Статья: С. И. Танеев. Черты стиля

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 05.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ученик Чайковского по сочинению и Н. Рубинштейна по классу фортепиано, Танеев был тесно связан с Москвой, где получил музыкальное образование и' где протекала вся его последующая деятельность. Еще при жизни Чайковского он занял видное положение в московском музыкальном мире, а к началу XX века стал одной из ведущих фигур русской музыкальной культуры.
Иконка файла материала 5.docx
С. И. Танеев. Черты стиля. (1856­1915) _________________________ Ученик Чайковского по сочинению и  Н. Рубинштейна по классу фортепиано, Танеев был тесно связан с Москвой, где получил музыкальное образование и' где протекала вся его последующая деятельность. Еще при жизни Чайковского   он   занял   видное   положение   в   московском музыкальном мире, а к началу XX века стал одной из ведущих фигур русской музыкальной культуры.Деятельность   Танеева   была   чрезвычайно   разносторонней. Выдающийся композитор сочетался в его лице с крупнейшим музыкальным   ученым­теоретиком,   превосходным   педагогом, замечательным активным музыкально­общественным деятелем. исполнителем­пианистом,     Танеев обладал большой эрудицией не только в вопросах музыки,   но   и   в   других   областях   знания.   Его   внимание привлекали проблемы философии, истории ."и естествознания, изобразительного   искусства   и   литературы.   Многообразие интересов композитора определило обширный круг его личных связей.   У   него   установились   близкие   отношения   с   Л.   Н. Толстым и его семьей? он встречался и с И, С. Тургеневым, М. Е. Салтыковым­Щедриным, А. П. Чеховым, Я. П. Полонским идругими писателями и поэтами; общался он и с художниками ­ В.   Е.   Маковским,   И.   И.   Левитаном,   с   учеными.­   К.   А. Тимирязевым,   А.   Г.   Столетовым   и   со   многими   иными известными современниками. Огромному авторитету Танеева способствовала  не только широкая   образованность,   но   и   высокие   моральные   качества. Исключительная   принципиальность,   огромная   внутренняя дисциплинированность   характеризуют   всю   деятельность композитора­ученого.   Строго   взыскательный   предельно добросовестный по отношению к себе самому как в вопросах искусства, так и в жизни, он требовал того же и от других. Не случайно современники называли его "музыкальной совестью Москвы".  "Всякий   человек,  как   бы   ни  были   ограничены   егосилы,   должен   способствовать   повышению   нравственного уровня   общества,   к   которому   он   принадлежит",­   писал композитор в одном из писем. Высокие   этические   идеи   стали   основным   содержанием творчества   Танеева.   Ряд   значительнейших   его   произведений воплощает мужественную борьбу человека за светлые идеалы и утверждение   положительного   начала.   Танеев   верил   в   силу разума,   и   это   сообщало   его   мировосприятию   глубоко оптимистический характер. Танеев   придавал   большое   значение   народной   песне   как источнику   композиторского   творчества.   "Прочно   только   то, что  своими   корнями   гнездится   в   народе",­   писал   он,   считаяглавной   задачей   русских   композиторов   "способствовать созданию   национальной   музыки".   В   то   же   время   в   его собственных   вючинениях   ясно   выраженные   связи   с   народно­ песенными интонациями отсутствуют. Бытовые интонационные элементы   вообще   представлялись   ему   неуместными   в произведениях   большого   философского   содержания. Этические   проблемы   решались   Танеевым   несколько абстрактно. больших общечеловеческих, "вечных" вопросов, он не обращался, как это   делали   композиторы­шестидесятники,   к   жизни   народа (показательно, что сюжет своей единственной оперы "Орестея" он почерпнул из античной трагедии Эсхила).   к   постановке   СтремясьМузыке   Танеева,   отличающейся   глубиной   и значительностью   идейных   замыслов,   свойственна   известная сдержанность   в   передаче   чувств.   Непосредственно эмоциональное   начало   умеряется   у   него   разумом, интеллектуальным началом. Музыкальный   язык   Танеева   впитал   в   себя   разнообразные интонационные   источники   ­   от   музыки   композиторов добаховского   периода   до   современного   ему   музыкального творчества второй половины XIX  и начала XX века. Танеев преклонялся перед мировым классическим искусством XVIII века. Оно влекло его глубиной, возвышенностью содержания, совершенством формы/ С Бахом и его предшественниками ­ полифонистами   эпохи   Возрождения   ­   Танеева   связываетполифоническая   основа   его   музыкального   мышления, сложившаяся   в   результате   глубокого   проникновения   в   их искусство. Полифония   служит   для   Танеева   важнейшим   средством развития.   Полифонические   закономерности   во   многом определяют   в   его   музыке   и   принципы   формообразования. Исключительно широко применяет он средства имитационной полифонии, в ряде произведений обращается к фуге, придавая ей обычно значение итога ­ обобщения всего предшествующего развития. Изучение   творчества   Баха   и   Генделя   имело   особенно большое   значение   в   формировании   вокально­хоровогомастерства   Танеева.   Существенную   роль   для   его инструментальной   музыки   сыграло   и   творчество   венских классиков ­ Моцарта, Бетховена. Из современных композиторов Танеев в наибольшей мере испытал   воздействие   Чайковского;   оно   сказалось преимущественно   в   лирике   (особенно   в   вокальной),   но   не ограничилось этим. К своему учителю Танеев примыкал также в   передаче   конфликтных   драматических   коллизий,   что особенно   ярко   проявилось   в   его   инструментальных произведениях. На протяжении всей жизни Танеев оставался убежденным по   следователем   и   хранителем   заветов   классическогоискусства.   По   сравнению   со   здоровым   и   цельным   идейно значительным творчеством великих классиков музыка многих современных   композиторов   представлялась   ему   внутренне измельчавшей. Музыкальное   наследие   Танеева   охватывает   различные жанры, как вокальные, так и инструментальные. Тяготение к большим, философски­углубленным замыслам заставляло его , обращаться   в   Ъервую   очередь   к   крупным   формам. Ограничившись   лишь   одной   оперой,   композитор   уделил большое внимание хоровому жанру, в котором создал, помимо значительного числа хоров a cappella, три кантаты для хора *и солистов   с   оркестром.   Вокальная   часть   наследия   Танеева включает также ряд романсов и ансамблей.Еще   более   видное   место   в   творчестве   Танеева   занимает инструментальная   музыка.   Оркестровые   произведения сравнительно   немногочисленны.   Большинство   из   них оставалось   при   жизни   композитора   неизданным.   Из   трех законченных   симфоний   Танеев   напечатал   только   одну   ­ последнюю   (до   минор),   обозначенную   в   из­.   ­дании   как Первая.1 Из четырех  увертюр  автор счел возможным  издать тоже   лишь   одну   ­   увертюру   "Орестея".   К   симфонической области относится также Сюита для скрипки с оркестром. Наибольшее внимание Танеев уделил камерному ансамблю. К этой области он обращался на протяжении всего творческого пути.   Ряд   камерно­инструментальных   произведений принадлежит к. высшим достижениям композитора. Танеевымсоздано   в   общей   сложности   четырнадцать   ансамблей   для струнных инструментов (два квинтета, девять квартетов,2 три трио)   и   четыре   для   струнных   с   фортепиано   (фортепианный квинтет, квартет, трио и скрипичная соната).3 Многосторонняя   деятельность   Танеева   обеспечила   ему почетное место в истории русской музыкальной культуры. Его творчество,   глубоко   содержательное   и   оптимистическое   по своей идейной направленности, постепенно получает все более широкое признание слушателей; отдельные ' произведения, в частности   до­минорная   симфония,   ряд   романсов,   приобрели значительную   популярность,   особенно   в   советскую   эпоху. Танеев как ученый­теоретик, автор "Подвижного контрапункта строгого   письма",   стоит   в   ряду   крупнейших   представителейотечественного   теоретического   музыкознания.   Великолепный педагог,   вдумчивый   и   чуткий   воспитатель   молодых музыкантов,   Танеев   явился   учителем   многих   выдающихся деятелей русской музыки. Среди   его   учеников,   сформировавшихся   и   достигших полной   зрелости   в   дооктябрьский   период,   выделяются   в первую очередь имена столь различных  по индивидуальному облику композиторов, как Скрябин и Рахманинов, Метнер и Ляпунов.   Из   танеевской   школы   вышел   также   ряд   видных советских композиторов ­­Р. М. Глиэр, С. Н. Василенко, А. Н. Александров;   Танеев   был,   между   прочим,   и   первым   из выдающихся дарование одиннадцатилетнего   С.   С.   Прокофьева.   В   числе   учеников   музыкантов,   оценившимТанеева необходимо назвать также крупнейшего композитора­ классика грузинской музыки 3. П. Палиашвили. У   Танеева   учились   и   виднейшие   представители   русской дооктябрьской   и   советской   пианистической   школы   и фортепианной   педагогики   ­   К.   Н.   Игумнов,   А.   Б. Гольденвейзер,   Л.   В.   Николаев,   равно   как   и   известные музыковеды,   теоретики   и   музыкальные   критики   Б.   Л. Яворский, Г. Э. Конюс,,Н. Я. Брюсова, Ю. Д. Энгель и многие другие. Ценнейшие   творческие,   эстетические   и   педагогические заветы Танеева сохраняют свое живое значение и в наши дни.