Смертность подростков от суицида является актуальной проблемой в современном мире. Суицид — это осознанный акт лишения себя жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь теряет для человека смысл. Следует различать понятия «суицидальное поведение» и «суицид», поскольку, суицидальное поведение включает в себя суицидальные попытки, покушения и проявления, а суицид — это именно самоубийство, то есть осознанное лишение себя жизни.
выступление.docx
Смертность подростков от суицида является актуальной проблемой в
современном мире. Суицид — это осознанный акт лишения себя жизни под
воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых
собственная жизнь теряет для человека смысл. Следует различать
понятия «суицидальное поведение» и «суицид», поскольку, суицидальное
поведение включает в себя суицидальные попытки, покушения и
проявления, а суицид — это именно самоубийство, то есть осознанное
лишение себя жизни.
В свое время Зигмунд Фрейд ввел понятие «инстинкт смерти»,
поскольку по-другому он не мог объяснить многое из того, что способен
сотворить с собой человек. Влечение к смерти свойственно лишь
человеку, ведь остальные существа изо всех сил стараются продолжить
существование, тогда как человек способен расстаться с жизнью по
собственной воле.
Суицидальное поведение можно разделить на три ступени, в
зависимости от форм проявления. Первая ступень такого поведения —
это пассивные суицидальные мысли по поводу своей смерти. Вторая
ступень проявляется в суицидальных замыслах — в это время
продумывается время место и способ совершения самоубийства. Третья
ступень — это суицидальные намерения, на данной ступени к замыслу
присоединяется волевое решение, что приводит к переходу во внешнее
проявление поведения.
Склонность к суициду присуща людям, по большей мере, в
подростковом возрасте. В период так называемого переходного возраста
подросток сталкивается с непониманием, жестокостью окружающего
мира, воспринимает реальность субъективно, не может адекватно
реагировать на неудачи в учебе, семье, личной жизни.
По форме суициды делятся на три основные группы: истинные,
демонстративные, скрытые.
Истинный суицид выражает именно желание умереть, он не бывает
спонтанным, хотя порой и кажется довольно неожиданным. Такому виду
самоубийства всегда предшествуют депрессивное состояние, подавленное
настроение, или просто мысли об уходе из жизни. Иной составляющей
истинного суицида являются размышления и переживания по поводу
смысла жизни, намеренное, обдуманное поведение, направленное на
реализацию самоубийства. При таком суициде подросток прилагает все
усилия к тому, чтобы его действия были наиболее эффективны и
привели к желаемому результату, кроме того, он заботится об
устранении помех при совершении самоубийства. В предсмертных
записках зачастую можно прочитать о том, что родные и близкие не
должны себя винить в произошедшем, и что суицид - это осознанный
выбор подростка.
Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, он
представляется способом обратить внимание на себя, на свои проблемы,
позвать на помощь, вести диалог. Чаще всего, такой суицид выражается
в изображении попыток самоубийства без реального намерения
покончить жизнь самоубийством, с расчетом на спасение. Действия
такого характера направлены на то, чтобы привлечь к себе внимание,
возобновить интерес к собственной персоне, уйти от наказания за совершение тяжелого проступка, а также, это является способом давить
на жалость, сочувствие. Кроме того, такой вид суицида можно
интерпретировать как попытку своеобразного шантажа. Смертельный
исход в данном случае является следствием роковой случайности.
Скрытый суицид (косвенное самоубийство) — вид суицидального
поведения, который не отвечает его признакам в прямом смысле,
однако имеет ту же направленность и результат. К скрытому суициду
относят действия, способствующие высокой вероятности летального
исхода. По большей мере такое поведение нацелено на риск, на игру
со смертью, чем на уход из жизни. Данный тип поведения
характеризуется, прежде всего, действиями, совершаемыми на высоте
аффекта. По-другому можно сказать, что такие действия
сопровождаются большим выбросом адреналина, что притягивает людей
к их совершению. Как правило, скрытый суицид — это суицидально
обусловленное поведение. Примерами такого суицидального поведения
служат рискованная езда на автомобиле, занятия экстремальными
видами спорта или опасным бизнесом, добровольные поездки в горячие
точки, и употребление сильных наркотиков [1].
К факторам, способствующим суициду, относят, прежде всего:
неблагополучные семьи, школьные проблемы, депрессия, незрелость
личности и ее социальных установок, межличностные проблемы.
Рассмотрим каждый из факторов в отдельности.
Первым фактором, способствующим самоубийству, выступает
неблагополучная семья. В неблагополучных семьях часто наблюдаются
конфликты между родителями и детьми, акты насилия, злоупотребление
алкогольными или наркотическими веществами одним из родителей или
же обоими родителями. Кроме того, способствовать суициду могут и
такие семейные проблемы как: ранняя потеря родителей, отсутствие
взаимопонимания между родителями и детьми, развод родителей. При
таком факторе подростки чувствуют себя беспомощными, а зачастую
виновными в поведении родителей, что повышает риск возникновения
суицида.
Вторым фактором, способствующим суициду, являются школьные
проблемы подростка. Поскольку группа сверстников для подростка
является референтной (значимой) группой, подросток ставит ее
ориентиром в развитии самооценке, представлений о себе, нормах
социального поведения, освоении гендерных ролей. Зачастую социально-
психологическим фактором, способным подтолкнуть или усилить желание
подростка к суицидному действию, является потеря или осуждение
группой. Такой фактор весьма значим для подростков с невысоким
интеллектом. Школьные проблемы связаны с 29 % аффективных
суицидов, 26 % — демонстративных и 12 % — истинных.
Третьим фактором выступают межличностные отношения подростков.
Известно, что в подростковом возрасте случается первая любовь и
первое предательство. Зачастую, измена возлюбленной или просто
болезненное расставание с любимым человеком приводят к фатальным
последствиям — самоубийству. Однако, в большинстве случаев, такое
суицидальное поведение носит демонстративный характер, направленный на возвращение любимого человека, проявление жалости к своей
персоне.
Четвертым, и одним из наиболее часто встречающихся факторов,
способствующих самоубийству, является депрессия. Депрессия у
подростков нередко является следствием потери объекта любви и
проявляется в печали, удрученности, потери интереса к жизни и
решению каких-либо жизненных проблем. Помимо этого, могут
появляться психосоматические расстройства, такие как потеря аппетита,
усталость, нарушения сна, снижение сексуального интереса, страхи,
неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности,
чрезмерная самокритичность, замкнутость беспокойство, снижение веса.
Иногда депрессия носит скрытые формы: так, она скрывается за
повышенной активностью, вниманием к мелочам, а порой за
социальными провокациями — правонарушениями, беспорядочными
половыми связями, злоупотреблением алкоголем и наркотиками. У 10 %
подростков имеется истинное желание покончить жизнь самоубийством,
но в 90 % случаях — это крик о помощи [1].
И, наконец, пятый фактор, способствующий суициду — это незрелость
личности и слабый контроль эмоциональных состояний. Склонность к
самоубийству у подростков сопровождается их высокой импульсивностью,
агрессивностью или недостаточным уровнем установления и сохранения
в себе постоянного и неизменяемого ядра личности, что необходимо для
чувства собственного достоинства, осмысленности существования и
целеустремленности. Нередко подростки, склонные к самоубийству,
характеризуются значительной внушаемостью или подражанием. Эти
факторы можно обнаружить при анализе случаев «эпидемий
самоубийств» — когда несколько подростков совершают самоубийства
вместе или друг за другом. Существует и практика создания обществ
самоубийц, зачастую эти общества создаются в социальных сетях и
находятся в открытом доступе. 93 % подростков, пытавшихся покончить
с собой, были знакомы с кем-то, кто уже совершал попытку
самоубийства.
Стоит привести немного статистических данных. Так, Российская
Федерация занимает одно из ведущих мест по числу самоубийств. При
этом особенно бросается в глаза тот факт, что в России чрезвычайно
высок показатель самоубийств среди мужчин, при низком показателе
среди женщин. В начале 2008 года сайт телекомпании BBC сообщал,
что по этому показателю (36 самоубийств в год на 100 тысяч
населения) Россия занимает четвёртое место в мире, а Казахстан —
пятое место (30 самоубийств в год на 100 тысяч населения) и вдвое
превосходит США, а по абсолютному числу самоубийств (почти 60 тысяч
ежегодно) уступает лишь полуторамиллиардному Китаю. К 2011 году
число самоубийств составило 21 человек на 100 000 жителей [2].
По данным следственного комитета, в 2012 году в России покончили с
собой 730 детей и подростков. За год ситуация с подростковыми
самоубийствами не улучшилась, в 2011 году свели счеты с жизнью 711
человек. Почти не изменилась и статистика неудачных попыток
самоубийств — за два последних года уйти из жизни пытались еще
более 2,5 тысячи подростков [3]. В такой проблеме как суицидальное поведение подростков важна,
прежде всего, профилактика. Она должны выражаться во всех сферах
деятельности подростка: в семье, в школе, в межличностных
отношениях. Прежде всего, следует начать с семьи, а именно,
родителям нужно более терпимо относиться к своим детям в период
пубертатного созревания, уделять им больше внимания, наблюдать за
сменами их настроений и постараться находиться со своим ребенком в
доверительных отношениях. В школах учителям не следует кого-то
выделять из коллектива, более внимательно относиться к замкнутым
детям, стараться помочь раскрыться каждому ребенку. Безусловно,
детям следует объяснять, что жизнь не должна быть отнята никем,
даже самим собой, поскольку право на смерть в Российской Федерации,
как таковое, не закреплено. Также, можно объяснить ребенку, что с
религиозной точки зрения самоубийство — это грех, ведь жизнь дается
человеку неслучайно, и сколько бы ни было потерь, неудач,
безвыходных ситуаций, нельзя заканчивать жизнь самоубийством.
Итак, суицидальное поведение подростков весьма распространенное
явление на сегодняшний день. В большинстве случаев самоубийства
происходят из-за семейных и школьных проблем. Такие проблемы
следует вовремя распознать и принять соответствующие меры, а
именно, провести беседу с подростком, но в доверительной форме.
Суицидальное поведение можно распознать, если быть более
внимательными к подросткам, не отказывать им в помощи, а также
прислушиваться к их мнению.
Список литературы:
1.Камынина Л.В. Методическая разработка (Педагогические чтения) Тема:
«Суицидальное поведение подростков», [Электронный ресурс]. — Режим
доступа. — URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-
nauki/library/suitsidalnoe-povedenie-podrostkov (дата обращения 12.12.2013).
2.Статистика самоубийств в России [Электронный ресурс]. — Режим
доступа. — URL: http://www.city-n.ru/view/316640.html (дата обращения
10.12.2013).
3.«Суициды — это просто статистика страны» [Электронный ресурс]. —
Режим доступа. — URL: http://lenta.ru/articles/2013/06/03/suicide (дата
обращения 10.12.2013).
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Ожгибесова В.М. ПРОБЛЕМА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ:
ФОРМЫ, ФАКТОРЫ И ПРОФИЛАКТИКА // Научное сообщество студентов XXI
столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-
практ. конф. № 1(16). URL: http://sibac.info/archive/social/1(16).pdf (дата
обращения: 19.05.2017)
Статья "Суицидальное поведение подростков"
Статья "Суицидальное поведение подростков"
Статья "Суицидальное поведение подростков"
Статья "Суицидальное поведение подростков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.