Статья "Развитие музыкальной памяти учащихся"
Оценка 4.6

Статья "Развитие музыкальной памяти учащихся"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
искусство +1
Взрослым
03.03.2019
Статья "Развитие музыкальной памяти учащихся"
Развитие музыкальной памяти неотделимо от развития слуха, ритмического чувства и образного мышления. Естественно, расширение музыкального кругозора и слуховой наблюдательности приводят к систематизированию, обобщению знаний, таким образом, к запоминанию. Отнюдь, неоднозначное содержание вкладывается в понятие «музыкальная память». Основой ее является слуховая память, сначала мелодическая, далее мелодическая и гармоническая, позволяющая запомнить мелодию одновременно с гармоническим сопровождением. Слуховая память тесно связана с развитием слуха. Занимаясь с начинающими подбором по слуху, мы естественно тренируем его слуховую память.
Статья Лебедевой. Развитие музыкальной памяти учащихся.docx
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ. «Запоминание – это осмысливание…» Л.Маккиннон 1 Слуховая память. Развитие   музыкальной   памяти   неотделимо   от   развития   слуха, ритмического   чувства   и   образного   мышления.   Естественно,   расширение музыкального   кругозора   и   слуховой   наблюдательности   приводят   к систематизированию, обобщению знаний, таким образом, к запоминанию.  Отнюдь,   неоднозначное   содержание   вкладывается   в   понятие «музыкальная   память».   Основой   ее   является   слуховая   память,   сначала мелодическая, далее мелодическая и гармоническая, позволяющая запомнить мелодию одновременно с гармоническим сопровождением. Слуховая память тесно   связана   с   развитием   слуха.   Занимаясь   с   начинающими   подбором   по слуху, мы естественно тренируем его слуховую память. Хорошим   стимулом   для   развития   слуховой   памяти   является   пение мелодии изучаемых пьес наизусть. В дальнейшей работе над произведением можно   подключить   в   работу   пение   мелодии   с   аккомпанементом   на инструменте. В начале, с помощью педагога ученик поет мелодию, а педагог аккомпанирует   и,   если   необходимо,   поет   вместе   с   учеником.   Затем   – поменяться   ролями,   усложняя   задачу   ученика,   который   должен   петь   и аккомпанировать наизусть.  Параллельно с работой на уроках сольфеджио, такой процесс слухового выучивания   произведения   наизусть   дает   заметные   результаты   в   развитии слуха и памяти детей, чья природная музыкальная одаренность невысока.  2 Логическая память. Огромного внимания в музыкальном воспитании ученика заслуживает развитие   его   логической   памяти.   Обычно   первые   пьески   дети   легко запоминают   наизусть.   Но   это   механическое,   недостаточно   осмысленное запоминание очень ненадежно. Перерастая в привычку автоматически, только пальцами, заучивать произведения, такое запоминание даст о себе знать при первых   же   публичных   выступлениях.   Педагогу   необходимо   организовать домашние   занятия   ученика   так,   чтобы   они   не   строились   на   основе многократных   бессмысленных   повторений   произведения.   Для   прочного 1 запоминания ученик должен ориентировать свою работу на понимание образов и связи их с особенностями фактуры и строения произведения.  Работа по логическому выучиванию наизусть начинается уже с разбора музыкального   произведения.   Педагогу   нужно   воспитывать   в   учащихся привычку   устного   анализа   текста   при   разборе:   разобраться   в   форме, определить   последовательность   разделов,   найти   изменения   в   окончаниях повторяющихся фраз, секвенций и т.д.  В методической литературе не раз рекомендовался способ работы над музыкальным   произведением   –   разбить   его   на   отрывки,   обозначив   начало цифрами.   Умение   начать   с   любой   опорной   цифры   тоже   способствует логическому запоминанию.  Очень   важно,   чтобы   ученик   хорошо   ориентировался   в   тональности данного   произведения.   С   этой   целью   можно   пользоваться   упражнением выборочного чтения: быстрое нахождение на клавиатуре указанного в нотах аккорда, гаммообразного или арпеджированного пассажа.        Ощущение тональности ускоряет запоминание текста, изложенного в виде гармонических   фигураций.   Педагогу   следует   помочь   ученику   представить подобное   изложение   в   аккордовой   последовательности   и   проучить   точной аппликатурой «сомкнутыми аккордами». Для   лучшего   запоминания   произведения   можно   рекомендовать транспонирование   мелодии   или   отдельных   отрывков   пьесы   наизусть.   При транспонировании в разные тональности активизируется как слуховая, так и логическая память. Для прочного запоминания виртуозных пьес или отдельных пассажей важно умение исполнять их не только в быстром темпе, но и в замедленном.  В медленном темпе ученик активизирует свою слуховую и логическую память; в 2 быстром   темпе   проверяется   моторно­двигательная   память.   В   воспитании моторно­двигательной   памяти   большое   значение   имеет   аппликатурное постоянство, поэтому с самого начала работы над произведением необходим тщательный контроль со стороны педагога за выбором аппликатуры.  Зрительная память. 3 Для развития зрительной памяти, также как и для развития навыка чтения с листа   помогает   так   называемое   «фотографирование».   Оно   заключается   в следующем: ученику предлагается на несколько секунд и тут же закрывается листом   бумаги   определенный   отрывок   нотного   текста   (мотив,   фраза, предложение),   который   он   должен   запомнить,   мысленно   представить   в звучании, а затем сыграть.  В   момент   исполнения   читается   и   запоминается   уже   следующий фрагмент пьесы: итак до конца пьесы. В процессе этого упражнения (вначале оно   выполняется   с   небольшими   остановками)   постепенно   увеличивается скорость восприятия и объем запоминаемого. Учащимся старшего возраста можно рекомендовать устное выучивание текста   наизусть,   основанного   на   внутрислуховых   представлениях произведения.   В   таких   занятиях   активизируется   зрительная   логическая память.   Педагог   может   проконтролировать   работу   ученика   следующим образом: выбрав отрывок произведения и тему исполнения, педагог вместе с учеником начинают устно представлять произведение. Затем на каком­либо опорном моменте нужно остановить ученика и спросить, что должно звучать в данной метрической доле. Таким образом, все виды памяти связаны друг с другом, и весь процесс музыкального   обучения   способствует   тренировке   и   развитию   музыкальной памяти. «Педагог, желающий что­нибудь запечатлеть в детской памяти,  должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов  чувств – глаз, ухо, голос, чувства мускульных движений… приняло участие в акте запоминания». К.Д. Ушинский 3

Статья "Развитие музыкальной памяти учащихся"

Статья "Развитие музыкальной памяти учащихся"

Статья "Развитие музыкальной памяти учащихся"

Статья "Развитие музыкальной памяти учащихся"

Статья "Развитие музыкальной памяти учащихся"

Статья "Развитие музыкальной памяти учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019