Что необходимо для успеха на рынке звукозаписи ? Как создать свою студию и стоит ли об этом мечтать ?
Музыкальная экономика
Условно все студии можно разбить на три типа. Компаний топ-класса, предлагающих высочайшее качество записи, профессиональный продакшн, способных работать с любым проектом - будь то хор, оркестр, эстрадная группа, - в России нет.
Это связано прежде всего с финансами: требуются вложения около $10 млн.
«Уже давно ходят слухи о том, что кто-то собирается организовать подобное предприятие в нашей стране, - рассказывает Серж Батлер, саунд-продюсер компании Discolife Music. - Но я не думаю, что это произойдет в ближайшем будущем. Очень дорого стоит современное звукозаписывающее оборудование. К примеру, во всемирно известной компании Sony Music Studio было семь аппаратных, в каждую из которых вложено от $1 млн.».
Создание
студий
звукозаписи
Музыкальная Студия
Звук вокруг
Что необходимо для успеха на рынке
звукозаписи ? Как создать свою
студию и стоит ли об этом мечтать ?
Музыкальная экономика
Условно все студии можно разбить на
три типа. Компаний топкласса,
предлагающих высочайшее качество
записи, профессиональный продакшн,
способных работать с любымпроектом будь то хор, оркестр,
эстрадная группа, в России нет.
Это связано прежде всего с
финансами: требуются вложения
около $10 млн.
«Уже давно ходят слухи о том, что
ктото собирается организовать
подобное предприятие в нашей стране,
рассказывает Серж Батлер, саунд
продюсер компании Discolife Music.
Но я не думаю, что это произойдет в
ближайшем будущем. Очень дорого
стоит современное звукозаписывающее
оборудование. К примеру, во всемирно
известной компании Sony Music Studio
было семь аппаратных, в каждую из
которых вложено от $1 млн.».
Для России более характерны
небольшие компании среднего класса,
на создание которых на первых порах
может хватить и $200 тыс. Но,
конечно, это минимум: иногда затраты
могут доходить и до $1,5 млн.,
особенно если предполагается работа
с живой музыкой. В зависимости от
типа работы такие фирмы берут зауслуги от 1000 до 3000 рублей в час.
Основные заказы поступают им от
начинающих музыкантов и
корпоративных клиентов, которым
необходимо записать музыку или
текст для рекламы. Оборот на этом
сегменте рынка небольшой от $60
тыс. до $250 тыс. в год.
И третий тип домашняя аудитория,
которую может организовать при
желании каждый: затраты на
оборудование минимальные, за аренду
помещения платить не надо. Это
самый экономичный вариант записи:
достаточно заплатить 300500 рублей
в час, и при этом качество записи
может быть на довольно высоком
уровне. Зачастую дома пишутся сами
музыканты, неудовлетворенные
услугами более крупных компаний.
Годовой оборот домашних студий
звукозаписи доходит в лучшем случае
до $50 тыс., а посчитать их реальное
количество не представляется
возможным. В Москве, по разным
данным, работает от 200 до 300домашних и средних студий.
«Это очень много, уверяет Серж
Батлер. Но развития рынка не
происходит: одни фирмы закрываются,
другие открываются, и ничего
принципиально нового они не
приносят».
Такая ситуация прямое следствие
спроса: если студия звукозаписи
загружена на 85%, то это уже очень
хорошо. Причем три четверти заказов
приходится на самые дешевые виды
работ на запись вокала и мастеринг
(процесс подготовки и переноса
записанной фонограммы на какой
либо носитель для последующего
тиражирования). А это автоматически
означает низкую рентабельность
бизнеса, в среднем 10%.
«Новичку, чтобы вернуть вложенные
средства, придется подождать
несколько лет, предупреждает
генеральный директор
звукозаписывающей компании
«Фонограф» Сергей Жилин. А о том,
чтобы этот бизнес приносилнормальный доход, не может быть и
речи».
Слагаемые развития
Несмотря на немалое количество
игроков, конкуренция на рынке
звукозаписи понятие относительное:
по сути, каждая рекорд компания
занимает свою маленькую нишу. В
силу этого, а также в силу отсутствия
массового потребителя четко
прослеживается две тенденции. Во
первых, цены диктует клиент: многие
хотят европейского звука за
минимальные деньги. Вовторых,
звукозаписывающие компании не
стремятся повышать качество услуг.«За счет этого увеличить доход
невозможно, уверен Моисеев.
Обычно развитие идет за счет
диверсификации бизнеса». Например,
в компании «Фонограф» помимо
звукозаписи предлагают организацию
концертов и праздников, а также
техническое оснащение. А компания
SiRecords, созданная шесть лет назад
предпринимателем и музыкантом
Игорем Сандлером, получает
дополнительный доход, предоставляя
клиентам репетиционную базу и
единственную в России передвижную
студию.
Однако все это потребовало немалых
вложений. Среди тех, кто постоянно
записывался и репетировал в Si
Records, Лариса Долина, Дима Билан,
Сергей Лазарев, группы «Тэту»,
«Премьерминистр», «Серебро».
«Названия студий звукозаписи мало
кто знает. Новых клиентов привлекают
имена людей, которые с ними
связаны», обращает внимание на еще
одну составляющую успеха Сергей. Нодля привлечения «звезд» обширные
знакомства в музыкальной среде.
«Чтобы о тебе ктото узнал, нужно
когото к себе затащить, а это очень
сложно. Один шанс из тысячи. Без
связей в этом бизнесе делать нечего»,
уверен Игорь Сандлер, в прошлом
участник легендарной рокгруппы
«Интеграл».
Впрочем, у него самого благодаря
бурной музыкальном молодости
проблемы со связями не было. А
благодаря деловой успешности в
зрелые годы не было проблемы со
стартовыми вложениями,
позволившими приобрести уникальную
для России студийную технику:
микшерный пулы Neve, ленточный
магнитофон Studer и целую коллекцию
аналоговых синтезаторов. Большую
часть доходов Сандлеру сегодня
приносит бизнес в других сферах. И
первоначально студия звукозаписи
была для «проектом для души».
Будущее и настоящее«Чтобы музыкальный бизнес стал
прибыльным, нужно создавать не
отдельные студии звукозаписи, а
целые продюсерские центры, которые
занимались бы записью, выпуском
дисков, раскруткой артиста,
организацией концертов, заключением
рекламных контрактов в общем,
полным обслуживанием артистов»,
размышляет Сандлер. Именно так
работают гиганты музыкальной
индустрии, такие как Sony Music,
BMG, Warner, Universal, EMI.
Для выхода на такой уровень России
придется еще много работать, и в
первую очередь вырастить для
музыкального рынка необходимые
кадры. Руководители студий в один
голос заявляют, что действительно
профессиональных звукорежиссеров в
нашей стране единицы.
«От техники зависит очень много, но
еще больше зависит от людей, уверен
Сергей Жилин. На телевидении,
например, я знаю всего лишь одного
понастоящему профессионального
звукорежиссера Андрея Пастернака.Для того чтобы быть специалистом,
нужно постоянно работать,
интересоваться, гдето ошибаться,
добиваться успехов, нужна постоянная
деятельность. Это трудно, и не все
готовы класть большую часть своей
жизни на то, чтобы постоянно
совершенствоваться».
Из тех звукорежиссеров, которые есть
на рынке, большинство работает
фрилансерами сразу в нескольких
компаниях. «На это невозможно никак
повлиять, так как специалистов мало,
а студии не могут обеспечить их
достойным объемом работы и
соответствующей зарплатой»,
утверждает Батлер. А по мнению
Сандлера, в России просто нет школы
звукорежиссуры. «У нас пока нет
опыта, практики, убежден он. На
Западе все это есть и организовано на
соответствующем уровне.
Поэтому музыканты, заработавшие
немножко денег, стараются записывать
свои альбомы за границей. Знания,
технику купить можно, но сам опыт
нет». Паровозом, который потянетвперед звукозаписывающую
индустрию, в такой ситуации может
стать потребитель.
«Клиент становится все более
подкованным, поэтому и компании не
должны стоять на месте, чтобы лучше
понимать, что именно хочетзаказчик и
как он хочет, чтобы был выполнен
заказ, рассуждает Леонид Моисеев.
И сервис должен улучшаться не
только в области записи саундтреков.
Те студии, которые в ответ на твой
телефонный звонок отвечают: «Алле, и
че вы хотите?» заранее обречены на
провал».
Подытожим
Выходить на этот рынок звукозаписи с
минимальным бюджетом, чтобы
создать очередную, ничем не
отличающуюся от других студию, вряд
ли стоит. Конечно, все зависит от
финансовых возможностей. Но легкой
прибыли здесь точно не будет. И
чтобы развиваться, важно выбрать
один из непростых, но единственно
перспективных путей либо работатьна имидж, чтобы в итоге привлечь в
клиенты музыкальную элиту, либо
изначально сделать ставку на
диверсификацию бизнеса и выход на
смежные рынки. Однако и в том и в
другом случае помимо существенных
инвестиций потребуются хорошие
связи и умение грамотно подбирать
персонал.
Классика жанраС продажи музыкальных пластинок по
почте и создания собственной студии
звукозаписи начинал путь в большой
бизнес Ричард Брэнсон один из
самых ярких предпринимателей
современности. В 1970е годы в его
студии записывались никому тогда
еще не известные группы и музыканты:
Майк Олдфилд, Фил Коллинз, Sex
Pistols. В итоге их пластинки стали
сверхуспешными, а Брэнсон вложил
заработанный капитал в авиакомпанию
Virgin Airlines и множество других
проектов. Но собственную студию он в
конце концов продал.
Два рынка
По оценкам экспертов, российские
студии звукозаписи заработали в 2007
году около $60 млн. Однако эта
индустрия лишь одно из
подразделений другого бизнеса,
индустрии продаж музыкальной
продукции. И здесь речь идет уже о
совсем других доходах. По
экспертным оценкам, в прошлом году
оборот компаний, тиражирующих и
дистрибутирующих музыку, составил вРоссии приблизительно $700 млн.
Глобальные игры
Около 80% мирового музыкального
рынка приходится на долю компаний
EMI, Universal, Sony BMG и Warner,
Ежегодные мировые продажи
музыкальной продукции оцениваются
приблизительно в $30 млрд. Но в
последние годы этот показатель
неизменно падает изза увеличения
продаж музыки в Интернете: в 2007
году они выросли на 40% и составили
$2,9 млрд.