Суть системно-деятельностного подхода
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Суть системно-деятельностного подхода: исходя из выявленных в общей теории деятельности закономерностей мира деятельности, построена дидактическая система «Школа 2000...», которая:
1) обеспечивает возможность системного формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций в их достаточной полноте;
2) обеспечивает синтез идей из новых концепций образования с позиций преемственности с традиционной школой.
Этапы формирования нового умения (исходя из общей схемы формирования любого нового элемента системы):
1. Приобретение первичного опыта, понимание смысла и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма ) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
Суть системнодеятельностного подхода
Преподавательорганизатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Суть системнодеятельностного подхода: исходя из выявленных в общей
теории деятельности закономерностей мира деятельности, построена
дидактическая система «Школа 2000...», которая:
1) обеспечивает возможность системного формирования общеучебных умений
и ключевых деятельностных компетенций в их достаточной полноте;
2) обеспечивает синтез идей из новых концепций образования с позиций
преемственности с традиционной школой.
Этапы формирования нового умения (исходя из общей схемы формирования
любого нового элемента системы):
1. Приобретение первичного опыта, понимание смысла и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма ) действия, установление
первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль
Механизм формирования общеучебных умений на основе ТДМ «Школа
2000…»
1. Формирование первичного опыта пребывания в учебной
деятельности при изучении различных учебных предметов,
мотивация.
2. Формирование понимания нормы обобщенного способа действия (или
ее структуры УД в целом), установление первичных связей.
3) Включение посредством ТДМ нового метапредметного знания в
практику учения на предметном содержании разных учебных
дисциплин, организация самоконтроля и коррекции.
4) Уточнение существенных особенностей нового обобщенного способа
действия, его роли и места в системе изученных учебных действий.
5) Организация контроля уровня сформированности данного
общеучебного умения.
Преимущества системнодеятельностного подхода:
Упрощение языка описания нового способа обучения.
Достаточная полнота формирования метаумений.
Технологичность, открывающая путь к построению
региональных систем трансляции и тиражирования без
искажений.
Критериальность, являющаяся базовым требованием к
построению объективных средств диагностики и оценки
качества.
Преемственность с традиционной моделью обучения, что
позволяет обеспечить поэтапный переход учителя к новому
типу обучения по индивидуальной траектории саморазвития.
Синтез не конфликтующих между собой идей из новых
концепций образования (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В.
Давыдов и др.), что позволяет систематизировать
инновационный педагогический опыт и сделать существенный
шаг вперед по пути построения единого образовательного
пространства на технологической основе.
Системнодеятельностный подход «Школа 2000…» позволяет
учителю:
* систематизировать знания об активизации деятельности
учащихся, накопленные в различных подходах (традиционном,
системах развивающего обучения);
* каждому учителю «увидеть» себя в новой системе обучения;
* переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, в
соответствии со своими возможностями;
* уже на первых этапах перехода повысить качество образования в
соответствии с существующими сегодня измерителями (в том числе
ЕГЭ), которые мотивируют к дальнейшему развитию;
* работать в условиях «открытого» комплекта;
* включиться в инновационный процесс на посильном для себя
уровне, что соответствует критериям НПО (материальный стимул);
* вырасти профессионально и подготовиться к переходу к новым
госстандартам (второго поколения)
Асмолов А.Г
Важнейшей задачей современной системы образования является:
формирование способности субъекта к
самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного
и активного присвоения нового социального опыта;
формирование способности к самостоятельному усвоению
новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на
творческое начало в учебной деятельности, приобретение ими
собственного опыта творческой деятельности.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА
ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( КАК ВАРИАНТ):
Ценность метода проектов. Проектное обучение активизирует
истинное учение учащихся, т.к. оно:
индивидуально сконцентрированное (личностно
ориентированное),
реализует деятельностный подход в обучении,
построено на принципах проблемного обучения,
самоматевируемо (при наличии ситуации успеха),
приносит удовлетворение, поскольку всегда имеется
материальный продукт, как результат собственного труда,
формирует наиболее важные (значимые) компетентности,
выявляет потенциал учащихся, формирует УУД
Выводы: Проектная деятельность является одной из значимых
возможностей для реализации творческого потенциала учащихся.
На каждом этапе проекта учащиеся осваивают весь
номенклатурный набор УУД. Метод проектов, применяемый в
обучении, помогает решать задачи современной школы. Знания
перестают быть целью, а становятся средством в образовании,
позволяют каждому ученику самостоятельно осваивать
культурные ценности. Учебный проект помогает решать проблему
качества обучения. Грамотное, осознанное применение
мотивированного подхода в совместной деятельности учащихся и
учителя может привнести в учебный процесс принципиально иную
по сравнению с традиционным обучением систему
взаимоотношений, принципиально иной подход к познавательной
деятельности учащихся, основанный на уважении их
интеллектуальных и творческих возможностей, сотрудничестве,
самостоятельном критическом мышлении.