Статья "Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся начальной школы в учебном процессе"
Оценка 4.8

Статья "Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся начальной школы в учебном процессе"

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
математика +1
2 кл—4 кл
27.03.2018
Статья "Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся начальной школы в учебном процессе"
Данная статья раскрывает тему самоконтроля и взаимоконтроля учащихся начальной школы в учебном процессе. Обращается внимание о необходимости вырабатывать у каждого ученика потребность в проверке своей работы. Также приводятся примеры взаимоконтроля во время выполнения учащимися практических работ на уроках русского языка.Необходимость самоконтроля и взаимоконтроля учащихся начальной школы в учебном процессе.
Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся начальной школы в учебном процессе.docx
Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся начальной школы в учебном процессе. Перед учителем часто стоит вопрос, как научить школьника формировать свое внимание. Известный психолог П.Я. Гальперин доказал, что «всякое внимание есть контроль», а поэтому «чтобы сформировать внимание, мы должны, наряду с основной деятельностью, дать задание проверить её, указать для этого критерии и приёмы, общий путь и последовательность». Большинство школьников считают проверку знаний исключительно обязанностью учителя (дома-родителей) и не привыкают проверять себя, не умеют или не хотят это делать. Первоочередная задача учителя - выработать у каждого ученика не просто привычку, а потребность проверки своей работы, а второй задачей было выработать у каждого ученика умения правильно оценивать свою работу. Необходимо пояснить, что понимается под самоконтролем и взаимопроверкой. Самоконтроль – это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: - верно ли я ответил? - все ли я ответил? Что касается взаимоконтроля, то здесь психологи различают два вида контроля –контроль по продукту и контроль по процессу. Контроль по продукту – это контроль за качеством знаний, умений, навыков: твердо ли выучено стихотворение или правило, верно ли решены примеры или нет, правильно расставлены пропущенные буквы в упражнении или нет. Для контроля по процессу необходимо знать алгоритм действий ученика, прием работы при выполнении задания. Без такого задания невозможно выяснить причины многих трудностей и ошибок учащихся в школе. Одним из видов контроля по процессу является моментальный анализ ответа ученика. На уроке русского языка, например, данный вид контроля я применяю в том случае, когда у доски производится фонетический, синтаксический, морфологический разбор или разбор слова по составу. Каждый ученик имеет памятку разбора и отмечает правильность ответа своего одноклассника по каждому пункту. После ответа ученика, остальные анализируют ответ и исправляют ошибки. На уроках математики данный вид контроля можно использовать, работая в парах. Например: деление или умножение многозначных чисел, решение примеров на порядок арифметических действий. Один ученик объясняет решение примера, а другой внимательно следит за ним и анализирует его ответ. Таким образом, поэлементный анализ дает возможность сконцентрировать внимание всех учащихся на ответе товарища, вместе с ним рассуждать, следить за правильностью ответа и одновременно закреплять свои умения и навыки, что придает опросу действительно обучающий характер. Взаимоконтроль по процессу на уроках русского языка я организую и во время выполнения учащимися практических работ. Например, классу дается упражнение, в котором необходимо вставить пропущенные орфограммы. Учащиеся работают в парах. В данной работе мне представляется важным не только сам этап поочередного рассуждения учащихся, но и следующая за ним взаимопроверка выполненных работ, цель которой заключается опять-таки в том, чтобы выяснить уровень качества выполнения задания. Учащиеся так же оценивают работу друг друга, что необходимо для воспитания у учащихся чувства справедливости. Взаимоконтроль по процессу исключает ошибки в тетрадях учащихся, формирует у них умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь, дает возможность слабым учащимся лучше разобраться в учебном материале. Взаимоконтроль по процессу вырабатывает умение осуществлять самоконтроль. В процессе данной работы реализуется принцип воспитания в процессе обучения, т.к. взаимное общение предполагает внимательное отношение друг к другу, необходимость прислушиваться к мнению товарища, работать спокойно, не мешая другим, проявлять доброжелательность и готовность в оказании помощи тому, кто в этом нуждается. Взаимоконтроль по процессу тесно связан с взаимоконтролем по продукту, т.е. контролем за качеством знаний, умений и навыков. Например: 1. Учащиеся работают в парах при проверке домашнего знания по чтению: читают наизусть стихотворение или отрывка из прозы. Внимательно следят за ответом, оценивают его, отмечают ошибки. 2. На уроке русского языка обмениваются тетрадями для проверки словарного диктанта, исправляют ошибки и оценивают работу. Самоконтроль по продукту: 1. На уроке русского языка было проведено письмо по памяти или словарный диктант. Учащиеся проверяют свою работу по словарю или тексту на доске, исправляют ошибки и оценивают свою работу. 2. На уроке математике учащиеся оценивают свою работу за урок. Взаимоконтроль и самоконтроль по процессу организованный на уроке приводит к концентрации внимания всех учащихся, формирует в практической деятельности каждого ученика умение рассуждать, дает возможность неуспевающим учащимся лучше разобраться в изучаемом материале, и на каждом уроке осуществлять образную связь учителя и учеников. Самооценка и взаимооценка формирует у учащихся умение правильно оценивать свою работу или работу товарища, быть справедливым по отношению к себе и друг другу, а также стремиться повысить свои результаты по предметам. Антонова Ф.Я. – учитель начальных классов

Статья "Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся начальной школы в учебном процессе"

Статья "Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся начальной школы в учебном процессе"

Статья "Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся начальной школы в учебном процессе"

Статья "Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся начальной школы в учебном процессе"

Статья "Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся начальной школы в учебном процессе"

Статья "Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся начальной школы в учебном процессе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018