Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Шимановска»
Доклад на тему:
«Инновационные процессы в начальной школе: использование технологии продуктивного чтения»
Учитель начальных классов
Коломеец Татьяна Прокопьевна
24.08. 2017г.
Тема: Инновационные процессы в начальной школе: использование технологии продуктивного чтения.
«Ни один наставник
не должен
забывать, что его главнейшая
обязанность состоит в приучении
воспитанников к умственному труду и
что эта обязанность более
важна,
нежели передача самого предмета»
К.Д. Ушинский
В каждой школе инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности. Она создает основу для создания конкурентоспособности учреждения на рынке образовательных услуг, способствует профессиональному росту педагогов, их творческому поиску. Инновации в образовании можно рассматривать как процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.
Все инновации в образовании должны начинаться с уважения к индивидуальности ученика. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. Именно в этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества. Исходя из обобщенных позиций отечественной психологии, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения. Значит, инновации в образовании должны нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах.
«Инновация в образовании – нововведение, предназначенное для разрешения актуальной проблемной ситуации (с целью обеспечения оптимизации учебного процесса, повышения качества образования или организации благоприятных условий усвоения материала). Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики». [3; 229-232]
Новые ФГОС НОО поставили перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др. Извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Поэтому одной из актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.
Слайд 2. На сегодняшний день научить ребенка просто читать недостаточно. Научить его читать продуктивно – одна из главных задач учителя на уроках литературного чтения. Я изучила технологию продуктивного чтения разработанную Натальей Николаевной Светловской и использую её на уроках литературного чтения и окружающего мира. Считаю, что необходимость использования данной технологии в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в полноценном восприятии учебного материала, процессов и явлений. Современный ученик всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Во многом эту непростую задачу решает технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции школьников. Данная технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
Слайды 3-4. Технология предполагает три этапа работы с текстом. Каждый этап предусматривает свои цели и виды работ с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
Цель - развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации.
Главная задача учителя – вызвать у ребенка желание прочитать книгу.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его истолкования, оценки.
Задача учителя – обеспечить
полноценное восприятие текста.
Возможные приемы анализа текста: диалог с автором через текст,
комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов,
постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Обобщение
прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае
необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Главная задача учителя – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста. Могут быть использованы следующие приемы: коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе.
Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение
учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским
представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу
читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания,
художественной формы).
Слайд 5. Рассмотрим, как применяется данная технология на примере произведения Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», 2 класс «Литературное чтение».
1 этап. Работа с текстом до чтения:
Слайд 6. На слайде портрет писателя.
-Кто это?
Учитель: Л.Н.Толстой великий русский писатель. Он много писал для детей и взрослых.
Слайд 7. - Прочитайте название произведения.
-Что можно предположить по названию?
- Что с ними может происходить?
Слайд 8. –Внимательно посмотрите на иллюстрацию.
- Что теперь можно уточнить?
-Какие чувства вызывает эта иллюстрация?
-Это современный дом? ( изба)
Далее подводится итог: Итак, мы выяснили, что героями будут дед и внучек, предположили, какие события с ними могут происходить.
-Где можно проверить наши предположения?
Слайды 9-10. Словарную работу лучше проводить по ходу чтения, но можно и до чтения.
-В тексте встретятся незнакомые слова.
Невестка. –Кто это? Можно использовать словарь Ожегова.
Лохань. -Как понимаете, что это?
Слайд 11. 2 этап.Работа с текстом во время чтения.
Слайд 12. Стал дед стар.
(-Как понимаете? А как об этом говорит автор?)
Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали его сажать за стол, а давали обедать за печкой.
- Какой у вас возник вопрос?
(за печкой самое грязное место, туда заметали мусор)
Слайд 13. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил.
-Специально разбил чашку? Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.
-Почему в лоханке?
-Это обидно? Слайд 14. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
- Почему старик ничего не сказал?
- Какие чувства у вас возникли по ходу чтения?
-Уютно было старому деду в этой семье?
Сидят раз муж с женой дома и смотрят- сынишка их на полу дощечками играет- что-то слаживает. Отец и спросил:
-Что ты делаешь, Миша? А Миша и говорит:
-Это я, батюшка, лоханку делаю.
-Как вы думаете, зачем Миша лоханку делал?
-Как Толстой это объясняет?
Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
-Кто надоумил его? Мишу?
Слайд 15. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.
- Почему заплакали родители?
-Как это объясняет автор?
Прикройте рукой.
-Можете предположить, чем закончилось? -Прочитайте, чем закончилась история Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
-Счастливый конец у этой басни?
Учитель: -Л.Н.Толстой был и великим педагогом.
-Какой урок Л.Н.Толстой нам преподал? (концептуальный, смысловой вопрос по всему тексту)
-Сформулируйте вывод: Как ты будешь ….
-Только ли ребёнок получил урок?
-Родители поняли урок, который им преподал Миша?
3 этап работы с текстом:
Слайд 16. На этом этапе можно вновь вернуться к названию произведения, вспомнить оправдались ли предположения о тексте, поработать с иллюстрацией
Слайд 17. - Что художник пропустил?
-Что бы вы ещё добавили?
Можно поработать с пословицей, вопросами после текста и организовать работу в рабочей тетради (слайды 18-22).
На уроке формировались универсальные учебные действия:
Познавательные ууд:
-дети извлекали и преобразовывали информацию
-находили ответы на вопросы поставленные автором
-делали выводы
Регулятивные ууд:
- определяли цель деятельности
- учились высказывать свои предположения на основании текста и иллюстрации
- учились давать оценку поступкам
Коммуникативные ууд:
- развивали умение слушать учителя и своих товарищей
- учились понимать речь окружающих людей и формировать свои мысли в устную форму
Личностные ууд:
- развивали умение выражать своё отношение к героя, их поступкам
- вырабатывали стремление самоизменяться, становиться лучше
Технология
продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи
ученику готового знания. На уроках я стараюсь организовать исследовательскую
работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы
урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель
становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником,
помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Действия
учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя
всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной
деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети
глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Список использованной литературы:
1.Бунеев Р.Н. Программа «Чтение и начальное литературное образование (для четырехлетней начальной школы)» [Электронный ресурс] / Р.Н.Бунеев, Е.Н.Бунеева. URL: http://www.school.2100.ru (дата обращения: 05.04.14).
2.Дебердеева Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т. Х. Дебердеева // Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576с.
4.Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа // Начальная школа плюс До и После 2012. №8. С.3-9.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.