Развитие музыкальной памяти неотделимо от развития слуха, ритмического чувства и образного мышления. Естественно, расширение музыкального кругозора и слуховой наблюдательности приводят к систематизированию, обобщению знаний, таким образом, к запоминанию.
Отнюдь, неоднозначное содержание вкладывается в понятие «музыкальная память». Основой ее является слуховая память, сначала мелодическая, далее мелодическая и гармоническая, позволяющая запомнить мелодию одновременно с гармоническим сопровождением. Слуховая память тесно связана с развитием слуха. Занимаясь с начинающими подбором по слуху, мы естественно тренируем его слуховую память.
Статья Лебедевой. Развитие музыкальной памяти учащихся.docx
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ.
«Запоминание – это
осмысливание…»
Л.Маккиннон
1 Слуховая память.
Развитие музыкальной памяти неотделимо от развития слуха,
ритмического чувства и образного мышления. Естественно, расширение
музыкального кругозора и слуховой наблюдательности приводят к
систематизированию, обобщению знаний, таким образом, к запоминанию.
Отнюдь,
неоднозначное содержание вкладывается в понятие
«музыкальная память». Основой ее является слуховая память, сначала
мелодическая, далее мелодическая и гармоническая, позволяющая запомнить
мелодию одновременно с гармоническим сопровождением. Слуховая память
тесно связана с развитием слуха. Занимаясь с начинающими подбором по
слуху, мы естественно тренируем его слуховую память.
Хорошим стимулом для развития слуховой памяти является пение
мелодии изучаемых пьес наизусть. В дальнейшей работе над произведением
можно подключить в работу пение мелодии с аккомпанементом на
инструменте. В начале, с помощью педагога ученик поет мелодию, а педагог
аккомпанирует и, если необходимо, поет вместе с учеником. Затем –
поменяться ролями, усложняя задачу ученика, который должен петь и
аккомпанировать наизусть.
Параллельно с работой на уроках сольфеджио, такой процесс слухового
выучивания произведения наизусть дает заметные результаты в развитии
слуха и памяти детей, чья природная музыкальная одаренность невысока.
2 Логическая память.
Огромного внимания в музыкальном воспитании ученика заслуживает
развитие его логической памяти. Обычно первые пьески дети легко
запоминают наизусть. Но это механическое, недостаточно осмысленное
запоминание очень ненадежно. Перерастая в привычку автоматически, только
пальцами, заучивать произведения, такое запоминание даст о себе знать при
первых же публичных выступлениях. Педагогу необходимо организовать
домашние занятия ученика так, чтобы они не строились на основе
многократных бессмысленных повторений произведения. Для прочного
1 запоминания ученик должен ориентировать свою работу на понимание образов
и связи их с особенностями фактуры и строения произведения.
Работа по логическому выучиванию наизусть начинается уже с разбора
музыкального произведения. Педагогу нужно воспитывать в учащихся
привычку устного анализа текста при разборе: разобраться в форме,
определить последовательность разделов, найти изменения в окончаниях
повторяющихся фраз, секвенций и т.д.
В методической литературе не раз рекомендовался способ работы над
музыкальным произведением – разбить его на отрывки, обозначив начало
цифрами. Умение начать с любой опорной цифры тоже способствует
логическому запоминанию.
Очень важно, чтобы ученик хорошо ориентировался в тональности
данного произведения. С этой целью можно пользоваться упражнением
выборочного чтения: быстрое нахождение на клавиатуре указанного в нотах
аккорда, гаммообразного или арпеджированного пассажа.
Ощущение тональности ускоряет запоминание текста, изложенного в виде
гармонических фигураций. Педагогу следует помочь ученику представить
подобное изложение в аккордовой последовательности и проучить точной
аппликатурой «сомкнутыми аккордами».
Для лучшего запоминания произведения можно рекомендовать
транспонирование мелодии или отдельных отрывков пьесы наизусть. При
транспонировании в разные тональности активизируется как слуховая, так и
логическая память.
Для прочного запоминания виртуозных пьес или отдельных пассажей
важно умение исполнять их не только в быстром темпе, но и в замедленном. В
медленном темпе ученик активизирует свою слуховую и логическую память; в
2 быстром темпе проверяется моторнодвигательная память. В воспитании
моторнодвигательной памяти большое значение имеет аппликатурное
постоянство, поэтому с самого начала работы над произведением необходим
тщательный контроль со стороны педагога за выбором аппликатуры.
Зрительная память.
3
Для развития зрительной памяти, также как и для развития навыка чтения с
листа помогает так называемое «фотографирование». Оно заключается в
следующем: ученику предлагается на несколько секунд и тут же закрывается
листом бумаги определенный отрывок нотного текста (мотив, фраза,
предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в
звучании, а затем сыграть.
В момент исполнения читается и запоминается уже следующий
фрагмент пьесы: итак до конца пьесы. В процессе этого упражнения (вначале
оно выполняется с небольшими остановками) постепенно увеличивается
скорость восприятия и объем запоминаемого.
Учащимся старшего возраста можно рекомендовать устное выучивание
текста наизусть,
основанного на внутрислуховых представлениях
произведения. В таких занятиях активизируется зрительная логическая
память. Педагог может проконтролировать работу ученика следующим
образом: выбрав отрывок произведения и тему исполнения, педагог вместе с
учеником начинают устно представлять произведение. Затем на какомлибо
опорном моменте нужно остановить ученика и спросить, что должно звучать в
данной метрической доле.
Таким образом, все виды памяти связаны друг с другом, и весь процесс
музыкального обучения способствует тренировке и развитию музыкальной
памяти.
«Педагог, желающий чтонибудь запечатлеть в детской памяти,
должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов
чувств – глаз, ухо, голос, чувства мускульных движений…
приняло участие в акте запоминания».
К.Д. Ушинский
3
Статья "Развитие музыкальной памяти учащихся"
Статья "Развитие музыкальной памяти учащихся"
Статья "Развитие музыкальной памяти учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.