Разработка урока по новой технологии "Официально-деловой стиль
Оценка 4.8

Разработка урока по новой технологии "Официально-деловой стиль

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл—11 кл
23.03.2020
Разработка урока по новой технологии "Официально-деловой стиль
Урок по новым технологиям
Офиц-дел стиль 10 кл.docx

 

 

При изучении и повторении материала в старшем звене школы,  считаю, что при непосредственном практическом применении материала, ученик, во-первых, хорошо запомнит материал, во-вторых, будет использовать полученные знания в повседневной жизни. Иначе говоря, будет функционально грамотен. Поэтому, думаю, данная разработка урока вместе с дополнительным материалом даст возможность учителю и ученику успешно достичь поставленных целей.

Предмет: Русский язык  для русских школ  Класс 10

Тема урока : «Официально-деловой стиль» (Урок-игра)

Цель урока: учащиеся продолжают формировать знания о языковых средствах официально-делового стиля.

Задачи:

1.Знают сферу применения официально-делового стиля, его основные функции, стилевые черты, формы речи и языковые особенности;

2.Умеют формулировать цель текста, выявлять языковые особенности официально-делового стиля, делать выводы о соотнесенности текста к официально-деловому стилю, проводить соответствие «текст - жанр», составлять автобиографию, заявление;

3.Обращаются к текстам официально-делового стиля с целью совершенствования речевой культуры в сфере делопроизводства

Предполагаемый результат обучения:                                          

Ученики знают признаки официально-делового стиля.

Ученики принимают условия игры.

Ученики систематизируют информацию.

Ученики усваивают принципы деловых отношений

Ресурсы: Конституция РК, учебник русского языка, интерактивная доска, презентация, таблица; бумага, сти­керы, фломастеры

 

Время

Вид работы

Роль учителя

Действия ученика

5 мин

Организационный момент

Запуск темы «Официально-деловой стиль»

1.Доброжелательный настрой на работу. 2.Объясняет, что результат каждого пункта работы определяется критериями.

3. Информирует, что для каждого задания есть подготовленная дополнительная информация

1.Доброжелательный настрой на урок.

2. Капитан  получает листы для оценивания с критериями по каждому заданию и дополнительную информацию

1.«Определи источник текстового фрагмента».

2.Формулировка темы и задач.

1.Зачитывает главу из Конституции РК, просит назвать источник и определить тему, задачи урока

2.Предлагает составить кластер по теме

3.Слушает, корректирует ответы

1.Называют источник. 2.Определяют тему и зада­чи урока

 

3.Составляют кластер по теме-1 минута

4.Защищают работу -2 минуты

 

Время

Вид работы

Роль учителя

Действия ученика

4 мин

 (ВЫЗОВ)

1.Мотивационная функция (Задача: ученики обмениваются впечат­лениями и предлагают, о чем они хоте­ли бы поговорить.)

2.Распределение обязанностей

1.Создает условия для должностного распре­деления обязанностей и благоприятную атмос­феру работы

1.Высказывают свои мне­ния, пожелания, рекомен­дации.(На данном уроке ребята решили, что так как они хорошо знают работу школы, лучше базировать свою игру на этой основе.)

2. Выбирают директора, завучей,учителей, библиотекаря, секретаря, рабочих.

27 мин

РЕАЛИЗАЦИЯ

Информационная функция (ученики уз­нают новую информацию).

Прием на работу в школу. Деловая беседа

1.Организует «встречу» с «директором школы». 2.Формативно оценивает работу уч-ся

 

 

 

нусы)

В группе пишут заявление о приеме на работу (для образца предлагается форма). Разговор с «руководителем», который одновременно оценивает написанное заявление, оценивает работу

Систематизационная функция (клас­сифицируют полученную информа­цию).

Диалог с «руководителем»

Акцентирует внимание на принципах делового общения

Индивидуально состав­ляют автобиографию или резюме (на выбор). Идут на прием к «директору», при этом зачитывают свою работу, сами уч-ся или капитан оценивает по критериям

Составление функциональных обязанностей.

 

1.Напоминает о «долж­ности» каждого учени­ка. 2.Определяет задание: написать должностные обязанности

1.Составляют функцио­нальные обязанности (каждый в зависимости от «должности»).

 2.Защищают составленные пункты, оценивают свою работу

Заполнение таблицы.

Обобщение (таблица на интерактивной доске)

1.Объясняет: для того, что­бы поддерживать дело­вые отношения, вы долж­ны знать признаки офи­циально-делового стиля. Предлагает заполнить та­блицу по стилевым чер­там и особенностям стиля

1.На основе теоретического материала учебника по группам заполняют таблицу (функция, жанры, стилевые черты, языковые особенности)

6 мин

РЕФЛЕКСИЯ

Определение соответствий:

жанр - официально-деловой документ

1.Формативно оценивает  работу.

2.Суммативно просит оценить по составленным критериям - само­оценка или оценка капитана команды)

1.Пишут на стикерах № текста - жанр. презентуют работу

1 мин

Домашнее задание: составить план беседы о приеме на работу, используя особенности данного стиля

1.Называет задание и просит подумать: как вы построите беседу, если хотите получить место?(Учесть психологическую и стратегическую  сторону

Записывают задание, слушают рекомендации, пояснения

2 мин

Ящик вопросов

Предлагает поделиться впечатлениями (само­оценка)

Пишут на стикерах вопросы:

Что осталось непонят­ным?

Комплимент себе.

Комплимент другу

 

Таблица для заполнения

Функция

Сообщить сведения, дать точные указания, проинструктировать

Жанры

Заявление, акты, автобиография, протокол, характеристика, диплом, аттестат и т.д.

Стилевые

черты

Официальность, предписывающий характер, стандартизованность, безличность манеры изложения

Лексика

Шаблоны, употребление сложносокращенных слов, использование слов в прямом значе­нии, речевые штампы, клише

Словообразо­вание

Слова, образованные лексико-синтаксическим способом (вышеуказанный, ниже­подписавшийся), аббревиация

Морфология

Сугубо именной характер речи; отсутствие местоимений 1-го и 2-го лица; широкое использование производных предлогов. Отглагольные существительные (на основании)

Синтаксис

БСП со значением долженствования; составные именные сказуемые; прямой порядок слов; распространены лексические повторы; употребление безличных предложений с инфинитивом. Номинативные предложения с перечислением

 

Критерии для оценивания заданий

Задание №1 заявление на работу 

 Должно быть написано:

1.Написано грамотно, без ошибок

2.С правильной компоновкой (чтобы визуально легче воспринимать)

3.С указанием должности, времени ( с какого числа), на временную или постоянную работу, ( при необходимости места проживания), даты и подписи

 

 

 Дополнительная информация

 

Заявление о приеме на работу - документ, адресованный организации или должностному лицу, с просьбой о приеме на работу. С помощью заявления удобно работать с вопросом, поднятым по инициативе одного человека, но требующим коллегиального решения. Работник пишет заявление, как правило, от руки, в произвольной форме или на бланке, разработанном на данном предприятии.

При приеме на работу сотрудник, наделенный правом найма работников, помимо письменного заявления работника о приме на работу обязан потребовать предъявления следующих документов:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.       

Критерии для оценивания заданий

Задание №2 автобиография

Должно быть написано:

1.Написано грамотно, без ошибок

2. С указанием нижеприведенных сведений:

1.      ФИО автора.

2.      Дата, место рождения.

3.      Сведения об образовании (наименование учебного заведения, период учебы, специальность).

4.      Сведения о трудовой деятельности (места работы и занимаемые должности в хронологической последовательности).

5.      Семейное положение.

6.      Краткие сведения о составе семьи: родителях и ближайших родственниках (ФИО, дата рождения, место работы/учебы, адрес проживания).

7.      Дата написания автобиографии.

8.      Подпись автора.

Также в автобиографию можно добавить сведения о профессиональных достижениях и наградах, внести паспортные данные, адрес прописки, номер телефона автора документа.

 Дополнительная информация

Автобиография: образец и правила написания

Автобиография – это документ личного характера, который содержит в себе основные факты из жизни какого-то конкретного лица.

Конкретных правил и требований к оформлению автобиографии не существует, она составляется в произвольной форме. Изложение ведется в повествовательной форме, от первого лица единственного числа в хронологической последовательности. Желательно писать автобиографию от руки на листе бумаги формата А4.

Автобиография также может пригодиться при приеме на работу..

Пример автобиграфии.

Автобиография

Я, Дымкин Юрий Анатольевич, родился 15 марта 1985 года в г. Москве.

В 1992 году был зачислен в 1-ый класс средней общеобразовательной школы №25 г. Москвы. В 2002 г. поступил в Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова на экономический факультет. В 2007 году окончил университет и получил диплом специалиста.

С 2007 года работаю экономистом в ООО «Заря».

Семейное положение – не женат.

Состав семьи: 
Отец, Дымкин Анатолий Валерьевич, родился 12 июля 1959 года в г. Чехове Московской области. Работает директором по маркетингу в ООО ФТД "Индиго Групп" в г. Москве.

Мать, Дымкина Юлия Петровна, родилась 23 октября 1962 года в г. Лиски Воронежской области. Работает главным бухгалтером в ООО "Империал" в г. Москве.

Сестра, Дымкина Инна Анатольевна, родилась 23 ноября 1989 года в г. Москве. На данный момент обучается на 5-м курсе Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.                                                                                                                                Ни я, ни мои ближайшие родственники под судом или следствием не находились. За пределами СНГ родственников нет.

Критерии для оценивания заданий

Задание №2  резюме

Должно быть написано:

1.Написано грамотно, без ошибок

2. С указанием нижеприведенных сведений:

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Личные данные (адрес, телефон, дата и место рождения, семейное положение).
  3. Цель поиска работы. Из формулировки цели должно быть ясно, какую работу Вы можете и хотите делать (иногда — и на каких условиях).
  4. Образование. Чем больше прошло времени после окончания обучения, тем меньше места эта часть должна занимать в резюме. Для выпускников и студентов советуем уделить этой рубрикации большое внимание, т.к. опыт работы, если и есть, то менее значительный.
  5. Опыт работы. Дается в обратном хронологическом порядке с указанием дат, мест работы, должностей, основных функций и достижений.
  6. Дополнительная информация. Следует включить сведения о степени владения иностранными языками, о навыках работы с персональным компьютером (желательно с указанием программных средств), в случае необходимости, о наличии водительских прав. Вообще говоря, в эту рубрику может включаться все, что повышает Вашу ценность в глазах работодателя
  7. Дата составления резюме. Указание даты составления резюме придает ему четкость и конкретность. Желательно предоставлять резюме с текущей датой.

3.      Стиль резюме должен быть строгим, кратким, лаконичным, честным

 

Дополнительная информация

Резюме (от фр. résumé или лат. curriculum vitae — «течение жизни», жизнеописание, произносится кури́кулюм ви́тэ, часто сокращают до CV) — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу. Жизнеописание, то есть CV, отличается от резюме объёмом и, как правило, пишется кандидатами на высокие посты. В нём даётся более подробная, чем в резюме, информация о себе, своём образовании и квалификации.

В процессе составления резюме Вы, кроме того, сможете привести в порядок представление о себе как о специалисте и о своих целях в поиске работы. Это не просто полезно, а необходимо для достижения успеха. Кстати, CV необходимо не только при поиске работы — это еще и хороший способ представления себя в любом качестве зарубежному партнеру. CV предоставляют кандидаты на стипендии, гранты, программы подготовки специалистов и т.п. Имея хорошо составленное CV, вы намного легче добьетесь своей цели.                                                                                                                                                           Итак, цель резюме — показать, что вы из себя представляете и чем вы лучше других. Главный принцип резюме — подчеркнуть все ваши достоинства, и скрасить (скрыть) ваши недостатки. Чего не стоит указывать в резюме:

  • всю вашу трудовую биографию,
  • ваши физические данные,
  • фотографию,
  • причины, по которым вы уходили с работы,
  • требования к зарплате.

Критерии для оценивания заданий

Задание №3 должностные обязанности

Должно быть написано:

1.Написано грамотно, без ошибок

2.  Работа должна быть перечислена, конкретно указана ( в чем заключается) Например: обеспечение чистоты, создание, развитие, определение, осуществление, организация, выполнение и т.д.

2. Указание рабочего времени, площади, определенного места

 

Должностные обязанности

Этот раздел еще может называться «Основные задачи и функции» или «Функциональные обязанности», он, как правило, самый объемный – более половины всего документа.

Здесь нужно сформулировать основную задачу работника, занимающего конкретную должность, обозначить участок его трудовой деятельности.

И далее – подробно перечислить виды работ, входящих в круг обязанностей сотрудника. К составлению этого перечня следует подойти обстоятельно, ведь оценивают результативность и компетентность человека по тому, как он выполняет все свои функции. А требовать от сотрудника чего-то, не указанного в должностной инструкции, уже незаконно.

В данном разделе указывают и то, с какой периодичностью работник должен выполнять некоторые из своих функций – постоянно, еженедельно, по распоряжению руководства.

Например, должностная инструкция бухгалтера может содержать такой пункт: по мере необходимости осуществляет доставку документов в различные организации.

Должностная инструкция директора предприятия, как правило, включает такую обязанность: руководство всеми видами деятельности, основываясь на положениях действующего законодательства.

 

                  Бекова Гульмира Курманбековна-                                                                                                                     учитель русского языка и литературы                                                                                                  гуманитарно-экономической                                                                                                                       школы-лицея имени Н.Островского                                                                                                           г.Сарканда Алматинской области

 

 

 

 


 

При изучении и повторении материала в старшем звене школы, считаю, что при непосредственном практическом применении материала, ученик, во-первых, хорошо запомнит материал, во-вторых, будет использовать полученные…

При изучении и повторении материала в старшем звене школы, считаю, что при непосредственном практическом применении материала, ученик, во-первых, хорошо запомнит материал, во-вторых, будет использовать полученные…

ВЫЗОВ) 1.Мотивационная функция (Задача: ученики обмениваются впечат­лениями и предлагают, о чем они хоте­ли бы поговорить

ВЫЗОВ) 1.Мотивационная функция (Задача: ученики обмениваются впечат­лениями и предлагают, о чем они хоте­ли бы поговорить

Домашнее задание: составить план беседы о приеме на работу, используя особенности данного стиля 1

Домашнее задание: составить план беседы о приеме на работу, используя особенности данного стиля 1

Критерии для оценивания заданий

Критерии для оценивания заданий

Критерии для оценивания заданий

Критерии для оценивания заданий

Критерии для оценивания заданий

Критерии для оценивания заданий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2020