Учебно-методическое пособие "Формирование метроритмических навыков учащихся в классе фортепиано"
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
искусство +1
Взрослым
03.03.2019
Развитие чувства ритма – необходимая вещь в музыкальной педагогике.
Ритм должен восприниматься детьми с особой непосредственностью. Но у части детей, в силу индивидуальных черт характера чувство ритмической пульсации сглажено.
Задача педагога – помочь ученику воспринимать и воспроизводить равномерную последовательность одинаковых длительностей (ощутить метр в музыке и в своих движениях). Необходимо начать работу с ритмических движений под музыку и слушания характерных ритмических пьес. Естественным ритмическим движением для ребенка является шаг, поэтому объяснение пульса в музыке следует начать с марша. В дальнейшем в музыку для слушания следует включать польки, рассказав ученику , что под музыку допускается не только маршировать, но и прыгать, и хлопать в ладоши.
Лебедева О.Н. Учебно-методическое пособие.docx
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТРОРИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
«Мы ничем не можем
измерить длительность звуков,
помимо
своего
непосредственного
ритмического чувства…».
А.Б.Гольденвейзер
1. Ритмические движения под музыку.
Развитие чувства ритма – одна из наиболее сложных проблем в
музыкальной педагогике.
Казалось бы, ритм, как выразительное средство музыки, должен
восприниматься детьми с особой непосредственностью, так как для них
естественными являются движения под музыку, прыжки через скакалку, игра
в мячик. Но у некоторых детей, в силу индивидуальных черт характера:
несобранности, рассеянности – чувство ритмической пульсации сглажено.
Первоочередная задача педагога в таких случаях – помочь ученику
воспринимать и воспроизводить равномерную последовательность
одинаковых длительностей (ощутить метр в музыке и в своих движениях).
Начать работу лучше всего с ритмических движений под музыку и слушания
характерных ритмических пьес. Самым естественным ритмическим
движением для ребенка является шаг, поэтому объяснение пульса в музыке
следует начать с марша. Постепенно в музыку для слушания включать польки,
выяснив с учеником , что под музыку не только можно маршировать, но и
прыгать, и хлопать в ладоши.
Добиваясь равномерности движений в двухдольном размере,
предложить ребенку послушать вальс, подобрать под него ритмические
движения. Таким образом, знакомя ученика с жанровыми проявлениями
ритма, подготовить его к трехдольному размеру.
Объяснение размера основывается на ощущении сильной доли
(ударения). Здесь уместна аналогия со словами из двух и трех слогов с
ударением на первом слоге: «Маша, Машенька».
Со временем ребенок, раньше не обращавший внимания на равномерную
пульсацию своих движений, в дальнейшем будет прислушиваться к тиканью часов; стуку вагонных колес; к капели. Так слуховая наблюдательность
постепенно будет развивать в ученике ритмическую организованность.
С первых занятий для успешной работы по развитию ритма, нужно
создать такую атмосферу на уроке, чтобы ребенок вел себя раскрепощенно,
естественно, так как зажатость и напряженность в движениях приводят к
неточности воспроизведения ритма. С этой целью проводить занятия по
ритмике удобнее с двумя учениками. К тому же это экономит время урока,
так как параллельно с развитием ритмичности на уроках специальности
ведется работа по организации игровых движений, объяснение нотной
грамоты.
2. Графические записи ритма.
Наряду со слуховым восприятием метра необходимо учить ребенка
разбираться в графической записи, например:
В записи метра удобнее пользоваться обозначениями четверти – шага.
Значительное влияние на развитие чувства метра оказывает игра в
ансамбле с педагогом. На начальном этапе обучения, когда учащийся еще не
может играть по нотам, можно использовать сборник «Современный
пианист», в ансамблях которого партия ученика представляет равномерное
чередование одинаковых длительностей. Исполняя свою роль в ансамбле,
ребенок неформально отсчитывает метр, а участвует в исполнении музыки.
Следующий этап в развитии ритмического чувства – это различие
временной «стоимости» длительности звука и ориентация в ритмических
структурах. В занятиях с ритмически несобранными детьми важно соблюдать
последовательность и постепенность в объяснении нового материала.
В слуховом анализе каждую длительность следует охарактеризовать:
Четверть – шаг,
восьмые – бег,
половинная – остановка.
Простой ритмический рисунок станет близким восприятию ученика, если мы подтекстуем его примерно так:
«шаг, шаг, шаг, шаг; побежали, побежали; стопстоп».
Соотношение длительностей дети школьного возраста легче усваивают,
если наряду со слуховым восприятием подключать схематическое
обозначение:
Нельзя отрицать традиционное «деление» яблок на доли, так как этот
метод наглядно показывает взаимосвязь длительностей. Правда в отрыве от
звучания такая работа не приносит желаемого результата, поэтому каждую
«дольку» необходимо озвучить.
Чтобы продолжительность каждой длительности не была абстрактной,
следует научить ребенка хлопать, дирижировать и играть со счетом.
Хороших результатов в закреплении связи счета с соотношениями
длительностей дает игра «Музыкальная арифметика»: берется целый лист
бумаги, который представляет целую длительность, затем ученику
предлагается разделить его соответственно каждой длительности на части. В
итоге – получается восемь маленьких листочков, обозначающих восьмушки.
Учащийся наглядно видит, что свое название они получили от того, что в
целой ноте их восемь. На каждой восьмой подписывается счет, так получился
необходимый для игры материал.
Пользуясь такими карточками ученику школьного возраста можно
предложить, например, такую игру: сложить из карточек половинку и
озвучить ее на инструменте, ровно отсчитывая каждую восьмушку и т.д.
Так в развитии ритмического чувства немаловажную роль играет
логическое мышление ученика.
3. Упражнения (варианты ритмической игры).
Педагог, творчески относящийся к своей работе, всегда подберет
нужный для конкретного ученика вариант ритмической игры. В «донотный период» занятий с учащимися можно пользоваться
следующими упражнениями:
1. Запись ритма стихов или подтекстовка мелодии.
2. Исполнение ритмических формул хлопками в ансамбле (ученик –
четверти, педагог восьмые) и т.д.
3. Ученик отхлопывает метр, аккомпанируя педагогу, исполняющему
пьесу на фортепиано.
4. Ученику предлагается любая ритмическая запись: он хлопками
отсчитывает метр, и проговаривает все длительности на любой слог.
5. Прохлопывание предложенного в записи ритма со счетом, в
дальнейшем исполнении ритма на звуках любого интервала (одной
или двумя руками.)
6. Расставить такты или определить размер в записи ритма, или во
время исполнения хлопком обозначить сильную долю и на слух
определить размер.
7. Определить по ритмической записи знакомую попевку из
подобранных на слух.
Иногда ученик не может ритмически точно исполнить пьесу по нотам
изза отсутствия координации движения руки или ощущения
самостоятельности в пальцах. Для развития координации очень полезны еще в
«донотный период» ритмические партитуры, которые прохлопываются со
счетом вслух двумя руками. Материал подбирается с постепенным
усложнением: сначала поочередное вступление рук, затем необходимость
встать на нужный палец, потом одновременное вступление рук и т.д.
Уже подключив к ритму аппликатурные задачи, необходимо
воспитывать у ученика умение смотреть вперед, готовить следующий палец во
время переноса руки, и обязательно не терять ощущение пульса.
Работа с ритмическими партитурами является постепенной
подготовкой к исполнению пьес по нотам.
Шестнадцатые для детей со сглаженным чувством ритма можно вводить
только после закрепления соотношений:
Начиная работу над нотным текстом с шестнадцатыми, важно обратить
внимание ученика на группировку, которая основывается на единице
движения: В развитии ритма значительную роль играет зрительное запоминание записи
ритмического рисунка.
Определенную сложность представляют пунктирные ритмы. Здесь
следует отталкиваться от сознания ученика, от накопленного опыта. При
объяснении пунктирного ритма также уместны, и графическое изображение, и
счет, и ощущение в длительности с точкой определенного количества мелких
длительностей.
Точному исполнению пунктирного ритма поможет интонационная
выразительность, ведь короткая длительность после ноты с точкой всегда
стремится в следующий звук, что придает мотиву устремленность и
решительность.
Таким образом, важно помнить, что ритм является средством
музыкальной выразительности, и, работая над нотным текстом, всегда
отталкиваться от художественной выразительности ритма.
Учебно-методическое пособие "Формирование метроритмических навыков учащихся в классе фортепиано"
Учебно-методическое пособие "Формирование метроритмических навыков учащихся в классе фортепиано"
Учебно-методическое пособие "Формирование метроритмических навыков учащихся в классе фортепиано"
Учебно-методическое пособие "Формирование метроритмических навыков учащихся в классе фортепиано"
Учебно-методическое пособие "Формирование метроритмических навыков учащихся в классе фортепиано"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.