Ученик Чайковского по сочинению и
Н. Рубинштейна по классу фортепиано, Танеев был тесно связан с Москвой, где получил музыкальное образование и' где протекала вся его последующая деятельность. Еще при жизни Чайковского он занял видное положение в московском музыкальном мире, а к началу XX века стал одной из ведущих фигур русской музыкальной культуры.
С. И. Танеев. Черты стиля.
(18561915)
_________________________
Ученик Чайковского по сочинению и
Н. Рубинштейна по классу фортепиано, Танеев был тесно
связан с Москвой, где получил музыкальное образование и' где
протекала вся его последующая деятельность. Еще при жизни
Чайковского он занял видное положение в московском
музыкальном мире, а к началу XX века стал одной из ведущих
фигур русской музыкальной культуры.Деятельность Танеева была чрезвычайно разносторонней.
Выдающийся композитор сочетался в его лице с крупнейшим
музыкальным ученымтеоретиком, превосходным педагогом,
замечательным
активным
музыкальнообщественным деятелем.
исполнителемпианистом,
Танеев обладал большой эрудицией не только в вопросах
музыки, но и в других областях знания. Его внимание
привлекали проблемы философии, истории ."и естествознания,
изобразительного искусства и литературы. Многообразие
интересов композитора определило обширный круг его личных
связей. У него установились близкие отношения с Л. Н.
Толстым и его семьей? он встречался и с И, С. Тургеневым, М.
Е. СалтыковымЩедриным, А. П. Чеховым, Я. П. Полонским идругими писателями и поэтами; общался он и с художниками
В. Е. Маковским, И. И. Левитаном, с учеными. К. А.
Тимирязевым, А. Г. Столетовым и со многими иными
известными современниками.
Огромному авторитету Танеева способствовала не только
широкая образованность, но и высокие моральные качества.
Исключительная принципиальность, огромная внутренняя
дисциплинированность характеризуют всю деятельность
композитораученого.
Строго взыскательный предельно
добросовестный по отношению к себе самому как в вопросах
искусства, так и в жизни, он требовал того же и от других. Не
случайно современники называли его "музыкальной совестью
Москвы". "Всякий человек, как бы ни были ограничены егосилы, должен способствовать повышению нравственного
уровня общества, к которому он принадлежит", писал
композитор в одном из писем.
Высокие этические идеи стали основным содержанием
творчества Танеева. Ряд значительнейших его произведений
воплощает мужественную борьбу человека за светлые идеалы и
утверждение положительного начала. Танеев верил в силу
разума, и это сообщало его мировосприятию глубоко
оптимистический характер.
Танеев придавал большое значение народной песне как
источнику композиторского творчества. "Прочно только то,
что своими корнями гнездится в народе", писал он, считаяглавной задачей русских композиторов "способствовать
созданию национальной музыки". В то же время в его
собственных вючинениях ясно выраженные связи с народно
песенными интонациями отсутствуют. Бытовые интонационные
элементы вообще представлялись ему неуместными в
произведениях большого философского содержания.
Этические проблемы решались Танеевым несколько
абстрактно.
больших
общечеловеческих, "вечных" вопросов, он не обращался, как
это делали композиторышестидесятники, к жизни народа
(показательно, что сюжет своей единственной оперы "Орестея"
он почерпнул из античной трагедии Эсхила).
к постановке
СтремясьМузыке
Танеева,
отличающейся
глубиной и
значительностью идейных замыслов, свойственна известная
сдержанность в передаче чувств.
Непосредственно
эмоциональное начало умеряется у него разумом,
интеллектуальным началом.
Музыкальный язык Танеева впитал в себя разнообразные
интонационные источники от музыки композиторов
добаховского периода до современного ему музыкального
творчества второй половины XIX и начала XX века. Танеев
преклонялся перед мировым классическим искусством XVIII
века. Оно влекло его глубиной, возвышенностью содержания,
совершенством формы/ С Бахом и его предшественниками
полифонистами эпохи Возрождения Танеева связываетполифоническая основа его музыкального мышления,
сложившаяся в результате глубокого проникновения в их
искусство.
Полифония служит для Танеева важнейшим средством
развития. Полифонические закономерности во многом
определяют в его музыке и принципы формообразования.
Исключительно широко применяет он средства имитационной
полифонии, в ряде произведений обращается к фуге, придавая
ей обычно значение итога обобщения всего предшествующего
развития.
Изучение творчества Баха и Генделя имело особенно
большое значение в формировании вокальнохоровогомастерства Танеева.
Существенную роль для его
инструментальной музыки сыграло и творчество венских
классиков Моцарта, Бетховена.
Из современных композиторов Танеев в наибольшей мере
испытал воздействие Чайковского;
оно сказалось
преимущественно в лирике (особенно в вокальной), но не
ограничилось этим. К своему учителю Танеев примыкал также
в передаче конфликтных драматических коллизий, что
особенно ярко проявилось в его инструментальных
произведениях.
На протяжении всей жизни Танеев оставался убежденным
по следователем и хранителем заветов классическогоискусства. По сравнению со здоровым и цельным идейно
значительным творчеством великих классиков музыка многих
современных композиторов представлялась ему внутренне
измельчавшей.
Музыкальное наследие Танеева охватывает различные
жанры, как вокальные, так и инструментальные. Тяготение к
большим, философскиуглубленным замыслам заставляло его ,
обращаться в Ъервую очередь к крупным формам.
Ограничившись лишь одной оперой, композитор уделил
большое внимание хоровому жанру, в котором создал, помимо
значительного числа хоров a cappella, три кантаты для хора *и
солистов с оркестром. Вокальная часть наследия Танеева
включает также ряд романсов и ансамблей.Еще более видное место в творчестве Танеева занимает
инструментальная музыка.
Оркестровые произведения
сравнительно немногочисленны.
Большинство из них
оставалось при жизни композитора неизданным. Из трех
законченных симфоний Танеев напечатал только одну
последнюю (до минор), обозначенную в из. дании как
Первая.1 Из четырех увертюр автор счел возможным издать
тоже лишь одну увертюру "Орестея". К симфонической
области относится также Сюита для скрипки с оркестром.
Наибольшее внимание Танеев уделил камерному ансамблю.
К этой области он обращался на протяжении всего творческого
пути.
Ряд камерноинструментальных произведений
принадлежит к. высшим достижениям композитора. Танеевымсоздано в общей сложности четырнадцать ансамблей для
струнных инструментов (два квинтета, девять квартетов,2 три
трио) и четыре для струнных с фортепиано (фортепианный
квинтет, квартет, трио и скрипичная соната).3
Многосторонняя деятельность Танеева обеспечила ему
почетное место в истории русской музыкальной культуры. Его
творчество, глубоко содержательное и оптимистическое по
своей идейной направленности, постепенно получает все более
широкое признание слушателей; отдельные ' произведения, в
частности доминорная симфония, ряд романсов, приобрели
значительную популярность, особенно в советскую эпоху.
Танеев как ученыйтеоретик, автор "Подвижного контрапункта
строгого письма", стоит в ряду крупнейших представителейотечественного теоретического музыкознания. Великолепный
педагог,
вдумчивый и чуткий воспитатель молодых
музыкантов, Танеев явился учителем многих выдающихся
деятелей русской музыки.
Среди его учеников, сформировавшихся и достигших
полной зрелости в дооктябрьский период, выделяются в
первую очередь имена столь различных по индивидуальному
облику композиторов, как Скрябин и Рахманинов, Метнер и
Ляпунов. Из танеевской школы вышел также ряд видных
советских композиторов Р. М. Глиэр, С. Н. Василенко, А. Н.
Александров; Танеев был, между прочим, и первым из
выдающихся
дарование
одиннадцатилетнего С. С. Прокофьева. В числе учеников
музыкантов,
оценившимТанеева необходимо назвать также крупнейшего композитора
классика грузинской музыки 3. П. Палиашвили.
У Танеева учились и виднейшие представители русской
дооктябрьской и советской пианистической школы и
фортепианной педагогики К. Н. Игумнов, А. Б.
Гольденвейзер, Л. В. Николаев, равно как и известные
музыковеды, теоретики и музыкальные критики Б. Л.
Яворский, Г. Э. Конюс,,Н. Я. Брюсова, Ю. Д. Энгель и многие
другие.
Ценнейшие творческие, эстетические и педагогические
заветы Танеева сохраняют свое живое значение и в наши дни.