Статья. Суть системно-деятельностного подхода

  • Научные работы
  • docx
  • 30.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Суть системно-деятельностного подхода Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И. Суть системно-деятельностного подхода: исходя из выявленных в общей теории деятельности закономерностей мира деятельности, построена дидактическая система «Школа 2000...», которая: 1) обеспечивает возможность системного формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций в их достаточной полноте; 2) обеспечивает синтез идей из новых концепций образования с позиций преемственности с традиционной школой. Этапы формирования нового умения (исходя из общей схемы формирования любого нового элемента системы): 1. Приобретение первичного опыта, понимание смысла и мотивация. 2. Формирование нового способа (алгоритма ) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
Иконка файла материала Суть системно-деятельностного подхода в образовании.docx
Суть системно­деятельностного подхода Преподаватель­организатор  ОБЖ  Дегтярёв А.И.  Суть системно­деятельностного подхода: исходя из выявленных в общей  теории деятельности закономерностей мира деятельности, построена  дидактическая система «Школа 2000...», которая:  1) обеспечивает возможность системного формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций в их достаточной полноте;  2) обеспечивает синтез идей из новых концепций образования с позиций  преемственности с традиционной школой. Этапы формирования нового умения (исходя из общей схемы формирования  любого нового элемента системы): 1. Приобретение первичного опыта, понимание смысла и мотивация.  2. Формирование нового способа (алгоритма ) действия, установление  первичных связей с имеющимися способами.        3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.         4. Контроль Механизм формирования общеучебных умений на основе ТДМ «Школа  2000…» 1. Формирование первичного опыта пребывания в учебной  деятельности при изучении различных учебных предметов,  мотивация.  2. Формирование понимания нормы обобщенного способа действия (или ее структуры УД в целом), установление первичных связей.  3) Включение посредством ТДМ нового метапредметного знания в  практику учения на предметном содержании разных учебных  дисциплин, организация самоконтроля и коррекции.  4) Уточнение существенных особенностей нового обобщенного способа  действия, его роли и места в системе изученных учебных действий.  5) Организация контроля уровня сформированности данного  общеучебного умения. Преимущества системно­деятельностного подхода:  Упрощение языка описания нового способа обучения.  Достаточная полнота формирования метаумений.  Технологичность, открывающая путь к построению  региональных систем трансляции и тиражирования без  искажений.   Критериальность, являющаяся базовым требованием к  построению объективных средств диагностики и оценки  качества.   Преемственность с традиционной моделью обучения, что   позволяет обеспечить поэтапный переход учителя к новому  типу обучения по индивидуальной траектории саморазвития.  Синтез не конфликтующих между собой идей из новых  концепций образования (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В.  Давыдов и др.), что позволяет систематизировать  инновационный педагогический опыт и сделать существенный  шаг вперед по пути построения единого образовательного  пространства на технологической основе. Системно­деятельностный подход «Школа 2000…» позволяет  учителю: *   систематизировать знания об активизации деятельности  учащихся, накопленные в различных подходах (традиционном,  системах развивающего обучения);  *   каждому учителю «увидеть» себя в новой системе обучения;  *   переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, в соответствии со своими возможностями;  *   уже на первых этапах перехода повысить качество образования в  соответствии с существующими сегодня измерителями (в том числе  ЕГЭ), которые мотивируют к дальнейшему развитию;  *   работать в условиях «открытого» комплекта;  *   включиться в инновационный процесс на посильном для себя  уровне, что соответствует критериям НПО (материальный стимул);  *   вырасти профессионально и подготовиться к переходу к новым  госстандартам (второго поколения)                                              Асмолов А.Г Важнейшей задачей современной системы образования является:    ­ формирование способности субъекта к  самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного  и активного присвоения нового социального опыта;  ­ формирование способности к самостоятельному усвоению  новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на  творческое начало в учебной деятельности, приобретение ими  собственного опыта творческой деятельности. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА  ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( КАК  ВАРИАНТ): Ценность метода проектов. Проектное обучение активизирует  истинное учение   учащихся, т.к. оно:       ­ индивидуально­ сконцентрированное (личностно­  ориентированное),  ­ реализует деятельностный подход в обучении,  ­ построено на принципах проблемного обучения,  ­ самоматевируемо (при наличии ситуации успеха),  ­ приносит удовлетворение, поскольку всегда имеется  материальный продукт, как результат собственного труда,  ­ формирует наиболее важные (значимые) компетентности,  ­ выявляет потенциал учащихся, формирует УУД   Выводы: Проектная деятельность является одной из значимых  возможностей для реализации творческого потенциала учащихся.  На каждом этапе проекта учащиеся осваивают весь  номенклатурный набор УУД. Метод проектов, применяемый в  обучении, помогает решать задачи современной школы. Знания  перестают быть целью, а становятся средством в образовании,  позволяют каждому ученику самостоятельно осваивать  культурные ценности. Учебный проект помогает решать проблему качества обучения. Грамотное, осознанное применение  мотивированного подхода в совместной деятельности учащихся и  учителя может привнести в учебный процесс принципиально иную по сравнению с традиционным обучением систему  взаимоотношений, принципиально иной подход к познавательной  деятельности учащихся, основанный на уважении их  интеллектуальных и творческих возможностей, сотрудничестве,  самостоятельном критическом мышлении.