Дополнительная образовательная программа "Горловое пение"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сказительство посредством горлового пения (кай) - древнейший жанр устного народного творчества тюркских народов. Республика Алтай – одно из немногих мест на планете, где горловое пение (кай) - древнейший жанр устного народного творчества тюркских народов, сохранен и развивается . Из поколения в поколение кайчы передают посредством горлового пения древние мифы алтайской земли, героические сказания, а вместе с ними национальные духовные и нравственные ценности. Музыкальное обучение, формирование и развитие художественного вкуса исполнителей кайа основывается на изучении героического эпоса алтайского народа, жизни и творчества известных алтайских сказителей, ознакомление с тувинским, монгольских, хакасским горловым пением и обертонным пением народного мира. В век инновационных технологий необходимо подготовить юных сказителей – продолжателей искусства своих предков, для того чтобы они в будущем дали новый толчок для развития алтайского горлового пения (кай). Для этого создана дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Алтай кай».Данная программа имеет художественную направленность. Актуальность программы взаимосвязана с ее широкими педагогическими, воспитательными и культурообразующими возможностями. Обучение детей горловому пению способствует более глубокому пониманию музыки, содействует приобщению учащихся к фольклору и национальным особенностям культуры. Обеспечивает возможность сохранения и развития традиций народного сольного и коллективного музицирования, а также способствует воспитанию целостной, гармоничной личности, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления детей. Отличительной особенностью программы является то, что творческая работа, заложенная в основу занятий, поможет обучающимся приобщиться к древней культуре алтайского народа. Главное направление изучения горлового пения – это продолжение дела великих сказителейСказительство посредством горлового пения (кай) - древнейший жанр устного народного творчества тюркских народов. Республика Алтай – одно из немногих мест на планете, где горловое пение (кай) - древнейший жанр устного народного творчества тюркских народов, сохранен и развивается . Из поколения в поколение кайчы передают посредством горлового пения древние мифы алтайской земли, героические сказания, а вместе с ними национальные духовные и нравственные ценности. Музыкальное обучение, формирование и развитие художественного вкуса исполнителей кайа основывается на изучении героического эпоса алтайского народа, жизни и творчества известных алтайских сказителей, ознакомление с тувинским, монгольских, хакасским горловым пением и обертонным пением народного мира. В век инновационных технологий необходимо подготовить юных сказителей – продолжателей искусства своих предков, для того чтобы они в будущем дали новый толчок для развития алтайского горлового пения (кай). Для этого создана дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Алтай кай».Данная программа имеет художественную направленность. Актуальность программы взаимосвязана с ее широкими педагогическими, воспитательными и культурообразующими возможностями. Обучение детей горловому пению способствует более глубокому пониманию музыки, содействует приобщению учащихся к фольклору и национальным особенностям культуры. Обеспечивает возможность сохранения и развития традиций народного сольного и коллективного музицирования, а также способствует воспитанию целостной, гармоничной личности, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления детей. Отличительной особенностью программы является то, что творческая работа, заложенная в основу занятий, поможет обучающимся приобщиться к древней культуре алтайского народа. Главное направление изучения горлового пения – это продолжение дела великих сказителей
Иконка файла материала программа.docx
Раздел №1  «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка.  Сказительство посредством горлового пения (кай) ­ древнейший жанр устного народного творчества тюркских народов.  Республика Алтай – одно из немногих мест на планете, где горловое пение   (кай)   ­   древнейший   жанр   устного   народного   творчества   тюркских народов,  сохранен и развивается . Из поколения в поколение кайчы передают посредством горлового пения древние мифы алтайской земли, героические сказания, а вместе с ними национальные духовные и нравственные ценности. Музыкальное   обучение,   формирование   и   развитие   художественного   вкуса исполнителей кайа основывается на изучении героического эпоса алтайского народа, жизни и творчества известных алтайских сказителей, ознакомление с тувинским, монгольских, хакасским горловым пением и обертонным пением народного мира. В век инновационных технологий  необходимо подготовить юных сказителей – продолжателей искусства своих предков, для того чтобы они в будущем дали новый   толчок   для   развития   алтайского   горлового   пения   (кай).   Для   этого создана   дополнительная   общеразвивающая   образовательная   «Алтай кай».Данная программа имеет художественную направленность. Актуальность  программы   взаимосвязана   с   ее   широкими   педагогическими, воспитательными   и культурообразующими возможностями. Обучение детей   программа горловому   пению   способствует   более   глубокому     пониманию   музыки, содействует   приобщению   учащихся   к   фольклору   и   национальным особенностям культуры. Обеспечивает возможность сохранения и развития традиций   народного   сольного   и   коллективного   музицирования,   а   также способствует   воспитанию   целостной,   гармоничной   личности,     развивает эмоционально­чувственную   сферу,  художественно­образное,     ассоциативноемышление,   фантазию,   позволяет   активизировать   самые   творческие проявления детей.    разнообразные Отличительной   особенностью  программы   является   то,   что  творческая работа, заложенная в основу занятий, поможет обучающимся  приобщиться к древней   культуре   алтайского   народа.   Главное   направление   изучения горлового пения – это продолжение дела великих сказителей        Горловое пение сопровождается игрой на топшуре, поэтому обучающийся должен овладеть, не только различной техникой горлового пения, но и должен уметь   играть   на   инструменте.   Творческая   работа,   заложенная   в   основу занятий, поможет детям приобщиться к древней культуре алтайского народа. Главное направление класса горлового пения – это продолжение дела великих сказителей         В   составлении   репертуарного   плана   учитывались   традиции   народного исполнительства Алтая и народов Сибири.  Программа   предназначена   для   обучающихся   с   7   –   15   лет.   Срок реализации программы: 3 года обучения в режим творческого объединения.   Периодичность   занятий     2   раза   в   неделю   по   2   академических   часа   с десятиминутным перерывом (4 часов в неделю на группу, всего 144 ч. в год). Набор   в  группы   по   3 ­  5  человек,   свободный,  по   желанию   детей.  Так   же предусмотрены   индивидуальные   часы   для   работы   с   талантливыми   и одарёнными   детьми.  Распределение   часовой   нагрузки   может   носить регулятивный характер, увеличение или сокращение которой основывается на индивидуальных особенностях обучающихся. Формы проведения занятий:  Студийная – предполагающая общие сводные репетиции постановок с большим количеством задействованных исполнителей.Групповая  – позволяющая осуществлять подачу материала с учетом возрастных   особенностей   воспитанников   и   принадлежности   их   к   группе определенного года обучения в студии.   В паре  – призванная совершенствовать  взаимодействие сценических партнеров   и   применяемая   при   работе   над   диалогическими   эпизодами постановок, а также дуэтов.   Индивидуальная  ­   используемая   при   подготовке   сольных, монологических   форм   исполнения, дифференцированного подхода к развитию личности ребенка.   а   также   при   осуществлении Форма обучения очная. 1.2. Цели и задачи     Цель   программы:  Художественно   –   эстетическое   развитие   детей   и   выявление   у   них   музыкальных   способностей   с   целью   приобщения   их     к культурному   образу   жизни   и   дальнейшему   профессиональному ориентированию,   исходя   из   их   музыкально­слуховых   и   психофизических возможностей. Для достижения поставленной цели решается ряд задач  1        Личностные  ­формирование духовной культуры и нравственности ребенка; ­приобщение культурным ценностям; ­любовь к музыке; ­формирование   высоких   эстетических   норм   в   отношениях   с преподавателями  и учениками. 2. Предметные ­ обучение навыкам игры на топшууре; ­ приобретение новых знаний, умений; ­ закрепление пройденного материала на практике; ­ профессиональное ориентирование одаренных детей.3. Развивающие: ­  развитие   музыкального   мышления  и  творческих  способностей,  умения самостоятельно анализировать, усваивать и применять полученные знания; ­ развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер; ­ развитие любознательности и кругозора обучающегося. 1.3. Содержание программы Формы контроля Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль 2 8 8 №  п/п 1 2 3 Учебный план Содержание  Количество часов теория практика 2 4 2 4 6 Введение.  Знакомство с  целями и задачами  предмета Обработка техники  правильного  дыхания с помощью различных  упражнений Обработка  различных  упражнений  языком, губами и  голосовыми  связками.  Овладение умением настраивания  голосовых связок  перед исполнением4 8 12 18 6 2 8 4 10 16 Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль 4 5 6 7 8 4 6 2 2 6 горлового пения. Овладение нотной  грамотой и  техникой игры на  топшуре Знакомство с  различными видами горлового пения: а)коомри б)каркыра;  сыбыскы и т.д. Обработка навыков  исполнения  горлового пения с  сопровождением  игры на топшуре Совершенствование одного из видов  горлового пения по  выбор участника Знакомство с  историей  возникновения и  развития  героического эпоса: 1.Знать сведения и  сказителях. 2.Знакомство с  текстами эпоса на  языке оригинала.6 4 10 16 Текущий контроль 4 8 Текущий контроль 4 4 8 Текущий контроль 4 8 12 Текущий контроль 9 Чтение и разбор  содержаний  10 11 12 героических  эпосов. Заучивание  наизусть небольших отрывков из эпосов. Прослушивание  записей из  репертуара  алтайских,  тувинских,  хакасских  монгольских ,  калмынских  сказителей Знакомство с  обертонным пением народов мира с  алтайскими  фольклорными  песнями, с  краткими  стихотворными  формами. Знакомство и  умение игры на  различных  народных  инструментах13 14 15 16 (комыс, шоор,  икили) Индивидуальная  работа с каждым  обучающимся Групповая работа с  обучающимся Подготовка и  участие в  различных  конкурсах Поисково –  исследовательская  работа (встреча с  сказителями, сбор  фольклора, встреча  с людьми, лично  знавших сказителей  и т.д.) Итого:  8 4 4 8 4 8 4 4 Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль 12 Итоговый контроль 50 94 144 Введение. Знакомство с целями и задачами предмета Обработка техники правильного дыхания с помощью различных упражнений Обработка различных упражнений языком, губами и голосовыми связками. Овладение   умением   настраивания   голосовых   связок   перед   исполнением горлового пения. Овладение нотной грамотой и техникой игры на топшуре Знакомство с различными видами горлового пения: а)коомри б)каркыра; сыбыскы и т.д.Обработка навыков исполнения горлового пения с сопровождением игры на топшуре Совершенствование одного из видов горлового пения по выбор участника Знакомство с историей возникновения и развития героического эпоса: Чтение и разбор содержаний героических эпосов.  Заучивание наизусть небольших отрывков из эпосов. Прослушивание записей из репертуара алтайских, тувинских, хакасских  монгольских , калмынских сказителей Знакомство с обертонным пением народов мира с алтайскими фольклорными песнями, с краткими стихотворными формами. Знакомство   и   умение   игры   на   различных   народных   инструментах   (комыс, шоор, икили) Поисково   –   исследовательская   работа   (встреча   с   сказителями,   сбор фольклора, встреча с людьми, лично знавших сказителей и т.д.) 1.4. Планируемые результаты В конце 1 года обучения обучающийся  должен знать: ­правильно вдыхать и выдыхать воздух во время пения, т.е. умения правильно дышать; ­уметь настраивать топшур; ­низким голосом продолжительно тянуть «о»; ­знание теоретического материала; ­играть на топшуре мелодию героического  эпоса; ­уметь внятно проговаривать слова и стихи при исполнении; ­воспроизводить хотя бы один из видов горлового пения; ­знакомство с нотной грамотой топшура. В конце 2 года обучения обучающийся  должен уметь: ­хорошо играть на топшуре; ­владеть различными видами горлового пения;­знать нотную грамоту топшура; ­знать героический материал 2 года обучения; ­для   достижения   грамотного   исполнения   горлового   пения   уметь   четко   и правильно выговаривать скороговорки, краткие стихотворения формы и слова из героических эпосов; ­должен   уметь   выполнять   различные   упражнения,   губами,   голосовыми связками. В конце 3 года обучения обучающийся должен уметь: ­свободно владеть игрой на топшуре; ­уметь импровизировать мелодии с помощью голосового аппарата; ­сделать   окончательный   выбор   одного   из   видов   горлового   пения   и совершенствовать его; ­уметь играть на различных алтайских инструментах (комыс, шоор, икили); ­знать биографии сказителей и содержание многих героических эпосов; ­уметь внятно, четко проговаривать  слова многих героических эпосов; ­владеть техникой правильного дыхания; ­знать нотную грамоту топшура; ­участвовать в конкурсах юных исполнителей горлового пения 1. Личностные результаты:  ­ наличие эмоционально­ценностного отношения к искусству; ­реализация   творческого   потенциала   в   процессе   коллективного (индивидуального) музицирования; ­ позитивная самооценка своих музыкально­творческих возможностей. 2. Предметные результаты: ­ устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому­либо одному виду) музыкально­творческой деятельности;­   общее   понятие   о   значении   музыки   в   жизни   человека,   знание   основных   общее   представление   о закономерностей   музыкального   искусства, музыкальной картине мира; ­   элементарные   умения   и   навыки   в   различных   видах   учебно   творческой деятельности. 3. Метапредметные результаты: ­   развитое   художественное   восприятие,   умение   оценивать   произведения разных видов искусств; ­   ориентация   в   культурном   многообразии   окружающей   действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; ­ продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально­творческих задач; ­наблюдение   за   разнообразными   явлениями   жизни   и   искусства   в   учебной внеурочной деятельности.Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий » 2.1. Календарно­ учебный график (приложение 1) 2.2. Условие реализации программы Эффективность в реализации данной программы, в значительной мере зависит от того, насколько серьёзно и квалифицированно ведётся работа в студии.   Механизм   реализации   данной   программы   успешен   при   условии чёткого и продуманного, составленного педагогом репертуарного плана по годам   обучения,   а   так   же   его   последовательного   освоения,   от   качества составления   которого,   и   от   уровня   практического   воплощения   зависит степень продвижения обучающегося.  Материально­технические условия  Для занятий нужен кабинет с возможностью естественной вентиляции, с освещением   и   температурным   режимом,   соответствующим   санитарно­ гигиеническими нормам.  Необходимы:  стол преподавателя, ­  стулья ­ на всех участников занятия;  • топшур• магнитофон или музыкальный центр для прослушивания музыкальных записей; компьютер и колонки микрофоны  • видео­ и аудиозаписи;  •комус;  • книги по фольклору , справочные издания;  доступ   в   зал   (для   репетиций   и   проведения   концертов,   конкурсов   и других массовый мероприятий);  возможность организации просмотра видеозаписей;  . 2.2. Формы аттестации По   программе   «Алтай   кай»   осуществляются   следующие   формы контроля: ­   предварительный   –   выявляющий   подготовленность   группы   детей   к слуховой и певческой деятельности, развитие интонационных, ритмических способностей; ­   текущий   контроль   –   Систематическая   проверка   развития мелодического, результативности обучения;   вокального   и   ритмического   слуха,   интонации, ­   итоговый   контроль   –   чистота   интонирования   на   концертных мероприятиях, участие в открытых уроках, итоговых конкурсах. В   конце   каждой   четверти   проводятся   итоговые   занятия   ­концерты, интегрированные занятия, музыкальные композиции. Так же проводятся: ­ подготовка к концертным выступлениям; ­ посещение   учреждений   культуры   (филармоний,   театров,   концертных залов и др.);­ участие   обучающихся   в   концертах,   творческих   мероприятиях   и образовательного   учреждения культурно­просветительской деятельности и села. Данная   система   оценки   качества   исполнения   является   основной.   В зависимости   от   сложившихся   традиций   того   или   иного   образовательного учреждения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «­», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Итоговая   аттестация   проводится   в   конце   учебного   года   в   форме концерта   для   обучающихся..   При   прохождении   итоговой   аттестации обучающийся   должен   продемонстрировать   вокальные   навыки   именно   в процессе   концертного   исполнения.   Поэтому   важно,   чтобы   в   программе выступления     присутствовали     произведения     различных     музыкальных направлений. Данный вид аттестации оценивается по пятибалльной системе: «отлично»,   «хорошо»,   «удовлетворительно»,   «неудовлетворительно».   (см. Приложение 2) 2.3. Методические материалы Для достижения поставленной цели и реализации  задач  испльзуются следующие методы     обучения    :   • • • словесный (рассказ, беседа, объяснение); объяснительно­иллюстративный; репродуктивный   (исполнение   учащимися   упражнений  и произведений по образцу преподавателя); • фонетический   (воздействие   на   голос   посредством   подбора упражнений, включающих в себя сочетание определенных звуков, для решения тех или иных проблем обучающихся);• «концентрический»  метод   М.И.   Глинки  (развитие   голоса   от примарных   тонов,   наиболее  удобных  для   воспроизведения,   с   постепенным расширением диапазона вверх и вниз). • эмоциональный  (подбор  ассоциаций,  образов,  художественные впечатления). Различные   методы   обучения  должны   применяться   в   соответствии   с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся. Необходимо  следовать  также   основным   педагогическим  принципам: постепенности,   доступности,  результативности,  сознательности,  принципам индивидуального  и   единства   вокально­технического   и  подхода художественного развития учащихся. При   проведении   занятий   желательно   прослушивание   аудиозаписей   и просмотр   видеозаписей   с   выступлениями,   что   значительно   расширит музыкальный   кругозор   учащихся.   Особое   внимание   следует   уделять прослушиванию   и   просмотру   собственных   выступлений   в   видео   и аудиозаписях с последующим  разбором.  Основная форма обучения очная, в основном занятия ведутся в группе, но   так   же   предусмотрены   индивидуальные   занятия   с   талантливыми   и одаренными детьми.  Так же используются различные формы работы: выездные экскурсии по культурно­историческим   местам,   участие   в   культурно­   массовых мероприятиях   школ   и   детских   садов,   где   происходит   передача   опыта   от старшего младшим, проведение тематических бесед, посвященных юбилеям различных композиторов и вокальных   деятелей,   участие в мастер­классах, участие в районных и республиканских мероприятиях. Список литературы1.Суразаков С.С., Кайчы Н. Улагашев, Г­А., 1961г. 2.­­­­­­­­­­­­­­­Героическое сказание о богатыре «Алтай Буучае», Г­А, 1962г. 3.­­­­­­­­­­­­­­­К проблеме сравнительно – исторического изучения эпоса  народов  Сибири и Дальнего Востока, Улан – Удэ, 1961г. 4.Суразаков С.С. Биография сказителя А.Г.Калкина, Маадай – Кара,  Алтайский героический эпос, М., 1973г. 5.­­­­­­­­­­­­­­­Алтай фольклор Г­А, 1975г. 6.Суразаков С.С. Алтайский героический эпос М., 1985г. 7.Шинжин И.Б. Сказитель А.Г. Калкин, Г­А, 1987г. 8.Казагачева З.С. «Алтай  Баатырлай», издание алтайского эпоса,  Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока Г.А, 1986г. 9.Казагачева З.С. Алтайские героические сказания «Очи бала», «Канн –  Алтын». (Аспекты текстологии и перевода), Г­А, 2002г. 10.Каташев С.С. Особенности напевного и речевого стиха алтайского  героического эпоса, Фольклорное наследие Горного Алтая, Г­А, 1989г. 11.Казагачева З.С. Оскус Уулды уренери, сб. филология педагогиканын  сурактары, Г­А, 1995г. 12.Шинжин И.Б. ургулjирге jаным, ырыс учун, Г­А, 19975г.

Посмотрите также