Статья "Технология развития критического мышления. Приемы рефлексии"
Оценка 4.9

Статья "Технология развития критического мышления. Приемы рефлексии"

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
информатика
Взрослым
03.04.2017
Статья "Технология развития критического мышления. Приемы рефлексии"
В данной статье представлен опыт работы по развитию критического мышления, в частности описаны приемы рефлексии. Дана классификация приемов рефлексии и конкретные примеры использования рефлексии на уроках информатики и географии в 5 - 11 классах. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
2 - Гуляева С Н статья.docx
Гуляева Светлана Николаевна Должность Педагогический стаж Ученая степень Отраслевые награды Ученое звание Место работы Почтовый адрес Телефон     раб. № тел  сот.   e­mail   Страна   Учитель информатики 25 нет Благодарственное  письмо  Нытвенского РУО нет МБОУ Григорьевская СОШ  Нытвенского района Пермского края 617013 Пермский край, Нытвенский  район, с. Григорьевское, ул.  Новоселов, д.11 кв.1 8(34272)29296 89026343934 [email protected] Россия Рефлексия учащихся на уроках  Аннотация. В  статье  представлен  опыт  организации рефлексии на уроках.     Конкретные   педагогические   приемы   организации   рефлексии, направленные на раскрытие творческого потенциала учащихся, формирование самооценки.  Ключевые   слова:  Рефлексия   деятельности,   рефлексия   содержания, рефлексия эмоционального состояния, Рефлексия ­ от латинского обращение назад, отражение.  Я работаю учителем информатики  уже 25 лет и только недавно, с появлением новых   стандартов,   с   необходимостью   повышения   квалификации   стала осмысливать   как   я   работаю,   какие   инновационные   технологии   использую, зачем я это делаю…  С опытом приходит понимание, что рефлексия хорошо помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку   не   только   осознать   пройденный   путь,  но   и  выстроить   логическую цепочку,   систематизировать   полученный   опыт,   сравнить   свои   успехи   с успехами   других   учеников.   В   структуре   урока,   соответствующего требованиям   ФГОС,   рефлексия   является  обязательным этапом   урока.   В ФГОС   особый   упор   делается   на   рефлексию   деятельности,   предлагается проводить   этот   этап   в   конце   урока.   При   этом   учитель   играет   роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.  По   началу   мне   пришлось     изучить   технологию   рефлексии,   прочесть несколько   книг   и   статей.  А.В.   Хуторской считает,   что   рефлексия   –   это мыследеятельностный   и   чувственный   процесс   осознания   субъектом образования   своей   деятельности,   направленной   на   исследование   уже осуществлённой   деятельности   (вспомнить,   выявить   и   осознать).    М.В. Захаренко считает, что рефлексия является побудителем к самостоятельному творчеству, изобретательности, прогнозированию своего пути образования) «Существенным   фактором,   влияющим   на   эффективность рефлексивной   деятельности,   является   многообразие   её   форм, соответствующих   возрастным   особенностям   учащихся   и   имеющих   при этом разное смысловое назначение…»  А.В. Карпов, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов выделяют: o рефлексию настроения и эмоционального состояния (направлена на   установление   эмоционального   контакта   с   группой,   выявление   степени удовлетворённости её работой),  в начале и в конце урока; o   рефлексию   содержания   учебного   материала (выявляет   уровень осознания   содержания   пройденного   и   направлена   на   получение   новой информации); рефлексию деятельности (проводится на разных этапах урока и заключается   в   осмыслении   способов   и   приёмов   работы   с   учебным материалом, поиске более рациональных приёмов). o Я предлагаю несколько приемов, которые часто и успешно использую на уроках. Надо признаться, что дети очень любят эти моменты на уроке. Рефлексия   деятельности.  Данный   вид   рефлексии   я   считаю,     удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при   защите   проектов.   Он   помогает   ученикам   осмыслить   виды   и   способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы. Примеры организации работы: Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек. Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.   Подобным   же   образом   можно   наряжать   елку   игрушками, украшать поляну цветами и т.д. Упражнение  «Плюс – минус – интересно» • «П»записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции   • «М»   записывается   всё,   что   не   понравилось   на   уроке,   показалось скучным, осталось непонятным. • «И»учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что хотелось бы узнать по этой проблеме и вопросы учителю. Этот   прием   приемлем   на   этапе   проверки   домашнего   задания,   защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы   с   учебным   материалом,   поиска   наиболее   рациональных;   а применение в конце урока покажет активность каждого ученика. Рефлексия содержания материала Этот   тип   рефлексии   я     провожу   в   конце   урока   или   на   этапе   подведения итогов.   Он   дает   возможность   детям   осознать   содержание   пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке. Детям предлагаю   продолжить   предложения,   которые   вывожу   на   доску,   в слайде указываю варианты: 1. сегодня я узнал...  2. было трудно…  5. я смог…  7. меня удивило… 2. я научился… 4. я понял, что… 6. было интересно узнать, что… 8. мне захотелось… и т.д. Каждый ученик выбирает по 1­2 предложения и заканчивает их. Проводить такую   рефлексию   можно   устно,   а   можно   и   письменно   (на   листочках   или прямо в тетради).  Еще один прием, который мне нравится и хорошо воспринимается учащимися это рефлексивная карточка. В начале урока на  этапе актуализации знаний, на этапе   подготовки   к   практической   работе   предлагаю   ответить   на   вопросы (поставить плюс или минус). Например,  Я знаю, что такое…. Я знаю, из чего состоит… Я умею запускать программу… Я умею создавать… Я умею вставлять … Затем анализируем у кого, что получилось, обсуждаем те моменты, в которых у многих минус. Затем работаем, выполняем задания, практическую работу. В конце   урока   возвращаемся   к   рефлексивной   карте,   еще   раз   отвечает   на вопросы,   и   видим,   что   плюсов   стало   больше.   Вот   он   итог   урока,   вот   он прирост знаний.  себе, Самопроверка. одноклассникам   и   аргументировать   ее.  Для   этого   использую   экспертные карточки, в которых прописываю критерии оценки, баллы. Прием   «Верю   –   не   верю».   Учащимся   предлагаю   утверждения   по определенной теме (как правило, по теме изучаемого на уроке материала), достоверность,   которых необходимо оценить как верные или   неверные. В нашей   практике   сложилось   так,   что   ответы   ученикам   оказалось   удобнее кодировать   двоичным   кодом   («да»   ­   1,   «нет»   ­   0),   поэтому   прижилось название «цифровые диктанты» ЦД. Среди предлагаемых в ЦД утверждений могут верные и неверные. Как правило, неверное утверждение содержит одну учащимся   поставить   оценку  Предлагаю ошибку, неверными могут быть одно­два слова, возможно, ошибочные слова нужно поменять местами. Некорректные  утверждения построены так, что они содержат   фактические   ошибки.   На   этапе   рефлексии   можно   провести содержательный   анализ   с   опорой   на   утверждения   ЦД   и   ориентируясь   на таксономию Блума, что в новой теме оказалось сложным, интересным / о чем хотелось бы узнать побольше / каковы  перспективы дальнейшего изучения материала   /   провести   аналогию,   установить   связи   с   предыдущей   темой (разделом) и т.д. Рефлексия   эмоционального   состояния   и   настроения.   Чаще   всего использую для   этого прием «Смайлики». Ребята   в конце урока выбирают картинки   с   изображением   человечков­смайликов.   Обычно   предлагаю   три варианта:   с   улыбкой,   что   обозначает:   «на   уроке   мне   было   комфортно, интересно…»; с ровными губам, что означает: « на уроке было хорошо, но ничего меня не удивило…»; с огорчением, что означает: «на уроке мне было некомфортно,   неинтересно   …».   Для   учащихся   5   –   6   классов   предлагаю дорисовать эмоции человечкам­смайликам.  Круг   использования   различных   форм   и   средств   рефлексии,   конечно, неисчерпаем.   Организовывая   рефлексию   на   своем   уроке,  я   стараюсь обеспечить  условия для создания целевого пространства (выбор ценностных ориентаций, утверждение собственной позиции) для каждого ученика. В заключение хочется отметить, что рефлексия является обязательным условием и для саморазвития педагога. Для того чтобы лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал, свободней выражать свои чувства, как негативные, так и позитивные каждый педагог может составить свою программу личностного роста,   которая   по­новому   раскроет   грани   межличностных   отношений, повысит уровень эмпатии к окружающим людям. 1. Литература: 1. Карпов А.В. Психология механизмов деятельности. М.: ИП РАН, 2004,  32 с.  2. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Личностно­рефлексивный аспект  формирования решения творческих задач. //Вопросы психологии.  Образование и культура, 2001, 254с. 3. А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока  http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

Статья "Технология развития критического мышления. Приемы рефлексии"

Статья "Технология развития критического мышления. Приемы рефлексии"

Статья "Технология развития критического мышления. Приемы рефлексии"

Статья "Технология развития критического мышления. Приемы рефлексии"

Статья "Технология развития критического мышления. Приемы рефлексии"

Статья "Технология развития критического мышления. Приемы рефлексии"

Статья "Технология развития критического мышления. Приемы рефлексии"

Статья "Технология развития критического мышления. Приемы рефлексии"

Статья "Технология развития критического мышления. Приемы рефлексии"

Статья "Технология развития критического мышления. Приемы рефлексии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017