Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.
Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.
Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса.
Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, школьники приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов.
Проблемой становления музыки как искусства занимались О.А.Апраксина, О.П. Радынова, Г.Я. Лешакова, В.С. Уколов, Е.Л. Рыбалкина, Л. Школяр, А.Г. Юсфин и многие другие ученые и педагоги.
Проблемой формирования музыкально вкуса занимались Б.А. Бечак, Л. В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О. П. Радынова и др.
В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.
Проблема развития музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще продолжает оставаться актуальной.
Проблема заключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса.
Развитие музыкального вкуса у детей младшего
школьного возраста на уроках музыки
______________________
Введение
Музыка как вид искусства открывает человеку
возможность познавать мир и в процессе познания
развиваться.
Возникновение в нашем сознании естественных,
закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью,
другими жанрами искусства убеждает нас в огромных
возможностях музыкального воспитания, которое
фактически дает человеку ключ к восприятию,
постижению образного мира прекрасного. Обладание
таким ключом это важная предпосылка формирования
не только действительно прекрасного во всех
отношениях человека, но, что немаловажно,
формирование вкуса.
Учащиеся могут стать подлинными любителями
серьезной музыки, но главное – они должны стать
культурными слушателями, активно и с интересом
воспринимающими настоящую музыку, способными
иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и
определять свое отношение к услышанному.
Если дети слышат высокохудожественную музыку,
они накапливают опыт переживания и осознания ценных
в художественном отношении интонаций музыки разныхэпох и стилей,
музыкального вкуса.
у них формируются основы
Приобретая определенные знания о музыке, умения
и навыки, школьники приобщаются к музыкальному
искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе
музыкального воспитания получение этих знаний,
умений и навыков способствовало формированию их
предпочтений, интересов, потребностей, музыкального
мышления, воображения, вкусов.
Проблемой становления музыки как искусства
занимались О.А.Апраксина, О.П. Радынова, Г.Я.
Лешакова, В.С. Уколов, Е.Л. Рыбалкина, Л. Школяр,
А.Г. Юсфин и многие другие ученые и педагоги.
Проблемой формирования музыкально вкуса
занимались Б.А. Бечак, Л. В. Дмитриева, Н.М.
Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О. П. Радынова и др.
В настоящее время у современных школьников
имеется возможность изучать наследие мировой
музыкальной культуры, сделать его своим духовным
достоянием.
Проблема развития музыкального вкуса школьников
привлекает внимание многих исследователей. Несмотря
на многочисленные работы в этой области, она все еще
продолжает оставаться актуальной.
Проблема заключается в отсутствии музыкальной
культуры подрастающего поколения, а значит и
музыкального вкуса.Сейчас люди живут в такое время, когда музыку
можно услышать практически везде.
Этому
способствуют радио, телевидение, а также появление
множества легкодоступного музыкального материала
(аудио кассеты, диски, видео записи).
Вместе с этой легкодоступностью происходит
обесценивание музыки.
Она превращается в
практически не воспринимаемый шум. Люди просто
отвыкают слушать музыку всерьез.
Воспитание детского музыкального вкуса – вопрос
сложный и мало изученный.
Наблюдая детей, легко убедиться в том, что одни из
них предпочитают петь или танцевать, играть на
музыкальных инструментах или слушать музыку. Это
говорит о разнообразии детских вкусов, которые
необходимо постоянно развивать и совершенствовать.
Ребенок получает с детства самые разные
музыкальные впечатления, привыкает к языку народной,
классической и современной музыки, накапливает опыт
восприятия музыки, различной по стилю, постигает
«интонационный словарь» разных эпох.
Для того чтобы музыкальное развитие шло наиболее
успешно, необходимо использовать в работе с детьми
полноценную в художественном отношении музыку
классическую и народную.
Проблема существенно видна, а значит, ей
необходимо уделить больше внимания.Тема нашей дипломной работы:
«Развитие
музыкального вкуса у младших школьников»
Целью нашего исследования является формирование
музыкального вкуса и интереса школьников к
высокохудожественной музыке, через знакомство с
различной по стилю и направлению музыкой.
Объектом исследования служит организация
музыкального воспитания школьников.
Предметом данного исследования служит процесс
и
Анализ
развития музыкального вкуса школьников.
зарубежной
педагогической литературы по
музыковедческой,
изучению проблемы развития музыкального вкуса
позволил выдвинуть следующую гипотезу:
отечественной
если проблема развития музыкального вкуса у
школьников так значима, то необходимо построить так
свою деятельность, чтобы суметь заинтересовать их
высокохудожественной музыкой, через знакомство с
различными стилями и направлениями музыки.
В работе поставлены и решены следующие задачи:
изучить работы, научные исследования по данной
проблеме ученыхтеоретиков, психологов, физиологов,
музыкантовпедагогов;
путем эксперимента выявить уровень развития
музыкального вкуса учащихся 4 классов
общеобразовательной школы;провести работу по формированию интереса и вкуса
школьников;
доказать эффективность выдвинутой нами гипотезы.
В работе использовались основные принципы
дидактики:
сознательности и активности;
доступности;
наглядности.
Специфика объекта и предмета исследования
использования
необходимость
определили
разнообразных методов:
теоретический
педагогической,
психологической литературы, связанной с кругом
проблем, обозначенных задачами исследования;
анализ
тестирование детей с целью диагностики уровня
достижения катарсиса;
протоколирование высказываний и пояснений детей;
(констатирующий,
экспериментальная работа
формирующий, контрольный эксперименты).
База исследования: ГОУ СОШ № 39 г. Ставрополя,
20 учащихся 4 класса «А», учителя школы.
Теоретическая значимость исследования:
Практическая значимость:
Структура работы: общий объём работы составляет
95 страниц; работа состоит из введения, двух глав,заключения,
насчитывает 41 источник.
списка литературы.
Литература
Глава 1. Теоретические основы организации
развития музыкального вкуса у младших
школьников
Теоретический анализ становления музыки в
истории человечества
Прежде, чем рассматривать влияние музыки на
формирование вкусов человека, мы должны выяснить:
что же такое музыка, как она произошла и почему имеет
такую силу воздействия на внутренний мир человека?
как возникла музыка,
похоже,
Историей становления музыки
занимались
выдающиеся отечественны теоретики О.А. Апраксина,
Б.А. Бечак, Л. В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б.
Кабалевский, О. П. Радынова и другие теоретики. О
том,
нередко
задумывались и наши далекие предки. В древности было
сложено немало легенд о происхождении музыки. Так,
например, древние греки считали ее великим даром
богов, бога Аполлона покровителя искусств и
особенно музыки. Но изобретение музыки нельзя
приписать какомулибо одному, конкретному человеку.
Матери. Напевая, укачивали своих детей, воины
воодушевляли себя перед битвой и устрашали врагов
воинственными песнямикличами, когда умирал ктото,
его близкие выражали свое горе в песняхплачах.
Так возникли древнейшие формы музыкального
искусства. Они продолжали развиваться и дажесохранились до наших дней, хотя, конечно, в несколько
измененном виде и стали богаче и красивее.
В музыке древних людей было много
звукоподражания. В своих песнях первобытные люди
стремились передать звуки окружающего мира крики
птиц, диких зверей. Постепенно люди научились
отбирать из огромного количества звуков наиболее
музыкальные, научились осознавать их различие по
высоте, их соотношение.
Увы, какова была музыка первых древних
«профессиональных» музыкантов, мы можем только
догадываться, но воспроизвести ее сегодня не
представляется возможным.
А о том, что она действительно была, говорят
барельефы на развалинах ассирийских храмов,
египетские фрески и другие памятники далеких
далеких времен. На них можно увидеть идущих впереди
войска или аккомпанирующих пению, а то услаждающих
своей игрой слух властелина музыкантов.
Об огромном значении музыки мы можем найти уже
в трудах античных философов. Так, например, одним из
важнейших понятий этики Пифагора было учение об
эвритмии, под которой понималась способность
человека находить верный ритм во всех жизненных
проявлениях не только в пении, танце и игре на
музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках,
речах. Через нахождение верного ритма, которое позже
оформилось в этике в таком широко распространенном
понятии, как «такт», античный человек мог войти вритм жизни своего города, а затем и подключиться к
ритму мирового целого жизни Космоса, основанной на
законах Вселенской гармонии. От Пифагора пошла
традиция сравнивать общественную жизнь как с
музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором
каждому человеку, подобно инструменту в оркестре,
отведена своя роль.
Пифагором, по свидетельству его учеников, были
установлены мелодии и ритмы, с помощью которых на
души молодых людей можно было оказывать
соответствующее влияние. Здесь были мелодии против
неумеренных страстей, против уныния и душевных язв,
против раздражения, гнева и других душевных недугов.
По мнению другого греческого философа Платона,
могущественность и сила государства напрямую зависят
от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в
каких ритмах. Для государства, считал Платон, нет
худшего способа разрушения нравов, нежели отход от
скромной и стыдливой музыки. Через распущенные
ритмы и лады в души людей проникает такое же
постыдное и распущенное начало. Ибо музыкальные
ритмы и лады обладают способностью делать души
людей сообразными им самим. Платон и его
последователи считали, что в государстве допустима
только такая музыка, которая помогает возвыситься
индивиду до уровня общественных требований и
осознать свой собственный мир как единство с полисной
общиной.Музыку как средство гармонизации индивида с
общественной жизнью вслед за Платоном и Пифагором
развивал Аристотель [5]. Он разработал в своих трудах
учение о мимесисе,
в котором раскрывались
представления о внутреннем мире человека и способах
воздействия на него при помощи искусства. В теории
мимесиса была разработана концепция музыкального
вкуса, согласно которой в душе зрителя и слушателя
древнегреческой трагедии происходило освобождение
от болезненных аффектов. По мнению Аристотеля,
когда человек страдает от какоголибо болезненного
переживания, его душа обособляется от жизни
общества. Когда же в процессе глубокого переживания
он очищается от аффекта, его душа поднимается от
своей частной единичности до всеобщности, которая
предстает в виде общественной жизни. Такое понимание
принципов нормализации психической жизни
сохраняется, в общем, и до настоящего времени,
разрушается при наличии самых разнообразных
конкретных мелодических приемов,
ведущих к
нравственному и психическому здоровью.
Аристотель подробно описал музыкальные лады,
ведущие к изменению психики в том или ином
направлении. Музыка, звучащая в одних ладах, делает
человека жалостливым и размягченным, звучание
других ладов способствует раздражению или
возбуждению.
что
уравновешивающее воздействие на психику человека
оказывает дорийский лад мужественный и серьезный.
Аристотель утверждал,
Так,Фригийский лад воспринимался как неуравновешенный
и возбуждающий, лидийский как жалобный и
размягчающий. В целях воспитания добропорядочных
граждан рекомендовалось сочинять, исполнять и
слушать музыку, написанную главным образом в
дорийском ладу, а музыку, написанную в других ладах,
рекомендовалось до ушей молодого поколения не
допускать.
У античных авторов мы находим множество
свидетельств, касающихся воздействия музыки на
психическое состояние человека. В эпосе об Одиссее
приводится описание того, как от музыки и пения рана
Одиссея перестала кровоточить. Древнегреческий герой
Ахилл приступы своей ярости смирял пением и игрой на
лире. Знаменитый Орфей своим пением не только
смягчал нрав людей, но также укрощал диких зверей и
птиц. Суровый царь Спарты Ликург сам сочинял музыку
для своего войска и никогда не шел в бой, если его
солдаты предварительно не были приведены в боевое
состояние звуками труб и барабанов.
Демокрит,
известный греческий философ,
рекомендовал слушать музыку при инфекционных
заболеваниях.
В библейской истории также можно найти примеры
воздействия музыки на человека. Так, библейский
пророк Давид вылечил царя Саула от уныния и тоски
своим пением и игрой на кифаре.
В китайской натурфилософии, представленной в
литературном памятнике «Люйши чуньцю» (3 в. до н.э.)[2], музыка рассматривалась как символ порядка и
цивилизации, которые привносятся в хаотическую среду
для создания в социуме определенной структуры,
нормы, иерархии, для гармонизации общественной
жизни. Причины, вызывавшие дисбаланс в природе и в
общественной жизни, связывали с аномалиями в
энергиях двух видов «янь» и «инь». При помощи
музыки достигалась гармонизация этих двух видов
энергий,
устранялся хаос и восстанавливался
космический и общественный порядок.
чувством долга,
В древнем Китае музыка составляла важнейший
элемент воспитания и входила в число наук,
обязательных для изучения. Китайское определение
благородного мужа (цзюньцзы) как человека,
наделенного всеми качествами высокого достоинства
знанием ритуала,
проявлением
человечности, относилось, прежде всего, к человеку
образованному. «Благородный муж» никогда не
расставался с музыкальным инструментом. Наличие
такового считалось его видовым признаком. Известно,
что Конфуций, например, играл на цине (китайский
музыкальный инструмент типа цитры) в минуты крайней
опасности, демонстрируя непоколебимую твердость
духа и самообладание перед лицом смертельной угрозы.
В Индии, как и в Китае, древние врачи широко
использовали музыку в качестве лечебного средства. В
оздоровительной системе «Биджа Мантрас» шесть
звуков: «храам», «хруум», «хриим», «храйм», «храум»,
«хра» и магический звук «ом» использовались длялечения многих болезней. Вибрации, которые возникали
в организме при произношении и пропевании этих
мантр, приводили к выздоровлению.
В истории человечества была эпоха, которая
заложила основы современного искусства. Это эпоха,
которую для краткости называют античностью,
сформировала
культурных
предпосылок и современной музыки. Наибольшую роль
сыграли в этом отношении античная Греция и Древний
Рим.
целый комплекс
Основные понятия,
которыми мы привычно
пользуемся, говоря о музыке, возникли в Древней
Греции: гармония и мелодия, ритм и метр, хор и
оркестр, рапсодия и симфония. Даже само слово
«музыка» греческого происхождения.
Музыка погречески «искусство муз». У греков
была музы лирики и муза танцев, муза комедии и
трагедии, муза истории и даже астрономии. Но не было
музы, которая отвечала бы за музыку. Все они, во главе
со своим предводителем Аполлоном, занимались
музыкой. Музыка в классической Греции проникала
всюду, объединяя все искусства и все науки, риторику и
политику, богов и людей, небо и землю, травы и воды в
единое гармоническое целое космос.
Музыка никогда не рассматривалась в античной
культуре «сама по себе», вне связей с другими
искусствами, с другими сферами жизни. Изъятая из
этих связей, она может показаться и однообразной и
примитивной. «Но музыка вместе с танцами, ритмом ипением приближает нас к богам», говорили греки. А
через танец музыка соединялась с пластикой и
живописью, через слово с поэзией и красноречием.
Удивительно ли, что в музыкальном искусстве греки
видели самое значительное воспитательное средство?
Ритм и гармония, по их убеждению, глубже всего
проникают в глубину души и сильнее всего захватывают
ее.
В основе античного представления о музыке лежит
уверенность в том, что сам мир ритмичен и гармоничен,
то есть музыкален. Музыка воспроизводит эти свойства
мира и наполняет ими душу человека.
Так
устанавливается единство между миром и человеком
созвучие (симфония).
Исходя из того, что в музыке воплощены ритмы и
законы Вселенной, греки искали в ней ключ к познанию
мира и познанию человека. Если мир гармоничен и
находится в вечном движении, он должен вечно и
непрерывно звучать. Почему же люди не слышат этого
звука? Может быть, они привыкли к нему с детства?
Может быть, по невежеству не знают и не догадываются
о его существовании? Или эту музыку заглушают для
них шумы повседневной жизни? А может быть, просто
их слух лишен необходимой остроты, а ум
сосредоточенности? Видимо, лишь тот, кто сумеет
преодолеть все эти препятствия, сможет услышать эту
гармонию, настроиться в соответствии с нею и жить с
нею в лад. В этом состоит существо мудрости. Обычный
же человек лишь случайно или по научению можетоказаться в ладу с миром, то есть в правильном
настроении. Главным средством такого научения и
является музыка, созданная по законам Вселенной и
советам мудреца. В повседневной жизни человек легко
утрачивает правильный настрой, и тогда его душа и тело
уподобляются плохо настроенной лире. Звуки ее
становятся все фальшивее, пока она не приходит в
полное расстройство. Задача врача, лечащего такое тело
и такую душу, состоит именно в том, чтобы
восстановить гармонию. Лечить значит для каждого
человека находить музыку, способную перевести его из
разлада с миром в гармонию с ним.
Живя в согласии с природой, греки лишь
продолжали ее музыку в своей, когда пронизывали свою
жизнь звуками лиры и флейты, поэзией и песней,
танцами и плясками. Истинная музыкальность состоит,
по мнению Платона, не в том, чтобы одну струну
подстроить под другую, а в том, чтобы подчинить свою
душу и жизнь законам ритма и гармонии. Музыкально
воспитанный человек «очень остро чувствует всякое
упущение, плохое качество работы», говорил Платон.
Нет, видимо не зря музыка рассматривалась в
классической Греции не только как источник радости и
наслаждения, но и как «главная составная часть
воспитания».
Другое дело Древняя Греция. Там музыка звучала и
в театральных представлениях, и на народных
праздниках, и просто в повседневной жизни. Как
известно. Древнегреческие поэты не читали свои стихи,а пели их, аккомпанируя себе на лире и кифаре,
знаменитых предках современной арфы. Аполлона,
покровителя искусств, греки обычно изображали с
кифарой. Пляски как правило сопровождались игрой на
авлосе духовом инструменте.
Кстати, еще Платон и Аристотель говорили об
особом значении музыки в воспитании человека. Они
много размышляли о ее свойствах, о ее отличии от
других искусств. Многие музыкальные термины и
понятия, которыми сегодня мы пользуемся, тоже
подарили нам древние греки. От них пришли к нам
слова «гармония», «гамма», названия некоторых
музыкальных ладов. Даже само слово «музыка»
греческого происхождения.
Греки отнюдь не сводили всю музыку к той, которую
творили их музыканты. Музыка начиналась для них с
той великой музыки природы,
отражением и
фрагментом которой были музыкальные изделия
человека. Греки не противопоставляли еще музыку
природы музыке человека. Поэтому и судить об их
музыке нужно не только по тому, что игралось и пелось,
но и по всему тому, что слушалось и воспринималось
как музыка.
Следующая эпоха, которую нужно рассмотреть –
эпоха средневековья и эпохи Возрождения.
Средневековое музыкальное искусство прославилось
не в последнюю очередь благодаря тогдашним
трубадурам. В старинных замках часто устраивали
состязания рыцарей, которые один за другим выходилина середину круга и в сопровождении музыкантов пели
какуюнибудь песню – о подвигах, о своей любви к
прекрасной даме. Победителем считался тот, чья песня
по мнению слушателей была самой красивой.
Трубадуры сами придумывали слова, а нередко и
музыку своих песен.
Правда, к концу XII века уже пели все – и простые
горожане, и странствующие музыканты.
В XIII веке в соборе Парижской богоматери
существовала самая прославленная в средние века
певческая школа. Если в народных песнях или в песнях
трубадуров звучал один голос, то здесь несколько
голосов соединялись вместе.
Сначала такая музыка звучала только в церкви и
лишь на стихи из священного писания. Однако в XIV
веке все композиторы начали понемногу включать их в
современные напевы.
Песни звучали повсюду,
рассказывали обо всем, что происходило вокруг.
В эпоху Возрождения музыка прочно вошла в
каждодневный быт человека. В европейских городах
едва ли не в каждом богатом доме можно было найти
гитару, лютню или какойнибудь из клавишных
струнных инструментов – клавесин, верджинал,
клавикорд.
Жизнь движется, идет своим кругом, и музыка не
стоит на месте – она развивается.
Вечером включаются телевизоры,
приемники,
магнитофоны. В дома и на улицы приходит музыка.Музыка, даже самая лучшая, стала доступней воды из
крана. Вам классику? пожалуйста. А вам рок или поп?
– на соседней волне.
Сталкиваясь в пространстве, даже две хороших
музыки легко становятся простым шумом.
И только ночью наступают мгновения, когда город
наслаждается музыкой тишины.
Музыка, как и всякое искусство, доставляет
человеку удовольствие. После хорошего концерта оно
хранится годами, а после исключительного – всю жизнь.
При редких встречах с музыкой подлинное
удовольствие и возникает редко, и хранится недолго. А
вот при постоянных и привычных встречах душевный
подъем постепенно превращается в настрой души,
заставляющий иначе жить, иначе думать и действовать.
И в этом разворачивающемся светлом кругу
ускоренным темпом идет саморазвитие, выявление и
духовное возвышение личности.
Наша эпоха требует музыки для всех, а не для
немногих избранных. Пусть даже эта музыка кажется
комуто легкой, примитивной, низкопробной и т.д.
Согласно другому масса в принципе не способна понять
высокое искусство. Традиции серьезной музыки нужно
хранить вопреки вкусам и музыке масс, хотя бы
поклонников серьезной музыки оставалось все меньше и
меньше. Такова трагическая судьба избранных в
«массовом» обществе.На наших глазах складывается принципиально новая
музыкальная культура,
понимание которой и
невозможно с позиций, выработанных на материале и в
социальных условиях прошлой музыкальной эпохи.
Музыке, которая в прошлом веке звучала для
нескольких сот человек, собравшихся в концертном
зале, а то и нескольких десятков, заполнивших салон, в
нашем веке представилась возможность объединять
человечество. Но если в салон или концертный зал
приходили люди, и жизнью, и уровнем знаний и общей
культуры подготовленные к встрече с музыкой, то
сейчас величайшие произведения музыки в наилучшем
исполнении звучат перед сотнями миллионов не всегда
готовых к ее восприятию людей.
Свои музыкальные задатки есть у каждого. Вопрос
лишь в том, чтобы учесть все их разнообразие и найти
наилучшие для каждого пути и формы обучения и
воспитания.
Разумеется, музыка может быть и очень сложной, но
пути к постижению этой сложности просты и всем
доступны.
Один из таких путей – раннее приобщение к
народной песне.
Несколько десятков простых слов и 1015 нот
обычного диапазона человеческого голоса. Что из них
можно сделать? Песню. И зазвучат наполненные
музыкой слова как сердечная исповедь или огромная
картина жизни, как голос личной судьбы или
задушевная мечта народа. В песне – исток всех другихжанров. Через нее вбирают они эмоциональный опыт
народов и поколений. Ведь она наиболее чуткий
свидетель и участник всех поворотов народной и личной
истории.
Древнейшая песня была способом сохранения и
передачи опыта предков, источником знаний о мире и о
человеке, средством общения людей друг с другом и
даже с силами природы. Чем тяжелее была жизнь, тем
задушевней песня. Песня напоминала о возможности
другой, лучшей жизни. Разумеется, все это не могла
сделать одна песня, поэтому у каждого народа песен
множество. И для каждого дела, каждого случая, для
каждого состояния и настроения – свои.
Народная песня нетороплива, и нынешний бурный
темп обновления вкусов ей просто не под силу.
Поэтому часто она вынуждена потесниться и уступить
место массовой популярной песне или дискошлягеру.
Но в этом соревновании и у нее есть свои
преимущества.
Главное ее преимущество – глубина содержания,
выразившаяся и в мелодии, и в тексте.
Народную песню можно спеть по народному только
в том случае, если душа певца, и душа публики требует
песни.
Совсем не трудно доказать, что тексты настоящих
народных песен – чистейшая поэзия, а вот в песнях
многих профессионалов бросается в глаза
примитивность, а то и прямая нелепость текста. Ведьодно дело прочитать текст глазами. И другое дело –
пропустить его через душу и голос, спеть эти слова за
дружеским столом или наедине с любимой.
Овладевая богатством народной песни, ребенок
одновременно овладевает красотой, выразительностью
обыденной русской речи, яркостью и глубиной народной
поэзии и теми истоками – звуковыми и
интонационными, из которых вырастает русская
классическая музыка. Это важно не только для развития
музыкальной культуры личности, без которой пока еще
многие обходятся, но и культуры речевой, без которой
нет никакой другой культуры.
Наиболее активная часть потребителей музыки –
молодежь, преимущественным вниманием которой
последние десятилетия пользовались самые легкие
жанры эстрадной музыки.
Приспосабливаясь к
аудитории, сначала эстрада, потом и телевидение,
отчасти и радио, отдали этой музыке большую часть
своего времени. Благодаря этому какаято часть
взрослых людей привыкла потреблять молодежные, а то
и прямо детские шлягеры, а другая утратила
значительную долю интереса к музыкальным передачам.
Для слушания музыки как искусства недостаточно
того, чтобы играли музыканты и пели певцы, нужны
выбор, подготовка и концентрация внимания. И тогда
какихнибудь 30 минут звучания моцартовской
симфонии способны обогатить нас больше, чем 20 лет
восприятия нейтрального музыкального шума.Настоящее искусство – результат высшей
концентрации духовных сил композитора и музыкантов,
и оно требует такой же концентрации и от слушателей.
Такой способности напряженно и внимательно слушать
не требует, но зато и не развивает никакое другое
искусство. На мгновение отвлекшись от рассматривания
картины или чтения стихотворения, вы можете
вернуться и начать восприятие сначала. В музыке все
мгновенно и необратимо.
Помимо живого слова музыкантов и знатоков
музыки, к ее пониманию нас приближает литература о
ней.
Таковы,
например,
Для развития музыкальной культуры крайне важны
работы, доступные любителям музыки, способные
помочь формированию публики и музыкальному
воспитанию детей.
работы
Т.В.Поновой, И.И.Соллертинского, Б.В.Асафьева. Ярко
и интересно писали о музыке выдающиеся музыканты и
исполнители. Достаточно назвать имена Ф.И.Шаляпина,
Г.М.Когана, Г.Г.Нейгауза. К счастью, как правило,
просто и доходчиво, образно и стилистически
увлекательно писали о музыке сами композиторы:
А.Серов,
Н.РимскийКорсаков,
Д.Шостакович, Д.Кабалевский, а из зарубежных –
Р.Шуман, Г.Берлиоз, Р.Вагнер и др.
П.Чайковский,
Наше время благоприятно для обсуждения острых
вопросов. А их в нашей музыкальной жизни накопилось
немало. И, что интересно, у каждого поколения, у
каждого культурного круга свои.«А почему рокмузыку называют легкой? Разве она
легкая? – часто приходится слышать этот вопрос. –
Разве легко музыкантам исполнять свои песни, не жалея
ни голоса, ни нервов? Разве легко откликаться на
происходящие события? Сочинять самим песни,
десятки песен в год – и таких, чтобы их хотелось
слушать и петь?»
«Разумеется, серьезная классическая музыка –
прекрасная вещь. Но почему современные композиторы
профессионалы так редко и неохотно пишут о самых
современных, волнующих проблемах нашей жизни?
Почему так мало стараются быть понятыми широкой
публикой?
Наверное, многое в этих вопросах идет и от
незнания, и от горячности. Но сами вопросы
закономерны.
В последнее время миллионы молодых людей
увлекаются бит и рокмузыкой, организуют свои
ансамбли, пишут и поют собственные песни. Почему же
до сих пор существует высокомерное отношение к этой
музыке?
Почему, как будто бы всерьез желая приучить
молодежь к серьезной музыке, взрослые сами почти не
ходят на концерты? Сожалея об утрате народных
песенных традиций, сами не поют, а часто и не знают ни
слов, ни мелодий лучших народных песен? Для ответа
на многие из вопросов надо обращаться к истории.
Многое из того, к чему профессионалымузыканты и их
поклонники привыкали веками, поставлено подсомнение жизненными переменами и духовными
поисками XX века.
Этот век многое изменил и в жизни, и в искусстве.
Прежде всего ожила и зазвучала история музыки.
Вырос интерес ко всем ее эпохам, начиная с
первобытной. Оказалось, что в каждой из эпох были
достижения или проблемы, важные и для нашего
сложнейшего столетия. Выяснилось, что эти эпохи не
просто готовили приход музыки 1819 веков, а жили
своей особой жизнью, решая – и часто успешно решая –
совершенно иные музыкальные и культурные задачи.
Культура тесно связана с научнотехническим
прогрессом. Механизировав городскую и сельскую,
уличную и домашнюю жизнь людей,
где
доброжелательно, а где и варварски вторгнувшись в
природу, он резко преобразил звуковую среду, оттеснив
природные звучания техническими. Вместе с тем он дал
человеческому голосу новую силу, великодушно сделав
певцами тысячи людей, сто лет назад считавшихся бы
безголосыми. Он позволил улучшить или ухудшить
старые музыкальные инструменты и открыть новые. Он
создал новые формы распространения музыкальной
культуры, увеличив аудиторию музыканта в тысячи и
даже миллионы раз. Он расширил международные
музыкальные связи, позволив нам за 12 дня увидеть по
телевизору и услышать по радио столько разнообразной
музыки, сколько разнообразной музыки, сколько сто лет
назад не было по силам самому рьяному
путешественнику за всю его жизнь.Говоря о музыке, нужно подчеркнуть, что, охотно
признавая художественную неравноценность не только
отдельных произведений,
но и целых стилей,
направлений, даже эпох, мы в то же время исходим из
самого широкого подхода к музыке, начинающегося с
осмысления всего многообразия природных звуков и
завершающегося анализом высочайших достижений
музыкального искусства. Музыка, разумеется, может
быть хорошей и плохой, предельно развлекательной и
предельно серьезной, но везде, где звуки, звуковые
комплексы, интонации, элементарные или усложненные
формы их сочетания несут в себе определенный
эмоциональный смысл, мы имеем дело с явлениями, без
понимания которых односторонним и неполным было
бы и понимание наиболее развитых форм музыки.
Молодежь уделяет музыке куда больше внимания,
времени и средств, чем взрослые.
Молодые главные посетители эстрадных концертов,
участники дискотек, покупатели кассет и дисков. К
молодежи обращаются эстрадные звезды и популярные
группы, ей хотят понравиться популярные композиторы
и сочинители песенных текстов. Но далеко не вся
молодежь безраздельно верна той музыке, которая
числится молодежной. Комуто больше нравится
народная песня под гармонь или балалайку, другим по
душе серьезная классическая музыка, третьи ни к какой
музыке не испытывают явного интереса. У каждого свой
музыкальный вкус.Музыка рассчитана на понимающих и для них только
и создается. Недаром же сказано: «Если это искусство –
то оно не для всех. А если оно для всех – то это не
искусство».
Если на ранних ступенях культуры музыку понимали
все, то теперь стала угрожать опасность, что
понимающие музыку исчезнут вовсе. По крайней мере,
даже лидер авангардизма А.Шенберг вынужден был
сказать: «Я ничего не понимаю в современной музыке:
для меня она слишком сложна и нервозна. Почему все
таки молодые люди не пишут чеголибо более
простого?»
XX век позволил более четко выявить и еще одну
особенность отношения публики к серьезному
искусству. Приобщение самых широких масс к
серьезной музыке – это не дело одной педагогической
системы, хотя бы и очень совершенной. Конечно,
музыкальное просвещение взрослых и музыкальное
воспитание в школе, будь они организованы энергичнее
и квалифицированнее, чем сейчас, повидимому,
усилили бы интерес к музыкальной классике и
правильное понимание ее жизненного смысла.
К серьезной музыке человека, массы, народ
приобщают в первую очередь такие исторические
моменты, когда сама социальная жизнь властно
подчиняет повседневное главному,
когда люди
ощущают себя участниками и творцами исторических
событий.Такая жизнь редко меняет характер потребностей, не
оставляя времени для суетного и преходящего.
Искусство также необходимо людям, говорил Толстой,
как пища, питье, одежда. И даже необходимее. Но оно
делается необходимым не потому, что об этом мечтают
художники или педагоги, а потому, что сама жизнь
неожиданно и неопровержимо открывает людям эту
необходимость.
Говорят, что серьезная музыка сложна и непонятна,
что она скучна и утомительна. В последние годы,
особенно среди молодежи, все чаще приходится
слышать о том, что серьезная музыка устарела, отжила
свое время, вышла из моды, утратила актуальность.
Ссылаются на то, что классика понятна, но не
современна, а современная серьезная музыка может
быть и актуальна, но непонятна. Наконец, просто
отвергают претензии музыки на чтолибо, кроме
развлечения.
Многие из этих утверждений лучше всего
опровергает история музыки. Ни в одну из великих
исторических эпох развлечение не было главным, тем
более единственным делом музыки. При этом музыка
Баха или Моцарта, Глинки или Чайковского отнюдь не
казалась их современникам ни непонятной по
содержанию, ни недоступной по форме. Проблемы, к
которым обращались великие музыканты, вовсе не
устарели. А искренности и глубине, с которой они
осмысляли эти проблемы, наша эпоха могла быпозавидовать. Справедливо говорится, что великое
искусство всегда современно.
Словом, большинство претензий к серьезной музыке
скорее привычно, чем убедительно. Но есть и вопросы,
на которые ответить совсем не легко.
Ни в одну эпоху на земле не жило столько
композиторов,
во всеоружии профессионализма
работающих во всех жанрах музыки и создающих новые
жанры. Куда же исчезают тысячи опер, написанных
современными композиторами? Почему так редко
звучат десятки тысяч инструментальных произведений,
романсов? Почему даже молодым композиторам
профессионалам так трудно найти отклик у
современной молодежи? Может быть, дело в плохой
рекламе, в инертности концертных организаций? В
равнодушии исполнителей? В низком качестве высокой
музыки, в катастрофическом недостатке личностей,
талантов? А может быть, и в самом деле никто не
виноват. Просто серьезная музыка всегда существовала
и будет существовать для немногих?
Вряд ли можно утешать себя тем, что на классику
всетаки «ходят»,
и потому Чайковский или
Рахманинов, Бах или Моцарт еще способны привлечь
публику в концертные залы. Все острее вопрос, почему
классика с такой очевидностью выигрывает у
современности и,
с такой же
очевидностью уступает попмузыке.
одновременно,
Музыковеды совершенно справедливо говорят о
сосредоточенности классической музыки на важнейшихвопросах человеческого существования. Психологи и
педагоги убедительно доказали, что ни в каком возрасте
эти вопросы так устойчиво и глубоко не волнуют людей,
как в юности. Почему же до сих пор не встретились эти
два духовных стремления, не обнаружили своей
взаимной необходимости?
Повидимому, есть чтото такое в современных
контактах серьезной музыки с публикой,
что
дезориентирует молодежь, формирует у нее убеждение,
будто серьезная музыка не более чем развлечение
небольшой кучки пожилых людей,
окутанное
высокопарными словами.
Ктонибудь в оправдание такого убеждения мог бы
сослаться на слова одного из самых авторитетных
композиторов XX века – И.Ф.Стравинского: «Музыка
по своей сущности не способна что бы то ни было
выражать – чувство, положение, психологическое
состояние, явление природы и т.д. Выразительность
никогда не была свойством, присущим музыке… Если
нам кажется, что музыка чтолибо выражает, это лишь
иллюзия, а никак не реальность». Отсюда и в самом деле
вытекает вывод, что разговоры о глубоком содержании
и духовном богатстве музыки – занятие, достойное лишь
наивных дилетантов.
Между тем, классики были уверены, что без
эмоционального взрыва нет ни творчества, ни
восприятия музыки.
Очень важно, чтобы и общение с музыкой было
всесторонним, начиная от танцев и совместного пения запраздничным столом и кончая внимательным
вслушиванием в звучание оркестра на концерте и
чтением литературы о музыке. Музыка начинается уже
тишиной утра или шумом оживленного дня, свистом
ветра или морским прибоем, гулом толпы и ласковой
речью любимого человека. Отсюда собирается она по
каплям в интонациях поэзии и напевах популярной
песни, в раскованном танце и проникновенном романсе,
в богатой и разнообразной музыке труда и отдыха,
праздника и развлечения. Как утесы и скалы из этого
музыкального моря возвышаются лучшие произведения
классической музыки – прошлой и современной. И весь
этот мир живет единым дыханием и единой жизнью,
неотъемлемой от дыхания и жизни родной природы,
народа, человечества.
Итак, человек стремиться сделать свой дом уютным
и красивым. Как часто он надеется достигнуть этого с
помощью вещей!
А между тем самый дешевый и доступный способ
наполнить любое пространство красотой музыка.
Музыка занимает много меньше места, чем шкафы,
зеркала и диваны, стеллажи и стенки с пыльными
нетронутыми книгами. Но она способна наполнить
освобожденное пространство энергией живого
движения, пением и танцами, встречами и домашними
концертами.
Музыка живет и внутри человека, и в глубине
действительно необходимых ему вещей. Ее глушат
лишние диваны и никчемные тряпки, ее портитдребезжание дорогой посуды и хрусталя, ее не дают
услышать безвкусные аляповатые люстры и торшеры, а в
мягкой мебели ее побеждают тяжелые сны.
Необходимо помочь музыке выйти из глубины души
и глубины вещей и объединиться в прекрасную,
волнующую и благотворно воспитывающую и детей и
взрослых гармонию, полную подлинной, свежей и
прозрачной жизни.
Современная жизнь гоняет нас по необъятным
просторам, и то, что еще недавно называлось родным
домом, все больше становится временным пристанищем.
Квартира, дача, бабушкин дом, пионерский лагерь или
дом отдыха, гостиница или турбаза, клетушка в частном
секторе или палатка в походе мы с детства уже
привыкаем к этим сменяющим друг друга формам
жилья и быта. Но, сознательно или бессознательно,
всюду, где судьба заставляет нас задержаться больше,
чем на сутки, мы спешим хотя бы отчасти реализовать
тот образ родного дома, который живет в нашем
сознании. И снова обнаруживаем, что легче всего
перевозится и везде помогает расположиться как дома
песня о родном доме, о родных людях, о родном крае.
Музыка нужна человеку в пустыне и тайге, в океане и в
космосе. Окружая нас красотой и уютом, она
одновременно связывает нас с окружающим миром. Она
как бы напоминает нам о том, что родным домом
человечества является Вселенная.
I.2 Взгляды ученых на проблему развития
музыкального вкусаМногие ученые работали над проблемой развития
музыкального вкуса. Особый вклад внесла В.Н.Шацкая
[25]. Она говорила, что музыкальный вкус понимается,
как определенный уровень музыкальнопоэтических
представлений, который дает возможность отмечать и
ценить прекрасное в музыке, т.е. ее идейность и
содержательность, правдивость и искренность чувств,
яркость и убедительность музыкальных образов и всех
выразительных средств музыкального произведения. На
основе этих навыков активного восприятия и первого
критического суждения появляется большой интерес и
удовлетворение от подлинно художественной музыки во
всех ее видах, включая сюда и образы народного
творчества, и доступные произведения великих
композиторов прошлого и самую разнообразную по
жанрам, но высококачественную музыку современных
советских авторов – близкую детским и юношеским
интересам, разносторонне отражающую все величие
народа, всю многогранность его мыслей и чувств.
Воспитание активного слушателя музыки связано с
двумя основными моментами.
необходимость организации всех условий для
Под активным
активного восприятия музыки.
восприятием музыкального произведения мы, в первую
очередь, понимаем музыкальное переживание, т.е.
способность заражаться и сопереживать настроения и
чувства, выраженные композитором в музыке, с
последующей эстетической оценкой, а также и
осмысливанием как характера переживания, так ивыразительных средств, необходимых для воплощения
художественного образа.
В условиях музыкальнопросветительской работы
среди детей именно эта область – восприятие музыки –
не может быть представлена самотеку. Именно здесь
детям особенно необходимы художественная и
педагогическая помощь и руководство. Пути этого
руководства лишь намечаются.
Нужна научно
исследовательская и экспериментальная работа и
педагогов, и психологов, и музыкантов, чтобы
проверить правильность этих путей.
на
развитие потребности эстетического суждения, без
наличия которого нельзя представить себе слушателя,
имеющего свои запросы к музыке, свое отношение, свои
требования, вкусы. Более или менее успешное
формирование навыков эстетического суждения связано
с навыками первичного,
доступного уровню
музыкального развития
слух
анализа
воспринимаемых музыкальных произведений, в первую
очередь вокальных, где текст помогает раскрывать
музыкальное содержание. В дальнейшем музыкальные
переживания, слуховые представления о живом
интонировании музыки, а также разнообразные факты и
высказывания, связанные с творчеством композитора
или созданием данного произведения, должны, все
вместе, помочь раскрыть источник содержания данного
произведения, его идею и определить свое отношение к
нему. Здесь, также необходимо руководство (особенно
художественное) в воспитании этой потребностиэстетического суждения у наших школьников. Пути и
методы этого руководства также не раскрыты до конца.
Таким образом, проблема воспитания музыкального
вкуса в целом включает ряд еще не решенных вопросов,
которые нуждаются в дальнейшей разработке и
проверке экспериментальным путем.
В воспитании музыкального вкуса большое место
занимают литературномузыкальные темы, где в связи с
беседой о творчестве какоголибо писателя или поэта
широко показывается отражение его творчества в
музыке.
Музыкальные интересы учащихся младших классов
имеют свои особенности и трудности. Младшие
школьники хотят знать и понимать музыку, но в
большинстве случаев не имеют достаточных навыков
слушать и воспринимать ее. Отсюда большое
стремление к чтению книг о музыке и к лекциям.
Обычно первые же шаги настоящего общения с музыкой
вызывают очень большой интерес к ней и стремление
глубже проникнуть в различные сферы музыкального
искусства.
Установлено, что воспитание художественного вкуса
осуществляется успешнее при условии повторения
музыкальных восприятий. Школьники, как правило,
хотят не только чувствовать, и понимать музыку, но и
много знать о ней.
Н.Я.Брюсова также работала над этой проблемой.
Она считает, что все знания и умения, все то новое, чтооткрывает школа детскому уму, должны приходить
детям в живом виде, таким, каким все это приходит к
нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще
уму вещи, чувство детей раскрывалось для жизни как
можно полнее, чтобы широкий, многозвучный мир
вскрывался перед ними и чтобы они, через эти новые
знания, входили в него всем своим жизненным
существом, радуясь жизни. И этому может сильнее
всего помочь музыка. Та музыка, которой раньше не
было доступа в школу.
Музыку дети примут и полюбят только тогда, если
она подойдет к ним просто, не в виде чегото
изобретенного взрослыми с воспитательными целями,
для дисциплины или развития их детского ума и
чувства, а в виде действительно нужной вещи, чегото
настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя
не слышать.
Дети должны узнать самое музыку, чистое, ясно и
открыто говорящее человеческому чувству искусство, а
не уроки музыки, не обучение пению или игре, а самые
песни, самую игру, живую музыку, живой ее голос. И
притом лучшие песни и лучшую музыку, потому что
только в лучшей музыке они услышат нужное и
понятное им дело, а не выдуманную взрослыми забаву
для детей или средство их воспитания.
Слушая музыку, дети должны как бы внутренне
сотворить ее, их собственной, внутренней, близкой душе
музыкой должна быть музыка, рассказывающая им
занимательный музыкальный рассказ.Если обратиться к работам В.А.Багадурова,
Т.Л.Беркман, Д.Л.Локшина, М.А.Румер по данной
проблеме, то мы видим, что они говорят об этом так:
Освоение музыкальных произведений предполагает
полноценное их восприятие, т.е. слышание и понимание.
Такое восприятие требует соответствующей
подготовки, руководства, воспитания, что входит в
задачи музыкального обучения.
К сожалению, до сих пор вопросу восприятия в
нашей музыкальнопедагогической практике уделяется
недостаточно внимания, особенно на первых этапах
музыкального воспитания. Вместе с тем нельзя успешно
заниматься никакой музыкальной деятельностью, если
не развито восприятие.
Воспитание восприятия может быть осуществлено
лишь при постоянной руководящей роли учителя.
Что же нужно сделать для того, чтобы научить
школьников понимать и любить музыку?
Любить музыку – значит испытывать потребность в
общении с нею, переживать ее, т.е. испытывать радость,
волнение, печаль, слушая ее. Понимать же музыку –
значит воспринимать ее сознательно, отдавать себе
отчет в ее содержании и, в какойто мере, в ее форме.
Надо сказать, что понятия «любить» и «понимать»
применительно к восприятию музыки часто
отождествляются. Иногда они и противопоставляются:
«Я музыку люблю, хотя ее и не понимаю».Мы учим детей воспринимать музыку сознательно
для того, чтобы они ее глубже переживали, чувствовали.
Может возникнуть вопрос: обязательно ли понимать
музыку для того, чтобы ее любить? Ведь мы знаем
множество таких примеров, когда слушатели (и
взрослые и дети), очень мало и даже ничего о ней не
знающие, любят и переживают музыку. Однако можно с
уверенностью сказать, что восприятие слушателей,
имеющих подготовку, имеющих знания о музыке,
глубже, сознательнее, ярче. И, что особенно важно, круг
произведений, которые они способны эмоционально
воспринять, сложнее и шире. Но бывает и так, что
довольно
глубоко
воспринимаются слушателями неподготовленными. В
таких случаях можно с уверенностью сказать, что речь
идет о людях в той или иной мере одаренных. Недаром в
структуру музыкальных способностей выдающийся
ученый, профессор Теплов включил не только слух, но и
эмоциональную отзывчивость на музыку.
1.3.Своеобразие музыкальных стилей и направлений
произведения
сложные
История возникновения техно – музыки
Очень серьезно на развитие музыкального вкуса
учащихся влияют различные направления современной
музыки. Это рок – музыка, техно, попса, рэп и другие
направления.
Одним из первых вопросов, которые задают при
знакомстве, является: “А какую музыку ты слушаешь?”.
Действительно, самое типичное разделение для нашегопоколения разделение по музыкальным пристрастиям.
Наш девиз: “ Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу,
кто ты! ”. Поклонники разных стилей музыки часто
просто не выносят друг друга, и дело даже доходит до
серьёзных конфликтов с рукоприкладством.
В
большинстве своем меломаны сейчас делятся на две
группы: поклонники рок музыки и поклонники техно
музыки.
Боги из машины
В конце шестидесятых попмузыка находилась в
весьма плачевном состоянии, и большинство групп
занималось перепеванием или просто исполнением
английских и американских хитов. Однако такое
положение устраивало не всех. Несколько молодых
германцев вспомнили о традициях и корнях, и начали
делать искусство совсем своё, максимально не похожее
на англоязычные образцы, основанное на германской
традиции. Так появилась новая волна полностью
изменившая представления о попмузыке благодаря
группе Kraftwerk. У всех участников этих групп было
классическое музыкальное образование, и они делали
музыку, по структуре и звуку совершенно не похожую
на ту, которая занимала первые строки хитпарадов
хотя и похожую местами на рок. Вскоре им стали
подражать десятки немецких групп, а британская
музыкальная пресса окрестила это движение “краут
роком”.Среди основоположников этого стиля Kraftwerk
стояли дальше всего от рока и максимально близко к
немецкому авангарду.
Первые выступления группы относились скорее к
категории авангардных хэппенингов,
чем к
музыкальным событиям: они играли на вернисажах и в
галереях, а среди их знакомых художники преобладали
над музыкантами.
Первые два альбома довольно малоизвестны даже
среди ценителей группы, а жаль это удивительные и
необычные эксперименты со звуком и ритмическими
структурами, не менее интересные, чем любой хороший
артроковый альбом. Участники группы очень много
экспериментировали шумами и звуками искусственного
происхождения, накладывая их на записи аналогового
синтезатора.
Однако для завоевания масс потребовалось добавить
к фирменному звуку, построенного на рисунке ударных,
да к тому же электронных, и простым, ритмичным и
мгновенно
запоминающимся мелодиям третий
компонент новый имидж. Kraftwerk притворились
роботами...
Уже на третьем альбоме определились важнейшие
элементы их стиля, подсказавшие напрашивавшийся сам
собой имидж: повторяющиеся синтезаторные арпеджио
и использование вокодера электронного устройства,
искажающего речь и делающего ее как бы
“механической”, позволяющего изменить ее тональность
при помощи клавиатуры синтезатора. Благодаря этомумузыка Kraftwerk местами стала напоминать сцены из
научной фантастики так мог звучать саудтрек к
фильму о какойнибудь планете будущего, где власть
захватили человекообразные механизмы, развлекающие
себя легкой музыкой.
Разветвление стилей
Техно, изобретённое Kraftwerk, явилось мощной
базой для рождения новых стилей, создававшихся путем
слияния оного с элементами любого другого. Так,
например, появилось ТехноДиско быстрый и весьма
экспрессивный стиль, содержащий в себе красивую
ритмическую основу и очень сильно перекликающийся с
ТехноДанс (основное различие этих стилей в
отсутствии речитатива у ТехноДиско).
Так же образовался и ТехноРэп.
100%
синтезированный звук, типичный рэповый речитатив,
размеренный ритм и превалирование низких частот вот
то, что является составляющими данного. Наиболее
распространённым и наиболее коммерческим стилем
стал вездесущий ТехноДанс,
волна которого
захлестнула россиян примерно в 1993 году. Его внешние
данные очень просты:
красивая танцевальная
композиция с женскими подпевками и быстрым, иногда
нереальным по скорости воспроизведения слов мужским
речитативом.
Также небольшим, но оригинальным отходом от
ТехноДанс являются попытки совместить элементы
фольклорной или этнической музыки с элементами
Техно, в результате чего появляются довольно забавныепроекты, которые представляют стиль ТехноКантри.
И не менее весёлый стиль ТехноДжаз.
1.3.2.Краткий курс музыки House
Термин «House music» произошел от названия
чикагского клуба «The WareHouse», в котором эта
музыка и возникла. В 19771983г. президентом
«WareHouse» был DJ Frankie Knuckles, который играл
смесь андерграундного диско, франк и соул для
преимущественно чёрных посетителей. Чтобы усилить
танцевальный эффект музыки, он использовал драм
машинку Roland 909, звучащую вместе с записью на
пластинке и подчёркивающую ритм. Другим эффектным
приёмом было смешивание при помощи обычного
многоканального магнитофона композиций с
синтезированным ритмом так, чтобы они незаметно для
уха переходили одна в другую.
Frankie Knuckles заложил фундамент House , но
большего успеха добился другой DJ того же клуба, Ron
Harby, игравший в более грубом и жёстком стиле.
Музыка House достигла Британских берегов в 1986
году, когда композиция «Move Your Body», написанная
Marshall Jefferson, стала заполнять заметную часть
эфира столичных «пиратских» радиостанций. Этот трек
вскоре стал исполняться и в некоторых лондонских
клубах типа «Delirium»,
поддержавших House.
Наступление новой музыки на Соединённое
Королевство расширилось благодаря приездам
чикагских DJ International и Trax и выпуску альбомов с
компиляциями House музыки, такими, как серия «JackTrax». Первым английским хитом в стиле House стала
сделанная Farley Funk обработка старой песни Isaac
Hayes «Love Can’t Turn Around». В сентябре 1986 эта
композиция достигла десятой позиции в английских
чартах, оставив отцовоснователей в Чикаго в полном
недоумении от того факта, что их музыка способна
стать попхитом в Англии. Через четыре месяца «Jack
Your Body», записанная JM Silk, стала номером 1 в хит
парадах, и горячка «Jack» (так называлась манера танца
под музыку House ) уже ощущалась повсюду.
Вскоре стала развиваться практика организации
нелегальных андеграундных вечеринок, вызванная
драконовскими законами в области лицензирования,
точнее неприятной необходимостью получить
специальную лицензию для столь поздних танцев и
торговли спиртным. Идея подобных вечеринок состояла
в том, что организаторы устанавливали звуковую
(иногда и световую) аппаратуру в арендованном
неиспользуемом здании, а вы просто платили на входе и
могли веселиться всю ночь. House идеально подходил
для таких мероприятий, и их популярность быстро
росла.
Популярнейшие ныне течения в техномузыке
Detroit House
Детройт. Рождение музыки техно совпало с
глубоким упадком автомобильной промышленности
Америки
знамение
постиндустриального ренессанса. Появление техно
положило конец стилистическому делению музыки на
символическое
какнаправления. Отныне гармония, дисгармония, шум,
песня всё возможно.
Самое старое и традиционное течение. Эту музыку
играли в клубах Чикаго и Детройта ещё в конце 70х и,
хотя с тех пор она заметно изменилась, знаменитое
детройтское звучание ни с чем не спутаешь. Мягкий и
чистый House ритм, почти не искажённый электроникой
вокал в стиле соул и фортепианные линии заряжали
вечеринки, на которых играли Detroit House, огромной
энергией.
Deep House
Во многом похожий на классический Detroit, Deep
представляет собой причудливую смесь Houseмузыки с
вокалом госпел. Как утверждают его поклонники, Deep
House это противоположность всему остальному
техно, музыка живых людей, а не машин.
Trance
Музыка ментального путешествия.
Ритмы,
используемые в Trance, значительно проще, чем в
Breakbeat или Jungle, и «плёнки» монотонных и
прозрачных синтезированных
звуков струнных
завершают ощущение перехода в другие пространства.
Имеет
количество разнообразных
направлений: Acid Trance, Goa Trance, Hard Trance и др.
огромное
Breakbeat
Несмотря на свои «чёрные» корни, к началу 90х
House музыка ритмически очень упростилась и потеряла
изначальную энергетику негритянского гетто. Именнотогда появился Breakbeat, в котором использовалось
звучание хипхоп, регги. Наиболее яркие варианты
Breakbeat это Jungle и Darkside. Музыка Jungle
насыщена элементами регги и более подвижна, в то
время как в Darkside создаётся скорее минорный
настрой, усиливаемый жутковатыми «космическими»
звуками и женскими голосами.
Tribal
Tribal особенно интересен тем, что в нём
используются звуки и ритмы религиозных церемоний
североамериканских индейцев, эскимосов и народов
севера Сибири. Такое «наведение мостов» между
обычаями древних племён и современной рэйв
культурой выглядит иногда несколько искусственной,
но в целом минималистичная Tribal музыка обладает
своим несомненным очарованием.
Hardcore
Hardcore это очень просто. Берём обычный техно
ритм, делаем его раза в два быстрее, накладываем
любые отрывистые звуки, крики и ускоренный в 23 раза
женский вокал. Если возникнет ощущение работы
отбойного молотка то всё в порядке. Очередной хит
готов.
Acid House
Acid в переводе с английского – кислота.
Музыканты, работающие в стиле Acid House, стали
широко использовать в своих трэках звуки,позаимствованные из других композиций, запустив
целую волну обработки чего угодно в Acid звучании.
Progressive
Исходно это слово обозначало направление техно
музыки, в котором основной акцент ставился на точном
копировании настоящих инструментов и поиске
удачных коротких мелодий.
Впрочем,
стиль так и не оформился,
и
характеристика Progressive теперь почти ничего не
означает, хотя употребляется довольно часто: все
андерграундные техномузыканты считают свою
продукцию «прогрессивной».
Ambient
Наиболее удачную характеристику Ambient дал
журнал «Птюч», сравнив этот стиль с музыкой, которую
играют в «МакДоналдс». Действительно, никакого
жёсткого ритма, агрессивно звучащих сэмплов, ничего,
нарушающего почти космическое спокойствие. Эта
музыка скорее для ушей, чем для ног.
Intelligent
Музыка с такой характеристикой подходит скорее
для прослушивания, чем для исполнения на вечеринках,
хотя зачастую использует находки чисто танцевальных
направлений.
Течения 90 –х.
Грандж. Стиль музыки и поведения, расцветавший в
начале 90х в Сиэтле. Внешне проявлялся впатологической небрежности, свойственной обитателям
студенческих общежитий.
Драные джинсыклеш,
растянутые хэмингуэевские свитеры больших размеров,
длинные слипшиеся волосы, козлиная бородка, тяжелые
военные или туристические ботинки, татуировки. В
музыке грандж давал себя знать мутным жужжанием,
сильно полюбившимся российской молодёжи.
Панк. Одежда сужается и чернеет, в обиход входит
кожа, макияж становится усталым и зловещим. Но этот
виток панка ( в отличие от 70х) не всерьёз. Игра
образами продолжается. Моментальные скачки моды в
сжатом виде повторяют пройденные этапы культуры
ХХ века. Поколение Х худосочные дети декаданса,
регулярно случавшегося на изломе столетий.
1.3.3. История рокмузыки.
Рок это не просто музыкальное направление, это
молодежная культура, средство общения молодежи. Он
изначально создавался как способ самовыражения
молодежи, бунт и протест, отрицание и пересмотр
моральных и материальных ценностей мира.
На протяжении всей своей истории, рок показывает
неразрешимую вечную диллему отцов и детей. Как
средство самовыражения молодого поколения, рок в
глазах старшего поколения выглядит лишь как детское
развлечение.
Рок плодотворная почва для рассмотрения с точки
зрения философии, в нем проявляются все законы
философии. В том что рок это протест молодежи ипоявление новой музыки, путем отрицания старой,
проявляется закон отрицания отрицания, показывающий
развитие рокмузыки. В появлении нового стиля путем
слияния других стилей закон отражения, лежащий в
основе развития сознания.
Рок 50х
Рокнролл оказался тем самым средством, которое
объединило черных и белых подростков, одним мощным
залпом смело расовые и социальные предрассудки. Два
чернокожих идола молодежи 50х Литтл Ричард и Чак
Берри каждым сценическим жестом, каждым звуком
своих песен выражали отказ повиноваться традиционно
расистскому: «Подика сюда, бой». Этот отказ
безусловно принимали слушавшие их белые мальчики
они уже были подготовлены к такой музыке, они уже
впитывали в себя чёрный ритмэндблюз, который
крутили на местных радиостанциях.
Рокнролл оказался первой музыкальной формой,
предложенной подростку и специально по нему
скроенной: до этого были взрослые пластинки, детские
пластинки, но не было ничего, что выражало бы сугубо
подростковые надежды и мечты, сугубо подростковое
отношение к действительности.
В начале того десятилетия черная и белая музыка
были разделены так же, как белая и черная общины. Но
шло время, и радио, по которому тоже на разных
волнах передавали эту музыку, позволяло черным
слушать белую музыку и наоборот. Радиоволны
приносили совершенно новую стилистику
и
,бескорыстные пионеры этой стилистики начали
понемногу скрещивать две эти культуры.
В
лабораториях жизни рождалась новая, дикая, заразная
музыка по имени рокнролл.
Рок 60х.
К началу 60х дух рок – н ролла был украшен, и по
волнам радиоэфира поплыли сладкие голоса Фрэнки
Авалона и Пола Анки, Конни Фрэнсис и Митча
Миллера;
музыкальные обозреватели начали
успокаиваться: похоже в музыку возвращались закон и
порядок. И все же через несколько лет рок ожил, а к
концу десятилетия превратился в мощную
политическую и культурную силу.
К началу 60х к совершеннолетию приблизилось
очередное поколение. Родители этих детей активно
боролись за мир, спокойствие и изобилие, надеясь, что
потомки не только оценят их старания, но и раздвинут
горизонты этого нового мира. Родители, однако, вошли
в него с грузом невыплаченных долгов они принесли с
собой страх перед атомной войной и грех расовой
ненависти, а идеалы равенства и справедливости просто
растоптали в погоне за стабильностью и успехом.
Неудивительно,
что дети подвергли сомнению
моральные и политические устои послевоенного мира;
эти новые настроения нашли отражение в их
музыкальных пристрастиях.
Загнанный было в подполье, снова бурно расцвел
фолк и тут же включился в антивоенное движение и в
социальную борьбу. Очень скоро фолк обрел и новуюсвою надежду в худеньком, слегка гнусавом пареньке
по имени Боб Дилан. Именно его голос впервые выразил
сомнения и надежды поднимающего голову
беспокойного поколения.
прошлого,
средством
Песни Дилана о расовом угнетении и угрозе
ядерного уничтожения сразу же превратились в гимны, а
песня «Времена они меняются» прозвучала первым
предупреждение
о растущей общественной
напряженности. Однако при всей приверженности
самым светлым идеалам фолк оставался всетаки
музыкой
общения
политизированной интеллигенции, с нескрываемой
иронией взиравшей на детское развлечение рокнролл.
Возрождение рокнролла началось достаточно
захолустном городе Ливерпуле. Когда Брайн Эпстайн,
управляющий местным музыкальным магазином, зашел
однажды в подвальчик под названием «Каверна», он
услышал в музыке игравшего там ансамбля не только
отзвуки здешнего увлечения заводным жизненным
ритмом Америки. В «Битлз» бурлила лихая отвага
британцааутсайдера, жаждующего ухватить таки все
то, чего он до сих пор был лишен.
Подчистив раннюю битловскую неряшливость,
Эпстайн менеджер оставил в питомцах этот боевой
дух. 9 февраля 1964 года «Битлз» предстали перед 70
миллионами американских телезрителей. Это было
историческое событие. Оно навело мосты между
странами и стилями, оно же создало новые границы
между эпохами и поколениями.Боб Дилан все острее чувствовал ограниченность
своей аудитории, узость стилистических рамок жанра. И
Боб Дилан предложил своей старой пастве короткую
программу совершенно новой, «электрической» музыки.
Услышав гитарные завывания, фолкпуристы взвыли в
ответ, а новая музыка Дилана уже вливалась
живительной струей в рок. «Битлз» и Дилан сотрясли
все основание молодежной культуры, изменили звучание
рока и направление его развития, открыли принципы,
которые являются основополагающими и сегодня.
Навстречу им из Мемфиса выплеснулся поток
резкого, «грязного» соула. Десятилетие двигалось к
своей кульминации,
нарастал накал расовых
столкновений, и музыка соул вышла в авангард этой
борьбы; гордая мощь негритянского самосознания
воплотилась в ней в полной мере. Черная попмузыка
сделала такие заявления о расовом освобождении, о
которых еще лет десять назад страшно было и подумать.
Но, может быть, главной победой того времени стало
слияние двух культур: белой и черной. Это был яркий,
праздничный, слегка сумасбродный союз, для которого,
казалось, ничего не осталось невозможного. В новой
музыке воплотилась мечта о единении и равенстве,
гармонии и терпимости.
Во второй половине десятилетия на рок обрушились
беды: «Битлз» объявили об окончательном прекращении
концертной деятельности.
Но зато в санфранцисском районе ХейтЭшбери
на
начало оживать нечто утопическое: здесь,вырастала
фундаменте религиозной эклектики,
своеобразная роккоммуна.
Расцветавшую идею
Всемирной Любви провозгласили опятьтаки «Битлз»,
после почти годового молчания выпустившие новый
альбом.
«Биттлз» вновь безошибочно выразили
овладевшее молодым миром стремление к
независимости, к собственным ценностям и идеалам.
Альбом определил суть новой музыкальной эры, он
доказал, что рок стал искусством, а искусство, в свою
очередь, основной формой общения масс; он наконец
внедрил в бесконечно бунтующий, беспокойный рок
мечту о любви и духовном единстве.
Рок 70х.
В начале 70х наблюдается кризис рок сцены. Рок
становится все более коммерческой музыкой,
происходит полный отход от духовных корней рока,
рожденного и созданного для бунта.
Новое поколение, пришедшее на смену поколению
60х, требовало своего, собственного самовыражения,
отрицающего современного положения вещей.
К середине 70х назрела необходимость в появлении
чегото нового бунтующего и протестующего. Этим
чемто стал панк.
Первые панкрокеры с криками «эту музыку может
играть каждый!» повыскакивали в Англии в 1975 году.
Начинали они не на пустом месте: основы жанра были
разработаны американцами, стиль жизни группой
«НьюЙорк доллз», манеры игры группой «Рамонес»,общий настрой Игги Попом, а поведение на сцене Лу
Ридом (тот всю первую половину 70х занимался тем,
что орал на публику, оскорблял ее и поминутно уходил
со сцены). Панкрок мужал, но вылезти из подвалов и
маленьких клубов ему не удавалось – недоставало
вождя.
Историческое событие произошло 10 октября 1976
года: Терри Слейтер из фирмы EMI зашел в лондонский
бар «Клуб 100». В баре выступала группа «Секс
пистолз», Терри Слейтер представил, как она может
выглядеть перед большой аудиторией, и предложил
контракт. К тому времени группа существовала уже год,
и начало ее карьеры было многообещающим: во время
выступления в лондонском колледже Св. Мартина
директор благородного учебного заведения попросту
вырубил электричество. К моменту заключения
контракта «Секс пистолз» были широко известны в
узких кругах.
Уже через 2 месяца представители EMI заявили, что
контракт был ужасной ошибкой: «Секс пистолз» в
первом же, моментально ставшим классикой жанра,
сингле «Анархия в соединенном Королевстве»
ухитрились оскорбить религиозные чувства граждан.
Позже в телешоу «Тудэй» вокалист Джонни Роттен
выдал съязвившему на его счет ведущему такой набор
ругательств, что, как писала газета «Дэйли миррор», в
доме одного из зрителей взорвался телевизор. Контракт
был расторгнут.Следующей компанией, согласившейся работать с
«Секс пистолз», была AandM. Музыканты записали
второй сингл «Боже, храни королеву», и на восьмой
день сотруднечества коммерческий директор кампании
смог выдавить из себя только два слова: «Я передумал».
Сингл удалось пристроить только к маю 77го, и он
сразу же стал хитом №1. Молодняк стонал от восторга
панкрок стал модой.
Скандалы, связанные с панками, можно было найти в
любой газете. То группа граждан избила на улице Кида
Рида из группы «Бойз», то басист «Секс пистолз» Сид
Вишез разбил гитарой голову музыкальному критику, то
через несколько дней на улице избили уже вокалиста
группы Джонни Роттена.
В Англии, похоже, не осталось ни одной команды, не
устоявшей перед соблазнами панкрока все, от чисто
коммерческих, до безусловно талантливых прилепили
перед названием приставку «панк». О панках снимали
фильмы, о них писали книги, они становились темой
диссертаций.
Прежде всего привлекало то, что панк был диким,
злобным, но все же свежим ветром. Казалось, все уже
перепробовано, впереди у музыки только повторение
пройденного, и панки восхищали как последний буйный,
скандальный, но честный праздник уходящего рокн
ролла.
По сути весь панк оказался стилем одной группы.
«Секс пистолз» принесли ему популярность, они же
исчерпали все его возможности. С распадом «Секспистолз» развалился и панк каждый кроил из него что
то свое. Одни, как «Хоули Мозес», довели его резкость
до предела и получился трэш. Другие, наоборот,
резкость убрали, как «Ю2», и вышел постпанк, третьи
просто постриглись помодному и вставили в нос
булавку родилась «новая волна».
70е примечательны не только панком, тем более.
Одним из достижений 70х является появление хард
рока. Как самостоятельное направление хардрок
выделился в конце 60х годов, и благодаря тому, что в
законченном виде его донес до слушателя выдающийся
гитарист Джимми Хендрикс, хардрок с тех пор
предполагает
виртуозными
инструменталистами, что пошло только на пользу и
музыке, и ее поклонникам.
исполнение
Хардрок, так же как и в свое время рокнролл, был
резок и агрессивен, но в отличие от панка он
предполагает хорошее владение инструментами, и в нем
агрессивность присутствует не как тупая озлобленность
на все и вся, а как выражения отвращения к темным
сторонам человека. Естественно, хардрок не был чем
то совершенно новым, он лишь вобрал в себя самые
яркие и выразительные черты других направлений, в
хардроке можно увидеть и классическую музыку, и
черный блюз, и рокнролл, одновременно с этим хард
рок привнес в музыку множество новшеств.
Исполнители хардрока в текстах песен стали изучать
поднимать
темные уголки человеческой души,