Статья "Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку "
Оценка 4.8

Статья "Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку "

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русский язык
10 кл—11 кл
12.10.2018
Статья "Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку "
Статья о системе подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку содержит ряд методических рекомендаций. Рассказано об организации подготовки и основных этапах . Обращено внимание на дополнительные занятия с учащимися. Представлена методика работы. Особо уделено внимание выполнению задания с развёрнутым ответом.статья с методическими рекомендациями по организации подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку..docx
Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку учителя Банновой О.Н.     Для меня как учителя русского языка и литературы каждый учебный год  становится годом поиска разнообразных форм  и методов обучения для  успешной сдачи учащимися ЕГЭ, который,  согласитесь, внес существенные  коррективы в работу учителя, заставил работать и мыслить по­новому.      И первое правило, которое  я использовала в работе, ­ «Учись учиться!»  Это правило,  прежде всего, касается личности  учителя.  По­моему, нельзя  добиться успеха, если сам плохо представляешь структуру экзамена,  особенности заданий, трудные темы. Мне  пришлось прорешать не один  десяток тестовых  вариантов, чтобы по­настоящему разобраться во всех  нюансах предлагаемых заданий.     Вначале я тщательно изучила нормативную документацию  образовательных  Интернет­сайтов,  материалы экзаменов предыдущих лет,  проанализировала содержание  учебников, по которым предстоит работать.   И выяснила, что  ни один из ныне действующих учебников для  общеобразовательных школ не отвечает требованиям ЕГЭ полностью. Тогда я стала искать: обращалась за методической помощью к своим опытным   коллегам, посещала курсы повышения квалификации, проштудировала  большое количество методической литературы. И постепенно система  подготовки к ЕГЭ по русскому языку стала  вырисовываться.       Передо мной стояла важная задача: целенаправленное обобщающее  повторение материала, изученного в 5–9­х классах. Я понимала, что многие  знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто  психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь  быстро и без ошибок заполнять бланки.       Для решения этой задачи из всего калейдоскопа методик я выбрала  технологию сотрудничества, основанную на принципах личностно­ ориентированного подхода к обучению и воспитанию.     Мое педагогическое  кредо ­  развивая креативность и успешность обучающихся, воспитать  учеников, способных превзойти своего учителя.     Я всегда стремлюсь к  тому, чтобы мои ученики полюбили мой предмет  так, как люблю его я.  Стараюсь создавать на уроках благоприятные условия  для пробуждения и  развития познавательного интереса к учению: ситуацию поиска,  исследования, ситуацию успеха.         А слово  успех, как вам известно, произошло от слова успеть. И действительно,  для подготовки к ЕГЭ нужно было многое успеть сделать не  только ученикам, но и учителю. Но обо всем по порядку.    Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ я  начинаю с  информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой  работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ. На первых уроках  русского языка в 10 классе происходит знакомство учащихся с формой  проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями  оценки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь  учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD­диски и   рекомендую школьникам, какими  Internet­ресурсами он может  воспользоваться.         Когда начинаю работу в 10 классе,  в сентябре провожу диагностический  тест за курс 5­9 классов, который позволяет выявить проблемы в области  орфографии, пунктуации, теории языка.       Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они  посмотрели на свои пробелы в знаниях и  пришли к выводу о необходимости  серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной  домашней работе. Условием реализации следующего этапа является  обеспечение всех учащихся контрольно­измерительными материалами. В  начале учебного года организованно приобретаем сборники тестовых заданий  на каждого ученика. Ими стали сборники И. П. Цыбулько,  Н.А. Сениной и  Ю.Н. Гостевой, В.В. Львова.         Особо остановлюсь на обучающем этапе. От учителя требуется создание  целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему  позволяют КИМы ЕГЭ по русскому языку.  Знания сведений теоретического  характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии  и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для  успешного выполнения заданий ЕГЭ. Вспоминаем и восстанавливаем,  систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций,  презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим  находить и повторять материал по определенной теме или блоку.  Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция  учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я  предлагаю  сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; какой параграф; где  можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме).  Ребята самостоятельно стараются представить тему, создавая  тематическую  тетрадь.       Для тренировки  берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям (1, 2  и т.д.) позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать  быстрого успеха, каждое задание  надо решить по алгоритму примерно 30­40  раз, только тогда появится уверенность и четкость.      Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную  картотеку ошибок.          Материалы собираются в тетрадь  учета, затем каждый ученик работает  над  своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно  организовать индивидуальную работу с учащимися.       Через некоторое время снова проводим промежуточный тест и проверяем. И снова работаем над ошибками.       На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по  вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников.   Работе с  орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11­х классах  посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и  отдельные задания, используемые в ходе занятия.      Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная  «разминка» состоит, например, из следующих этапов:  работа над  произношением и лексическим значением слов; задания по словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический  разбор  предложений; работа по исправлению грамматических  ошибок. Таким  образом, разнообразные практические задания в ходе  разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому  языку. Необходимо помнить о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу»,  нужно активно вводить тестовые технологии в систему обучения. Поэтому  отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 7­го  класса.  А с тестами начинаю работать с 5 класса.                 Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися  после уроков, которые позволяют повторить грамматику языка, собрав  разрозненные правила в чёткую структуру. Кроме этого, можно уделить  внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить,  понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями. Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем  частям ЕГЭ, включая и расход времени на каждую часть. Обязательно  использование во время работы справочных лингвистических материалов,  таблиц и схем, алгоритмов.         Для подготовки заведены дополнительные тетради, где  работа ведётся  по теоретическому блоку и практическому блоку. На каждого ученика  разработаны индивидуальные маршрутные листы, где наглядно можно  увидеть  те темы, которые вызывают затруднения при работе с КИМами.      Постоянно  внедряю в планы уроков практические занятия по наработке  объема выполнения тестов и их правильности. В начале каждого урока   организовываю работу по повторению основных орфографических  правил. Особое внимание уделяю заданию 27.  При подготовке к написанию  сочинения  учащиеся пользуются  учебно­методическим пособием  Е.А.  Сениной, А.Г. Нарушевича «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной  подготовки».                                                                                                                   Работу над сочинением  начинаю с ознакомления с критериями оценивания  ответа на задание 27, затем продолжаю обучению правилам построения  текста сочинения.       Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это  уже большой процент успеха. Для учеников готовлю памятки в помощь, где  пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе  текста, даю под запись языковые, речевые стандарты,  используемые при  рецензировании.                          А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст,  определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог.       Предлагаю в помощь учащимся тексты­образцы. Большим подспорьем  является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих  сочинений­рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии  оценивая задания 27, проверяет и выставляет баллы за работу другого  ученика.      Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится  анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему,  изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.   И результат не заставил себя ждать: несмотря на повышенный уровень  сложности задания, все одиннадцатиклассники  научились писать сочинение.  Из выпускников прошлого года минимальный балл за сочинение 16 (из 23) 9  человек набрали 20­22 баллов и 2 ученика 23 балла из 24)      Следующий этап ­ репетиционный (пробный школьный экзамен) и  последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ  результатов ЕГЭ, выявление недочетов. И самое главное – учу детей  не бояться! Очень важно, чтобы дети усвоили  одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к  экзамену. Истина эта кажется банальной. Но для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность  подготовки к этому экзамену.        Мне удалось остановиться  на основных моментах своей работы, а  результаты говорят, что она эффективна. Все выпускники на  экзамене по  русскому языку подтвердили свои отметки, получили от 60 до 96 баллов.  Средний балл – 77.  На мой взгляд, составляющие успеха моих учеников –  это,  прежде всего, целеустремленность, упорный труд и вера в себя, в свои силы.  Хочется верить в то, что выпускники на экзамене улучшат свой  результат и оправдают наши надежды.              Дорогие коллеги,  я искренне желаю вам оптимизма, неиссякаемой  энергии, уважения и поддержки коллег,  успешного воплощения самых  смелых творческих замыслов.  А вам, уважаемые родители, желаю здоровья,  терпения и веры в своих детей!

Статья "Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку "

Статья "Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку "

Статья "Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку "

Статья "Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку "

Статья "Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку "

Статья "Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку "

Статья "Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку "

Статья "Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку "

Статья "Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку "

Статья "Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2018