Статья Системная инновационная деятельность преподавателя СПО в условиях реализации ФГОС-3. В статье рассмотрена фигура Преподаватель, как центральная фигура современного профессионального образования. А так же рассмотрены качества которыми должен обладать современный преподаватель. Слагаемые системной инновационной деятельности преподавателя и слагаемые системной инновационной деятельности преподавателя.
СИСТЕМНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС3
Баева Альбина Анатольевна
Преподаватель ГБОУ СПО ГРК "Интеграл", г. Георгиевск
Учитель живет до тех пор, пока он
учится. Как только он перестает учиться, в нем
умирает учитель
К.Д.Ушинский
На современном этапе развития рынка труда работодатели заинтересованы в
креативном специалисте. Следовательно конкурентоспособный специалист, это специалист
который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять
полученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением;
обладает компетенциями соответствующими профессиональной направленности.
На
современном этапе развития системы образования в Российской Федерации приоритетным
направлениям является инновационную роль образования в обеспечении страны
компетентными специалистами. Поэтому в реализации основных идей образования
ключевой фигурой становится педагог, так как от уровня и качества его подготовленности
зависит качество подготовленности будущих специалистов. Итак, преподаватель –
центральная фигура современного профессионального образования. Он должен обладать
следующими качествами:
быть креативным;
владеть современными образовательными технологиями;
быть открытым к новшествам;
быть мотивированным на работу со студентами различных категорий;
быть способным к личностному и профессиональному развитию.
Современного педагога должна отличать готовность к инновационной деятельности,
а его «деятельность должна быть направлена на разработку и реализацию новых или
усовершенствование образовательных услуг и образовательных технологий, используемых
в практической деятельности», − отмечает И.В. Сниховская .
Система инновационной деятельности,
нацеленная на обеспечение
профессионального роста преподавателя, развитие его творческого потенциала и, в
конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебновоспитательного
процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, социализации и сохранение
здоровья студентов. Как следствие отличительными чертами преподавателя, который
стремится достичь мастерства,
являются постоянное самосовершенствование,
самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Не менее важное условие на
данном этапе − повышение профессионального мастерства преподавателей. Современных
педагогов должна отличать способность к инновационной профессиональной деятельности,
высокий уровень методологической культуры и готовность к постоянному
самообразованию.
Сегодня в сети Интернет большое количество курсов позволяющих удовлетворить
потребность преподавателя в самообразовании. Одним из таких сайтов является Сайт
"Мой университет", на платформе которого можно выбрать любой курс, а также и
участвовать в конкурсах и конференциях. В течение последних лет я регулярно
просматриваю работы и курсы на данном сайте. Знания, полученные в результате обучения
на курсах «Технология целеполагания» и «Активные методы обучения» помогают мне впедагогической деятельности. Сегодня свою работу я стала строить на переходе от
воспроизводящего к поисковотворческому типу учебной деятельности, обучение на
высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности), ведущую роль отдаю как
теоретическим знаниям так и приобретению профессиональных навыков. Поэтому одной из
особенностей моих уроков является его разноплановая дифференциация. Дифференциация
по общим способностям происходит на основании учёта общего уровня обученности,
развития студентов, отдельных особенностей психического развития – памяти, мышления,
познавательной деятельности. Кроме того процесс обучения выстраивается с учётом
достигнутого. В каждой группе есть свои приёмы работы и формы её организации. В
процессе преподавания спецдисциплин в нашем колледже. Я стараюсь стимулировать
интересы студентов, развивать у них творческие способности, желание практически
использовать знания, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в
овладении специальности. Таким примером является организация студенческих конкурсов
студенческих презентаций «Осенняя мозаика» и конкурс эскизов «СТАРТfashion» с
привлечением средств массовой информации (сайта учебного заведения).
Обучение на курсе «Основы работы в СДО "Moodle"» и создание тестового курса
«Материаловедение» способствовало введению в учебный процесс новых элементов
способствующих формированию коммуникативности,
компетентности ИКТ и
профессиональных компетенции. В практике стали использоваться специальные
технологии дистанционного общения, включающие в себя различные инновационные
средства обучения. В их числе:
• компьютерные средства обучения: электронные учебники, мультимедийные курсы,
«Тесттренинг», контролирующая компьютерная программа «Экзаменационное
тестирование» и др.;
• дистанционные средства обучения: вебквестов (активное использование
электронной почты), вебфорумов (лента сайта Одноклассники) вебконференции и
веб консультации (использование скайпа).
Использование данных технологий способствуют: формированию познавательных и
профессиональных мотивов и интересов будущих специалистов; воспитанию системности,
гибкости, стратегичности и критичности мышления; развитию ответственного отношения к
решению учебных и профессиональных проблем.
Системность инновационной деятельности преподавателя также заключается в
активном взаимодействовать с профессиональными сообществами, проводить и принимать
участие в дистанционных мастер классах, конкурсах педагогического мастерства. Так запоследние месяцы я приняла участие в Всероссийских конкурсах «Лучшая презентация» на
сайте Конкурс.net и в конкурсах проводимых АНО ДО «СибИНДО» г. Омск «Работаем по
ФГОС СПО»: «Внеаудиторная самостоятельная деятельность с обучающихся в учреждения
СПО» (Диплом 3 степени) и «Тестирование, как способ образовательных результатов
студентов» (Диплом 2 степени).
Помимо рассмотренного выше особое внимание необходимо уделить тому что
«Современное компьютеризированное обучение» и требования к современному
преподавателю выдвигают идею необходимости персонального сайта для преподавателя.
Ведь интернет стал важной частью нашей личной жизни и вошел в сферу образования в
качестве передатчика преподавательского опыта, лучших работ, идей и достижений и
создание собственного сайта помогает преподавателю получить более высокий статус
среди других преподавателей. Кроме того, персональный сайт может использоваться как
периодическое издание, позволяющее преподавателю и его студентам публиковать свои
работы. Соответственно преподаватель становится на путь постоянного саморазвития.
Итак, целостность и многомерность инновационных образовательных технологий
формируют информационную культуру и компетентность будущих специалистов, создают
потенциальную возможность эффективной адаптации к требованиям рынка труда,
общества и себя лично. В результате использования системы инновационной
педагогической деятельности преподавателя можно отметить:
вырос интерес у студентов к изучению профессиональных дисциплин и модулей;
строится база теоретических знаний и практических умений и навыков;
увеличивается число студентов, которые выполняют учебные, творческие, дипломные
работы с использованием креативного подхода;
формируется умение самостоятельно находить и обрабатывать необходимую
информацию.
Глазырина Т.Г. «Самостоятельная работа студентов в условиях реализации
ФГОС СПО» (КОГОБУ СПО «Слободской государственный колледж педагогики и
социальных отношений») http://www.vpmt.ru/node/10863
Буйло Е.В. Педагогические условия формирования профессионально
1.
2.
культурной компетентности студентов: Автореф.дисс….к.пед.наук.РостовнаДону,2007.3.
Фокина В.Н. Инновационные технологии в образовании как средство
повышении качества компетентной подготовки кадров в системе дистанционного
обучения. М.,2007.
4.
естественнонаучной подготовке специалистов. Омск., 2006.
Дергачева И.Н.
Инновационные методы активного обучения в