Статья "Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку "
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русский язык
10 кл—11 кл
12.10.2018
Статья о системе подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку содержит ряд методических рекомендаций. Рассказано об организации подготовки и основных этапах . Обращено внимание на дополнительные занятия с учащимися. Представлена методика работы. Особо уделено внимание выполнению задания с развёрнутым ответом.статья с методическими рекомендациями по организации подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку..docx
Система работы по подготовке учащихся
к сдаче ЕГЭ по русскому языку
учителя Банновой О.Н.
Для меня как учителя русского языка и литературы каждый учебный год
становится годом поиска разнообразных форм и методов обучения для
успешной сдачи учащимися ЕГЭ, который, согласитесь, внес существенные
коррективы в работу учителя, заставил работать и мыслить поновому.
И первое правило, которое я использовала в работе, «Учись учиться!»
Это правило, прежде всего, касается личности учителя. Помоему, нельзя
добиться успеха, если сам плохо представляешь структуру экзамена,
особенности заданий, трудные темы. Мне пришлось прорешать не один
десяток тестовых вариантов, чтобы понастоящему разобраться во всех
нюансах предлагаемых заданий.
Вначале я тщательно изучила нормативную документацию
образовательных Интернетсайтов, материалы экзаменов предыдущих лет,
проанализировала содержание учебников, по которым предстоит работать.
И выяснила, что ни один из ныне действующих учебников для
общеобразовательных школ не отвечает требованиям ЕГЭ полностью. Тогда я
стала искать: обращалась за методической помощью к своим опытным
коллегам, посещала курсы повышения квалификации, проштудировала
большое количество методической литературы. И постепенно система
подготовки к ЕГЭ по русскому языку стала вырисовываться.
Передо мной стояла важная задача: целенаправленное обобщающее
повторение материала, изученного в 5–9х классах. Я понимала, что многие
знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто
психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь
быстро и без ошибок заполнять бланки.
Для решения этой задачи из всего калейдоскопа методик я выбрала
технологию сотрудничества, основанную на принципах личностно
ориентированного подхода к обучению и воспитанию. Мое педагогическое
кредо развивая креативность и успешность обучающихся, воспитать
учеников, способных превзойти своего учителя. Я всегда стремлюсь к
тому, чтобы мои ученики полюбили мой предмет так, как люблю его я.
Стараюсь создавать на уроках благоприятные условия для пробуждения и
развития познавательного интереса к учению: ситуацию поиска,
исследования, ситуацию успеха.
А слово успех, как вам известно, произошло от слова успеть. И действительно, для подготовки к ЕГЭ нужно было многое успеть сделать не
только ученикам, но и учителю. Но обо всем по порядку.
Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ я начинаю с
информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой
работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ. На первых уроках
русского языка в 10 классе происходит знакомство учащихся с формой
проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями
оценки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь
учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CDдиски и
рекомендую школьникам, какими Internetресурсами он может
воспользоваться.
Когда начинаю работу в 10 классе, в сентябре провожу диагностический
тест за курс 59 классов, который позволяет выявить проблемы в области
орфографии, пунктуации, теории языка.
Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они
посмотрели на свои пробелы в знаниях и пришли к выводу о необходимости
серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной
домашней работе. Условием реализации следующего этапа является
обеспечение всех учащихся контрольноизмерительными материалами. В
начале учебного года организованно приобретаем сборники тестовых заданий
на каждого ученика. Ими стали сборники И. П. Цыбулько, Н.А. Сениной и
Ю.Н. Гостевой, В.В. Львова.
Особо остановлюсь на обучающем этапе. От учителя требуется создание
целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему
позволяют КИМы ЕГЭ по русскому языку. Знания сведений теоретического
характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии
и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для
успешного выполнения заданий ЕГЭ. Вспоминаем и восстанавливаем,
систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций,
презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим
находить и повторять материал по определенной теме или блоку.
Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция
учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения,
где можно найти нужный материал (в каком учебнике; какой параграф; где
можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме).
Ребята самостоятельно стараются представить тему, создавая тематическую
тетрадь.
Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям (1, 2
и т.д.) позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать
быстрого успеха, каждое задание надо решить по алгоритму примерно 3040
раз, только тогда появится уверенность и четкость.
Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную
картотеку ошибок.
Материалы собираются в тетрадь учета, затем каждый ученик работает
над своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно
организовать индивидуальную работу с учащимися.
Через некоторое время снова проводим промежуточный тест и проверяем.
И снова работаем над ошибками.
На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по
вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников. Работе с
орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11х классах
посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и
отдельные задания, используемые в ходе занятия.
Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы
помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная
«разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над
произношением и лексическим значением слов; задания по словообразованию;
орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор
предложений; работа по исправлению грамматических ошибок. Таким
образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают
надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому
языку.
Необходимо помнить о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу»,
нужно активно вводить тестовые технологии в систему обучения. Поэтому
отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 7го
класса. А с тестами начинаю работать с 5 класса.
Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися
после уроков, которые позволяют повторить грамматику языка, собрав
разрозненные правила в чёткую структуру. Кроме этого, можно уделить
внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить,
понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.
Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем
частям ЕГЭ, включая и расход времени на каждую часть. Обязательно
использование во время работы справочных лингвистических материалов,
таблиц и схем, алгоритмов.
Для подготовки заведены дополнительные тетради, где работа ведётся
по теоретическому блоку и практическому блоку. На каждого ученика
разработаны индивидуальные маршрутные листы, где наглядно можно
увидеть те темы, которые вызывают затруднения при работе с КИМами.
Постоянно внедряю в планы уроков практические занятия по наработке
объема выполнения тестов и их правильности. В начале каждого урока
организовываю работу по повторению основных орфографических
правил. Особое внимание уделяю заданию 27. При подготовке к написанию
сочинения учащиеся пользуются учебнометодическим пособием Е.А.
Сениной, А.Г. Нарушевича «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной
подготовки».
Работу над сочинением начинаю с ознакомления с критериями оценивания
ответа на задание 27, затем продолжаю обучению правилам построения
текста сочинения.
Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это
уже большой процент успеха. Для учеников готовлю памятки в помощь, где
пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе
текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при
рецензировании.
А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст,
определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать
позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог.
Предлагаю в помощь учащимся текстыобразцы. Большим подспорьем
является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих
сочиненийрассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии
оценивая задания 27, проверяет и выставляет баллы за работу другого
ученика.
Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится
анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему,
изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.
И результат не заставил себя ждать: несмотря на повышенный уровень
сложности задания, все одиннадцатиклассники научились писать сочинение.
Из выпускников прошлого года минимальный балл за сочинение 16 (из 23) 9
человек набрали 2022 баллов и 2 ученика 23 балла из 24)
Следующий этап репетиционный (пробный школьный экзамен) и
последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ
результатов ЕГЭ, выявление недочетов.
И самое главное – учу детей не бояться! Очень важно, чтобы дети усвоили
одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, результат будет
прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к
экзамену. Истина эта кажется банальной. Но для успешной подготовки к ЕГЭ
учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность
подготовки к этому экзамену.
Мне удалось остановиться на основных моментах своей работы, а
результаты говорят, что она эффективна. Все выпускники на экзамене по
русскому языку подтвердили свои отметки, получили от 60 до 96 баллов.
Средний балл – 77. На мой взгляд, составляющие успеха моих учеников –
это, прежде всего, целеустремленность, упорный труд и вера в себя, в свои силы. Хочется верить в то, что выпускники на экзамене улучшат свой
результат и оправдают наши надежды.
Дорогие коллеги, я искренне желаю вам оптимизма, неиссякаемой
энергии, уважения и поддержки коллег, успешного воплощения самых
смелых творческих замыслов. А вам, уважаемые родители, желаю здоровья,
терпения и веры в своих детей!
Статья "Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку "
Статья "Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку "
Статья "Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку "
Статья "Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку "
Статья "Система работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.