходе   данного   шага   вам   необходимо   ответить   на   вопросы,   незаглядывая в книгу и свои записи. После этого следует коротко обобщить материал, для его освоения. Если вы не в состоянии ответить на свои вопросы, стоит вернуться к шагу «Чтение».  Для   правильной   формулировки   вопросов   рекомендуется   использовать список общих вопросов Кинг.  Модель  SQ3R  можно   внедрять   в   более   сложные   задания.   Например, после выполнения модели SQ3R попросить учащихся составить сложный план текста. Для развития мышления рекомендуется обсуждать заданные вопросы к тексту в классе. Обобщая всё вышесказанное, можно вывести формулу создания «Homo Theoreticus»: Homo Theoreticus = ИОМ + КМ   Индивидуальный   образовательный   маршрут   учит   старшеклассника планировать   и   организовывать   свою   учебно­познавательную   деятельность, анализировать   ее   с   позиций   достижений   и   успехов,   выделять   приоритеты, связанные   с   профессиональным   самоопределением.   Процесс   правильного выбора   предполагает   наличие   таких   умений,   как   выделение   альтернатив получения   образования,   соответствующих   собственным   потребностям   и возможностям, оценку их преимуществ и недостатков. Становление же этого процесса   напрямую   зависит   об   общего   метода,   лежащего   в   основе индивидуальной образовательной траектории.Литература 1. Алехина С. В. Принципы инклюзии в практике образования // Аутизм и нарушения развития. 2013. № 1. С.1­6. 2. Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной   образовательной   траектории   //   Интернет­журнал Науковедение. 2013. 3. Гладуэлл М. Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего? /  Гладуэлл М. ; перевод с английского Галкин О.  – Москва.: Юнайтед Пресс, 2014. – 264с. 4. Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2015. — с. 64. 5. Ортега­и­Гассет Х. Что такое философия?. – М.: Мысль, 2003. 6. Платон Диалоги / Платон ; пер. с др.­греч. В. Н. Карпова. – СПб.: Азбука, Азбука­Аттикус, 2016. – 448с.  7. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 N 379н (ред. от 03.06.2013)   «Об   утверждении   форм   индивидуальной   программы реабилитации   инвалида,   индивидуальной   программы   реабилитации ребёнка­инвалида,   выдаваемых   федеральными   государственными учреждениями медико­социальной экспертизы, порядка их разработки и   реализации»   (Зарегистрировано   в   Минюсте   России   27.08.2008   N 12189)8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273­ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.) 9. Халперн   Д.   Психология   критического   мышления   –   СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 512с. 10.  Хуторской А. В. Методика личностно­ориентированного обучения. Как обучать всех по­разному? — М., 2005.