«Законы русского языка»
Игра по русскому языку среди обучающихся 10 классов
Буракова Наталья Алексеевна,
Березовская Людмила Леоновна,
Нерадовская Екатерина Николаевна,
учителя русского языка и литературы
МОУ «СОШ №82» г. Котласа
Архангельской области.
1. Цели и задачи
1.1 Цель Игры – развитие мотивации к углублённому изучению русского языка, воспитание интереса к русскому языку и науке о нем.
1.2 Задачи:
- стимулирование развития интеллектуальных и познавательных возможностей обучающихся;
-развитие языковой, коммуникативной и информационной компетенций десятиклассников;
- углубление ранее приобретенных знаний на уроках русского языка;
- содействие активизации внеклассной работы по русскому языку.
2. Задания
1 ЗАДАНИЕ: расставьте ударение в словах:
поварское (дело)
киноварь
повестей
генезис
не преминуть
ходатайство
из щавеля
честить
бомжей
подовый (хлеб)
2 ЗАДАНИЕ: запишите рядом, как называют жителей городов?
Архангельск – _______________________________________________________
Великий Устюг – ____________________________________________________
Нижний Новгород –___________________________________________________
Великий Новгород – __________________________________________________
Торжок – ____________________________________________________________
Ростов Великий –____________________________________________________
Ростов – на –Дону - __________________________________________________
Курск – _____________________________________________________________
Гусь-Хрустальный –__________________________________________________
Петропавловск – Камчатский - ________________________________________
3 ЗАДАНИЕ: Образуйте форму родительного падежа множественного числа от существительных:
Отряд (гусары) - _________________________________________
Несколько (гусары) - _____________________________________
Племя (туркмены) - _______________________________________
Остался без (гольфы) - ___________________________________
Десять (рентгены) - ______________________________________
Пара (туфли) - ___________________________________________
Без (каймы) - ____________________________________________
Из (пелены) - ____________________________________________
Пять (башни) – __________________________________________
Пять (кочерги) - __________________________________________
4 ЗАДАНИЕ: Образуйте форму 1 лица единственного лица от глаголов:
Дудеть - _______________________________
Лазить – ________________________________
Лазать – ________________________________
Колыхать – _____________________________
Махать – _______________________________
Мерить - _______________________________
Мучить – _______________________________
Глодать – _______________________________
Ездить – ________________________________
Щипать –_______________________________
5 ЗАДАНИЕ: Найдите неправильно образованные слова и исправьте ошибку.
1) Моющиеся средства.
2) Вымершее пресмыкающее.
3).Утконос - млекопитающееся животное.
4). Я извиняюсь, что задержался.
5). Сумейте переосилить страх.
6). Он костноязычен и не развит.
7). Она была совсем изнемождённой от усталости.
8). Едь прямо, потом налево.
9). Не надо сгинать ногу.
10). Его благородство подкупает.
6 ЗАДАНИЕ:
1. Найдите фразеологизмы в предложениях.
2. Проверьте, правильно ли они употреблены.
3. Замените при необходимости верным фразеологизмом.
1) И наконец Чацкий увидел воочию, что в этом доме он лишний, его никто не слышит, не понимает, не любит.
2) Это дело гроша выведенного не стоит.
3) Хлестаков мечет бисер перед свиньями, а ему все верят.
4) Беречь как синицу ока.
5) Я в корне согласна с писателем.
6) Он согласился скрипя сердцем.
7) Пётр Первый открыл окно в Европу.
8) Народ в поэме Н.В. Гоголя волочит жалкое существование.
9) Через весь текст красной линией проходит мысль о единении Руси.
10) Автор без конца говорит о странствиях героя.
7 ЗАДАНИЕ: Укажите номера предложений, в которых нет грамматических ошибок.
1) Теперь он займется рекламой чулков и детской одежды.
2) Половина обучающихся не справились с заданием.
3) Надо сегодня поздравить всех женщин с Восьмым мартом.
4) Сразу по приходе он отправился к отцу.
5) Рядовой действовал согласно приказа.
6) У заведующей отдела книги жалоб не оказалось.
7) В том темпе оплачивать услуги недопустимо.
8) Недавно на открытии памятнику я грустила.
9) Прочитав подобную клевету, у меня задрожали руки.
10) В нашей Отчизне нам дорого всё: леса и реки, недры и горы, города и сёла.
11) Чистите не только зубы, но и язык, и дёсна.
12) Катерину выдали замуж за семью Кабановых.
ОТВЕТ:_____________________________________________________
8 ЗАДАНИЕ: Укажите номера предложений, в которых нет речевых и стилистических ошибок.
1) Наблюдая за этими детьми, у Вас может возникнуть впечатление, что они вундеркинды.
2)На первой странице номера помещено обращение редакторши к читателям женского журнала.
3) Не стоит каяться в том, что вы совершили благородный поступок.
4) Изложите в письменной форме свою просьбу, и она будет рассмотрена в ближайшее время.
5) Всегда следует следовать избранному пути.
6) Мне кажется, этот рисунок несколько аляповат.
7) В послереволюционные годы в русском языке появилось большое количество аббревиатур.
8) В «Ведомостях» генералам попадались статьи о том, что кушали на званых обедах в обеих столицах.
9) Случившееся могло произойти только благодаря безнаказанности.
10) Осуждённый подал в суд высшей инстанции аннотацию с просьбой о пересмотре дела.
11) В конце мероприятия были подведены результаты и обработаны итоги.
12) Криминальная обстановка в городе производила удручающее впечатление.
Ответ: __________________________________________________________
9 ЗАДАНИЕ: Корректура.
Каждое из этих предложений содержит одну ошибку. Напишите помету: какой тип ошибки допущен ( I – орфографическая, V – пунктуационная, г – грамматическая, Р- речевая, Ф –фактическая). Например: 1 – V; 2 – Ф и т. д.
1) У семерых нянек дитя без глазу.
2) Сквозь пыль, залиплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний.
3) Пушкин писал о большой любви, в основном к своей жене Арине Родионовне.
4) На него внезапно нашла мечта стать летчиком.
5) В стихотворении «Деревня» Пушкин выступает отъявленным патриотом.
6) Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
7) Он был родом из этого захолусного уголка астраханских степей.
8) В сознании русского человека Гоголь кажется почти такой же свой, как и Пушкин.
9) В каждом музее вы наверняка найдёте картины , писаные местными художниками.
10) Главнокомандующий сегодня обратился с радиообращением по случаю праздника.
11) Стол был покрыт красным кумачом.
Внесите свои ответы в таблицу:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 ЗАДАНИЕ: художественные средства языка
1). Какие возможные художественные средства вы видите в данных примерах:
А. «голубые береты»
Б. Все люди ошибаются /»Человеку свойственно ошибаться».
В. Кого позвать мне? С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? Здесь даже мельница - бревенчатая птица с крылом единственным - стоит, глаза смежив.
Ответ:
А - ________________________________________________________________
Б - _________________________________________________________________
В - _________________________________________________________________
2). Определите основное художественное средство в следующих примерах:
А) На восток, сквозь быт и копоть…
По домам идёт Европа…
Брат-француз; британец-брат…А. Т. Твардовский,
Б) Не лед трещит,
Да не комар пищит,
Это кум да куме
Судака тащит.
В) Однорукий бандит, каменные джунгли, волшебный прибор Левенгука.
Г) Никто не даст нам избавленья:
Ни бог, ни царь и не герой. (Э. Потье)
Д) Деточка, все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь. В. В. Маяковский
Е) На восток глядеть веселее. М. Лермонтов.
Ж) Взложу на тетиву тугую, Послушный лук согну в дугу. А там пошлю наудалую, И горе нашему врагу!
З) Что, если, вздрогнув неправильно,
Мерцающая всегда,
Своей булавкой заржавленной
Достанет меня звезда?
Ответ:
А - ______________________________________________________________
Б - ______________________________________________________________
В - _____________________________________________________________
Г - _____________________________________________________________
Д - _____________________________________________________________
Е - _____________________________________________________________
Ж -_____________________________________________________________
З - _____________________________________________________________
Использованная литература:
1.Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: /авт.-сост. В.Н.Пташкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
2.Соколова Л.Л., Соколова М.В., Пунктуация. Лексика. Культура речи. (Таблицы и тесты.) – СПб.: «Паритет», 2003.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.