Становление информационного общества требует обеспечить адекватность образования динамичным изменениям в окружающей человека информационной среде, возросшему объему информации, стремительному развитию информационных технологий. Информационное представление образовательной среды предполагает ее преобразование в систематизированное информационное пространство, организованное, многомерное, упорядоченное. Взаимодействие человека с информационной средой порождает по ряду признаков проблемы, которые могут иметь экологический смысл. Кроме того, обеспечение пропаганды гуманистических идей в современном быстро меняющемся мире требует развития теории информационной экологии как доктрины выживания человечества в условиях всеобщей глобальной информационной среды и информационной образовательной среды, в частности.
Развитие информационного общества
Струкова Е.А. преподаватель информатики ГБПОУ КК «АМТ»
Становление информационного общества требует обеспечить
адекватность образования динамичным изменениям в окружающей человека
информационной среде, возросшему объему информации, стремительному
развитию информационных технологий.
Образование представляется рядом энциклопедических источников как
целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности,
общества и государства, которое ведёт к овладению ценностями культуры и
нравственно эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и
творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и
материальные достижения человечества. Другими словами, образование
представляет собой целенаправленный процесс социализации человека,
адаптации его к окружающей его среде обитания.
Как и всякая среда, образовательная среда порождается теми
компонентами общей среды общества (факторами, условиями, ресурсами и пр.),
которые находятся в существенном взаимовлиянии с образованием, системами
обучения, их методическими системами. Многие из этих компонентов
(факторов влияния) создаются самим образованием, другие предоставляются
внешней средой. Поэтому образовательную среду составляют и внутренние, и
внешние факторы по отношению к образованию [2].
Развитие современной образовательной среды обусловлено следующими
факторами:
Вопервых, оно обусловлено развитием педагогической системы в аспекте
симметричных отношений учитель знание ученик (в самом общем виде), их
взаимодействия и взаимовоздействия.
1 Вовторых,
информатизация,
особенностью современного образования является
вследствие чего образовательная среда стала
информационной, где эти ее свойства являются неразрывно связанными.
Информационное представление образовательной среды предполагает ее
преобразование в систематизированное информационное пространство,
организованное, многомерное, упорядоченное.
Образовательная среда современных образовательных систем
складывается во взаимодействии новых образовательных комплексов систем,
инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартов
образования, сложного интегрирующего содержание учебных программ и
планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного
материала, и главное, нового качества взаимоотношений, диалогического
общения между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами.
Существуют различные модификации образовательных сред: например,
виртуальные образовательные среды, учебные среды, «информационно
образовательная среда». Последняя определяется как педагогическая система,
объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы,
компьютерные средства обучения, средства управления образовательным
процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на
формирование интеллектуальноразвитой социальнозначимой творческой
личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний,
умений и навыков [5, с.10].
Таким образом, образовательная среда представляет собой совокупность
материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений,
которые устанавливают субъекты образования и специально организованных
психолого педагогических условий для формирования и развития личности.
Элементы структуры информационной образовательной среды
прослеживаются в работах И.Г. Захаровой, которая рассматривает следующие ее
элементы [3]:
2 контролирующие системы (для оценивания качества обучения);
обучающие и тренировочные системы (создание собственных учебных
компьютерных средств на основе идеи программированного обучения)
автоматизированные обучающие системы;
система для поиска информации (что не противоречит, а напротив,
способствует современному требованию к информационной компетенции,
предполагает высокий уровень знаний в области поиска, структурирования и
хранения информации);
моделирующие программы (потребность моделирования или визуализации
каких либо динамических процессов);
микромиры особые узкоспециализированные программы, позволяющие
создать на компьютере специальную среду);
Кроме того, для функционирования образовательной среды необходимы
следующие функциональные компоненты:
инструментальные программные средства познавательного характера. Для
развития познавательных или когнитивных качеств личности обучаемого;
инструментальные средства универсального характера (развитие креативных
или творческих качеств личности);
инструментальные средства для обеспечения коммуникаций (информационные
телекоммуникационные сети Интернет, куда можно включить: электронную
электронную конференцсвязь,
почту,
дистанционной поддержки и др.).
видеоконференцсвязь,
средства
Важнейшей и неотъемлемой характеристикой любой среды, в том числе, и
является её
современной информационной образовательной среды,
экологичность.
Экологичность качество чеголибо, отражающее его способность не
наносить вреда окружающей среде. В некоторых значениях этого слова экология
может пониматься в более узком смысле. Так, в психологии под экологичностью
подразумевают качество какоголибо процесса, отражающее его способность не
3 оказывать побочного негативного влияния на личную жизнь человека. Например,
экологичный психотерапевтический процесс это такой процесс, который
достигает улучшения психического здоровья человека не разрушая его личную
жизнь. Под экологичностью информационной образовательной среды будем
понимать такое её качественное состояние, при котором взаимообусловленные
отношения между источником знания (как реальным материальным на
носителях любого типа, так и виртуальным электронными носителями,
виртуальными образовательными мультимедиа средами) и его потребителями
(объектами образовательного процесса) не несут в себе негативного
психофизиологического воздействия на человека.
Рассматривая человека как субъекта, активно взаимодействующего с
информацией на всех этапах информационного цикла, можно подчеркнуть
отличительные особенности возникновения новой информации, новых
информационных продуктов и услуг в процессе формирования информационной
образовательной среды.
Опасность экологического кризиса, права человека на получение,
предоставление ему информации, защита человека от нежелательной
информации, многообразие взаимодействий человека с информационной средой,
современные опасности и угрозы, влияющие со стороны информации на
человека, а также огромное влияние мировой информационной среды на
человека, все больше приобретают экологический смысл. В настоящее время в
России уже имеются некоторые научные работы, посвященные исследованию
пагубного влияния негативных тенденций информатизации на здоровье человека
(А.Л. Еремин, И.Н. Панарин, М.А. Кремень, В.Е. Морозов и др.).
При интенсивности воздействия информационного фактора, близкой к границам
пределов выносливости, возможна деструкция личности, приводящая к
асоциальным проявлениям. В отдельных экстремальных случаях не исключена и
биологическая гибель организма (внезапная смерть вследствие получения
трагических известий, эпидемия самоубийств в подражание кумиру), что может
4 расцениваться с экологических позиций как явление информационного
происхождения. В экологии, одним из необходимых условий устойчивого
существования экосистемы является ее внутренняя стабильность. При
воздействии на человека информационного фактора среды именно
толерантность обеспечивает такую стабильность, необходимую для дальнейшего
При этом способы информационной
благоприятного существования.
толерантности и, соответственно, пути достижения стабильности различны и
находятся в прямой зависимости от уровня духовного и нравственного развития
личности.
Новые информационные и коммуникационные технологии делают
проблему "информационной загрязненности" еще острее, неся обществу не
только новые возможности, но и новые угрозы.
Распространение недостоверной информации является не только одной из форм
"загрязнения" информационного пространства, но и при определенных
обстоятельствах нарушением прав человека.
Следует отметить, что понятие образовательной среды тесно связано с
понятием социальной экологии. В последние десятилетия по аналогии с
естественнонаучной дисциплиной экологией сложилась специальная дисциплина
социальная экология, предметом которой являются «специфические связи
между человеком и его средой» [4, с.28]. В настоящее время это направление
интенсивно разрабатывается в российской психологии (С.Д. Дерябо, В.И. Панов
и др.). С утверждением идей экологической психологии связано появление и
повсеместное использование понятия «информационная образовательная
среда».
Взаимодействие человека с информационной средой порождает по ряду
признаков проблемы, которые могут иметь экологический смысл. Кроме того,
обеспечение пропаганды гуманистических идей в современном быстро
меняющемся мире требует развития теории информационной экологии как
5 доктрины выживания человечества в условиях всеобщей глобальной
информационной среды и информационной образовательной среды, в частности.
В настоящее время вопрос о содержании понятия «информационная
экология» остается открытым. Так, с точки зрения интегральной теории Кена
Уилбера к исследованиям окружающей среды и экологии, информационная
экология представляет собой элемент сферы культуры интегральной экологии
(Kenneth Earl Wilber, 1996). Экология информации, информационной среды, а
также информационной образовательной среды состоит из многочисленных
культурных,
взаимодействующих и взаимозависимых социальных,
экономических и политических подсистем, которые формируют определенные
информационные потоки.
В этой связи, экологию информационной образовательной среды по
объектпредметному признаку можно представить в структуре экологии
человека науки о взаимоотношении человека со средой обитания в различных
аспектах (конкретно в социальнопсихологическом), призванной определить
оптимальные условия существования человека, включая допустимые пределы
его воздействия на окружающую (информационную образовательную) среду.
Литература
1. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Основные принципы развития образовательного
пространства «Безопасность жизнедеятельности» // В мире научных открытий.
2010.№ 42. С. 5860.
2. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Реализация системного подхода в построении
методической системы подготовки специалистов в образовательной области
безопасности жизнедеятельности// В мире научных открытий. 2011.№ 4.1. С.
397404.
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для
студ. высш. пед. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
С. 15.
6 4. Маркович, Д.Ж. Социальная экология /Д.Ж. Маркович. М.: Просвещение,
1991. 176 с, с.28
5. Назаров, С.А. Педагогическое моделирование личностноразвивающей
информационнообразовательной среды вуза / С.А. Назаров //Научная мысль
Кавказа. 2006.Спецвыпуск № 2. С.6971.
7
Статья Развитие информационного общества
Статья Развитие информационного общества
Статья Развитие информационного общества
Статья Развитие информационного общества
Статья Развитие информационного общества
Статья Развитие информационного общества
Статья Развитие информационного общества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.