В данной статье рассказывается о важности семейных традициях в семьях. Приведены примеры того каким образом можно внедрять данную тему в воспитательную работу классного руководителя, какие использовать материалы, на что делать упор. Данная статья может быть полезна учителям начальных классов при подготовке классных часов или внеклассных мероприятий.
статья ГОЛИКОВА МБОУ СОШ с.Корсаковка.docx
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
Голикова Ксения Алексеевна
учитель начальных классов, МБОУ «СОШ с. Корсаковка»
В традициях разных культур семья занимает первое место, ею всегда было принято
гордиться, на неё надеялись в трудные моменты жизни. Важное место в организации досуга
семьи занимают традиции и связанные с ними совместные дела. Как известно, традиция –
это обычай, установившийся порядок в поведении людей, в их быту. Семейными
называются такие традиции, которые переходят из поколения в поколение, передаются как
талисман по роду из семьи в семью. Семейные традиции, заполняя свободное время семьи,
являются залогом ее счастья и взаимопонимания.
Воспитание уважения к своей семье, к её традициям, обычаям является важным
направлением в воспитательной работе учителя. Именно в таком направлении работы
находят свое сочетание традиции и инновации. Внедрение в этот процесс инновационных
технологий является определяющей чертой современного образования. Мы, учителя, как
раз и являемся ключиком в этом замочке. Используя на внеклассных мероприятиях
современные технологии, мы помогаем нашим детям адоптироваться в быстро
меняющемся мире. Учим их вести диалог и монолог на любую интересующую их тему,
помогаем быть уверенными в себе.
В своей воспитательной работе учителю важно создать условия для формирования
представлений школьников о семье, семейных традициях не только своей конкретной
семьи, но традиции разных стран. Это становится актуальным в связи с повышенным в
последнее время вниманием к проблемам семьи, воспитанием чувств любви и гордости к
своей семье, уважением к родителям, развитие интереса к истории своей семьи, семейным
традициям. На таких занятиях должны ставится следующие задачи задачи: Способствовать
формированию нравственных качеств; способствовать развитию навыков общения, работы
в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую
оценку; Способствовать развитию духовнонравственного самосознания обучающихся.
К счастью, в наше современное время, есть множество возможностей сделать
классный час не только познавательным, но и интересным. Я убедилась на практике, что
детям нового поколения не интересно присутствовать на уроке, их увлекает сам процесс
при условии, что они являются полноправными участниками занятия. Ученикам нравиться
не только учиться самим, но и делиться своими знаниями. Именно эта возможность
нацеливает их искать новый материал, пополнять знания, самостоятельно готовиться к
таким внеклассным мероприятиям.
Поколение, которое представляло собой традиционные методики, требует
изменений, новых подходов. Внедрение нетрадиционных педагогических технологий
существенно изменило образовательновоспитательный процесс, что позволяет решать
многие проблемы развивающего, личностноориентированного обучения, дифференциации,
гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.
Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность
деятельности учителя и учеников, эффективность, мобильность, валеологичность,
целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в
учебном процессе, индивидуализация.
Каждый свой классный час я стараюсь разнообразить и использую для этого
инновационные технологии нашего времени. Возьму для примера классный час "Семейные
традиции".
Важной особенностью данной темы в воспитательной работе является то, что во
время мероприятия помимо семейных традиций семей учащихся были освещены традиции
других стран, что позволило детям узнать немного о укладе семьи других народов и
сравнить с семейными традициями россиян. Также это позволило сформировать вывод о том, что в каждой семье есть традиции, которые чтутся поколениями и самое главное в
каждой семье на первом месте должно стоять уважительное и чуткое отношение друг к
другу. Также такой классный час должен иметь.направленность на творческое развитие
учащихся, получения новых знаний, умения выделить важную и нужную информацию.
Среди многих методов обучения, я выбрала, словесный, а именно беседа, рассказ
(беседа на протяжении всего занятия, рассказво время изложения материала касаемо
традиций разных стран, традиции празднования дня рождения) объяснительно
иллюстративный (использовался также в ходе рассказа нового материала и при
выступлении учеников с сообщениями), работа в парах (составление коллажа «Семейные
традиции»), наглядный метод (на занятии использовалась демонстрация презентации,
соответствующая теме). Все учащиеся были задействованы в подготовке классного часа
(было дано задание найти и принести фотографии семейных праздников, своего дня
рождения, узнать есть ли в семье реликвия, 3 ученика подготовили сообщение о своей
семейной реликвии), что позволило вызвать большую заинтересованность к данному
мероприятию. Учебный материал, а именно рассказ о праздновании дня рождения, о
семейных традициях в Англии, Германии, Франции были составлены соответственно
возрасту и интересам учащихся.
Групповая работа, работа в паре, а именно создание коллажа вносит некоторое
разнообразие в традиционно сложившуюся структуру воспитательного процесса. Во
время проведения классных часов данной тематики очень актуально использование
компьютерные технологии, так как они не только помогают организовать учебный процесс
с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими
техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени
способствуют укреплению знаний. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача
обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик
компьютер». Компьютерное сопровождение занятий — это эффективное средство
предоставления новой информации или иллюстрации материалов классного часа.
Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя
и ученика во всех видах деятельности.
Для большей заинтересованности учащихся необходимо дать задание всему классу:
это может быть поиск фотографий с семейных праздников, рассказ о семейной традиции,
рассказ о семейной реликвии, совместное с родителями составление семейного
генеалогического древа, рассказ о прадедушке или прабабушки и т.д. Главное что бы такое
задание активизировало учащихся и вызвало у них интерес к изучению своей семьи, ее
традиций, а также способствовало росту познавательной деятельности во время
подготовки к занятию.
В заключительной части такого внеклассного мероприятия необходимо выполнение
творческой работы с ее демонстрацией. Это может быть коллаж, генеалогическое древо,
«письмо в будущее» и т.д. Главное, чтобы каждый учащийся в творческой деятельности
смог отразить свое отношение к семье, ее традициям и ценностям, понял важность
сохранения этих традиций для себя и важность уважительного отношения к членам своей
семьи. Такая творческая деятельность должна завершаться рефлексией, которая помогает
дать обратную связь для педагога, а именно дает возможность учителю увидеть достигнуты
ли цели занятия и в какой степени.
Я уверена в том, что благодаря современным технологиям, у учителя есть
возможность творчески подойти к созданию таких внеурочных мероприятий, вызывать
интерес учащихся и родителей. Привлекать самих детей и их родителей к подготовке
урока. Инновационные методы – это новые методы общения с учениками, позиция делового
сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам.
Инновационные методы – это методы, позволяющие нашим ученикам
самоутвердиться.
Список литературы:
1. Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных
классах. М.: Просвещение, 1975. 208с.
2. Педагогика: традиции и инновации: материалы V Mеждунар. науч. конф. (г.
Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – vi, 192 с.
Статья "Семейные традиции"
Статья "Семейные традиции"
Статья "Семейные традиции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.