Урок-конференция " Что мы узнали о словах русского языка" 4 класс русский язык
Оценка 4.9

Урок-конференция " Что мы узнали о словах русского языка" 4 класс русский язык

Оценка 4.9
Презентации учебные
docx
русский язык
10 кл—11 кл
12.03.2024
Урок-конференция " Что мы узнали о словах русского языка" 4 класс русский язык
Презентация к уроку с технологической картой урока по русскому языку в 4 классе
Урок- конференция.docx

Урок русского языка

Провела: Гурдаева Валентина Александровна

Тема урока: Что мы знаем о словах?

Класс: 4 класс

УМК: «Школа России»

Тип урока: Урок- конференция.

Цель:  К концу урока учащиеся систематизируют  знания о   словах  в речи, языке.

Задачи:  

1)    развивать умение различать понятия: слово, часть речи, член предложения;

2)      повторить, что главное в слове – его значение, вспомнить с каких точек зрения можно смотреть на слово;

3)     развивать речь, наблюдательность, орфографическую зоркость, память, внимание, мышление;

4)     создать условия для достижения следующих метапредметных результатов:

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; ставить учебные задачи с помощью учителя; учитывать выделенные действия в учебном материале в сотрудничестве со сверстниками и учителем.

Коммуникативные: работать в паре; слушать и вступать в диалог; высказывать своё мнение; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: проявлять уважительное отношение к иному мнению; проявлять познавательный интерес к учебному материалу.

 

Оборудование: Интерактивная доска,  презентация к уроку, карточки с заданиями.

 

Литература:

1.      УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Учебник «Русский язык» для 4 класса. В двух частях. Часть 2. Издательство «Просвещение» Смоленск. 2015 год.

2.     ВПР « Русский язык» Е.В. Волкова, Н.И. Ожогина, А.В. Тарасова Издательство « Экзамен» Москва 2023год.

 

Технологическая карта урока

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.

(Содержание учебного материала)

 

1.     Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся.

- Здравствуйте. Сегодня на урок к нам пришли гости. Поприветствуем их.

 

- Я вижу, что к уроку вы уже приготовились. Предлагаю сделать еще вот что: давайте закроем на несколько секунд глаза, вспомним о чем-нибудь хорошем и улыбнёмся.

Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.

Да и в любом деле главное – доброе начало.

Приветствуют. Проверяют рабочее место, настраиваются на работу.

Десятое ноября.

Классная работа.

 

2.   Работа со словом. Актуализация знаний о слове.

Цель: обобщение знаний учащихся по теме: «Слово»

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

- Сегодня у нас будет необычный урок. Мы проведем урок- конференцию.

- Что такое конференция? Как вы это понимаете?

- Чем занимаются на конференции?

- Как вы думаете, с чего начинается любое выступление?

- Как правило, оно начинается с определения темы.

- И мы начнем наш урок с определения темы.

Высказывания учащихся.

(-поиск нового;

- изучение какой-либо проблемы и написание научной работы

 

- С определения темы урока- конференции.

 

 

 

 

 

Конференция – собрание отдельных людей или представителей организаций для обсуждения конкретных тематических вопросов.

План работы, темы выступлений, регламент.

 

 

 

 

3.   Формулировка темы урока. Постановка учебной задачи (проблемы)

Цель: Актуализировать знания и наблюдения детей, формировать тему и задачи урока.

- Кто может сформулировать тему урока? 

-  Я как научный руководитель, считаю, что мы сможем решить следующие задачи исследования:

Задача 1: Рассмотреть слово с разных точек зрения;

 Задача 2 – будет определена по ходу работы.

- Что из литературы нам понадобится для исследования?

- Итог: сегодня нам с вами предстоит действительно трудная работа. Мы постараемся вспомнить все о главном работнике в языке, рассказать, что вы о нем теперь знаете после 4 лет обучения.

- «Что мы знаем о словах?»

- Привести наши знания о слове в порядок. (Систематизировать)

 

 

 

 

 

 

 

 

- Учебник, словари.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Рассуждение и решение поставленной задачи.

 

Цель: развивать умение находить новый способ действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Работа с учебником   ВПР. Вариант  4                    Задание №9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Работа со словарем в учебнике с.158.

- Давайте еще раз уточним, кого же мы называем главным работником в языке?

- Почему?

- В речи мы выражаем свои мысли и чувства, о чем-то сообщаем, спрашиваем, но делая это, мы должны что-то называть, на что-то указывать. Общаться, обмениваться мыслями мы можем только тогда, когда воспользуемся словами.

- Вспомним , что мы знаем о слове?

- Начинаем работу.

Трек №1

Перед вами, слайд 3

- У каждого слова есть значение. Что бывает, если мы не понимаем значение слов?
- Сможем ли мы понять смысл текста, не понимая значения слов, которые в нем использованы?
- Как нужно поступить, когда не знаем значение слов?
- Обратимся к Толковому словарю и узнаем значения этого слова.

 

 

 

-Прочитать текст. Найти слово в предложении. Записать значение слова.

 

Трек №2

 

 

 

 

 

Трек №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трек №4

 

 

 

 

 

 

Трек №5

- Слово.

 

 

Высказывания учащихся.

 

 

 

 

 

Сорока, Желтый,

 

 

 

 

 

 

- Западня- это ловушка для ловли птиц ( зверей)

 

 

 

 

 

Игра « Угадай слово».

 

 



 

Файл, ракета, бренд, айпад, космодром, компьютерю, тренд.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекси́ческое значе́ние слова —предметно-понятийное содержание слова, обобщённо отражающее знание о предмете. Соотношение звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности. Лексическое значение включает в себя не всю совокупность признаков, присущих какому-либо предмету, явлению, действию и т. д., а только наиболее существенные, помогающие отличить один предмет от другого.

 

Однозначные слова — слова, у которых есть только одно лексическое значение, например: сорока, жёлтый, мечтать.

- Слова-карточки, рисунки.

 

 

 

 

Многозначные слова — слова, у которых есть два и более лексических значения, например: ножка, шляпка, идти.

 

 

Устаревшие слова — слова, которые перестали активно использоваться в повседневной речевой практике носителей языка. В словарях такие слова отмечаются пометкой устар.

Архаизмы — это устаревшие названия предметов и явлений, у которых есть другие, современные названия.

Историзмы — это устаревшие слова, которые вышли из активного употребления в связи с исчезновением предметов, явлений, понятий.

 

Неологизмы (от греческого «нео» и «логос» — новые слова) — это слова или словосочетания, которые не так давно появились в языке для обозначения новых предметов, понятий и явлений. В каждый отрезок времени неологизмами служат разные слова.

 

 

Заимствованное слово -это слово, постоянно заимствованное из одного языка (языка-донора) и включенное в другой язык без перевода.

 

7.Физкультминутка

 

Цель: Сохранение здоровья детей, снятие усталости. Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

«Делай все наоборот»

Повторяют движения за ведущим.

 

 

8.Работа с текстом

Трек№6

 

 

 

 

 

Трек №7

 

 

Трек№8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трек №9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- ВПР, задание №10

 

Карточки-картинки.

Лук, киви, ключ, коса.

Одетые леса, рыжая лиса.

 

 

 

Три подружки, три морковь.

 Мой рассказ, мой руки.

 

 

 

ВПР, задание №15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

 

 

Синонимы – это слова, близкие по значению.

 

Омо́нимы — одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка. 

Омофоны – это такие слова, которые звучат одинаково, но при этом омофоны могут писаться по-разному. И главное – обозначают

совершенно разные вещи.

Омоформы — слова, которые совпадают в какой-то одной грамматической форме 

 

 

 

Фразеологизм — устойчивое сочетание слов, которое имеет постоянное звучание и значение. В речи употребляется как готовая единица, это сближает фразеологизм со словом (повесить нос — загрустить, умыть руки — отстраниться от участия в чём-либо, снять с себя ответственность).

Если убрать или заменить какое-нибудь слово во фразеологизме, он уже не будет иметь присущего ему значения.

 

5.     Обобщение выводов.  

Цель: Продолжение  работы над восприятием и усвоением нового теоретического материала.

 

 

- Давайте подведем итоги, опираясь на полученный опыт и  ответим на вопрос, который поставили в начале урока.

«Что мы знаем о словах?»

- Ребята, сегодня мы с вами вспоминали, что знаем о словах. А почему весь урок работали с текстам, словарями?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

6.                 Включение нового знания в систему знаний

 

 

 

Чтобы хорошо  понимать тексты и уметь их создавать, нужно знать значение слов, понимать, чем является слово ( какой частью речи и каким членом предложения).

Рассказ учащихся о слове.

Главный работник в языке слово. Слово состоит из звуков, которые обозначаются буквами. Каждое слово имеет значение – лексическое. Значение бывает прямым и переносным. У слова бывает лексическое значение и грамматическое. Слово является частью речи, Части речи бывают самостоятельными или служебными. Слово является членом предложения. Члены предложения бывают главными: подлежащее, сказуемое и второстепенными: обстоятельство, определение, дополнение.

Слово играет очень важную роль в устной и письменной речи.

 

7.                 Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

 

Цель: Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты. Проанализировать  и дать оценку успешности достижения цели.

 

Формирование умения осуществлять самооценку совместной учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

- Давайте сделаем выводы по нашему исследованию.

- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Что поняли, узнали, научились?

- Получилось ли решить поставленные задачи?
- Какой продукт исследования мы получили?
- Пригодиться ли вам схема «Слово» в дальнейшем обучении?

- Схему вы забираете себе, это ваша опора и шпаргалка.

 

Оценивание учеников.

 

– У вас на столах лежат листки, на них лесенка. Это ваша лесенка успеха

Оцените себя на уроке:

1-ая ступень – испытал трудности в усвоении нового материала;

2-ая – были сложности, но понял новый материал;

3-ая – сложностей не испытывал, всё было понятно



Цель: Обобщить, что мы знаем о словах.

Задачи:

- рассмотреть слово с разных точек зрения;

- выявить, какую работу выполняет слово в тексте;

- составить схему.

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ своей работы.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,-

Выучи русский язык!

 

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

 

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык»

                                                                  

 

Сабир Абдулла

Узбекский писатель, поэт, драматург, специальный корреспондент. Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР. Народный поэт Узбекской ССР. Лауреат Республиканской Государственной премии имени Хамзы

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка Провела:

Урок русского языка Провела:

Этап урока Деятельность учителя

Этап урока Деятельность учителя

Слово» Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» -

Слово» Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» -

Рассуждение и решение поставленной задачи

Рассуждение и решение поставленной задачи

Работа с учебником ВПР. Вариант 4

Работа с учебником ВПР. Вариант 4

Работа со словарем в учебнике с

Работа со словарем в учебнике с

Трек №9 -

Трек №9 -

Обобщение выводов. Цель:

Обобщение выводов. Цель:

Части речи бывают самостоятельными или служебными

Части речи бывают самостоятельными или служебными

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024