Статья: Создание студий звукозаписи

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 01.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Что необходимо для успеха на рынке звукозаписи ? Как создать свою студию и стоит ли об этом мечтать ? Музыкальная экономика Условно все студии можно разбить на три типа. Компаний топ-класса, предлагающих высочайшее качество записи, профессиональный продакшн, способных работать с любым проектом - будь то хор, оркестр, эстрадная группа, - в России нет. Это связано прежде всего с финансами: требуются вложения около $10 млн. «Уже давно ходят слухи о том, что кто-то собирается организовать подобное предприятие в нашей стране, - рассказывает Серж Батлер, саунд-продюсер компании Discolife Music. - Но я не думаю, что это произойдет в ближайшем будущем. Очень дорого стоит современное звукозаписывающее оборудование. К примеру, во всемирно известной компании Sony Music Studio было семь аппаратных, в каждую из которых вложено от $1 млн.».
Иконка файла материала 4.docx
Создание  студий  звукозаписи Музыкальная Студия Звук вокруг Что необходимо для успеха на рынке  звукозаписи ? Как создать свою  студию и стоит ли об этом мечтать ?  Музыкальная экономика Условно все студии можно разбить на  три типа. Компаний топ­класса,  предлагающих высочайшее качество  записи, профессиональный продакшн,  способных работать с любымпроектом ­ будь то хор, оркестр,  эстрадная группа, ­ в России нет.  Это связано прежде всего с  финансами: требуются вложения  около $10 млн.  «Уже давно ходят слухи о том, что  кто­то собирается организовать  подобное предприятие в нашей стране, ­ рассказывает Серж Батлер, саунд­ продюсер компании Discolife Music. ­  Но я не думаю, что это произойдет в  ближайшем будущем. Очень дорого  стоит современное звукозаписывающее оборудование. К примеру, во всемирно известной компании Sony Music Studio было семь аппаратных, в каждую из  которых вложено от $1 млн.».  Для России более характерны  небольшие компании среднего класса,  на создание которых на первых порах  может хватить и $200 тыс. Но,  конечно, это минимум: иногда затраты могут доходить и до $1,5 млн.,  особенно если предполагается работа  с живой музыкой. В зависимости от  типа работы такие фирмы берут зауслуги от 1000 до 3000 рублей в час.  Основные заказы поступают им от  начинающих музыкантов и  корпоративных клиентов, которым  необходимо записать музыку или  текст для рекламы. Оборот на этом  сегменте рынка небольшой ­ от $60  тыс. до $250 тыс. в год.  И третий тип ­ домашняя аудитория,  которую может организовать при  желании каждый: затраты на  оборудование минимальные, за аренду  помещения платить не надо. Это  самый экономичный вариант записи:  достаточно заплатить 300­500 рублей  в час, и при этом качество записи  может быть на довольно высоком  уровне. Зачастую дома пишутся сами  музыканты, неудовлетворенные  услугами более крупных компаний.  Годовой оборот домашних студий  звукозаписи доходит в лучшем случае  до $50 тыс., а посчитать их реальное  количество не представляется  возможным. В Москве, по разным  данным, работает от 200 до 300домашних и средних студий.  «Это очень много, ­ уверяет Серж  Батлер. ­ Но развития рынка не  происходит: одни фирмы закрываются, другие открываются, и ничего  принципиально нового они не  приносят».  Такая ситуация ­ прямое следствие  спроса: если студия звукозаписи  загружена на 85%, то это уже очень  хорошо. Причем три четверти заказов  приходится на самые дешевые виды  работ ­ на запись вокала и мастеринг  (процесс подготовки и переноса  записанной фонограммы на какой­ либо носитель для последующего  тиражирования). А это автоматически  означает низкую рентабельность  бизнеса, в среднем 10%.  «Новичку, чтобы вернуть вложенные  средства, придется подождать  несколько лет, ­ предупреждает  генеральный директор  звукозаписывающей компании  «Фонограф» Сергей Жилин. ­ А о том,  чтобы этот бизнес приносилнормальный доход, не может быть и  речи».  Слагаемые развития Несмотря на немалое количество  игроков, конкуренция на рынке  звукозаписи ­ понятие относительное:  по сути, каждая рекорд компания  занимает свою маленькую нишу. В  силу этого, а также в силу отсутствия  массового потребителя четко  прослеживается две тенденции. Во­ первых, цены диктует клиент: многие  хотят европейского звука за  минимальные деньги. Во­вторых,  звукозаписывающие компании не  стремятся повышать качество услуг.«За счет этого увеличить доход  невозможно, ­ уверен Моисеев. ­  Обычно развитие идет за счет  диверсификации бизнеса». Например,  в компании «Фонограф» помимо  звукозаписи предлагают организацию  концертов и праздников, а также  техническое оснащение. А компания  Si­Records, созданная шесть лет назад  предпринимателем и музыкантом  Игорем Сандлером, получает  дополнительный доход, предоставляя  клиентам репетиционную базу и  единственную в России передвижную  студию.  Однако все это потребовало немалых  вложений. Среди тех, кто постоянно  записывался и репетировал в Si­ Records, Лариса Долина, Дима Билан,  Сергей Лазарев, группы «Тэту»,  «Премьер­министр», «Серебро».  «Названия студий звукозаписи мало  кто знает. Новых клиентов привлекают имена людей, которые с ними  связаны», ­ обращает внимание на еще  одну составляющую успеха Сергей. Нодля привлечения «звезд» обширные  знакомства в музыкальной среде.  «Чтобы о тебе кто­то узнал, нужно  кого­то к себе затащить, а это очень  сложно. Один шанс из тысячи. Без  связей в этом бизнесе делать нечего», ­ уверен Игорь Сандлер, в прошлом  участник легендарной рок­группы  «Интеграл».  Впрочем, у него самого благодаря  бурной музыкальном молодости  проблемы со связями не было. А  благодаря деловой успешности в  зрелые годы не было проблемы со  стартовыми вложениями,  позволившими приобрести уникальную для России студийную технику:  микшерный пулы Neve, ленточный  магнитофон Studer и целую коллекцию аналоговых синтезаторов. Большую  часть доходов Сандлеру сегодня  приносит бизнес в других сферах. И  первоначально студия звукозаписи  была для «проектом для души».  Будущее и настоящее«Чтобы музыкальный бизнес стал  прибыльным, нужно создавать не  отдельные студии звукозаписи, а  целые продюсерские центры, которые  занимались бы записью, выпуском  дисков, раскруткой артиста,  организацией концертов, заключением  рекламных контрактов ­ в общем,  полным обслуживанием артистов», ­  размышляет Сандлер. Именно так  работают гиганты музыкальной  индустрии, такие как Sony Music,  BMG, Warner, Universal, EMI.  Для выхода на такой уровень России  придется еще много работать, и в  первую очередь ­ вырастить для  музыкального рынка необходимые  кадры. Руководители студий в один  голос заявляют, что действительно  профессиональных звукорежиссеров в  нашей стране единицы.  «От техники зависит очень много, но  еще больше зависит от людей, ­ уверен  Сергей Жилин. ­ На телевидении,  например, я знаю всего лишь одного  по­настоящему профессионального  звукорежиссера ­ Андрея Пастернака.Для того чтобы быть специалистом,  нужно постоянно работать,  интересоваться, где­то ошибаться,  добиваться успехов, нужна постоянная деятельность. Это трудно, и не все  готовы класть большую часть своей  жизни на то, чтобы постоянно  совершенствоваться».  Из тех звукорежиссеров, которые есть  на рынке, большинство работает  фрилансерами сразу в нескольких  компаниях. «На это невозможно никак повлиять, так как специалистов мало,  а студии не могут обеспечить их  достойным объемом работы и  соответствующей зарплатой», ­  утверждает Батлер. А по мнению  Сандлера, в России просто нет школы  звукорежиссуры. «У нас пока нет  опыта, практики, ­ убежден он. ­ На  Западе все это есть и организовано на  соответствующем уровне.  Поэтому музыканты, заработавшие  немножко денег, стараются записывать свои альбомы за границей. Знания,  технику купить можно, но сам опыт ­  нет». Паровозом, который потянетвперед звукозаписывающую  индустрию, в такой ситуации может  стать потребитель.  «Клиент становится все более  подкованным, поэтому и компании не  должны стоять на месте, чтобы лучше  понимать, что именно хочет­заказчик и как он хочет, чтобы был выполнен  заказ, ­ рассуждает Леонид Моисеев. ­  И сервис должен улучшаться не  только в области записи саундтреков.  Те студии, которые в ответ на твой  телефонный звонок отвечают: «Алле, и че вы хотите?» ­ заранее обречены на  провал».  Подытожим Выходить на этот рынок звукозаписи с  минимальным бюджетом, чтобы  создать очередную, ничем не  отличающуюся от других студию, вряд ли стоит. Конечно, все зависит от  финансовых возможностей. Но легкой  прибыли здесь точно не будет. И  чтобы развиваться, важно выбрать  один из непростых, но единственно  перспективных путей ­ либо работатьна имидж, чтобы в итоге привлечь в  клиенты музыкальную элиту, либо  изначально сделать ставку на  диверсификацию бизнеса и выход на  смежные рынки. Однако и в том и в  другом случае помимо существенных  инвестиций потребуются хорошие  связи и умение грамотно подбирать  персонал.  Классика жанраС продажи музыкальных пластинок по  почте и создания собственной студии  звукозаписи начинал путь в большой  бизнес Ричард Брэнсон ­ один из  самых ярких предпринимателей  современности. В 1970­е годы в его  студии записывались никому тогда  еще не известные группы и музыканты: Майк Олдфилд, Фил Коллинз, Sex  Pistols. В итоге их пластинки стали  сверхуспешными, а Брэнсон вложил  заработанный капитал в авиакомпанию Virgin Airlines и множество других  проектов. Но собственную студию он в конце концов продал.  Два рынка По оценкам экспертов, российские  студии звукозаписи заработали в 2007  году около $60 млн. Однако эта  индустрия ­ лишь одно из  подразделений другого бизнеса,  индустрии продаж музыкальной  продукции. И здесь речь идет уже о  совсем других доходах. По  экспертным оценкам, в прошлом году  оборот компаний, тиражирующих и  дистрибутирующих музыку, составил вРоссии приблизительно $700 млн.  Глобальные игры Около 80% мирового музыкального  рынка приходится на долю компаний  EMI, Universal, Sony BMG и Warner,  Ежегодные мировые продажи  музыкальной продукции оцениваются  приблизительно в $30 млрд. Но в  последние годы этот показатель  неизменно падает из­за увеличения  продаж музыки в Интернете: в 2007  году они выросли на 40% и составили  $2,9 млрд.