Статья. Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование

  • Лекции
  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 12.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает создание условий для повышения качества образования. Внедрение и реализация данного документа подразумевают иные подходы к образовательному процессу: необходимы новые подходы к созданию образовательного пространства, изменение методики преподавания. Поэтому очень важно, чтобы педагог владел современными компетенциями. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников) педагогические работники обязаны:
Иконка файла материала Совершенствование проф. компетентности педагога.docx
1 Совершенствование профессиональной компетентности педагога через  самообразование Преподаватель­организатор  ОБЖ  Дегтярёв А.И. Федеральный государственный образовательный стандарт  предусматривает создание условий для повышения качества образования.  Внедрение и реализация данного документа подразумевают иные подходы к  образовательному процессу: необходимы новые подходы к созданию  образовательного пространства, изменение методики преподавания. Поэтому  очень важно, чтобы педагог владел современными компетенциями.  Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской  Федерации» (Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических  работников) педагогические работники обязаны:  ­ осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном  уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных  предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной  рабочей программой; ­ систематически повышать свой профессиональный уровень;  ­ проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в  порядке, установленном законодательством об образовании.  В системе этих требований формируется заказ общества и государства к  уровню психолого­педагогической подготовки педагогических кадров,  оформляется востребованность в психолого­педагогической подготовке  педагога.  Совершенствование качества образования напрямую зависит от уровня  профессионального мастерства педагогов. Одним из показателей  профессиональной компетентности педагога является его способность к  самообразованию, которое проявляется в стремлении к росту и  самосовершенствованию.  Современный педагог – это: ­ гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к  духовному, профессиональному, общекультурному и физическому  совершенству; ­ специалист, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства,  технологии, формы работы с учащимися, учитывая индивидуально­ личностный подход; ­ умеющий организовать образовательный процесс через разные виды учебной  деятельности; ­ обладающий высокой степенью профессиональной компетентности,  постоянно совершенствующий свои знания и умения, занимающийся  самообразованием, обладающий многогранностью интересов;2 Самообразование – это потребность творческого и ответственного  человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной  моральной и социальной ответственностью, каковыми являются профессии  педагогической направленности.  В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной  деятельности педагогов выступают следующие профессиональные  компетенции:  ­ методическая компетентность; ­ исследовательская компетентность;  ­ управленческая компетентность;  ­ коммуникативная компетентность; ­ образовательная компетентность.  Организовать деятельность педагогов, направленную на развитие  профессиональной компетентности, можно через систему самообразования  педагогов. Развитие профессиональной компетентности — это развитие  творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к  педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся  педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую  зависит социально­экономическое и духовное развитие общества. Изменения,  происходящие в современной системе образования, делают необходимостью  повышение квалификации и профессионализма педагога, т е. его  профессиональной компетентности.  Педагогический словарь дает следующее определение понятию  «педагогическое самообразование»: «Педагогическое самообразование  (профессиональное самообразование педагога) – это процесс  самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей,  способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их  использования и творческой интерпретации в своей профессиональной  деятельности». Другими словами, самообразование — это способность педагога  самостоятельно получать новые профессиональные знания и навыки. Доктор философских наук, профессор А.Г. Мысливченко считал, что  «самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой  адекватно участвуют все физические и духовные силы человека; это вид  творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и  самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности,  обладающие как объективной общественной, так и субъективной  значимостью». Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной  деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к3 педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить и воспитывать  других, нужно знать больше, чем все остальные. Целью самообразования является совершенствование образовательного процесса за счет повышения уровня теоретического и практического  мастерства педагога. К задачам самообразования можно отнести:  ­ формирование способности к творческому саморазвитию, к творческой  деятельности; повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей  культуры; ­ изучение и внедрение инновационных педагогических технологий, новых  форм, методов и приемов обучения в учебный процесс; ­ совершенствование своих знаний в области педагогической психологии; ­ повышение научно­теоретического уровня в области теории и методики  преподавания основных предметов. Основными принципами самообразования являются непрерывность,  целенаправленность, интеграция, единство общей и профессиональной  культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий  характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей,  вариативность. Значение самообразования для профессиональной компетентности  педагога заключается в: ­ повышении качества преподавания предмета;  ­ готовности к педагогическому творчеству;  ­ профессиональном и карьерном росте; ­ создании имиджа современного учителя­новатора, учителя­мастера,  учителя­наставника;  ­ соответствии педагога требованиям общества и государства.  Формы самообразования педагога Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:  индивидуальная и групповая (коллективная).  В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако  руководители методических и административных структур могут  инициировать и стимулировать этот процесс. Индивидуальная форма  предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и  методического уровня.  Индивидуальная работа по самообразованию может включать: 1. Научно­исследовательскую работу по определенной проблеме. 2. Посещение библиотек, изучение научно­методической и учебной  литературы. 3. Участие в педагогических советах, научно­методических  объединениях.4 4. Теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм  уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов. 5. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег. 6. Изучение современных информационно­компьютерных технологий. 7. Участие в педагогических конкурсах. 8. Размещение своих разработок на сайтах в Интернете или создание  своего сайта.  Групповая форма реализуется в виде деятельности методического  объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и  обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального  самообразования и самим педагогом. Коллективная форма направлена на  активное участие педагогов в методической работе межшкольных  методических объединений. Также самообразование педагога может осуществляться через  следующие формы:   1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации дает  возможность получения квалифицированной помощи от специалиста­ преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.  2. Получение второго высшего образования или второй специальности  позволяет выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к.  структура большинства программ имеет модульный характер: одни  обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.  3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции,  семинары, олимпиады и конкурсы предоставляют возможность пройти их в  удобное для педагогов время; есть также возможность выбора темы по  интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.  4. Сетевые педагогические сообщества открывают перед педагогами  следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных  электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного  содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков;  наблюдение за деятельностью участников сообщества.  При организации самообразования учитывается профессиональный  уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести  педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и  способы обучения. Начинающему педагогу самостоятельная работа по  самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания,  учиться на опыте коллег, обогатить свой методический багаж. Педагог со  стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и  найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и  коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной  диагностической и исследовательской деятельностью.  Технология организации самообразования педагогов5 Прежде чем приступить к организации работы по самообразованию,  необходимо определить готовность педагога к этому виду деятельности, в  этом помогут компоненты готовности педагога к самообразованию:  ­ когнитивный, который включает в себя базовую культуру личности,  профессиональные знания, умение их применять;  ­ мотивационный компонент, т.е. осознание личной и общественной  значимости непрерывного образования;  ­ организационный, к которым относится умение выбрать источники познания и формы самообразования;  ­ нравственно­волевой компонент, включающий любознательность,  критичность, трудоспособность. Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.  Технология организации самообразования педагогов может быть  представлена в виде следующих этапов: 1 этап – диагностический, который предусматривает создание  определенного настроя на самостоятельную работу; анализ  профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор  цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление  последовательности своих действий.  2 этап – обучающий, во время которого педагог знакомится с  психолого­педагогической и методической литературой по выбранной  проблеме образования; с передовым педагогическим опытом, наработанным  коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их  отбор и анализ, формирование картотеки по теме. 3 этап – практический, в течение которого происходит адаптация  теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету);  апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг,  анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением  литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение  накопленных фактов.   4 этап – внедрение, на котором педагог в процессе дальнейшей работы  использует собственный опыт, а также занимается его распространением;  созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на  теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков,  внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией,  коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает  практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях  методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных  мероприятий, мастер­классы для коллег. 5 этап – обобщающий (или итогово­контрольный), на котором педагог  должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег, провести6 мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях  методических объединений, педагогических советов. Как же осуществляется выбор темы?  Тема самообразования выбирается, исходя из проблем, которые  обнаруживает учитель в процессе своей педагогической деятельности, с целью совершенствования своего профессионального уровня и решения  обозначенных проблем.  Тема самообразования учителя может быть связана с общей  методической темой общеобразовательного учреждения. Если педагог  работает в экспериментальном, инновационном режиме, то и тема выбирается  в соответствии с теми задачами, которые реализует данное направление  деятельности образовательного учреждения.  Как правильно формулировать тему самообразования? Формулировка традиционной темы самообразования условно содержит  три части:  1 часть – содержит проблему,  2 часть – связующее звено, 3 часть – это то, что будет решать проблема. Таким образом, темы самообразования в традиционной формулировке  звучат так: «Формирование универсальных учебных действий на уроках …  (предмет) посредством использования принципов деятельностного подхода».  Темы не должны быть: ­ слишком общими: «Использование инновационных технологий в обучении … (предмет)» (нельзя освоить в совершенстве одновременно все инновационные  технологии; это может быть либо одна технология, либо некоторые приёмы  нескольких технологий); ­ незавершёнными: «Способы активизации познавательной деятельности  обучающихся» (формулировка незакончена, возникают вопросы: «Для чего  активизируете?», «На каком предмете?»); ­ слишком повседневными: «Формирование знаний, умений, навыков на  уроках … (предмет)», «Активизация мыслительной деятельности на уроках». Формулировка цели и задач самообразования  После выбора темы самообразования необходимо сформулировать цели  и задачи. Целями самообразования могут быть: 1. Повышение уровня эрудиции, правовой и общей культуры. 2. Изучение и внедрение новых педагогических технологий. 3. Изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения. 4. Совершенствование знаний в области педагогической психологии. При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему  самообразования.7 Задачи самообразования – это шаги по достижению цели  самообразования. Составление плана самообразования На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план  работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:  название темы;  цели;  задачи;  предполагаемый результат;  этапы работы;  сроки выполнения каждого этапа;  действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над  темой;  способ демонстрации результата проделанной работы;  форма отчета по проделанной работе. По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.  Продолжительность реализации каждого этапа работы по теме  самообразования может быть сокращена или напротив, увеличена. Алгоритм работы педагога над индивидуальной темой 1. Выбор темы (проблемы) методической работы: ­ ознакомление с литературой; ­ ознакомление с нормативно­правовыми документами; ­ изучение прогрессивного педагогического опыта по теме; 2. Детальное ознакомление с темой (проблемой) посредством литературных  источников: ­ составление картотеки источников; ­ выписки из литературных источников. 3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана  методической работы: ­ обоснование выбора темы; ­ актуальность и новизна; ­ выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности; ­ формулирование цели и задач работы; ­ разработка календарного плана индивидуальной работы. 4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической  деятельности. 5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности. 6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над  методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.8 7. Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед  коллегами. Направления самообразования педагогов Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной  деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета,  методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий  высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга,  обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих  навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать, быть  компетентным и профессиональным. Основные направления, в которых  учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием,  разнообразны: 1. Профессиональное направление — предмет преподавания. 2. Психолого­педагогическое направление — ориентация на  учеников, коллег и родителей. 3. Психологическое направление — имидж, общение, искусство  влияния, лидерские качества. 4. Методическое направление — педагогические технологии, формы,  методы и приемы обучения. 5. Правовое направление – нормативно­правовая база. 6. Эстетическое направление. 7. Историческое направление. 8. Охрана здоровья. 9. Интересы и хобби. План самообразования педагогов (молодые, малоопытные, «формирующиеся» педагоги): 1. Тема самообразования. 2. Цель и задачи личностно­профессионального самообразования. 3. Разделы плана: а) задачи деятельности по каждому направлению; б) содержание деятельности; в) сроки реализации запланированного; г) форма представления результатов работы; д) итоги работы по каждому из направлений (где, кем, когда  заслушиваются); е) пути дальнейшей работы по направлениям. 4. Направления деятельности: а) изучение литературы по теме самообразования; б) ознакомление и изучение опыта работы коллег по данной теме; в) проектирование педагогом деятельности по избранной теме  самообразования;9 г) разработка программно­методического, учебно­дидактического  обеспечения образовательного процесса с учётом избранной темы; д) формирование авторской дидактической системы; е) проведение открытых учебных занятий, внеклассных мероприятий; ж) самоанализ проведённой работы и её результатов. Приведем вариант плана для творчески работающих педагогов. 1. Тема самообразования. 2. Цели и задачи самообразования. 3. Содержание работы. 4. Формы работы (приглашение в творческую лабораторию, разработка  программы исследования, открытое учебное занятие, семинар, защита  проекта, научно­практическая конференция, презентация и др.) 5. Методы работы (моделирование, анализ документов, изучение  продуктов творчества, интервью, опрос, эксперимент и др.) На основе самопознания, развития профессионально­педагогической  культуры, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит  трансформация развития в саморегулирующую систему, преобразование  устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную  потребность в самосовершенствовании, желании учиться всю жизнь, быть  успешным, что является свидетельством достижения оптимального уровня  самосовершенствования.   Литература: 1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2000. 2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Екатеринбург: Изд­ во Урал. 2000. 3.Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. ­ Ростов­на­ Дону, 1997. 4. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. ­ Новосибирск,  1991. 5.Опарин К.И. «Самообразование учителя есть необходимое условие  профессиональной деятельности педагога». М. 2001г. 6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС,  1999.