Учебно-методическое пособие "Формирование метроритмических навыков учащихся в классе фортепиано"
Оценка 4.7

Учебно-методическое пособие "Формирование метроритмических навыков учащихся в классе фортепиано"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
искусство +1
Взрослым
03.03.2019
Учебно-методическое пособие "Формирование метроритмических навыков учащихся в классе фортепиано"
Развитие чувства ритма – необходимая вещь в музыкальной педагогике. Ритм должен восприниматься детьми с особой непосредственностью. Но у части детей, в силу индивидуальных черт характера чувство ритмической пульсации сглажено. Задача педагога – помочь ученику воспринимать и воспроизводить равномерную последовательность одинаковых длительностей (ощутить метр в музыке и в своих движениях). Необходимо начать работу с ритмических движений под музыку и слушания характерных ритмических пьес. Естественным ритмическим движением для ребенка является шаг, поэтому объяснение пульса в музыке следует начать с марша. В дальнейшем в музыку для слушания следует включать польки, рассказав ученику , что под музыку допускается не только маршировать, но и прыгать, и хлопать в ладоши.
Лебедева О.Н. Учебно-методическое пособие.docx
ФОРМИРОВАНИЕ  МЕТРОРИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В  КЛАССЕ  ФОРТЕПИАНО «Мы   ничем   не   можем измерить длительность звуков, помимо своего непосредственного ритмического чувства…». А.Б.Гольденвейзер   1. Ритмические движения под музыку. Развитие   чувства   ритма   –   одна   из   наиболее   сложных   проблем   в музыкальной педагогике.  Казалось   бы,   ритм,   как   выразительное   средство   музыки,   должен восприниматься   детьми   с   особой   непосредственностью,   так   как   для   них естественными являются движения под музыку, прыжки через скакалку, игра в   мячик.   Но   у   некоторых   детей,   в   силу   индивидуальных   черт   характера: несобранности, рассеянности – чувство ритмической пульсации сглажено.  Первоочередная   задача   педагога   в   таких   случаях   –   помочь   ученику воспринимать   и   воспроизводить   равномерную   последовательность одинаковых длительностей (ощутить метр в музыке и в своих движениях). Начать работу лучше всего с ритмических движений под музыку и слушания характерных   ритмических   пьес.   Самым   естественным   ритмическим движением для ребенка является шаг, поэтому объяснение пульса в музыке следует начать с марша. Постепенно в музыку для слушания включать польки, выяснив с учеником , что под музыку не только можно маршировать, но и прыгать, и хлопать в ладоши. Добиваясь   равномерности   движений   в   двухдольном   размере, предложить   ребенку   послушать   вальс,   подобрать   под   него   ритмические движения.   Таким   образом,   знакомя   ученика   с   жанровыми   проявлениями ритма, подготовить его к трехдольному размеру.  Объяснение   размера   основывается   на   ощущении   сильной   доли (ударения).   Здесь   уместна   аналогия   со   словами   из   двух   и   трех   слогов   с ударением на первом слоге: «Ма­ша,  Ма­шень­ка».  Со временем ребенок, раньше не обращавший внимания на равномерную пульсацию своих движений, в дальнейшем будет прислушиваться к тиканью часов;   стуку   вагонных   колес;   к   капели.   Так   слуховая   наблюдательность постепенно будет развивать в ученике ритмическую организованность. С   первых   занятий   для   успешной   работы   по   развитию   ритма,   нужно создать такую атмосферу на уроке, чтобы ребенок вел себя раскрепощенно, естественно,   так   как   зажатость   и   напряженность   в   движениях   приводят   к неточности   воспроизведения   ритма.   С   этой   целью   проводить   занятия   по ритмике удобнее с двумя учениками. К тому же это экономит время урока, так   как   параллельно   с   развитием   ритмичности   на   уроках   специальности ведется   работа   по   организации   игровых   движений,   объяснение   нотной грамоты.  2.  Графические записи ритма. Наряду   со   слуховым   восприятием   метра   необходимо   учить   ребенка разбираться в графической записи, например: В записи метра удобнее пользоваться обозначениями четверти – шага.  Значительное   влияние   на   развитие   чувства   метра   оказывает   игра   в ансамбле с педагогом. На начальном этапе обучения, когда учащийся еще не может   играть   по   нотам,   можно   использовать   сборник   «Современный пианист»,   в ансамблях которого партия ученика представляет равномерное чередование   одинаковых   длительностей.   Исполняя   свою   роль   в   ансамбле, ребенок неформально отсчитывает метр, а участвует в исполнении музыки. Следующий   этап   в   развитии   ритмического   чувства   –   это   различие временной   «стоимости»   длительности   звука   и   ориентация   в   ритмических структурах. В занятиях с ритмически несобранными детьми важно соблюдать последовательность и постепенность в объяснении нового материала.  В слуховом анализе каждую длительность следует охарактеризовать: Четверть – шаг,  восьмые – бег, половинная – остановка. Простой ритмический рисунок станет близким восприятию ученика, если мы подтекстуем его примерно так:  «шаг, шаг, шаг, шаг; по­бе­жа­ли, по­бе­жа­ли; стоп­стоп». Соотношение длительностей дети школьного возраста легче усваивают, если   наряду   со   слуховым   восприятием   подключать   схематическое обозначение: Нельзя отрицать традиционное «деление» яблок на доли, так как этот метод наглядно показывает взаимосвязь длительностей. Правда в отрыве от звучания такая работа не приносит желаемого результата, поэтому каждую «дольку» необходимо озвучить. Чтобы продолжительность каждой длительности не была абстрактной, следует научить ребенка хлопать, дирижировать и играть со счетом. Хороших   результатов   в   закреплении   связи   счета   с   соотношениями длительностей   дает   игра   «Музыкальная   арифметика»:   берется   целый   лист бумаги,   который   представляет   целую   длительность,   затем   ученику предлагается разделить его соответственно каждой длительности на части. В итоге – получается восемь маленьких листочков, обозначающих восьмушки. Учащийся наглядно видит, что свое название они получили от того, что в целой ноте их восемь. На каждой восьмой подписывается счет, так получился необходимый для игры материал. Пользуясь   такими   карточками   ученику   школьного   возраста   можно предложить,   например,   такую   игру:   сложить   из   карточек   половинку   и озвучить ее на инструменте, ровно отсчитывая каждую восьмушку и т.д.  Так   в   развитии   ритмического   чувства   немаловажную   роль   играет логическое мышление ученика. 3.  Упражнения (варианты ритмической игры). Педагог,   творчески   относящийся   к   своей   работе,   всегда   подберет нужный для конкретного ученика вариант ритмической игры. В   «донотный   период»   занятий   с   учащимися   можно   пользоваться следующими упражнениями:  1. Запись ритма стихов или подтекстовка мелодии.  2. Исполнение   ритмических   формул  хлопками   в  ансамбле  (ученик  – четверти, педагог ­ восьмые) и т.д. 3. Ученик отхлопывает метр, аккомпанируя педагогу, исполняющему пьесу на фортепиано. 4. Ученику   предлагается   любая   ритмическая   запись:   он   хлопками отсчитывает метр, и проговаривает все длительности на любой слог. 5. Прохлопывание   предложенного   в   записи   ритма   со   счетом,   в дальнейшем исполнении ритма на звуках любого интервала (одной или двумя руками.) 6. Расставить   такты   или   определить   размер   в   записи   ритма,   или   во время   исполнения   хлопком   обозначить   сильную   долю   и   на   слух определить размер. 7. Определить   по   ритмической   записи   знакомую   попевку   из подобранных на слух. Иногда ученик не может ритмически точно исполнить пьесу по нотам из­за   отсутствия   координации   движения   руки   или   ощущения самостоятельности в пальцах. Для развития координации очень полезны еще в «донотный   период»   ритмические   партитуры,   которые   прохлопываются   со счетом   вслух   двумя   руками.   Материал   подбирается   с   постепенным усложнением:   сначала   поочередное   вступление   рук,   затем   необходимость встать на нужный палец, потом одновременное вступление рук и т.д. Уже   подключив   к   ритму   аппликатурные   задачи,   необходимо воспитывать у ученика умение смотреть вперед, готовить следующий палец во время переноса руки, и обязательно не терять ощущение пульса.  Работа   с   ритмическими   партитурами   является   постепенной подготовкой к исполнению пьес по нотам.  Шестнадцатые для детей со сглаженным чувством ритма можно вводить только после закрепления соотношений:  Начиная работу над нотным текстом с шестнадцатыми, важно обратить внимание   ученика   на   группировку,   которая   основывается   на   единице движения: В развитии ритма значительную роль играет зрительное запоминание записи ритмического рисунка. Определенную   сложность   представляют   пунктирные   ритмы.   Здесь следует   отталкиваться   от   сознания   ученика,   от   накопленного   опыта.   При объяснении пунктирного ритма также уместны, и графическое изображение, и счет, и ощущение в длительности с точкой определенного количества мелких длительностей. Точному   исполнению   пунктирного   ритма   поможет   интонационная выразительность,   ведь   короткая   длительность   после   ноты   с   точкой   всегда стремится   в   следующий   звук,   что   придает   мотиву   устремленность   и решительность. Таким   образом,   важно   помнить,   что   ритм   является   средством музыкальной   выразительности,   и,   работая   над   нотным   текстом,   всегда отталкиваться от художественной выразительности ритма.

Учебно-методическое пособие "Формирование метроритмических навыков учащихся в классе фортепиано"

Учебно-методическое пособие "Формирование метроритмических навыков учащихся в классе фортепиано"

Учебно-методическое пособие "Формирование метроритмических навыков учащихся в классе фортепиано"

Учебно-методическое пособие "Формирование метроритмических навыков учащихся в классе фортепиано"

Учебно-методическое пособие "Формирование метроритмических навыков учащихся в классе фортепиано"

Учебно-методическое пособие "Формирование метроритмических навыков учащихся в классе фортепиано"

Учебно-методическое пособие "Формирование метроритмических навыков учащихся в классе фортепиано"

Учебно-методическое пособие "Формирование метроритмических навыков учащихся в классе фортепиано"

Учебно-методическое пособие "Формирование метроритмических навыков учащихся в классе фортепиано"

Учебно-методическое пособие "Формирование метроритмических навыков учащихся в классе фортепиано"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019