Статья "Развитие мелкой моторики рук у младших школьников с нарушением речи".
Оценка 4.8

Статья "Развитие мелкой моторики рук у младших школьников с нарушением речи".

Оценка 4.8
Работа в классе +2
docx
русский язык +2
1 кл—4 кл
05.03.2019
Статья "Развитие мелкой моторики рук у младших школьников с нарушением речи".
Недостаточная сформированность мелкой моторики рук является актуальной проблемой в начальной школе. Это отрицательно сказывается на усвоении младшими школьниками программы 1 класса и вызывает необходимость организации дополнительных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.
Развитие мелкой моторики у младших школьников с нарушением речи..docx
«Развитие мелкой моторики  у младших школьников с нарушением речи». Учитель­логопед Жерновая Наталья Владимировна  МОУ «Ракитянская сош №1» Белгородская область "Развитие мелкой моторики у младших школьников  с нарушениями речи" Поступая   в   1­ый   класс,   дети   с   затруднениями   мелкой   моторики, недостаточной   сформированностью   навыков   зрительно­двигательной координации испытывают затруднения с письмом:  у   них   быстро   устает   рука,   теряется   рабочая   строка,   не   получается правильное написание букв;  нередко встречается и "зеркальное" письмо, когда ребенок не различает понятия   "лево",   "право",   "лист",   "страница",   "строка",   не   укладываются   в общий темп работы.  Недостаточная   сформированность   мелкой   моторики   рук   на     данное время является актуальной проблемой. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации дополнительных   занятий,   цель   которых   ­   подготовить   руку   ребенка   к систематическому   письму,   сформировать   элементарные   специфические графические навыки письма. М.М.Кольцова,   занимаясь   изучением   условий   развития   речи, экспериментально доказала, что "рука – это второй центр речи, и развитие речевой зоны идет параллельно с развитием тонких движений пальцев рук", то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, исходящих от пальцев рук. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев), артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) теснейшим образом связаны между собой. Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка   пользоваться   этими   движениями   –   держать   ложку,   карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Ребенок со скованными, неумелыми пальчиками   отстает   в   психомоторном   развитии   и   прежде   всего,   у   него возникают   проблемы   с   речью.   А   если   учесть   патологическую   инертность корковых   процессов   у   умственно   отсталых   детей,   то   проблема   развития мелкой моторики становится крайне актуальной. Для реализации цели я определила следующие задачи:  Развивать тактильную чувствительность рук детей. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.    Сформировать элементарные специфические графические навыки.  Подготовить руку ребенка к письму. Для решения задач использую следующие средства:  Развитие графической моторики. а)   Особое   место   занимает   штриховка,   обведение   по   трафарету   фигур   или предметов, с использованием простого и цветного карандашей. Трафареты на разную   тематику:   овощи,   фрукты,   посуда,   одежда,   животные   и   т.д.   Для штриховки используются книги для раскрашивания. б)   Обведение   контуров.   Обвести   рисунок   точно   по   линиям,   не   отрывая карандаш от бумаги. в) Рисование узоров по клеточкам. В образце есть начало узора, необходимо его продолжить. г) Рисование по опорным точкам, пунктирным линиям. д) Раскрашивание картинки. Использование   физкультминуток  ,  где   движения   детей   сочетаются   с   речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности,  повышению   работоспособности,  снятию   нагрузки,   тренируют психические процессы (память, внимание, слуховое восприятие). Массаж   рук,   пальчиковые   игры,   пальчиковый   тренинг  способствуют освоению   детьми   элементов   самомассажа,   оказывают   оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.   Пальчиковые   упражнения   в   сочетании   со   звуковой   гимнастикой стимулируют   умственную   деятельность,   способствуют   хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит ­ развивают речь.  Массаж рук. Массаж рук проводится сначала на одной руке, затем на другой руке. 1.Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны. 2.Разминание   пальцев:   интенсивные   круговые   движения   вокруг   каждого пальца. 3.Интенсивные движения большого пальца вперёд­назад, вверх­вниз, по кругу. 4.Сгибание­разгибание всех пальцев одновременно. 5.Сгибание­разгибание руки в кистевом суставе. 6.Интенсивное растирание каждого пальца. 7.Точечный   массаж   каждого   пальца   между   фалангами   с   боковых   и фронтально­тыльных сторон. Пальчиковый тренинг. 1.Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, Затем вправо. 4­5 раз. 2.С силой сжимать и разжимать пальцы. 5­6 раз. 3.Выпрямить   пальцы,   большой   палец   отвести   в   сторону   и   проделать   им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4­6 раз. 4.Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5­6 раз. 5.Развести   прямые   пальцы,   последовательно,   веерообразным   движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3­4 раза. 6.Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец.   Стремиться   к   тому,  чтобы   другие   оставались   собранными   в   кулак. Упражнения   выполняются   сидя,   локти   поставлены   на   стол.   Постепенно довести количество повторений до 10­15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж. Пальчиковые   игры   ­  культурное   наследие   немецкого   народа.   Они способствуют   развитию   речи,   творческой   деятельности,   вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями. Дети изображают из пальцев предметы,   птиц,   животных.   Все   фигуры   с   небольшим   стихотворным сопровождением. ­   Игры позволяют   повысить   общий   тонус,   развивают   внимание,   память, снижают   психоэмоциональное   напряжение,   развивают   воображение. ­ Сюжетно­тематические упражнения по аппликации, конструированию, рисованию   и   лепке способствуют   развитию   познавательных   и   творческих способностей,   развитию   навыков   и   умений   детей,   координации   движений пальцев рук, способствуют развитию речи.   ­   Использование   графических   упражнений   учит   ориентироваться   на ограниченной  плоскости, развивают  мыслительную деятельность,  внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям. Использование   разнообразных   приемов   для   развития   интереса   по развитию мелкой моторики рук: ­ Пальчиковаягимнастика. ­   Показ   при   помощи   рук   различных   изображений   ("очки",   "   стул", "колокольчик",   "зайка"   и.т.д.),   которыми   может   сопровождаться   чтение потешек или сказок. ­   Обрывание   бумаги   разной   плотности   и   фактуры   (салфеток,   газетной, картона). ­ Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.). ­   Выкладывание   из   крупы   на   фоновой   бумаги   различных   изображений геометрических фигур, букв, цифр,узоров). ­   Выполнение   аппликаций   из   природного   материала   (семян,   орех,   яичной скорлупы и т.д). ­ Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей ­ ниткопись. ­ Завязывание и развязывание бантов, узлов. ­ Застегивание пуговиц, молний, крючков. ­ Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой. ­ Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами. ­Рисование   различными   материалами   (карандашом,   мелом,   цветными мелками). ­ Игры с мячом.  правил:  В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности. Учитываю   индивидуальные   особенности   ребенка,   темп   его   развития, возможности, настроение. Работу провожу регулярно, систематически. Соблюдаю   временной   регламент,   чтобы   не   вызвать   переутомления ребенка. Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру. Забочусь   о   том,   чтобы   деятельность   ребенка   была   успешной,   тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям. Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию. Использование   упражнений,   заданий   для   развития   и совершенствования   мелкой   моторики   кисти   и   пальцев   рук   дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей в целом.  моторного планирования.      Немаловажно при работе придерживаться      игр, Моторное планирование — это умение выстроить логику действия. Не так важно, чем заниматься — мелкой моторикой или крупной, а  важно — как. Важно, чтобы действия были непривычны для ребенка. Если ребенок изо дня в день собирает одни и те же пазлы и пирамидки,  эти действия уже не требуют моторного планирования, они становятся  навыками, а значит, не способствуют развитию речи ребенка. Поэтому для развития речи детей имеет смысл использовать комплексы  гимнастики, пальчиковые игры и занятия, требующие от детей осознанного  моторного планирования.  Особенно эффективно выполнение  непривычных действий по сигналу. Пример такого полезного упражнения  — прохождение полосы препятствий, когда нужно сначала пройти по  дорожке, потом проползти в тоннеле, потом перепрыгнуть  с кочки на кочку и т.д. Или пальчиковая гимнастика, когда ребенок выполняет определенные  действия под слова ритмичного стишка.  Итак: Для развития речи не так важно, что мы развиваем — мелкую моторику или   крупную,   а   важно   как,   а   именно:   важно   воспитание моторного планирования. Главный   принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики   –   быстро   делаем   или   пропускаем   то,   что   уже   легко получается. Останавливаемся   и   тщательно   прорабатываем те   движения, которые не получаются, пока они не перейдут на уровень автоматизма. После этого движения бесполезны — подбираем новые. Эффективность повышается при выполнении движений по сигналу, под счет. Регулярность   очень   важна. Подобные   занятия   всего   по   5   минут,   но каждый день дадут очень хороший результат. И   самое   главное:  развитие   моторного   планирования,   развитие   мелкой моторики   даже   при   правильном   подходе,   описанном   выше   всего   лишь вспомогательный метод для стимуляции и коррекции речи ребенка. Он не может   рассматриваться   в   качестве   основного или   даже   одного   из основных! Если малышу уже больше 2 лет, а речи нет — бесполезно надеяться на развитие пальчиков. Речь — это  сложная система, поэтому необходима комплексная,   многокомпонентная   работа   (подчас   даже   нескольких специалистов и самих родителей ребенка) по ее запуску и коррекции.

Статья "Развитие мелкой моторики рук у младших школьников с нарушением речи".

Статья "Развитие мелкой моторики рук у младших школьников с нарушением речи".

Статья "Развитие мелкой моторики рук у младших школьников с нарушением речи".

Статья "Развитие мелкой моторики рук у младших школьников с нарушением речи".

Статья "Развитие мелкой моторики рук у младших школьников с нарушением речи".

Статья "Развитие мелкой моторики рук у младших школьников с нарушением речи".

Статья "Развитие мелкой моторики рук у младших школьников с нарушением речи".

Статья "Развитие мелкой моторики рук у младших школьников с нарушением речи".

Статья "Развитие мелкой моторики рук у младших школьников с нарушением речи".

Статья "Развитие мелкой моторики рук у младших школьников с нарушением речи".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2019