Статья «Развитие одаренных детей в сфере художественной деятельности»
Оценка 4.6
Раздаточные материалы
doc
родителям
Детсад
15.02.2018
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является одной из важных задач в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Музыкально одаренные дети так же нуждаются в поддержке и развитии своих способностей. Важную роль играет выявление, диагностика и непосредственно работа музыкального руководителя по развитию музыкально одаренных детей в сфере художественной деятельности.В статье даны общие рекомендации по развитию музыкально одаренных детей
Статья Развитие художественной сферы.doc
«Развитие одаренных детей в сфере художественной деятельности»
Салахова Лариса Федоровна, заведующий, педагогпсихолог МБДОУ
«Детский сад №10 г.Красноармейска»
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим
условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры,
всех областей производства и социальной жизни.
Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с
одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:
выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же
обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками
образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного
учреждения.
В нашем ДОУ организована работа с музыкально одаренными детьми в пении и
разработана программа по данному направлению.
Цель программы: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки,
формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать
развитию творческих проявлений.
Задачи:
1. Расширять диапазоны голосов детей дошкольного возраста и формировать их
естественное звучание;
2. Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;
3. Совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста,
формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении;
4. Формировать эмоционально эстетическое восприятие окружающего мира
через пение;
5. Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность,
инициативу и импровизационные способности в пении. Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый
для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой
другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь
проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на
музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого,
признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия
музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е.
музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и
чувство ритма.
Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У когото уже на
первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко,
развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других
способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у
детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию
голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У
большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие
раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более
отсутствия способностей.
Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов
развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год,
позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно
корректировать содержание занятий.
Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в
себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями.
Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только
развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.
Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в
структуре музыкальности считаются основными.
Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется
технология педагогического наблюдения.
1. Объект педагогического наблюдения музыкальность дошкольников;
2. Цель наблюдения выявить детей с задатками музыкальности;
3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения): ∙ Выраженное стремление к музыкальной деятельности
1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано
2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене
3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального
творчества
Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально
организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или
иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце,
инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с
недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания,
роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от
соприкосновения с музыкой. Учитывая выше сказанное, без специально организованных
процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может
обойтись.
Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные
консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено
согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и
согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.
Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали
дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:
участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном,
муниципальном уровнях;
подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых
мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику,
проводимых в детском саду.
Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он
должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и
предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального
репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики
творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому
разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен
оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь
дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный
руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным
мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при
таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже
страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их
личности.
Статья «Развитие одаренных детей в сфере художественной деятельности»
Статья «Развитие одаренных детей в сфере художественной деятельности»
Статья «Развитие одаренных детей в сфере художественной деятельности»
Статья «Развитие одаренных детей в сфере художественной деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.