Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"
Оценка 4.8

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
искусство +1
Взрослым
05.03.2018
Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"
Сказительство посредством горлового пения (кай) - древнейший жанр устного народного творчества тюркских народов. Республика Алтай – одно из немногих мест на планете, где горловое пение (кай) - древнейший жанр устного народного творчества тюркских народов, сохранен и развивается . Из поколения в поколение кайчы передают посредством горлового пения древние мифы алтайской земли, героические сказания, а вместе с ними национальные духовные и нравственные ценности. Музыкальное обучение, формирование и развитие художественного вкуса исполнителей кайа основывается на изучении героического эпоса алтайского народа, жизни и творчества известных алтайских сказителей, ознакомление с тувинским, монгольских, хакасским горловым пением и обертонным пением народного мира. В век инновационных технологий необходимо подготовить юных сказителей – продолжателей искусства своих предков, для того чтобы они в будущем дали новый толчок для развития алтайского горлового пения (кай). Для этого создана дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Алтай кай».Данная программа имеет художественную направленность. Актуальность программы взаимосвязана с ее широкими педагогическими, воспитательными и культурообразующими возможностями. Обучение детей горловому пению способствует более глубокому пониманию музыки, содействует приобщению учащихся к фольклору и национальным особенностям культуры. Обеспечивает возможность сохранения и развития традиций народного сольного и коллективного музицирования, а также способствует воспитанию целостной, гармоничной личности, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления детей. Отличительной особенностью программы является то, что творческая работа, заложенная в основу занятий, поможет обучающимся приобщиться к древней культуре алтайского народа. Главное направление изучения горлового пения – это продолжение дела великих сказителейСказительство посредством горлового пения (кай) - древнейший жанр устного народного творчества тюркских народов. Республика Алтай – одно из немногих мест на планете, где горловое пение (кай) - древнейший жанр устного народного творчества тюркских народов, сохранен и развивается . Из поколения в поколение кайчы передают посредством горлового пения древние мифы алтайской земли, героические сказания, а вместе с ними национальные духовные и нравственные ценности. Музыкальное обучение, формирование и развитие художественного вкуса исполнителей кайа основывается на изучении героического эпоса алтайского народа, жизни и творчества известных алтайских сказителей, ознакомление с тувинским, монгольских, хакасским горловым пением и обертонным пением народного мира. В век инновационных технологий необходимо подготовить юных сказителей – продолжателей искусства своих предков, для того чтобы они в будущем дали новый толчок для развития алтайского горлового пения (кай). Для этого создана дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Алтай кай».Данная программа имеет художественную направленность. Актуальность программы взаимосвязана с ее широкими педагогическими, воспитательными и культурообразующими возможностями. Обучение детей горловому пению способствует более глубокому пониманию музыки, содействует приобщению учащихся к фольклору и национальным особенностям культуры. Обеспечивает возможность сохранения и развития традиций народного сольного и коллективного музицирования, а также способствует воспитанию целостной, гармоничной личности, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления детей. Отличительной особенностью программы является то, что творческая работа, заложенная в основу занятий, поможет обучающимся приобщиться к древней культуре алтайского народа. Главное направление изучения горлового пения – это продолжение дела великих сказителей
программа.docx
Раздел №1  «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка.  Сказительство посредством горлового пения (кай) ­ древнейший жанр устного народного творчества тюркских народов.  Республика Алтай – одно из немногих мест на планете, где горловое пение   (кай)   ­   древнейший   жанр   устного   народного   творчества   тюркских народов,  сохранен и развивается . Из поколения в поколение кайчы передают посредством горлового пения древние мифы алтайской земли, героические сказания, а вместе с ними национальные духовные и нравственные ценности. Музыкальное   обучение,   формирование   и   развитие   художественного   вкуса исполнителей кайа основывается на изучении героического эпоса алтайского народа, жизни и творчества известных алтайских сказителей, ознакомление с тувинским, монгольских, хакасским горловым пением и обертонным пением народного мира. В век инновационных технологий  необходимо подготовить юных сказителей – продолжателей искусства своих предков, для того чтобы они в будущем дали новый   толчок   для   развития   алтайского   горлового   пения   (кай).   Для   этого создана   дополнительная   общеразвивающая   образовательная   «Алтай кай».Данная программа имеет художественную направленность. Актуальность  программы   взаимосвязана   с   ее   широкими   педагогическими, воспитательными   и культурообразующими возможностями. Обучение детей   программа горловому   пению   способствует   более   глубокому     пониманию   музыки, содействует   приобщению   учащихся   к   фольклору   и   национальным особенностям культуры. Обеспечивает возможность сохранения и развития традиций   народного   сольного   и   коллективного   музицирования,   а   также способствует   воспитанию   целостной,   гармоничной   личности,     развивает эмоционально­чувственную   сферу,  художественно­образное,     ассоциативное мышление,   фантазию,   позволяет   активизировать   самые   творческие проявления детей.    разнообразные Отличительной   особенностью  программы   является   то,   что  творческая работа, заложенная в основу занятий, поможет обучающимся  приобщиться к древней   культуре   алтайского   народа.   Главное   направление   изучения горлового пения – это продолжение дела великих сказителей        Горловое пение сопровождается игрой на топшуре, поэтому обучающийся должен овладеть, не только различной техникой горлового пения, но и должен уметь   играть   на   инструменте.   Творческая   работа,   заложенная   в   основу занятий, поможет детям приобщиться к древней культуре алтайского народа. Главное направление класса горлового пения – это продолжение дела великих сказителей         В   составлении   репертуарного   плана   учитывались   традиции   народного исполнительства Алтая и народов Сибири.  Программа   предназначена   для   обучающихся   с   7   –   15   лет.   Срок реализации программы: 3 года обучения в режим творческого объединения.   Периодичность   занятий     2   раза   в   неделю   по   2   академических   часа   с десятиминутным перерывом (4 часов в неделю на группу, всего 144 ч. в год). Набор   в  группы   по   3 ­  5  человек,   свободный,  по   желанию   детей.  Так   же предусмотрены   индивидуальные   часы   для   работы   с   талантливыми   и одарёнными   детьми.  Распределение   часовой   нагрузки   может   носить регулятивный характер, увеличение или сокращение которой основывается на индивидуальных особенностях обучающихся. Формы проведения занятий:  Студийная – предполагающая общие сводные репетиции постановок с большим количеством задействованных исполнителей. Групповая  – позволяющая осуществлять подачу материала с учетом возрастных   особенностей   воспитанников   и   принадлежности   их   к   группе определенного года обучения в студии.   В паре  – призванная совершенствовать  взаимодействие сценических партнеров   и   применяемая   при   работе   над   диалогическими   эпизодами постановок, а также дуэтов.   Индивидуальная  ­   используемая   при   подготовке   сольных, монологических   форм   исполнения, дифференцированного подхода к развитию личности ребенка.   а   также   при   осуществлении Форма обучения очная. 1.2. Цели и задачи     Цель   программы:  Художественно   –   эстетическое   развитие   детей   и   выявление   у   них   музыкальных   способностей   с   целью   приобщения   их     к культурному   образу   жизни   и   дальнейшему   профессиональному ориентированию,   исходя   из   их   музыкально­слуховых   и   психофизических возможностей. Для достижения поставленной цели решается ряд задач  1        Личностные  ­формирование духовной культуры и нравственности ребенка; ­приобщение культурным ценностям; ­любовь к музыке; ­формирование   высоких   эстетических   норм   в   отношениях   с преподавателями  и учениками. 2. Предметные ­ обучение навыкам игры на топшууре; ­ приобретение новых знаний, умений; ­ закрепление пройденного материала на практике; ­ профессиональное ориентирование одаренных детей. 3. Развивающие: ­  развитие   музыкального   мышления  и  творческих  способностей,  умения самостоятельно анализировать, усваивать и применять полученные знания; ­ развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер; ­ развитие любознательности и кругозора обучающегося. 1.3. Содержание программы Формы контроля Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль 2 8 8 №  п/п 1 2 3 Учебный план Содержание  Количество часов теория практика 2 4 2 4 6 Введение.  Знакомство с  целями и задачами  предмета Обработка техники  правильного  дыхания с помощью различных  упражнений Обработка  различных  упражнений  языком, губами и  голосовыми  связками.  Овладение умением настраивания  голосовых связок  перед исполнением 4 8 12 18 6 2 8 4 10 16 Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль 4 5 6 7 8 4 6 2 2 6 горлового пения. Овладение нотной  грамотой и  техникой игры на  топшуре Знакомство с  различными видами горлового пения: а)коомри б)каркыра;  сыбыскы и т.д. Обработка навыков  исполнения  горлового пения с  сопровождением  игры на топшуре Совершенствование одного из видов  горлового пения по  выбор участника Знакомство с  историей  возникновения и  развития  героического эпоса: 1.Знать сведения и  сказителях. 2.Знакомство с  текстами эпоса на  языке оригинала. 6 4 10 16 Текущий контроль 4 8 Текущий контроль 4 4 8 Текущий контроль 4 8 12 Текущий контроль 9 Чтение и разбор  содержаний  10 11 12 героических  эпосов. Заучивание  наизусть небольших отрывков из эпосов. Прослушивание  записей из  репертуара  алтайских,  тувинских,  хакасских  монгольских ,  калмынских  сказителей Знакомство с  обертонным пением народов мира с  алтайскими  фольклорными  песнями, с  краткими  стихотворными  формами. Знакомство и  умение игры на  различных  народных  инструментах 13 14 15 16 (комыс, шоор,  икили) Индивидуальная  работа с каждым  обучающимся Групповая работа с  обучающимся Подготовка и  участие в  различных  конкурсах Поисково –  исследовательская  работа (встреча с  сказителями, сбор  фольклора, встреча  с людьми, лично  знавших сказителей  и т.д.) Итого:  8 4 4 8 4 8 4 4 Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль 12 Итоговый контроль 50 94 144 Введение. Знакомство с целями и задачами предмета Обработка техники правильного дыхания с помощью различных упражнений Обработка различных упражнений языком, губами и голосовыми связками. Овладение   умением   настраивания   голосовых   связок   перед   исполнением горлового пения. Овладение нотной грамотой и техникой игры на топшуре Знакомство с различными видами горлового пения: а)коомри б)каркыра; сыбыскы и т.д. Обработка навыков исполнения горлового пения с сопровождением игры на топшуре Совершенствование одного из видов горлового пения по выбор участника Знакомство с историей возникновения и развития героического эпоса: Чтение и разбор содержаний героических эпосов.  Заучивание наизусть небольших отрывков из эпосов. Прослушивание записей из репертуара алтайских, тувинских, хакасских  монгольских , калмынских сказителей Знакомство с обертонным пением народов мира с алтайскими фольклорными песнями, с краткими стихотворными формами. Знакомство   и   умение   игры   на   различных   народных   инструментах   (комыс, шоор, икили) Поисково   –   исследовательская   работа   (встреча   с   сказителями,   сбор фольклора, встреча с людьми, лично знавших сказителей и т.д.) 1.4. Планируемые результаты В конце 1 года обучения обучающийся  должен знать: ­правильно вдыхать и выдыхать воздух во время пения, т.е. умения правильно дышать; ­уметь настраивать топшур; ­низким голосом продолжительно тянуть «о»; ­знание теоретического материала; ­играть на топшуре мелодию героического  эпоса; ­уметь внятно проговаривать слова и стихи при исполнении; ­воспроизводить хотя бы один из видов горлового пения; ­знакомство с нотной грамотой топшура. В конце 2 года обучения обучающийся  должен уметь: ­хорошо играть на топшуре; ­владеть различными видами горлового пения; ­знать нотную грамоту топшура; ­знать героический материал 2 года обучения; ­для   достижения   грамотного   исполнения   горлового   пения   уметь   четко   и правильно выговаривать скороговорки, краткие стихотворения формы и слова из героических эпосов; ­должен   уметь   выполнять   различные   упражнения,   губами,   голосовыми связками. В конце 3 года обучения обучающийся должен уметь: ­свободно владеть игрой на топшуре; ­уметь импровизировать мелодии с помощью голосового аппарата; ­сделать   окончательный   выбор   одного   из   видов   горлового   пения   и совершенствовать его; ­уметь играть на различных алтайских инструментах (комыс, шоор, икили); ­знать биографии сказителей и содержание многих героических эпосов; ­уметь внятно, четко проговаривать  слова многих героических эпосов; ­владеть техникой правильного дыхания; ­знать нотную грамоту топшура; ­участвовать в конкурсах юных исполнителей горлового пения 1. Личностные результаты:  ­ наличие эмоционально­ценностного отношения к искусству; ­реализация   творческого   потенциала   в   процессе   коллективного (индивидуального) музицирования; ­ позитивная самооценка своих музыкально­творческих возможностей. 2. Предметные результаты: ­ устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому­либо одному виду) музыкально­творческой деятельности; ­   общее   понятие   о   значении   музыки   в   жизни   человека,   знание   основных   общее   представление   о закономерностей   музыкального   искусства, музыкальной картине мира; ­   элементарные   умения   и   навыки   в   различных   видах   учебно   творческой деятельности. 3. Метапредметные результаты: ­   развитое   художественное   восприятие,   умение   оценивать   произведения разных видов искусств; ­   ориентация   в   культурном   многообразии   окружающей   действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; ­ продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально­творческих задач; ­наблюдение   за   разнообразными   явлениями   жизни   и   искусства   в   учебной внеурочной деятельности. Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий » 2.1. Календарно­ учебный график (приложение 1) 2.2. Условие реализации программы Эффективность в реализации данной программы, в значительной мере зависит от того, насколько серьёзно и квалифицированно ведётся работа в студии.   Механизм   реализации   данной   программы   успешен   при   условии чёткого и продуманного, составленного педагогом репертуарного плана по годам   обучения,   а   так   же   его   последовательного   освоения,   от   качества составления   которого,   и   от   уровня   практического   воплощения   зависит степень продвижения обучающегося.  Материально­технические условия  Для занятий нужен кабинет с возможностью естественной вентиляции, с освещением   и   температурным   режимом,   соответствующим   санитарно­ гигиеническими нормам.  Необходимы:  стол преподавателя, ­  стулья ­ на всех участников занятия;  • топшур • магнитофон или музыкальный центр для прослушивания музыкальных записей; компьютер и колонки микрофоны  • видео­ и аудиозаписи;  •комус;  • книги по фольклору , справочные издания;  доступ   в   зал   (для   репетиций   и   проведения   концертов,   конкурсов   и других массовый мероприятий);  возможность организации просмотра видеозаписей;  . 2.2. Формы аттестации По   программе   «Алтай   кай»   осуществляются   следующие   формы контроля: ­   предварительный   –   выявляющий   подготовленность   группы   детей   к слуховой и певческой деятельности, развитие интонационных, ритмических способностей; ­   текущий   контроль   –   Систематическая   проверка   развития мелодического, результативности обучения;   вокального   и   ритмического   слуха,   интонации, ­   итоговый   контроль   –   чистота   интонирования   на   концертных мероприятиях, участие в открытых уроках, итоговых конкурсах. В   конце   каждой   четверти   проводятся   итоговые   занятия   ­концерты, интегрированные занятия, музыкальные композиции. Так же проводятся: ­ подготовка к концертным выступлениям; ­ посещение   учреждений   культуры   (филармоний,   театров,   концертных залов и др.); ­ участие   обучающихся   в   концертах,   творческих   мероприятиях   и образовательного   учреждения культурно­просветительской деятельности и села. Данная   система   оценки   качества   исполнения   является   основной.   В зависимости   от   сложившихся   традиций   того   или   иного   образовательного учреждения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «­», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Итоговая   аттестация   проводится   в   конце   учебного   года   в   форме концерта   для   обучающихся..   При   прохождении   итоговой   аттестации обучающийся   должен   продемонстрировать   вокальные   навыки   именно   в процессе   концертного   исполнения.   Поэтому   важно,   чтобы   в   программе выступления     присутствовали     произведения     различных     музыкальных направлений. Данный вид аттестации оценивается по пятибалльной системе: «отлично»,   «хорошо»,   «удовлетворительно»,   «неудовлетворительно».   (см. Приложение 2) 2.3. Методические материалы Для достижения поставленной цели и реализации  задач  испльзуются следующие методы     обучения    :   • • • словесный (рассказ, беседа, объяснение); объяснительно­иллюстративный; репродуктивный   (исполнение   учащимися   упражнений  и произведений по образцу преподавателя); • фонетический   (воздействие   на   голос   посредством   подбора упражнений, включающих в себя сочетание определенных звуков, для решения тех или иных проблем обучающихся); • «концентрический»  метод   М.И.   Глинки  (развитие   голоса   от примарных   тонов,   наиболее  удобных  для   воспроизведения,   с   постепенным расширением диапазона вверх и вниз). • эмоциональный  (подбор  ассоциаций,  образов,  художественные впечатления). Различные   методы   обучения  должны   применяться   в   соответствии   с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся. Необходимо  следовать  также   основным   педагогическим  принципам: постепенности,   доступности,  результативности,  сознательности,  принципам индивидуального  и   единства   вокально­технического   и  подхода художественного развития учащихся. При   проведении   занятий   желательно   прослушивание   аудиозаписей   и просмотр   видеозаписей   с   выступлениями,   что   значительно   расширит музыкальный   кругозор   учащихся.   Особое   внимание   следует   уделять прослушиванию   и   просмотру   собственных   выступлений   в   видео   и аудиозаписях с последующим  разбором.  Основная форма обучения очная, в основном занятия ведутся в группе, но   так   же   предусмотрены   индивидуальные   занятия   с   талантливыми   и одаренными детьми.  Так же используются различные формы работы: выездные экскурсии по культурно­историческим   местам,   участие   в   культурно­   массовых мероприятиях   школ   и   детских   садов,   где   происходит   передача   опыта   от старшего младшим, проведение тематических бесед, посвященных юбилеям различных композиторов и вокальных   деятелей,   участие в мастер­классах, участие в районных и республиканских мероприятиях. Список литературы 1.Суразаков С.С., Кайчы Н. Улагашев, Г­А., 1961г. 2.­­­­­­­­­­­­­­­Героическое сказание о богатыре «Алтай Буучае», Г­А, 1962г. 3.­­­­­­­­­­­­­­­К проблеме сравнительно – исторического изучения эпоса  народов  Сибири и Дальнего Востока, Улан – Удэ, 1961г. 4.Суразаков С.С. Биография сказителя А.Г.Калкина, Маадай – Кара,  Алтайский героический эпос, М., 1973г. 5.­­­­­­­­­­­­­­­Алтай фольклор Г­А, 1975г. 6.Суразаков С.С. Алтайский героический эпос М., 1985г. 7.Шинжин И.Б. Сказитель А.Г. Калкин, Г­А, 1987г. 8.Казагачева З.С. «Алтай  Баатырлай», издание алтайского эпоса,  Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока Г.А, 1986г. 9.Казагачева З.С. Алтайские героические сказания «Очи бала», «Канн –  Алтын». (Аспекты текстологии и перевода), Г­А, 2002г. 10.Каташев С.С. Особенности напевного и речевого стиха алтайского  героического эпоса, Фольклорное наследие Горного Алтая, Г­А, 1989г. 11.Казагачева З.С. Оскус Уулды уренери, сб. филология педагогиканын  сурактары, Г­А, 1995г. 12.Шинжин И.Б. ургулjирге jаным, ырыс учун, Г­А, 19975г.

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018