Статья "Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся начальной школы в учебном процессе"
Оценка 4.8
Работа в классе
docx
математика +1
2 кл—4 кл
27.03.2018
Данная статья раскрывает тему самоконтроля и взаимоконтроля учащихся начальной школы в учебном процессе. Обращается внимание о необходимости вырабатывать у каждого ученика потребность в проверке своей работы. Также приводятся примеры взаимоконтроля во время выполнения учащимися практических работ на уроках русского языка.Необходимость самоконтроля и взаимоконтроля учащихся начальной школы в учебном процессе.
Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся начальной школы в учебном процессе.docx
Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся начальной школы
в учебном процессе.
Перед учителем часто стоит вопрос, как научить школьника
формировать свое внимание.
Известный психолог П.Я. Гальперин доказал, что «всякое внимание есть
контроль», а поэтому «чтобы сформировать внимание, мы должны, наряду с
основной деятельностью, дать задание проверить её, указать для этого
критерии и приёмы, общий путь и последовательность».
Большинство школьников считают проверку знаний исключительно
обязанностью учителя (дома-родителей) и не привыкают проверять себя, не
умеют или не хотят это делать.
Первоочередная задача учителя - выработать у каждого ученика не
просто привычку, а потребность проверки своей работы, а второй задачей
было выработать у каждого ученика умения правильно оценивать свою
работу.
Необходимо пояснить, что понимается под самоконтролем и
взаимопроверкой.
Самоконтроль – это умение ученика оценивать свою работу с двух точек
зрения:
- верно ли я ответил?
- все ли я ответил?
Что касается взаимоконтроля, то здесь психологи различают два вида
контроля –контроль по продукту и контроль по процессу.
Контроль по продукту – это контроль за качеством знаний, умений,
навыков: твердо ли выучено стихотворение или правило, верно ли решены
примеры или нет, правильно расставлены пропущенные буквы в упражнении
или нет.
Для контроля по процессу необходимо знать алгоритм действий
ученика, прием работы при выполнении задания. Без такого задания
невозможно выяснить причины многих трудностей и ошибок учащихся в
школе.
Одним из видов контроля по процессу является моментальный анализ
ответа ученика. На уроке русского языка, например, данный вид контроля я
применяю в том случае, когда у доски производится фонетический,
синтаксический, морфологический разбор или разбор слова по составу.
Каждый ученик имеет памятку разбора и отмечает правильность ответа
своего одноклассника по каждому пункту. После ответа ученика, остальные
анализируют ответ и исправляют ошибки.
На уроках математики данный вид контроля можно использовать,
работая в парах. Например: деление или умножение многозначных чисел,
решение примеров на порядок арифметических действий. Один ученик
объясняет решение примера, а другой внимательно следит за ним и
анализирует его ответ. Таким образом, поэлементный анализ дает возможность
сконцентрировать внимание всех учащихся на ответе товарища, вместе с ним
рассуждать, следить за правильностью ответа и одновременно закреплять
свои умения и навыки, что придает опросу действительно обучающий
характер.
Взаимоконтроль по процессу на уроках русского языка я организую и во
время выполнения учащимися практических работ.
Например, классу дается упражнение, в котором необходимо вставить
пропущенные орфограммы. Учащиеся работают в парах.
В данной работе мне представляется важным не только сам этап
поочередного рассуждения учащихся, но и следующая за ним взаимопроверка
выполненных работ, цель которой заключается опять-таки в том, чтобы
выяснить уровень качества выполнения задания. Учащиеся так же оценивают
работу друг друга, что необходимо для воспитания у учащихся чувства
справедливости.
Взаимоконтроль по процессу исключает ошибки в тетрадях учащихся,
формирует у них умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает
речь, дает возможность слабым учащимся лучше разобраться в учебном
материале. Взаимоконтроль по процессу вырабатывает умение осуществлять
самоконтроль.
В процессе данной работы реализуется принцип воспитания в процессе
обучения, т.к. взаимное общение предполагает внимательное отношение друг
к другу, необходимость прислушиваться к мнению товарища, работать
спокойно, не мешая другим, проявлять доброжелательность и готовность в
оказании помощи тому, кто в этом нуждается.
Взаимоконтроль по процессу тесно связан с взаимоконтролем по
продукту, т.е. контролем за качеством знаний, умений и навыков.
Например:
1.
Учащиеся работают в парах при проверке домашнего знания по
чтению: читают наизусть стихотворение или отрывка из прозы.
Внимательно следят за ответом, оценивают его, отмечают ошибки.
2. На уроке русского языка обмениваются тетрадями для проверки
словарного диктанта, исправляют ошибки и оценивают работу.
Самоконтроль по продукту:
1. На уроке русского языка было проведено письмо по памяти или
словарный диктант. Учащиеся проверяют свою работу по словарю или
тексту на доске, исправляют ошибки и оценивают свою работу.
2. На уроке математике учащиеся оценивают свою работу за урок.
Взаимоконтроль и самоконтроль по процессу организованный на уроке
приводит к концентрации внимания всех учащихся, формирует в
практической деятельности каждого ученика умение рассуждать, дает
возможность неуспевающим учащимся лучше разобраться в изучаемом
материале, и на каждом уроке осуществлять образную связь учителя и
учеников.
Самооценка и взаимооценка формирует у учащихся умение правильно
оценивать свою работу или работу товарища, быть справедливым по отношению к себе и друг другу, а также стремиться повысить свои
результаты по предметам.
Антонова Ф.Я. – учитель начальных классов
Статья "Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся начальной школы в учебном процессе"
Статья "Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся начальной школы в учебном процессе"
Статья "Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся начальной школы в учебном процессе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.