Статья «Школьный музей как важный аспект патриотического и духовно-нравственного воспитания»
Оценка 4.9
Научные работы
docx
администрации +1
Взрослым
26.03.2017
Статья о важных аспектах музейной педагогики в школе.
Невозможно считать патриотом человека, не знающего историю своей страны, не знакомого с культурой своего народа. Познание родной истории напрямую связано с поиском самоопределения. Определение себя как части общества, отождествление своей личности с понятием «гражданин Казахстана» - важный момент в духовном и эмоциональном развитии ребенка.
В современных условиях именно школа стала центром патриотического воспитания подрастающего поколения. Знание истории своего края несет не только интеллектуальную нагрузку, но и обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. Говоря словами Ушинского – воспитание патриотизма – это целенаправленный процесс формирования «человека в человеке», при правильной организации он воздействует не только на ум, но и на душу и сердце. С его точки зрения большим воспитывающим потенциалом обладают все учебные предметы, особенно те, которые связаны с изучением родной природы, географии, истории, языка и литературы. И, конечно, в этой связи, активизируется социально-педагогическая направленность в деятельности школьных музеев.Статья о важных аспектах музейной педагогики в школе.
Невозможно считать патриотом человека, не знающего историю своей страны, не знакомого с культурой своего народа. Познание родной истории напрямую связано с поиском самоопределения. Определение себя как части общества, отождествление своей личности с понятием «гражданин Казахстана» - важный момент в духовном и эмоциональном развитии ребенка.
В современных условиях именно школа стала центром патриотического воспитания подрастающего поколения. Знание истории своего края несет не только интеллектуальную нагрузку, но и обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. Говоря словами Ушинского – воспитание патриотизма – это целенаправленный процесс формирования «человека в человеке», при правильной организации он воздействует не только на ум, но и на душу и сердце. С его точки зрения большим воспитывающим потенциалом обладают все учебные предметы, особенно те, которые связаны с изучением родной природы, географии, истории, языка и литературы. И, конечно, в этой связи, активизируется социально-педагогическая направленность в деятельности школьных музеев.
Статья школьный музей как важный аспект патриотического и духовно-нравственного воспитания.docx
«Школьный музей как важный аспект патриотического и
духовнонравственного воспитания»
Патриотическое воспитание подрастающего поколенияодна из главных
задач нашего современного общества, а детствосамая благодатная пора для
формирования чувства любви к Родине.
Патриотизм начинает формироваться в семье, где в сознании человека
закладывается образ Родины и личностное отношение к ней, воспитывается
ответственное отношение к своей стране,
населяющим ее людям,
ее интересам. Я думаю, слова великого мыслителя АльФараби о том, что
«образование, полученное без воспитания, может обернуться против
человечества», актуальны и сегодня.
Невозможно считать патриотом человека, не знающего историю своей
страны, не знакомого с культурой своего народа. Познание родной истории
напрямую связано с поиском самоопределения. Определение себя как части
общества, отождествление своей личности с понятием «гражданин
Казахстана» важный момент в духовном и эмоциональном развитии ребенка.
В современных условиях именно школа стала центром патриотического
воспитания подрастающего поколения. Знание истории своего края несет не
только интеллектуальную нагрузку, но и обогащает духовно, развивает
чувство патриотизма, гордости за свой народ. Говоря словами Ушинского –
воспитание патриотизма – это целенаправленный процесс формирования
«человека в человеке», при правильной организации он воздействует не
только на ум, но и на душу и сердце. С его точки зрения большим
воспитывающим потенциалом обладают все учебные предметы, особенно те,
которые связаны с изучением родной природы, географии, истории, языка и
литературы. И, конечно, в этой связи, активизируется социально
педагогическая направленность в деятельности школьных музеев.
Ведь школьные музеи играют особую роль: интегрируют в себе все эти
предметы, расширяя кругозор учащихся, а музейная педагогика помогает в
силу своего междисциплинарного характера.
Понимание огромных возможностей образования и "воспитания историей"
привело к осознанию активного участия самих учителей и их воспитанников в
краеведческих исследованиях. Как сохранить этот уникальный материал для
современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности
для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его
развивать творческие способности учащихся, воспитывать у них уважение к
культуре и истории родного края? Достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой,
краеведческой деятельности является школьный музей.
.
От простой созерцательной экскурсии школьный музей может «продвигать»
ребёнка к осмыслению более серьёзных вопросов и проблем как родного края,
так и истории, культуры, науки страны в целом. Музей – это хранитель
памяти, а историческая память важна и необходима – во все времена и в
любом государстве.
Школьный музей – это место, которое объединяет единой целью детей
разных учебных возможностей: от интеллектуалов до школьников с особыми
образовательными потребностями.
Любви к Родине нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для
этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
Поисково
исследовательская деятельность школьника – основная форма краеведческой
работы на базе музея. И в этом школьный музей – одно из самых действенных
орудий воспитания патриотизма, любви к своей земле.
Участие детей в поисковособирательной работе, изучении и описании
музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров,
конференций способствует заполнению их досуга.
В процессе
исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами
и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в
ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не
предусмотренных школьной программой. Кроме того, учащиеся постигают
азы исследовательской деятельности. Путешествуя по родному краю, изучая
памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и
очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми
изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и
архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по
истории, культуре и природе своего города, школы учатся понимать, как
история малой Родины связана с историей всего Казахстана, как различные
исторические,
политические и социальноэкономические процессы,
происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в
родном городе, школе. И, очень важный психологический аспект музеев
состоит в том, что эта деятельность позволяет развивать качества так
необходимые в жизни: коммуникабельность и речь, умение общаться с людьми
разных возрастов и социальных групп, формировать ответственность и инициативность. Учит правильно организовать свободное время, помогает в
социальном определении.
Организация школьного музея стала одной из лучших форм общественно
полезной работы юных краеведов, объединяющая не только актив и совет
музея, но и широкие массы учащихся, учителей, родителей, бабушек и
дедушек, совета ветеранов, общественности. Музейная образовательная среда
помогает выполнять воспитательные функции, формирует практические
навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает общественную
активность учащихся, дает возможность развивать у учащихся творческие
способности, развивать коммуникативность. У современных учащихся новое
мировоззрение и естественно, чтобы воспитать их патриотами и гражданами
своей страны нужно воспитывать их на прошлом наследии, но применяя
современные методы, формы и подходы для привития правил и норм
общественной жизни. Поэтому патриотическое, гражданское и духовно
нравственное воспитание средствами школьного музея имеет огромное
значение в становлении личности, является эффективным методом
совершенствования образовательной среды.
В школах города Костаная большое внимание уделяется работе с
учащимися и их родителями по воспитанию и развитию патриотичной,
духовнонравственной личности, способной жить в динамично меняющемся
мире. Практически во всех школах города есть краеведческие и музейные
уголки или музейные комнаты, а в восьми школах города работают
полноценные музеи: ФМЛ, ГМГ, СШ №23, ООШ №14, СШ №9, ГСМ, СШ №
22, СШ № 4.
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль
ветеранов Великой Отечественной войны, узников фашистских концлагерей,
военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным
является связь со школой ветеранов ВОВ и труда. Рассказы на уроках
мужества о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей и работе в тылу
позволяют учащимся знакомиться с участниками и очевидцами войны.
Заставляют задуматься детей о значимости этих людей для страны, своей
малой Родине. Такие встречи делают исторический материал интереснее и
нагляднее для ребят, неся большую воспитательную нагрузку. Постоянная работа, направленная на придание историческому материалу личностно
значимого характера, позволяет обогатить внутренний мир учащихся.
Традиционно, в школах нашего города, в рамках патриотических акций и
тематических мероприятий проводятся совместные встречи с ветеранами,
учащиеся проводят для них праздники, приглашают на всевозможные
школьные мероприятия, учащиеся помогают ветеранам в уборке их жилья,
приносят продукты и лекарства, просто посещают их, ведь часто нужна не
конкретная помощь, а душевные разговоры. В свою очередь ветераны, кроме
воспитательной деятельности, активно участвуют в сборе материалов для
музеев и краеведческих уголков.
И, все же, школьный музей не должен ограничиваться одной поисковой
деятельностью. К работе музея относятся конференции, митинги, конкурсы
патриотической песни, фольклорные праздники, митинги, вечера встреч
выпускников школы. Такой широкий спектр позволяет привлечь к активной
деятельности многих школьников и помогает превратить школьный музей в
центр гражданскопатриотического воспитания. Здесь можно ощутить себя
частью истории, личностью, способной повлиять на её ход. Атмосфера
школьного музея проникнута теплотой и заботой щедрых сердец тех, кто
пополняет его фонд, ведёт исследовательскую и поисковую работу.
Любовь к Родине незаметна. О ней не кричат на всех углах. Она рождается от
щемящего чувства причастности к тому, что происходило до тебя и будет
происходить после. От веры, что история твоей школы, твоего города,
история нашей страны твоя личная история. Вот почему так важен
настоящий живой школьный музей.
Таким образом, именно школьный музей играет огромную роль в воспитании
у подрастающего поколения таких качеств, как гражданственность и
патриотизм, способствует развитию их гражданской компетентности,
самостоятельности, духовной целостности, учит не быть «непомнящим
родства», любить свои корни, свою Родину, гордиться подвигами своих
земляков и брать с них пример. Помогает ребенку прожить не одну свою
жизнь, а сотни других жизней, помогает задуматься над тем, что его
окружает: над семейной реликвией и собственной родословной, кто он есть и
зачем живет, что он оставит своим потомкам.
В заключении хочется сказать, что школьный музей располагает богатым
социальновоспитательным потенциалом и позволяет осуществлять
организованную познавательную,
творческую
создает благоприятные условия для осуществления
деятельность,
патриотического, нравственного, эстетического воспитания подрастающего
поколения.
культурнодосуговую,
Статья «Школьный музей как важный аспект патриотического и духовно-нравственного воспитания»
Статья «Школьный музей как важный аспект патриотического и духовно-нравственного воспитания»
Статья «Школьный музей как важный аспект патриотического и духовно-нравственного воспитания»
Статья «Школьный музей как важный аспект патриотического и духовно-нравственного воспитания»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.