«Ла Скала» (итал. Teatro alla Scala или La Scala) — мировой центр оперной культуры. У этого театра блестящая история. Здание театра построено в 1776-1778 годах на месте церкви «Санта Мария делла Скала», откуда театр и получил свое название «Ла Скала» — оперный театр в Милане. Любопытно, что при раскопке площадки для строительства театра была найдена большая мраморная глыба, на которой был изображен Пилад — знаменитый мим Древнего Рима. Это было воспринято как добрый знак.
Театр «Ла Скала»
«Ла Скала» (итал. Teatro alla Scala или La Scala) —
мировой центр оперной культуры. У этого театра
блестящая история. Здание театра построено в 1776
1778 годах на месте церкви «Санта Мария делла
Скала», откуда театр и получил свое название «Ла
Скала» — оперный театр в Милане. Любопытно, что
при раскопке площадки для строительства театра
была найдена большая мраморная глыба, на которой
был изображен Пилад — знаменитый мим Древнего
Рима. Это было воспринято как добрый знак.
Здание театра, построенное архитектором Дж.
Пьермарини, было одним из красивейших зданий в
мире. Оно выдержано в строгом неоклассическом
стиле и отличается безукоризненной акустикой.
Художественная отделка зрительного зала сочеталась
с удобным расположением мест в нем и
соответствовало всем строжайшим требованиямоптики. Здание театра равнялось 100 метрам в длину и
38 — в ширину. В середине фасада возвышался портал
для въезда карет с дамами и их кавалерами.
Зал имел форму подковы. В нем было пять ярусов лож
и галерея. Лож было всего 194 (еще и королевская
ложа). В каждой ложе помещалось от 8 до 10 человек.
Все ложи были связаны между собой коридором. За
ним следовал второй ряд лож, в котором
располагались столы для карточной игры и торговли
напитками. Сцена театра была довольно невелика. В
партере первоначально не было кресел — их заменяли
складные и передвижные стулья.
Освещение было довольно скудным. В ложах зажигали
свечи, а те, кто сидел в партере, не рисковали снимать
своих шляп и прочих головных уборов, так как на них
капал расплавленный воск. Отопления в театре не
было. Но зал театра был чудесным — выполнен в
белых, серебряных и золотых тонах. В этом чудесном
зале происходило все — от балов до азартных игр и
корриды. Здание театра стоило Милану около 1
миллиона тогдашних лир. Расходы распределили
между собой 90 аристократов города. Здание театра
не раз реставрировалось. Во время Второй мировой
войны оно было разрушено и восстановлено в
первоначальном виде инженером Л. Секки. Театр «Ла
Скала» вновь открыли в 1946 году.«Скала» (как называют театр итальянцы) открылась в
августе 1778 года двумя операми, в том числе и
специально написанной к этому случаю оперой А.
Сальери «Признанная Европа». За ними последовали
два балета. Миланцы быстро полюбили свой театр. И
простой люд, и аристократы толпились у дверей
театра, желая в него попасть. Но, конечно же, далеко
не все стремились в театр, чтобы слушать оперу.
Значительная часть публики проводила время в
коридорах, выпивая и закусывая.
До конца XVIII века на сцене театра ставились также
драматические спектакли. В них выступали
популярные в то время труппы театра марионеток и
драматические, но оперные сезоны, имевшие названия
«карнавальные», «осенние», «весенние», «летние»,
сразу стали регулярными. В период «карнавального
сезона» ставились оперысериа и балеты, в остальное
время главным образом оперыбуффа.
В конце XVIII — начале XIX столетий в репертуаре
театра появились оперы итальянских композиторов П.
Анфосси, П. Гульельми, Д. Чимарозы, Л. Керудини,Дж. Паизиелло, С. Майра. В 1812 году на сцене театра
состоялась премьера оперы Дж. Россини «Пробный
камень». Она положила начало так называемому
россиниевскому периоду. Театр «Ла Скала» первым
поставил его оперы «Аурельяно в Пальмире» (1813),
«Турок в Италии» (1814), «Сорокаворовка» (1817) и
др. Одновременно театр ставил широко известные
оперы Россини. На его сцене впервые были поставлены
оперы Дж. Мейербера «Маргарита Анжуйская»
(1820), «Изгнанник из Гренады» (1822), а также
наиболее значительные произведения С. Меркаданте.
Начиная с 30х годов XIX века история «Ла Скала»
связана с творчеством крупнейших композиторов
Италии — Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди, Дж.
Пуччини, произведения которых здесь были
поставлены впервые: «Пират» (1827) и «Норма» (1831)
Беллини, «Лукреция Борджа» (1833) Доницетти,
«Оберто» (1839), «Навуходоносор» (1842), «Отелло»
(1887) и «Фальстаф» (1893) Верди, «Мадам
Баттерфляй» (1904) и «Турандот» Пуччини.Верди, например, не слишком поначалу жаловал этот
театр. В одном из своих писем он говорил графине
Маффеи: «Сколько раз я слышал, как в Милане
говорят: „Скала“ лучший театр на свете. В Неаполе:
„СанКарло“ лучший театр на свете. В прошлом и в
Венеции говорили, что „Фениче“ лучший театр на
свете... А уж в Париже опера самая лучшая в двух, а
то и в трех мирах...» Великий композитор предпочел
бы такой театр, «который не так хорош». Тем не менее
в 1839 году Верди успешно дебютировал в «Скала».
Но он был недоволен тем, как поставили его «Жанну
д’Арк», считал постановку «позором», разорвал с
театром контракт, хлопнул дверью и ушел.
Но все же этот театр — заветная цель музыкантов
всего мира. Всегда. Во все времена. Место певца или
дирижера в «Ла Скала» — это всемогущая визитная
карточка. С ней он будет всегда и везде принят. В этот
театр также целенаправленно стремится и публика.
Богатые туристы из Европы, Америки и Японии всегда
требуют от турагентств возможности провести вечер в
этом знаменитом театре.
В начале XIX века в «Скала» рождаются «звезды»,
специально для него композиторы пишут оперы.
Вокруг театра создаются музыкальные журналы, а
также открываются кафе для любителей пения.
Балерины и певцы становятся любимцами города.
Иноземцы начинают проявлять к театру интерес. Так,
знаменитый англичанин Байрон и не менее знаменитый
француз Стендаль каждый вечер, будучи в Милане,проводят в «Ла Скала» и информируют о новых
спектаклях знатоков своих стран.
Наступает время сопрано. Капризные и красивые
дамыпевицы вытесняют со сцены кастратов. Вновь в
театр возвращается Верди. Теперь он уже влюблен в
него. Маэстро руководит постановками своих опер.
В 1887 году впервые за дирижерский пульт «Ла
Скала» встал двадцатилетний гений — Артуро
Тосканини. На пальце у него красовался золотой
перстень, подаренный в Бразилии за исполнение
«Аиды». В этот день он вынужден был заменить
освистанного публикой дирижера театра. Его
буквально привезли из отеля прямо на сцену. Его
дирижерский дебют в «Скала» прошел с триумфом.
Тосканини страстно любил Вагнера, но в Милан и в
театр приехал с тем, чтобы познакомиться с Верди.
Тосканини был маленького роста и нетерпимого
характера. Его всюду обожали и ненавидели, но всюду
приглашали. Он всегда проводил бесконечное
количество репетиций, совершенно не замечая чужойусталости. В 1898 году Тосканини стал главным
дирижером театра «Скала». Целый месяц он
репетировал Вагнера — в Милане это воспринималось
как вызов национальной опере. Но он доказал этим
спектаклем, что «Скала» может все, что «Скала» —
великолепный театр.
Тосканини наводит в театре железную дисциплину: и
на сцене, и в зале. От дам, например, потребовал
оставлять свои шляпы в гардеробе, дабы не заслонять
другим сцены. Он отменил и показ балетов перед
оперным спектаклем. Он потребовал, чтобы занавес в
театре не поднимался вверх, а открывался в стороны
(как в Байрейте, у Вагнера). Ибо если он поднимается
вверх, то публика видит сначала ноги исполнителей, а
потом головы, что Тосканини категорически не
нравилось.
Именно благодаря этому железному человеку «Скала»
превращается в лучший в мире музыкальный театр.
Тосканини руководил им очень долго — не частое и
завидное долголетие! Но в начале 30х годов нового
века дирижер не может больше оставаться в Италии
изза столкновений с националсоциалистами.
Тосканини отказывается исполнять перед спектаклем
их гимн. Он попросту прятался за кулисами. В 1931
году он уезжает в Америку. А через 12 лет (в 1943
году) он узнает, что «Скала» разрушена бомбами.Но труппа продолжала давать спектакли на разных
площадках. Война для Италии закончилась 25 апреля
1945 года. В этот день на сцене театра шел
моцартовский солнечный «Дон Жуан». Тосканини
всегда следил за судьбой «Ла Скала». Он жертвует 1
миллион лир на восстановление театра. Мэр города
Милана дает ему телеграмму, в которой говорит: «Вы
должны дирижировать на открытии „Скала“, сейчас
мы ее восстанавливаем». В апреле 1946 года
Тосканини возвращается в Милан в восстановленный
театр. Его первый концерт остался для всех
незабываемым.
Во второй половине XIX и в XX веке основу
репертуара театра попрежнему составляют
произведения итальянских композиторов — Бойто,
Понкьелли, Каталани, Джордано, Чилеа, Альфано,
Пиццетти, Казеллы и др. Все чаще на сцене театра «Ла
Скала» ставятся произведения мировой классики и
оперы современных композиторов. Среди них:«Парсифаль» и «Золото Рейна» Вагнера, «Пиковая
дама» Чайковского, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси,
«Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского,
«Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Катерина
Измайлова» Шостаковича и многие другие.
В «Ла Скала» выступали выдающиеся итальянские и
иностранные исполнители. В XX веке это — Э.
Карузо, Т. Руффо, де Лука, Т. Скипа, Б. Джильи, Г.
Бензанцони, М. Канилья, М. Дель Монако, М. Каллас,
Р. Тебальди, Б. Христов, Ф. Корелли, Ф. Шаляпин, Л.
Собинов.
Новая эра в деятельности театра связана с
именами Тебальди и Каллас — главными
примадоннами и главными соперницами в «Скала».
Каллас многие актеры ненавидят, зато режиссеры ее
обожают. Великий режиссер Дзеффирелли оставался
ее другом до самой смерти певицы. Висконти дал ей
возможность заслужить титул «божественной» своей
постановкой «Травиаты». Это был 1955 год. Калласбыла великолепна и потрясающа. Для всего мира эта
певица стала олицетворением «Скала».
В этом театре Каллас никогда не пропускала ни
одного спектакля, тогда как в Римской опере,
например, могла не явиться на спектакль, сославшись
на «дурное настроение». Ее постоянный партнер — Ди
Стефано, также великолепный певец, как и его
соперник Дель Монако. Соперничество же Каллас и
Тебальди дошло до того, что в городе появляются
клубы приверженцев той или другой певицы.
Сторонников этих клубов часто приходилось
разнимать полиции. Этой борьбы Тебальди не
выдержала и уехала в Америку. В «Скала» она больше
не вернулась.
В 1957 году, 18 февраля, «Скала» прощалась с 90
летним старцем — великим Тосканини.
В театре попрежнему идут оперы, представляющие
мировую классику, и выступают лучшие артисты
разных стран. Первой советской певицей,
выступившей в «Ла Скала», была Т. Милашкина. В
спектаклях театра также участвовали В. Норейка, И.
Архипова, М. Решетин, В. Атлантов, Е. Образцова, М.
Гулегина и другие. Вообще интерес к оперным певцам
довольно значителен. Л. Паваротти, давший в 1984
году концерт во Дворце спорта в Болонье, доказал,
что у оперного артиста может быть ничуть не меньше
болельщиков, чем у знаменитых футболистов.
Театр периодически выезжает на гастроли в Австрию,
Германию, Великобританию, Бельгию, Канаду. Осенью
1964 года состоялись обменные гастроли «Ла Скала» вМоскве и Большого театра в Милане. В 1974 году «Ла
Скала» вновь гастролировал в России, в Москве. Один
из ярких периодов в жизни театра был связан с именем
Паоло Грасси, ставшего в 1974 году директором
театра. Именно он показал театр всему миру,
организовав масштабные гастроли. Именно он привлек
в театр талантливых артистов и музыкантов.
В 1982 году при «Скала» был создан
Филармонический оркестр. Его первый руководитель
— Клаудио Аббадо, музыкант мирового масштаба.
Концерты оркестра — всегда праздники для
слушателей. C 1986 года театр возглавлял
выдающийся дирижер Риккардо Мути. В театре
гастролировали крупнейшие дирижёры Караян,
Заваллиш, Клюитенс, Бём.
В 1955 году спектаклем «Тайный брак» Чимарозы был
открыт филиал «Ла Скала» — «Пиккола Скала». На
малой сцене в 500 мест ставятся произведения
композиторов XVIIXVIII и начала XIX веков, оперы,
предназначенные для небольших ансамблей
(камерного оркестра, хора и солистов), а также
сочинения молодых авторов.
7 декабря 2001 года театр Ла Скала в последний раз
открыл сезон оперой Верди «Отелло». Театр закрылся
на реконструкцию, которая заняла три года
(последняя реконструкция была после войны). На
окраине Милана, в районе Бикокка, в
суперсовременном здании театра дельи Арчимбольди
19 января 2002 года состоялась следующая за
«Отелло» премьера: «Травиата».В первые месяцы 2002 года началось строительство
новой сцены и работы по обновлению зрительного
зала, рабочих кабинетов, складских помещений.
Координатор проекта — швейцарский архитектор
Марио Ботта. Он должен был построить новую
сценическую структуру, вне исторического здания
восемнадцатого века. Следующее открытие сезона
состоялось в старом здании 7 декабря 2004 года
оперой Антонио Сальери «Признанная Европа».
«Ла Скала» (La Scala, полн. назв. — Teatro alla Scala)
— оперный театр в Милане, один из крупнейших
центров мировой оперной культуры. Открыт 3 августа
1778 специально написанной к этому случаю оперой
А. Сальери «Признанная Европа». Здание построено в
177678 на месте церкви «СантаМария делла Скала»
откуда театр получил своё назв. Строгое, в
неоклассическом стиле театр. здание с
безукоризненной акустикой (арх. Дж. Пьермарини)
было одним из красивейших в мире. Неоднократно
реставрировалось Во время 2й мировой войны 193945 было разрушеновосстановлено в первоначальном
виде инж. Л. Секки и вновь открыто в 1946.
До кон. 18 в. на сцене «Ла Скала» ставились также
драм. спектакли, выступали популярные в то время
труппы Тра марионеток и др., но оперные сезоны
(«карнавальные», «осенние», «весенние», «летние»)
сразу же стали регулярными; в период
«карнавального» сезона ставились оперысериа и
балеты, в остальное время гл. обр. — оперыбуффа. В
кон. 18 — нач. 19 вв. в репертуаре «Ла Скала» —
произв. итал. композиторов П. Анфосси, П.
Гульельми, Д. Чимарозы, Л. Керубини, Дж. Паизиелло,
Н. А. Цингарелли, С. Майра. В 1812 на сцене тра
прошла премьера оперы Дж. Россини «Пробный
камень», положившая начало т.н. россиниевскому
периоду: «Ла Скала» первым пост. его оперы
«Аурельяно в Пальмире» (1813), «Турок в Италии»
(1814), «Сорокаворовка» (1817), «Бьянка и Фальеро»
(1819); одноврем. тр ставил и др. уже широко
известные произв. Россини. Также впервые были пост.
оперы Дж. Мейербера «Маргарита Анжуйская» (1820)
и «Изгнанник из Гренады» (1822) и наиболее значит.
произв. С. Меркаданте — «Элиза и Клаудио» (1821) и
«Клятва» (1837).
Начиная с 30х гг. 19 в. история «Ла Скала» связана с
творчеством крупнейших композиторов Италии — Г.
Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуччини, мн.
произв. крых были пост. здесь впервые, в т.ч. «Пират»
(1827) и «Норма» (1831) Беллини, «Лукреция
Борджа» (1833); «Оберто» (1839), «Навуходоносор»(1842), «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1893) Верди,
«Мадам Баттерфляй» (1904) и «Турандот» (1926)
Пуччини. Во 2й пол. 19 в. и в 20 в. основу репертуара
попрежнему составляют произв. итал. композиторов,
в т.ч. впервые исполнены «Мефистофель» Бойто
(1868) «Джоконда» (1876), «Марион Делорм» (1885)
Понкьелли, «Валли» Каталани (1892), «Андре Шенье»
Джордано (1896), а также мн. оперы Ф. Чилеа, Ф.
Альфано, И. Пиццетти, О. Респиги, А. Казеллы, Дж. Ф.
Малипьеро и др. Всё чаще на сцене «Ла Скала»
осуществляются пост. произв. мировой классики и
совр. композиторов. Впервые в Италии тр ставит
оперы «Фауст» (1862), «Нюрнбергские
мейстерзингеры» (1889), «Зигфрид» (1899),
«Парсифаль» и «Золото Рейна» (1903), «Евгений
Онегин» (1900), «Пиковая дама» (1906); «Саломея»
(1906), «Электра» (1909) и «Кавалер роз» (1911) Р.
Штрауса, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (1908),
«Борис Годунов» (1909) и «Хованщина» (1926);
«Короткая жизнь» де Фалья (1934), «Питер Граймс»
Бриттена (1947), «Лисичкаплутовка» Яначека (1958),
«Любовь к трём апельсинам» Прокофьева (1947),
«Катерина Измайлова» (1964) и др. Здесь прошли
первые пост. опер «Триумф Афродиты» Орфа (1953),
«Давид» Мийо (1955), «Диалоги кармелиток» (1957) и
«Человеческий голос» (1959) Пуленка, «Атлантида»
де Фалья (1962).
В «Ла Скала» выступали выдающиеся итал. и иностр.
певцы: в кон. 18 — нач. 19 вв. — К. Габриелли, А.
Каталани, Ф. М. Феста, И. Кольбран, Дж. Б. Рубини,Л. Лаблаш, А. Тамбурини; с 30х гг. 19 в. — Джудитта
Гризи, Дж. Паста, Джулия Гризи, М. Малибран, Дж.
Стреппони, А. Котоньи; в 7090е гг. 19 в. — Т.
Штольц, И. Кампанини, С. X. Гайярре, А. Патти, Ф.
Таманьо, М. Баттистини, Э. Кальве, X. Даркле, Н.
Мелба, Р. Сторкьо, А. Бончи, Э. Джиральдони, Э.
Карелли; с нач. 20 в. — Э. Карузо, Титта Руффо, Де
Лука, Р. Страччари, Н. Де Анджелис, М. Баррьентос; в
1020е гг. 20 в. — Л. Бори, К. Галеффи, К. Муцио, Т.
Скипа, Б. Джильи, Г. Безанцони, Т. Даль Монте, А.
Пертиле; с 40х гг. 20 в. — М. Канилья, Дж. Ди
Стефано, М. Дель Монако, М. Каллас, Р. Тебальди,
Дж. Симионато, Ф. Барбьери, Дж. Гуэльфи, Б.
Христов, Г. Шутти, Г. Туччи, Ф. Корелли и мн. др.;
здесь пели рус. артисты — Ф. Литвин, Ф. И. Шаляпин,
Л. В. Собинов, укр. певица С. А. Крушельницкая. В 19
в. в тре работали крупнейшие дирижёры — Ф. Фаччо,
Л. Муньоне, Э. Маскерони, Р. Феррари. В 18981903 и
192129 гл. дирижёром «Ла Скала» был А. Тосканини,
с деятельностью крого связан наивысший расцвет т
ра. Преемниками Тосканини стали А. Гуарньери и В.
Де Сабата. В 4060е гг. 20 в. здесь регулярно
выступали дирижёры В. Гуи, А. Вотто, Г. Сантини, К.
М. Джулини, Дж. Гаваццени, Н. Сандзоньо, Ф.
МолинариПраделли и др. С 1968 гл. дирижёр тра —
К. Аббадо.
Театр. сезон в «Ла Скала» продолжается с декабря по
июнь. Осенью в тре проводятся симф. концерты.
Наиболее значит. постановки 6070х гг. — «Богема»
(1963), «Кольцо нибелунга» (1963); «Макбет» Верди(1964), «Хованщина» (1967 и 1971), «Борис Годунов»
(1967); «Дочь полка» Доницетти (1968), «Осада
Коринфа» (1969; впервые в 20 в.) и «Севильский
цирюльник» (1969) Россини, «Норма» (1972). В труппе
тра (1975): певицы — Ф. Барбьери, Ф. Коссотто, И.
Лигабуэ, Л. Маральяно, Р. ОрландиМаласпина, М.
Ринальди, А. М. Рота, М. Сигеле, Р. Скотто, М. Френи;
певцы — К. Бергонци, И. Винко, В. Ганцаролли, Дж.
Гуэльфи, Н. Гяуров, К. Кава, Р. Капекки, П.
Каппуччилли, Л. Паваротти, Б. Преведи, Дж.
Раймонди, М. Серени, Д. Чеккеле и др. В тре также
выступают известные заруб. певцы — Т. Берганса, П.
Глоссоп, Р. Креспен, П. Лоренгар, М. Кабалье, Б.
Силе, П. Доминго, Р. Массар, Б. Нильсон, Л. Прайс,
Дж. Сатерленд, М. Тальвела, С. Юринац и др.;
дирижёры — Г. Караян, А. Клюитенс, В. Заваллиш, Ж.
Претр и др. Первой сов. певицей, выступившей в «Ла
С.», была Т. А. Милашкина («Битва при Леньяно»
Верди, 1961). В спектаклях «Ла Скала» участвовали
также В.К. Л. Норейка («Мадам Баттерфляй», 1966),
И. К. Архипова («Хованщина», 1967, 1971; «Борис
Годунов», 1967, 1973), М. С. Решетин («Хованщина»,
1967), Л. А. Никитина («Борис Годунов», 1967), В. А.
Атлантов («Тоска», 1975), E. В. Образцова («Вертер»,
1976). С 60х гг. в «Ла Скала» стажировались молодые
советские певцы.
Тр периодически выезжает на гастроли (Австрия,
Германия, Великобритания, Зап. Берлин, ФРГ,
Бельгия, Канада). Осенью 1964 состоялись обменные
гастроли — «Ла Скала» в Москве и Большого тра вМилане, послужившие началу творч. сотрудничества
двух коллективов; в 1974 «Ла Скала» вновь
гастролировал в Москве.
26 дек. 1955 спектаклем «Тайный брак» Чимарозы был
открыт филиал «Ла Скала» — «Пиккола Скала».
Здесь, на малой сцене (зал на 500 мест), ставятся
произв. композиторов 1718 и нач. 19 вв., оперы,
предназначенные для небольших ансамблей
(камерного оркестра, хора и солистов), а также соч.
молодых авторов. Среди опер, поставленных в 60 —
нач. 70х гг. на сцене «Пиккола Скала»: «Язык цветов»
Росселини (премьера, 1963), «Несчастный Орфей»
Мийо, «Груди Терезии» Пуленка, «Дидона и Эней»
Пёрселла, «Возвращение Улисса» Монтеверди, «На
дне» Тести (по М. Горькому; премьера, 1966), «Герои
Бонавентуры» Малипьеро (премьера, 1969), «Поворот
винта» Бриттена.
В. В. Тимохин
История балетаСо дня основания театра «Ла Скала» балет занимал
значительное место в его репертуаре. В день открытия
вместе с оперой «Признанная Европа» Сальери были
показаны балеты: «Пафио и Мирра, или Кипрские
пленники» Сальери (балетмейстер Легран) и
«Умиротворённый Аполлон, или Появление Солнца
после падения Фаэтона» де Байу (балетмейстер Дж.
Канциани).
Первые десятилетия существования театра тесно
связаны с деятельностью балетмейстеров: Г.
Анджолини (17791803 с перерывами), Д. Росси, П.
Франки, Ф. Клерико, Л. Дюпена, Г. Монтичини, У.
Гарсия и Г. Джоя.
На рубеже 1819 веков здесь работали: танцовщицы —
Вулькани, Пелозини, Р. КлерикоПанцери, К. Питро
Анджолини, А. Трабаттони, Т. Монтичини, Т.
Коралли, Ф. Анджолини; танцовщики — братья
Вулькани, Фабиани, Франки, Г. Вестрис; художники
декораторы — П. Гонзаго, К. Каччанига, Ф.
Фонтанези, Г. Галлиари и др.В 19 веке труппа «Ла Скала» стала одним из центров
балетного искусства Европы. В 1813 при театре была
основана балетная школа, где преподавали Л. Ла
Шапель, К. Вильнёв, Гарсия. С 1812 в труппе работал
С. Вигано, поставивший свои хореодрамы: «Творения
Прометея» (1813), «Гуситы под Нейбургом» (1815),
«Отелло, или Венецианский мавр» (1818), «Весталка»
(1818), «Титаны» (1819), «Жанна д’Арк» (1821) — все
на сб. муз.
На сцене «Ла Скала» выступали крупнейшие
танцовщицы: Ф. Черрито (183843), М. Тальони (с
1841), Ф. Эльслер (183848). В 183750 школу «Ла
Скала» возглавлял К. Блазис (совместно с А.
Рамаччини), после него — О. Юс.
Во 2й половине 19 века в «Ла Скала» работали
балетмейстеры П. Тальони, Дж. Казати, А. Кортези, И.
Монплезир, Дж. Рота и др., постановки которых
ознаменовали кризис романтического балета.
Ставились балетыфеерии Л. Манцотти
(«Эксцельсиор», 1881; «Любовь», 1886; «Спорт»,
1897) и его продолжателей и эпигонов — А. Коппини,
Дж. Пратези и др.В то же время балетная школа воспитала плеяду
выдающихся танцовщиц, получивших широкую
известность: Г. Сальвиони, Р. Сангалли, Ф. Брамбилла,
А. Грасси, А. Белла, Ч. Черри, К. Брианца, П.
Леньяни, В. Цукки.
С конца 90х годов балетная труппа и школа
переживали длительный период застоя. Новый этап
развития балетной школы начался с приходом на
преподавательскую работу О. И. Преображенской, а
затем Э. Чеккетти (192528), которого сменила Ч.
Форнароли (192833).
В 3040х годах труппа пополнилась талантливыми
танцовщицами. В 5060е годы школой руководила Э.
Балнс, с середины 70х годов — А. М. Прина.
Возрождение балета в «Ла Скала» связано с приходом
балетмейстера А. Миллоша (192475, с перерывами),
ставившего балеты И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, С.
С. Прокофьева и современных итальянских
композиторов (А. Казелла, Г. Петрасси, Ф. Малипьеро,Л. Даллапиккола, В. Букки, Л. Берио, Р. Влада, Н.
Рота и др.).
В театре работали художники: М. Помпеи, Дж. Де
Кирико, Э. Прамполини, Р. Гуттузо, Н. А. Бенуа и др.
С 1976 труппой руководит П. Добриевич. В
репертуаре балеты классического наследия:
«Коппелия», «Жизель», «Лебединое озеро»,
«Щелкунчик»; постановки Дж. Баланчина, М. Бежара,
С. Лифаря и др.
Среди постановок конца 70х годов (в скобках
фамилии балетмейстеров): «Дафнис и Хлоя» (1975,
Ж. Скибин); «Симфония псалмов» на музыку
Стравинского (М. Шпаремблек), «Буря» на музыку
Сибелиуса (Л. Гай), «Отелло» на музыку Дворжака
(Дж. Батлер), «Ромео и Джульетта» (Р. Фашилла по
Дж. Кранко) — все в 1976; «Золушка» (П.
Бортолуцци); «Дон Жуан» Глюка, «Бунт Сизифа»
Петрасси (Миллош) — все в 1977.
В труппе (1977): солистки — Л. Кози, Л. Савиньяно,
А. Аккола, М. Каваньини, Б. Джерольди, Р. Ковач, Э.
Морини, А. М. Рацци; солисты — Р. Фашилла, М.
Пистони, А. Моретто, Д. Морганти, П. Подини, Б.
Теллоли, Б. Весково.
В «Ла Скала» выступали балетные труппы и солисты
из других стран.