Статья "Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время".
Оценка 4.6
Памятки
docx
воспитательная работа
6 кл—9 кл
27.02.2017
Школа дает ребёнку знания. Но сейчас нужны не столько сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших детей часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для того, чтобы оживить их, надо научить детей почувствовать свои творческие возможности.
В статье решается проблема развития творческих способностей учащихся, которая волнует педагогов и психологов в нашей стране и за рубежом.
Статья.docx
В статье решается проблема развития творческих способностей учащихся, которая
волнует педагогов и психологов в нашей стране и за рубежом.
Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное
время.
Школа дает ребёнку знания. Но сейчас нужны не столько сами знания, сколько
умение оперировать ими. Знания в головах наших детей часто лежат как вещи на плохом
складе: навалом, без активного применения. Для того, чтобы оживить их, надо научить
детей почувствовать свои творческие возможности.
Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом
деле, увлечься любой работой и достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра
на таланты, они, как алмазы, встречаются редко. Однако та же природа наделила каждого
ребёнка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда
человек уже стал специалистом и от него требуется определённый уровень решения
поставленных перед ним задач, а заранее.
Проблеме развития творческих способностей учащихся посвящено значительное
число исследований педагогов и психологов в нашей стране и за рубежом. Их анализ
позволяет сделать вывод об отсутствии единой точки зрения на содержание понятия
творческие способности.
Но все же единым понятием является то, что творческие способности – это
особый вид умственных способностей, выражающихся в умении продолжать
мыслительную деятельность за пределами требуемого, отклоняться в
мышлении от традиционных норм и генерировать разнообразные оригинальные
идеи, находить способы их решения. У школьников творческие способности
проявляются в нестандартности, нешаблонности решения предлагаемых им заданий.
Необходимо включать в учебный процесс и внеклассные мероприятия,
специальные развивающие средства, так как уровень развития творческих способностей
зависит от содержания и методов. Обеспечивая педагогические условия, определяющие
успешность обучения ребенка в школе, можно формировать и развивать творческие
способности.
Условия необходимые для развития творчества учащихся.
Вопервых, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы учащиеся
умели выходить за рамки образца.
Вовторых, сам процесс обучения, направленный на овладение этим материалом,
должен стимулировать развитие творческих способностей школьника. Для этого
используются специальные вариативные задания.
Можно выделить 4 уровня вариативных заданий.
1ый уровень – несамостоятельная (обычная) активность – восприятие учениками
объяснения учителя, усвоение образца умственного действия при выполнении учеником
работ воспроизводящего характера.
2ой уровень – полусамостоятельная активность – характеризуется применением
знаний в новых условиях и участием учащегося в поиске способа решения поставленной
учителем задачи.
3ий уровень – самостоятельная активность – предусматривает решение задач
репродуктивнопоискового типа. Ученик сам работает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, контролирует, выполняет упражнения среднего уровня
сложности.
4ый уровень – творческая активность – предлагает выполнение самостоятельных
работ, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия
нового способа выполнения задания, самостоятельных выводов и обобщений.
Вариативные задания позволяют:
осмысливать учебный материал;
формировать и развивать качества,
исследовательской деятельности;
необходимые для творческой
приобретать опыт применения знаний в новой ситуации.
Для развития творческих способностей учащихся требуется, чтобы в процессе
педагогического общения учителя и ученика школьник был активно включен в учебную
деятельность, свободно проявлял свое отношение и преодолевал возникающие трудности.
Взаимодействие учителя и ученика – необходимое условие развития творческих
способностей учащихся. Здесь помогут ориентация учителя на установление тесной связи
учебного процесса с опытом, жизненными интересами и устремлениями учащихся;
стимулирование мотивации на самостоятельное усвоение ими новых знаний, развитие
познавательного и творческого потенциала и личных способностей.
При гуманном взаимоотношении создается интеллектуальноэмоциональная
атмосфера свободы и непринужденности, которая стимулирует самостоятельную учебную
деятельность, обеспечивает необходимую помощь и поддержку в саморазвитии.
Например, предлагаю модель процесса обучения, способствующий развитию
творческих способностей учащихся.
1. Подготовительный этап. Его цель – подготовка и мотивация учащихся к
совместной деятельности. Учителем предлагаются простые задания, которые имеют
определенные предписания: как вы считаете, согласны ли вы с тем…Так учитель
подготавливает учащихся к совместной деятельности. Учащиеся, выполняя задание,
начинают деловое заинтересованное общение между собой, увлекаются этой работой. В
данном уроке проявляется творчество учащихся через деловое общение, где
высказываются мнения всего класса.
2. Вводный этап. Его целью является пробное включение в процесс урока
совместной работы в микрогруппах. Здесь уже могут требоваться сравнения, простые
мыслительные операции с данными. Задания имеют определенные предписания: обсудите
в своей паре…совместно сформулируйте… проверьте друг друга…На таком уроке
учитель организует парную форму работы. Ученики учатся планировать работу в
микрогруппе.
3. Тренировочный этап. Цель этого этапа – закрепление навыков совместной
деятельности при выполнении более сложных заданий, готовность работать в группе.
Задания, предлагаемые учителем, требуют здесь сложных мыслительных операций с
данными: аргументации, обоснования, разъяснения смысла и др. Учитель формирует
группы, назначает консультантов и контролирует их работу, помогает распределить
обязанности внутри группы. Ученики учатся работать под руководством консультанта,
выполняя задания, получают навык устного изложения друг другу небольших блоков
изученного материала.
Работа на этих этапах обеспечивает готовность учащихся к совместной работе и
переход к самостоятельному выполнению более сложных заданий.
Учитель должен подбирать такие задания, требующие не только проведения
определенных операций при их выполнении, но и высказываний о них, творческого
мышления, создавать нечто новое. Очень целесообразно использовать на уроках деловые игры, мозговой штурм,
концерт, соревнование, экскурсии и др. Такие формы уроков учащиеся воспринимают как
игру, которая вызывает напряжение творческих сил, даёт мощное личностное развитие.
Использование упражнений с творческим подходом на уроках дает возможность
учащимся увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества – доступные, сильные,
изящные; у них вырабатывается представление о том, как может быть использована
получаемая на уроках информация.
Во внеурочное время учащиеся больше проявляют свои творческие способности.
В отличие от урока, после уроков они чувствуют себя увереннее и свободнее.
В нашей школе ребята очень любят заниматься в кружках «Математический»,
«Спортивный», «Этнографический».
Я являюсь руководителем этнографического кружка. Ребята с большим
удовольствием занимаются в кружке. Кружковцы с большим интересом собирают
материалы для музея, пишут исследовательские, творческие работы. Им нравится
организовывать выставки своих работ, различные вечера, знакомиться с интересными
людьми села.
С каждым годом растёт число учащихся, занимающиеся творческими,
исследовательскими работами.
Те ребята, которые являются победителями школьных конкурсов, участвуют на
районных, областных конкурсах и занимают призовые места.
Учащихся интересуют вечера и конкурсы в нетрадиционных формах: «Бал в
королевстве его величества Грамматики», «Пушкин и 21 век», «Писателиспортсмены»,
«Музей древних фигур» и другие. При проведении таких вечеров они проявляют свои
творческие способности, свою фантазию.
Подготовить подрастающее поколение к творческой деятельности в любой сфере
может только подлинный творческий коллектив. Поэтому, прежде всего творческим
должен быть сам учитель.
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ Правдинская ООШ
Макаева Люция Валерьевна.
Статья "Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время".
Статья "Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время".
Статья "Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время".
Статья "Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.