Статья. Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия Дальнего Востока
Оценка 4.6

Статья. Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия Дальнего Востока

Оценка 4.6
Семинары
docx
искусство
Взрослым
25.02.2018
Статья. Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия Дальнего Востока
Н.Ю. Березкина, преподаватель Камчатский край, г. Елизово Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Елизовская детская художественная школа» имени Лузина Михаила Александровича Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия Дальнего Востока. Одной из приоритетных задач отрасли культуры является сохранение и поддержка традиционной народной культуры и любительского искусства, как фактора сохранения единого культурного пространства в многонациональном российском государстве, в том числе сохранение исторически самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера. «Культура — это стратегический ресурс укрепления межнационального мира и согласия, гражданского единства, международного сотрудничества, особенно в нашей многонациональной, многоконфессиональной стране. Противостоять проповеди экстремизма и ненависти можно в первую очередь через духовное, культурное просвещение» (В.И. Матвиенко, председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Из выступления на Совете по государственной культурной политике). Сбор и сохранение культурного наследия малочисленных народов Севера России, обеспечение доступа к нему является одной из важных задач нашей страны. Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена, если у молодого поколения будет формироваться интерес к национальной культуре, если будут сохраняться места проживания коренных народов. Проблема обучения и воспитания детей приобрела особое значение в XXI веке. Значительная роль отведена дополнительному образованию, которое дает свободу самоопределения личности. В связи с этим вопрос развития творческой одарённости детей приобретает особую значимость. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон № 273-ФЗ) Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими теоретических знаний, умений, практических навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. Учреждение может реализовывать образовательную программу и по индивидуальным учебным планам, разработанным индивидуально под каждого обучающегося. Такие планы больше подходят для одаренных детей, постоянно участвующих в творческих мероприятиях, конкурсах, концертах и не способных в силу данной причины посещать занятия по расписанию. Сегодня воспитание одаренных детей напрямую связано с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Процесс глобализации стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования, поскольку от ее решения, в итоге, зависит интеллектуальный, творческий и экономический потенциал государства. В последнее время всё больше возрастает значимость изучения национальной культуры среди детей. Разносторонность и многоплановость научных исследований позволяет внедрять в образовательную среду передовые педагогические технологии, что, несомненно, способствует более качественному и продуктивному процессу психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. В художественной школе г. Елизово, Камчатского края была написана программа «Разноцветье Севера». Данная программа делает попытку заполнить некоторый вакуум в области познания уникального народного творчества коренных жителей Камчатки для обучающихся в ДХШ наряду с изучением основ академической живописи, рисунка, композиции и т.д. Она имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитее творческих способностей детей 10 -11 лет с учетом их возможностей и мотивации. Раскрытие глубин народного, декоративно-прикладного творчества перед детьми позволяет развивать в них чувства толерантности, и даже гордости за талантливый, самобытный народ Камчатки, (от малого к большему) поднимать выше планку любви к Родине. За основу взято изучение корякского орнамента, как элемента декорирования национальной одежды. Почему мы обратились именно к корякскому орнаменту? В орнаменте запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности. Не только ритм, свойственный многим процессам жизнедеятельности человека и природным явлениям, но и другие закономерности, несомненно, были отражены в орнаментальных мотивах: закон равновесия, когда одно может быть равно множеству, тройственность мира, невероятно значимое явление в мироощущении древних, присутствующая в орнаментальном знаке, имеющем центр, среднюю часть и периферию. Сохранить традиции, сохранить свой язык, образ жизни и защитить их от разрушения – важная задача современных традиционных культур. Возрождение и изучение народных художественных промыслов коренного этноса Корякского автономного округа имеет исключительно важно, поскольку они сегодня приобрели новое значение в духовной жизни народов Камчатского региона как памятники национальной художественной культуры. На современном этапе интерес к изучению корякской культуры связан с сохранением истории развития корякского орнамента и культуры народов Севера. Орнамент коряков занимает особое положение в системе декоративно-прикладного искусства народов Крайнего северо-востока Азии. Он вбирает в себя и удивительным образом сочетает характерные черты орнаментов нескольких народов. Его структура и образный строй формировались под влиянием художественных традиций соседних народов, либо родственных (чукчей), либо далеких от коряков в языковом и этническом отношении (тунгусов, эскимосов, ительменов, русских). Элемент мозаики – это ни что иное как зашифрованный символ, код, того или иного народа. Каждый элемент корякской меховой мозаики несет свою смысловую нагрузку. По орнаменту одежды коряки могли прочитать, откуда, с какого района приехал человек. Это было своего рода письмо, которое можно прочитать, понять. Сейчас орнамент не несет той смысловой нагрузки как раньше. Молодые мастерицы берут понравившийся орнамент, и переносят на свое изделия, не задумываясь, тем самым ломая исторически сложенный символ. Особенно замечательны у корякских мастериц орнаментальные отделочные полосы, которыми обшивалась праздничная, особая танцевальная, а также и погребальная одежды. Верхом мозаичного искусства была широкая кайма — опуван, завершающая подол праздничной кухлянки. Наличие опувана по подолу корякских кухлянок считается характерным признаком корякской одежды. Узор ее составлялся из мелких и мельчайших треугольников и ромбов, которые в свою очередь, были объединены узором в более крупные треугольники, ромбы, квадраты, полосы. В этом орнаменте демонстрируется национальный вариант космологической модели Вселенной. Круги – символизировали космические светила-солнце, луну – и подвески, связанные с символами продолжения рода. В орнаменте прослеживается унаследованные от древности и восходящие к позднему неолиту и бронзовому веку языческие космологические воззрения и некий постоянный набор графических архетипов-символов. Солярный культ в одежде выражен через подвески, моно-и полихромные бисерные розетки – «солнце». Геометрическая основа орнамента и использование цветовых контрастов – особенность декоративно-прикладного искусства. Сочетание светлого и темного меха и камуса, темно-коричневой ровдуги – вот основные семантические обусловленные цвета. Выработанные веками и «впитанные с молоком матери» изобразительные традиции являются надежными маркерами корякской культуры. Одна из важных задач - помочь обучающимся осмыслить сам факт присутствия изобразительных искусств повсюду в окружающем мире и ту, часто не осознаваемую роль, которую они играют в организации пространственной среды и в создании самой атмосферы человеческой жизни. Отношения человека с природой издавна были осмыслены в обрядах и обычаях, в образах и сюжетах прикладного народного искусства, отражающих древнейшие представления об устройстве Вселенной и о том месте, которое в нем занимает человек. С помощью символического языка традиционная народная культура говорит о мире и человеке. Ребята учатся понимать и себя и «других» - людей, живших задолго до нас. Порядок занятий осуществлялся с учетом возрастных особенностей восприятия детей, способности воспринимать новый материал при наличии обширного наглядного фонда. Исторические сведения и теория цветоведении, в доступном объеме и сложности доводились до учащихся дозировано, с закреплением основ знаний. Данная программа включает в себя два года обучения. Первый год обучения - предполагается детальное изучение стилистических и семантических признаков корякского орнамента с дальнейшей обобщающей стилистической итоговой работой. Второй год обучения – изучение кроя и способов декорирования национальной одежды с итоговой работой в области стилизации современной одежды по мотивам корякского декоративно-прикладного творчества. В основе обучения лежат групповые занятия. Для наиболее успешного выполнения учебно-воспитательных задания, подпрограммой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры, рисование на заданные темы по памяти и представлению; декоративное рисование, беседы по истории изобразительного искусства, экскурсии в музеи, посещение выставок. Посещение краеведческого музея, дает возможность учащимся прикоснуться к истории Камчатского края, к жизни, быту коренных народов. На занятиях в краеведческом музее, учащиеся делают эскизы национальной одежды корякского народа. А так же имеют возможность сравнить корякский орнамент с другими национальными костюмами народов населяющих наш полуостров. Найти отличительные черты в элементах декора, а также разницу в раскрое одежды и выполнение элементов одежды (головные уборы, тарбоса, перчатки, покрой кухлянок). Одновременно с изучением национального костюма, ребята познакомились с предметами быта, как делались нарты, как устроена юрта. На основе полученного материала в краеведческом музее, учащиеся используют его в в своих работах. Поэтому актуальность опыта работы с одаренными детьми заключается в разработке системного подхода в обучении, систематизации этапов эффективного труда, привлечении детей к самостоятельному труду и заинтересованности в нем. Творческая деятельность учащихся повышает качество образовательного процесса. Вырабатывание у детей увлечённости в процессе создания авторских работ. Новизна заключается в разработке системного подхода в творческой деятельности с применением разной техники выполнения: пальчиковая живопись, роспись природного материала, работа с природными материалами, проведение систематизации этапов творческой работы. При этом преподаватель решает задачи: педагогические (обучающие, развивающие, воспитательные); практические (реализация компетентностного подхода к результатам исследования); социальные (удовлетворение какой-либо социальной потребности). Разрабатываются технологии, способствующие развитию мелкой моторики и координации движения рук, которые стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память. Творческая работа вырабатывает у обучающегося самостоятельной работы, развитие мышления, самостоятельности, творчества самостоятельно, а не навязанные идеи педагога. Результатом работы являются победы обучающихся в конкурсах различного уровня. Задача преподавателя в таком процессе является разнообразить организацию учебного процесса, более глубокому усвоению предмета, практическому применению знаний, повышает творческий потенциал обучающегося. Особенно на подготовительном отделении требуют переосмысления не только содержания материала, так как появилась необходимость привлечения большого объема современной информации, но и методики преподавания. Преподаватель знакомит с разнообразными художественными материалами и техниками, рассказывает о правилах изобразительной грамоты, формирует практические навыки рисования с натуры. Одна из главных задач, которую педагог должен донести до сознания детей, - это умение видеть вокруг красоту, открывать для себя новое в окружающем мире, радоваться открытиям. В процессе беседы с детьми необходимо системой вопросов подводить детей к мысли о том, что человеку необходимо развивать умение видеть не только созданную художником красоту, но и красоту, созданную самой природой. Главное научиться замечать и восхищаться её неповторимостью. Именно природа - реальность-первооснова творчества во всех видах деятельности. Фантазия - прекрасная способность любого человека. Это ключ к пониманию и осознанию принципа конструирования фантастических образов. В основе любой фантазии правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем виде. В процессе обучения используются разные техники и материалы, что является одним из важных условий развития художественного творчества детей. Это работа с природным материалом, лепка, работа с бумагой, работа разными мелками, работа тушью, фломастерами, цветными карандашами, акварелью, гуашью, смешанными техниками. И важно это знакомство в раннем возрасте, это дает смело и свободно не бояться нового, открывать возможности новой техники, нового материала. Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанных техник, не только позволяет учащимся добиваться большей образной выразительности, но и содействует развитию художественного творчества, способностей ребёнка – тем самым осуществляя работу по формированию здорового образа жизни. Самое сложное: выявление способных детей, желающих заниматься творческой работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков и способности к творчеству на уровне «ученик – учитель», «учитель – ученик»; анализ полученных результатов; работа групп (упражнения по регулированию творческих процессов – воображение, память, логическое мышление), анализ динамики изменений, мониторинг. Художественные работы, выполненные одарёнными обучающимися и выпускниками школы, выставляются для общего просмотра на выставках, таким образом, нынешние ученики перенимают опыт предыдущих поколений. В процессе работы формируется наблюдательность, развиваются ценные качества личности: творческий подход к любой деятельности, самостоятельность, дисциплинированность, познавательная активность, трудолюбие, бережливость и другие качества. В сочетании со свободным поиском, импровизацией, инициативой, возможностью обнаружить и раскрыть в себе способности, о которых и не подозревал, желание помочь своим друзьям, отсутствие страха из-за возможной ошибки – всё это творческая деятельность. Важное место в творческой работе занимает подведение итогов: гласность; сравнимость результатов; помощь отстающим; положительная общественная оценка победителей. Развитие творческих способностей, работа с одаренными детьми – это процесс формирования дополнительных знаний, один из видов познавательной деятельности, направленной на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Урок изобразительного искусства – это особый урок, строящийся по законам искусства с рядом особенностей. Он решает задачи нравственно-эстетического воспитания, что является сущностью самого искусства. Общество, находящееся в условиях информационного сдвига предъявляет к образовательной сфере новые требования. Это определяется изменением структуры спроса на профессиональную подготовку кадров, изменением взглядов на понятие «образованный человек». Обществу нужны способные и одаренные люди. Занятия изобразительным творчеством – действенное средство развития воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств индивидуальности ребенка. Именно благодаря искусству, в том числе, народному творчеству, которое окружает ребенка с малых лет и происходит день за днем строительство его мировоззрения. В настоящее время происходит стремительное восстановление и возрождение национальных традиций. Традиций старых мастеров бережно хранят в отдаленных районах Камчатки. В связи с тем, что возникает миграция коренного населения, которые вынужденно покидают тундру и перемещаются в город, чтобы избежать переезда молодежи с Севера, Камчатское правительство прикладывает все усилия для восстановления отдаленных населенных пунктов. Таким образом, обзор историографии исследуемой проблемы показывает что, вопросы, относящиеся к возрождению и сохранению народной одежды, требуют более углубленного изучения. Между тем, именно сейчас в условиях трудных поисков оптимальных путей жизнеобеспечения и оздоровления населения на Севере необходимы новые комплексные подходы исследователей к проблеме возрождения, сохранения и развития традиционной одежды народов Севера. Учитывая большой научный вклад наших предшественников, отметим, что новые усилия в этом направлении стали назревшей проблемой этнографической науки. Сохранить традиции, сохранить свой язык, образ жизни и защитить их от разрушения – важная задача современных традиционных культур. Возрождение и изучение народных художественных промыслов коренного этноса Корякского автономного округа имеет исключительно важно, поскольку они сегодня приобрели новое значение в духовной жизни народов Камчатского региона как памятники национальной художественной культуры. Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена, если у молодого поколения будет формироваться интерес к национальной культуре. В настоящее время происходит стремительное восстановление и возрождение национальных традиций. Традиций старых мастеров бережно хранят в отдаленных районах Камчатки. Сохранить традиции, сохранить свой язык, образ жизни и защитить их от разрушения – важная задача современных традиционных культур. Список и источники литературы. 1. Антропова В.В. Культура и быт коряков / В.В. Антропова: Изд. «Наука», Ленинград, 1971 2. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся старших классов./ Н.И. Каплан; художник Г.В. Филатов. – М,: Просвещение, 1980. 3. Новик Ю.О. Дети Севера: уроки культуры/Традиции народов Камчатки: взгляд сквозь прошлое в настоящее 4. Полярная энциклопедия «Артика – мой дом», том «Народы Севера земли» М.1999 5. Прытков Н.Ф. «Одежда чукчей, коряков, ительменов» 6. Прытков Н.Ф. Материальная культура народов Сибири и Севера/Н.Ф.Прытков: издательство «Наука», ленинградское отделение, Л. 1976 7. сайт Costumer.narod.ruЗ.И. Иванова-Унарова. Традиционное искусство народов Северо-Востока Сибири (эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи, коряки).Якутск, Изд-во Якутского ун-та, 2005).
Статья 2016 декабрь.docx
Н.Ю. Березкина, преподаватель Камчатский край, г. Елизово Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение дополнительного образования детей  «Елизовская детская художественная школа»  имени Лузина Михаила Александровича Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия Дальнего Востока. Одной из приоритетных задач отрасли культуры является сохранение и поддержка традиционной народной культуры и любительского искусства, как фактора сохранения единого культурного пространства в многонациональном российском   государстве,  в   том   числе   сохранение   исторически   самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера.  «Культура — это стратегический ресурс укрепления межнационального мира   и  согласия,  гражданского   единства,   международного   сотрудничества, особенно   в   нашей   многонациональной,   многоконфессиональной   стране. Противостоять проповеди экстремизма и ненависти можно в первую очередь через   духовное,   культурное   просвещение»   (В.И.   Матвиенко,   председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Из выступления на Совете по государственной культурной политике).  Сбор   и   сохранение   культурного   наследия   малочисленных   народов Севера России, обеспечение доступа к нему является одной из важных задач нашей страны. Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена,  если у молодого поколения будет формироваться интерес к национальной культуре, если будут сохраняться места проживания коренных народов.  Проблема обучения и воспитания детей приобрела особое значение в XXI   веке.   Значительная   роль   отведена   дополнительному   образованию, которое   дает   свободу   самоопределения   личности.   В   связи   с   этим   вопрос развития творческой одарённости детей приобретает особую значимость. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании   в   Российской   Федерации»   (далее   Закон   №   273­ФЗ) Дополнительные   предпрофессиональные   программы   в   области   искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения   ими   теоретических   знаний,  умений,  практических   навыков   в области   выбранного   вида   искусств,   опыта   творческой   деятельности   и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области   искусств.   Учреждение   может   реализовывать   образовательную программу   и   по   индивидуальным   учебным   планам,   разработанным индивидуально   под   каждого   обучающегося.   Такие   планы   больше   подходят для одаренных детей, постоянно участвующих в творческих мероприятиях, конкурсах,   концертах   и   не   способных   в   силу   данной   причины   посещать занятия по расписанию.    Сегодня   воспитание   одаренных   детей   напрямую   связано   с   новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Процесс глобализации стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к   будущему,   ставит   новые   цели   и   задачи   перед   системой   образования, поскольку от ее решения, в итоге, зависит интеллектуальный, творческий и экономический потенциал государства. В   последнее   время   всё   больше   возрастает   значимость   изучения национальной   культуры   среди   детей.   Разносторонность   и   многоплановость научных   исследований   позволяет   внедрять   в   образовательную   среду передовые педагогические технологии, что, несомненно, способствует более качественному   и   продуктивному   процессу   психолого­педагогического сопровождения одарённых детей.  В   художественной   школе   г.   Елизово,   Камчатского   края   была   написана программа   «Разноцветье   Севера».   Данная   программа   делает   попытку заполнить   некоторый   вакуум   в   области   познания   уникального   народного творчества коренных жителей Камчатки для обучающихся в ДХШ наряду с изучением основ академической живописи, рисунка, композиции и т.д.   Она имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитее творческих способностей детей 10 ­11 лет с учетом их возможностей и мотивации.   Раскрытие   глубин   народного,   декоративно­прикладного   творчества   перед детьми позволяет развивать в них чувства толерантности, и даже гордости за талантливый,   самобытный   народ   Камчатки,   (от   малого   к   большему) поднимать выше планку любви к Родине.   За основу взято изучение корякского орнамента, как элемента декорирования национальной   одежды.   Почему   мы   обратились   именно   к   корякскому орнаменту?  В орнаменте запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека,   творчески   преобразующей,   упорядочивающей   природу   или религиозного   содержания.   В   орнаменте   запечатлелось   фольклорно­ поэтическое   отношение   к   миру.   Со   временем   мотивы   утрачивали   свой первоначальный   смысл,   сохраняя   декоративную   и   архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические   общественные   потребности:   ритмическая   правильность обобщённых   мотивов   была   одним   из   ранних   способов   художественного освоения   мира,   помогающим   осмыслить   упорядоченность   и   стройность действительности.   Не   только   ритм,   свойственный   многим   процессам жизнедеятельности   человека   и   природным   явлениям,   но   и   другие закономерности,   несомненно,   были   отражены   в   орнаментальных   мотивах: закон равновесия, когда одно может быть равно множеству, тройственность мира,   невероятно   значимое   явление   в   мироощущении   древних, присутствующая в орнаментальном знаке, имеющем центр, среднюю часть и периферию.  Сохранить традиции, сохранить свой язык, образ жизни и защитить их от   разрушения   –   важная   задача   современных   традиционных   культур. Возрождение   и   изучение   народных   художественных   промыслов   коренного этноса   Корякского   автономного   округа   имеет   исключительно   важно, поскольку они сегодня приобрели новое значение в духовной жизни народов Камчатского региона как памятники национальной художественной культуры. На   современном   этапе   интерес   к   изучению   корякской   культуры   связан   с сохранением   истории   развития   корякского   орнамента   и   культуры   народов Севера. Орнамент   коряков   занимает   особое   положение   в   системе декоративно­прикладного искусства народов Крайнего северо­востока Азии. Он   вбирает   в   себя   и   удивительным   образом   сочетает   характерные   черты орнаментов   нескольких   народов.   Его   структура   и   образный   строй формировались под влиянием художественных традиций соседних народов, либо   родственных   (чукчей),   либо   далеких   от   коряков   в   языковом   и этническом отношении (тунгусов, эскимосов, ительменов, русских). Элемент мозаики – это ни что иное как  зашифрованный символ, код, того или иного народа. Каждый элемент корякской меховой мозаики  несет свою смысловую нагрузку. По орнаменту одежды коряки могли прочитать,   откуда, с какого района   приехал   человек.   Это   было   своего   рода   письмо,     которое   можно прочитать, понять. Сейчас орнамент не несет той смысловой нагрузки как раньше. Молодые мастерицы берут понравившийся  орнамент,  и переносят на свое   изделия,     не   задумываясь,   тем   самым   ломая   исторически   сложенный символ.  Особенно   замечательны   у   корякских   мастериц   орнаментальные отделочные полосы, которыми обшивалась праздничная, особая танцевальная, а также и погребальная одежды. Верхом мозаичного искусства была широкая кайма   —   опуван,   завершающая   подол   праздничной   кухлянки.  Наличие опувана по подолу корякских кухлянок считается характерным признаком корякской   одежды.  Узор   ее   составлялся   из   мелких   и   мельчайших треугольников и ромбов, которые в свою очередь, были объединены узором в более крупные треугольники, ромбы, квадраты, полосы.  В   этом   орнаменте   демонстрируется   национальный   вариант космологической модели Вселенной. Круги – символизировали космические светила­солнце, луну – и подвески, связанные с символами продолжения рода. В орнаменте прослеживается унаследованные от древности и восходящие к позднему неолиту и бронзовому веку языческие космологические воззрения и некий постоянный набор графических архетипов­символов. Солярный культ в одежде  выражен через  подвески,  моно­и  полихромные  бисерные  розетки – «солнце».   Геометрическая   основа   орнамента   и   использование   цветовых контрастов   –   особенность   декоративно­прикладного   искусства.   Сочетание светлого и темного меха и камуса, темно­коричневой ровдуги – вот основные семантические обусловленные цвета. Выработанные веками и «впитанные с молоком матери» изобразительные традиции являются надежными маркерами корякской культуры.  Одна из важных задач ­ помочь обучающимся осмыслить сам факт присутствия изобразительных искусств повсюду в окружающем мире и ту, часто   не   осознаваемую   роль,   которую   они   играют   в   организации пространственной среды и в создании самой атмосферы человеческой жизни. Отношения   человека   с   природой   издавна   были   осмыслены   в   обрядах   и обычаях, в образах и сюжетах прикладного народного искусства, отражающих древнейшие представления об устройстве Вселенной и о том месте, которое в нем   занимает   человек.  С   помощью   символического   языка   традиционная народная культура говорит о мире и человеке. Ребята учатся понимать и себя и «других» ­ людей, живших задолго до нас. Порядок   занятий   осуществлялся   с   учетом   возрастных   особенностей восприятия детей, способности воспринимать новый материал при наличии обширного наглядного фонда. Исторические сведения и теория цветоведении, в   доступном   объеме   и   сложности   доводились   до   учащихся   дозировано,   с закреплением основ знаний. Данная программа включает в себя два года обучения.  Первый   год   обучения    ­   предполагается   детальное   изучение стилистических   и   семантических   признаков   корякского   орнамента   с дальнейшей обобщающей стилистической итоговой работой.   Второй год обучения  – изучение кроя и способов декорирования национальной одежды с итоговой работой в области стилизации современной одежды по мотивам корякского декоративно­прикладного творчества. В   основе   обучения   лежат   групповые   занятия.   Для   наиболее успешного   выполнения   учебно­воспитательных   задания,   подпрограммой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры, рисование на заданные темы по памяти и представлению; декоративное рисование, беседы по   истории   изобразительного   искусства,   экскурсии   в   музеи,   посещение выставок. Посещение краеведческого музея, дает возможность учащимся прикоснуться к истории Камчатского края, к жизни, быту коренных народов.  На занятиях в краеведческом музее, учащиеся делают эскизы национальной одежды корякского народа. А так же имеют  возможность сравнить корякский орнамент   с   другими   национальными   костюмами   народов   населяющих   наш полуостров. Найти отличительные черты в элементах декора, а также разницу в раскрое одежды и выполнение элементов одежды (головные уборы, тарбоса, перчатки,   покрой   кухлянок).   Одновременно   с   изучением   национального костюма, ребята познакомились с предметами быта, как делались нарты, как устроена   юрта.   На   основе   полученного   материала   в   краеведческом   музее, учащиеся используют его в в своих работах.  Поэтому актуальность опыта работы с одаренными детьми заключается в разработке   системного   подхода   в   обучении,   систематизации   этапов эффективного   труда,   привлечении   детей   к   самостоятельному   труду   и заинтересованности   в   нем.   Творческая   деятельность   учащихся   повышает качество образовательного процесса. Вырабатывание у детей увлечённости в процессе создания авторских работ.  Новизна   заключается   в   разработке   системного   подхода   в   творческой деятельности   с   применением   разной   техники   выполнения:   пальчиковая живопись, роспись природного материала, работа с природными материалами, проведение систематизации этапов творческой работы.   При   этом   преподаватель   решает   задачи:   педагогические   (обучающие, развивающие, воспитательные); практические (реализация компетентностного подхода   к   результатам   исследования);   социальные   (удовлетворение   какой­ либо социальной потребности). самостоятельной   работы, Разрабатываются технологии, способствующие развитию мелкой моторики и координации движения рук, которые стимулируют зрительное и слуховое восприятие,   внимание,   память.   Творческая   работа   вырабатывает   у обучающегося     мышления, самостоятельности,   творчества   самостоятельно,   а   не   навязанные   идеи педагога.   Результатом   работы   являются   победы   обучающихся   в  конкурсах различного   уровня.   Задача   преподавателя   в   таком   процессе   является разнообразить   организацию   учебного   процесса,   более   глубокому   усвоению предмета,   практическому   применению   знаний,   повышает   творческий потенциал обучающегося.    развитие Особенно   на   подготовительном   отделении   требуют   переосмысления   не только содержания материала, так как появилась необходимость привлечения большого   объема   современной   информации,   но   и   методики   преподавания. Преподаватель знакомит с разнообразными художественными материалами и техниками,   рассказывает   о   правилах   изобразительной   грамоты,   формирует практические навыки рисования с натуры. Одна из главных задач, которую педагог   должен   донести   до   сознания   детей,   ­   это   умение   видеть   вокруг красоту,   открывать   для   себя   новое   в   окружающем   мире,   радоваться открытиям.  В   процессе   беседы   с   детьми   необходимо   системой   вопросов   подводить детей к мысли о том, что человеку необходимо развивать умение видеть не только   созданную   художником   красоту,   но   и   красоту,   созданную   самой природой. Главное научиться замечать и восхищаться её неповторимостью. Именно   природа   ­   реальность­первооснова   творчества   во   всех   видах деятельности.  Фантазия   ­   прекрасная   способность   любого   человека.   Это   ключ   к пониманию   и   осознанию   принципа   конструирования   фантастических образов.   В   основе   любой   фантазии   правда   жизни,   так   как   художник способен   фантазировать   только   на   основе   увиденного   и   воспринятого   в окружающем виде. В процессе обучения   используются разные техники и материалы, что является   одним   из   важных   условий   развития   художественного   творчества детей. Это работа с природным материалом, лепка, работа с бумагой, работа разными   мелками,   работа   тушью,   фломастерами,   цветными   карандашами, акварелью, гуашью, смешанными техниками. И важно это знакомство в раннем возрасте,   это   дает   смело   и   свободно   не   бояться   нового,   открывать возможности новой техники, нового материала.  Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанных   техник,   не   только   позволяет   учащимся   добиваться   большей образной   выразительности,   но   и   содействует   развитию   художественного творчества,   способностей   ребёнка   –   тем   самым   осуществляя   работу   по формированию здорового образа жизни.              Самое   сложное:   выявление   способных   детей,   желающих   заниматься творческой   работой,   диагностика   уровня   интеллектуального   развития, диагностика уровня умений и навыков и способности к творчеству на уровне «ученик   –   учитель»,   «учитель   –   ученик»;   анализ   полученных   результатов; работа   групп   (упражнения   по   регулированию   творческих   процессов   – воображение,   память,   логическое   мышление),   анализ   динамики   изменений, мониторинг.  Художественные работы, выполненные одарёнными обучающимися  и выпускниками   школы,   выставляются   для   общего   просмотра   на   выставках, таким образом, нынешние ученики перенимают опыт предыдущих поколений. В   процессе   работы   формируется   наблюдательность,   развиваются   ценные качества   личности:   творческий   подход   к   любой   деятельности, самостоятельность,   дисциплинированность,   познавательная   активность, трудолюбие, бережливость и другие качества.               В сочетании со свободным поиском, импровизацией, инициативой, возможностью обнаружить и раскрыть в себе способности, о которых и не подозревал,   желание   помочь   своим   друзьям,   отсутствие   страха   из­за возможной ошибки – всё это творческая деятельность.  Важное   место   в   творческой   работе   занимает   подведение   итогов: гласность;   сравнимость   результатов;   помощь   отстающим;   положительная общественная оценка победителей.    Развитие   творческих   способностей,   работа   с   одаренными   детьми   –   это процесс формирования дополнительных знаний, один из видов познавательной деятельности,   направленной   на   открытие   объективных   закономерностей обучения, воспитания и развития.  Урок изобразительного искусства – это особый урок, строящийся по законам искусства с рядом особенностей. Он решает задачи нравственно­ эстетического воспитания, что является сущностью самого искусства.  Общество,   находящееся   в   условиях   информационного   сдвига предъявляет к образовательной сфере новые требования. Это определяется изменением   структуры   спроса   на   профессиональную   подготовку   кадров, изменением взглядов на понятие «образованный человек». Обществу нужны способные   и   одаренные   люди.  Занятия   изобразительным   творчеством   – действенное   средство   развития   воображения   и   зрительной   памяти, пространственных   представлений,   художественных   способностей, изобразительных   умений   и   навыков,   волевых   свойств   индивидуальности ребенка. Именно благодаря искусству, в том числе, народному творчеству, которое   окружает   ребенка   с   малых   лет     и   происходит   день   за   днем строительство его мировоззрения.  В   настоящее   время   происходит   стремительное   восстановление   и возрождение   национальных   традиций.   Традиций   старых   мастеров   бережно хранят   в     отдаленных   районах   Камчатки.     В   связи   с   тем,   что   возникает миграция   коренного   населения,   которые   вынужденно   покидают   тундру   и перемещаются   в   город,   чтобы   избежать   переезда     молодежи   с   Севера, Камчатское   правительство   прикладывает   все   усилия   для   восстановления отдаленных населенных пунктов.  Таким   образом,   обзор   историографии   исследуемой   проблемы показывает что, вопросы, относящиеся к возрождению и сохранению народной одежды, требуют более углубленного изучения. Между тем, именно сейчас в условиях   трудных   поисков   оптимальных   путей   жизнеобеспечения   и оздоровления населения на Севере необходимы новые комплексные подходы исследователей   к   проблеме   возрождения,   сохранения   и   развития традиционной   одежды   народов   Севера.   Учитывая   большой   научный   вклад наших   предшественников,   отметим,   что   новые   усилия   в   этом   направлении стали назревшей проблемой этнографической науки. Сохранить традиции, сохранить свой язык, образ жизни и защитить их от разрушения   –   важная   задача   современных   традиционных   культур. Возрождение   и   изучение   народных   художественных   промыслов   коренного этноса   Корякского   автономного   округа   имеет   исключительно   важно, поскольку они сегодня приобрели новое значение в духовной жизни народов Камчатского региона как памятники национальной художественной культуры. Национальная   культура   малочисленных   народов   Севера   может   быть сохранена,     если   у   молодого   поколения   будет   формироваться   интерес   к национальной   культуре.     В   настоящее   время   происходит   стремительное восстановление   и   возрождение   национальных   традиций.   Традиций   старых мастеров   бережно   хранят   в     отдаленных   районах   Камчатки.   Сохранить традиции, сохранить свой язык, образ жизни и защитить их от разрушения – важная задача современных традиционных культур.                                     Список и источники литературы. 1. Антропова   В.В.   Культура   и   быт   коряков   /   В.В.   Антропова:   Изд. «Наука», Ленинград, 1971 2. Каплан   Н.И.   Народное   декоративно­прикладное   искусство   Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся старших классов./ Н.И. Каплан; художник Г.В. Филатов. – М,: Просвещение, 1980. 3. Новик Ю.О. Дети Севера: уроки культуры/Традиции народов Камчатки: взгляд сквозь прошлое  в настоящее 4. Полярная   энциклопедия   «Артика   –   мой   дом»,   том   «Народы   Севера земли» М.1999 5. Прытков Н.Ф. «Одежда чукчей, коряков, ительменов» 6. Прытков   Н.Ф.  Материальная   культура   народов   Сибири   и Севера/Н.Ф.Прытков: издательство «Наука», ленинградское отделение, Л. 1976 7. сайт  Costumer.narod.ruЗ.И. Иванова­Унарова. Традиционное искусство народов   Северо­Востока   Сибири  (эвенки,   эвены,   юкагиры,   долганы, чукчи, коряки).Якутск, Изд­во Якутского ун­та, 2005).

Статья. Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия Дальнего Востока

Статья. Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия Дальнего Востока

Статья. Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия Дальнего Востока

Статья. Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия Дальнего Востока

Статья. Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия Дальнего Востока

Статья. Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия Дальнего Востока

Статья. Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия Дальнего Востока

Статья. Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия Дальнего Востока

Статья. Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия Дальнего Востока

Статья. Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия Дальнего Востока

Статья. Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия Дальнего Востока

Статья. Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия Дальнего Востока

Статья. Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия Дальнего Востока

Статья. Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия Дальнего Востока

Статья. Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия Дальнего Востока

Статья. Роль художественного образования в сохранении и развитии культурного своеобразия Дальнего Востока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018