Основным содержанием самообразования является обновление и совершенствование знаний специалиста, его умений и навыков для достижения желаемого уровня профессиональной компетентности. Каждый педагог должен понимать, что самообразование — это осознанный процесс познавательной деятельности, совершенствования любых (как профессиональных, так и личностных) качеств или навыков, постоянный поиск, рост и развитие. К тому же потребность в самообразовании всегда защищает личность от интеллектуального обнищания.Основным содержанием самообразования является обновление и совершенствование знаний специалиста, его умений и навыков для достижения желаемого уровня профессиональной компетентности. Каждый педагог должен понимать, что самообразование — это осознанный процесс познавательной деятельности, совершенствования любых (как профессиональных, так и личностных) качеств или навыков, постоянный поиск, рост и развитие. К тому же потребность в самообразовании всегда защищает личность от интеллектуального обнищания.
Самообразование педагогического работника.docx
САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
Деревянко Марина Викторовна
отдел образования администрации
Новоазовского района
учитель физической культуры
Новоазовской ОШ I III ступеней № 1
город Новоазовск
Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во
всех областях! Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами,
побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием,
которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога,
является самообразование. Движущая сила, которая побуждает к
самообразованию, осознание несовершенства профессионального процесса,
стремление к росту и самосовершенствованию. К тому же современность
требует от специалистов профессионализма, мобильности, способности к
творческому использованию новой информации на практике. Что же нужно
знать, чтобы самообразование стало осознанным и системным процессом?
Самообразование является составной частью непрерывного образования
каждого педагогического работника. Способность к самообразованию не
формируется вместе с получением диплома или по приказу руководителя.
Этому тоже надо учиться.
Определение понятия Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой
профессиональные,
умении преодолевать
умственного
труда,
интеллектуальные и практические проблемы, самостоятельно работать как
над личностным самосовершенствованием, так и над профессиональным.
Ученые педагоги и психологи понятие самообразования определяют по
разному, в частности как:
постоянная деятельность специалиста, направленная на расширение и
углубление знаний и умений, повышение уровня предметной
подготовки;
самостоятельный способ получения знаний в определенной области
науки, искусства, техники, политической жизни, культуры, ремесла;
непрерывный процесс саморазвития и самосовершенствования;
обучение, которое планируют и осуществляют самостоятельно;
черта характера настойчивых лиц, лишенных в силу определенных
обстоятельств возможности получить систематические знания в
соответствующем учебном заведении;
средство воспитания, закалка характера, проверка способностей и
возможностей личности;
средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого
личность может повысить свой уровень знаний,
улучшить
профессиональную подготовку в соответствии с обозначенной целью и
задачами ее деятельности.
Учить означает дважды учиться.
Жозеф Жубер
Итак, самообразование это основной путь становления мастерства
специалиста, совершенствования профессиональной деятельности. В то же
время это возможность перейти на качественно новый уровень
профессионального мастерства. Как считал выдающийся отечественный
педагог Василий Сухомлинский,
источником и движущей силой самообразования есть потребность в знаниях «знать больше, чем я знаю
сегодня».
Самообразование как показатель профессионализма
Профессионализм является определенным брендом современного
образования. Он способствует не только самореализации специалистов, но и
обеспечивает качество образовательного процесса, и взаимодействие с
детьми, их родителями и коллегами.
К тому же развитие науки и появление новых технологий всегда
стимулировали педагога к непрерывному обучению в течение всей своей
профессиональной жизни. Это приоритетная задача, которая стоит перед
современным педагогическим работником, который обязательно должен
систематически пополнять и обновлять знания, приобретать новые умения и
навыки. Это необходимо для того, чтобы соответствовать уровню развития
современных детей, а следовательно уметь удовлетворить их образовательные
потребности. Впрочем, чтобы стать на путь самообразования и сделать его
интересным и познавательным, прежде всего для себя, специалист должен
определиться со своими интересами, которые и будут стимулировать
самообразовательную деятельность. Следовательно, сформировав круг своих
интересов на определенный период времени, специалист должен выяснить
собственные мотивы к самообразованию и наметить направления работы в
текущем году и в целом на будущее.
Профессиональное самообразование, как и любая другая деятельность,
основывается на достаточно сложной системе мотивов и источников
Самой действенной движущей силой и источником
активности.
самообразования любого специалиста является внутренняя потребность в
самосовершенствовании. Иначе говоря, когда профессиональная деятельность
приобретает для человека мотивированного, личностной, глубоко осознанной
ценностью, тогда и возникает потребность в самосовершенствовании, а
впоследствии начинается процесс самообразования. Также основой высокого профессионализма, кроме знаний, есть еще и
готовность специалиста их систематически пополнять. Так, готовность к
самообразованию — это состояние личности, которое характеризуется
положительным отношением к самообразованию и практическим овладением
навыков этого процесса.
Готовность педагогического работника к самообразованию определяют
такие факторы, как:
наличие
эмоциональноличностного
стремления
к
самосовершенствованию;
степень интеллектуального развития — умение анализировать и
обобщать, видеть межпредметные связи, иметь прочные знания, умения
и навыки, гибкость мыслительной деятельности;
умение работать с источниками информации, творчески использовать
усвоенные знания, самостоятельно их добывать, переносить опыт в
новую ситуацию.
Преимущества самообразования
Самообразовательная деятельность является высшей формой
познавательноучебной деятельности человека. Это самый сложный вид
образовательной деятельности.
В результате самообразовательной деятельности развиваются сильные
стороны успешной личности. К тому же такая деятельность имеет
значительные преимущества, определенные индивидуальностью современного
мира, в частности:
всегда есть возможность самостоятельно решать, когда и где узнавать
желаемое, не подстраиваясь при этом под определенные обстоятельства
или деятельность коголибо;
есть возможность самостоятельно определять свою цель, пути и
способы совершенствования. Так, педагог способен сказать «нет» тому,
что нарушает его планы. Кроме этого, он не требует внешнего контроля и обращает внимание, прежде всего на собственные потребности и
желания, а не на мнение окружения;
самообразование воспитывает сильную волю, формирует такие черты
характера, как целеустремленность, уравновешенность, упорство,
самостоятельность в принятии решений, умение противостоять
трудностям, отстаивать свои взгляды в том или ином вопросе, а также
умение объективно оценивать себя и прочее. Эти и многие другие
качества, несомненно, помогают педагогу в профессиональном
становлении, успешной самореализации, что является одним из главных
требований в современном обществе.
Направления самообразования
Самообразование становится профессиональным качеством, только при
условии, что оно способствует успешному выполнению профессиональных
задач.
обязанностей,
эффективному решению профессиональных
Следовательно, педагогу, прибегая к самообразованию, следует задуматься и
решить, какое из направлений лучше всего будет способствовать его
самоактуализации и самообучению. В частности, такие направления
самообразования:
профессиональное — соответствует направлению подготовки (то есть
зависит от предмета преподавания);
психологопедагогическое — ориентировано на совершенствование
педагогического взаимодействия с детьми, а также их родителями;
психологическое — способствует формированию определенного
имиджа, стиля общения, развивает искусство влияния и лидерские
качества и тому подобное;
методическое — способствует изучению технологий, форм, методов и
приемов обучения;
интеллектуальное — обеспечивает пополнение общеобразовательных
знаний; правовое — помогает сориентироваться в правом поле, что касается
образовательной деятельности;
информационнокомпьютерное — способствует овладению навыками
работы с новыми электронными ресурсами и технологиями;
эстетическое — расширяет картину мира человека, делает ее
одухотворенной, а также стимулирует личностное развитие средствами
театрального, изобразительного, вокального, танцевального искусства и
т. п;
историческое — обеспечивает понимание истории развития науки, а
также исследования, анализ и обобщение педагогического опыта
предшественников для улучшения современного образовательного
процесса;
лингвистическое — обеспечивает изучение иностранных языков;
политическое — расширяет политический кругозор, формирует
способность объективно анализировать политические события и
явления, что особенно необходимо в современных условиях;
здоровье сберегающее — помогает переориентировать образовательный
процесс в здоровье сберегающее русло как для ребенка, так и взрослого;
интересы и хобби — обеспечивает развитие и совершенствование
различных сфер личности.
Впрочем это не весь перечень направлений самообразования. Его можно
дополнять и расширять в соответствии с интересов, стремлений и
профессиональной необходимости конкретного педагогического работника.
Воспитатель сам должен быть тем, кем хочет сделать воспитанника.
Владимир Даль
Индивидуальная самообразовательная деятельность
Индивидуальная работа — одна из основных форм самообразования.
Она может охватывать различные виды деятельности, в частности:
научноисследовательскую работу по определенной проблеме;
посещение библиотек, изучение научнометодической и учебной
литературы; систематический просмотр соответствующих телепрограмм;
просмотр в интернете информации о достижениях науки в сфере
образования, а также обзор общепедагогических и психологических
новостей и т. д.;
прослушивание лекций, докладов;
посещение семинаров, тренингов, конференций, мастерклассов;
освоение информационнокомпьютерных технологий;
посещение театров, музеев, выставок, концертов и экскурсий;
общение с коллегами города, района, области непосредственно или с
помощью современных технологий (в интернете, по телефону и тому
подобное);
консультирование у опытных специалистов научных и научно
педагогических учреждений психологического и педагогического
направления, а также учреждений здравоохранения;
посещение занятий коллег, обмен мнениями по организации работы,
содержания образовательного процесса, методов преподавания;
теоретическая разработка и практическая апробация разных форм
занятий.
Каждый из этих видов индивидуального самообразования значительно
влияет не только на профессиональный рост педагога, но и на личное
развитие.
Сетевые педагогические сообщества
Сейчас все большую популярность приобретает такая форма
организации самообразования педагогов, как сетевые педагогические
сообщества. Это интернетресурсы, созданные для общения педагогов
единомышленников из разных районов, республик. Это позволяет педагогам
знакомиться и заимствовать определенные аспекты преподавания не только у
отечественных, но и иностранных коллег.
Сетевые сообщества открывают перед педагогами такие возможности, как:
использование открытых, бесплатных, размещенных в свободном
доступе электронных ресурсов;
самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков;
наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главное преимущество такой формы самообразования в том, что
методическая помощь является персональной и адресной, то есть попросить и
получить консультацию коллеги или специалиста в другой области можно в
любое удобное для педагога время. В то же время общение в сети интернет
дает возможность педагогампрактикам обмениваться собственным опытом.
Чтобы продуктивно общаться в профессиональных сетевых сообществах,
самих навыков уверенного пользования электронными ресурсами маловато.
Педагог должен в совершенстве владеть еще навыком критического
мышления.
Тот, кто мало знает, и научить сможет мало.
Ян Амос Коменский
Лучший опыт, интересные находки, самые действенные приемы иногда
бывают такими только в работе конкретного педагога. Ведь личность педагога
является определяющей в образовательном процессе. Кроме этого, в
педагогической деятельности большое значение имеет и коллектив детей с
которыми работает педагог. Поэтому, прежде чем заимствовать и внедрять в
собственный профессиональный опыт любую загадку, педагог должен
проанализировать ее, учитывая собственные ресурсы, опыт, знания, умения и
специфику обучающихся в целом и каждого ребенка в частности.
Случается, что определенная информация не является актуальной,
поэтому приходится на некоторое время ее отложить. Впрочем пополнять
копилку педагогических находок нужно всегда. Ведь за несколько лет придут
новые ученики со своими образовательными потребностями, которые
педагогу нужно будет сполна удовлетворить. Тогда и пригодится
педагогический прием, который он в свое время подсмотрел, но до сих пор не
применял. В то же время, обмениваясь опытом с коллегами, нужно помнить и о
самоуважении как к специалисту и к своей деятельности, знаний, умений, ведь
она удерживает педагога от бессмысленного копирования даже лучшего
опыта. Однако самоуважение не следует путать с самоуверенностью и
самовлюбленностью. Самоуважение, в первую очередь, не дает человеку
потерять свое Я и стимулирует его к анализу как своей деятельности, так и
деятельности других.
Следовательно, именно критическое мышление и самоуважение выводят
самообразование на уровень осознанности и внутренней потребности
личности.
Учитель живет, пока он учится.
Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
Константин Ушинский
Основным содержанием самообразования является обновление и
совершенствование знаний специалиста, его умений и навыков для
достижения желаемого уровня профессиональной компетентности. Каждый
педагог должен понимать, что самообразование — это осознанный процесс
(как
познавательной деятельности,
совершенствования любых
профессиональных, так и личностных) качеств или навыков, постоянный
поиск, рост и развитие. К тому же потребность в самообразовании всегда
защищает личность от интеллектуального обнищания.
Статья. Самообразование педагогического работника
Статья. Самообразование педагогического работника
Статья. Самообразование педагогического работника
Статья. Самообразование педагогического работника
Статья. Самообразование педагогического работника
Статья. Самообразование педагогического работника
Статья. Самообразование педагогического работника
Статья. Самообразование педагогического работника
Статья. Самообразование педагогического работника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.