Статья "Теория и практика эстетического воспитания на уроках русского языка и литературы".
Оценка 4.6

Статья "Теория и практика эстетического воспитания на уроках русского языка и литературы".

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература +1
5 кл—9 кл
20.04.2019
Статья "Теория и практика эстетического воспитания на уроках русского языка и литературы".
В данной статье рассматриваются методы и приёмы работы над эстетическим воспитанием учащихся на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе в 5-9 классах. Эти методы и приёмы позволяют повысить интерес детей к чтению художественной литературы, построить собственное высказывание.
Жихарева.doc.doc
УДК: 8.80.808.1 Теория и практика эстетического воспитания учащихся на уроках  русского языка и литературы Авторы статьи: Боева Н.Б., Жихарева Л.С., учителя русского языка и литературы Муниципальное   казенное   общеобразовательное   учреждение   Садовская   средняя общеобразовательная школа № 2 Аннинского района Воронежской области Аннотация В   данной   статье   рассмотрены   проблемы   эстетического   воспитания   учащихся   на   уроках русского   языка   и   литературы.   Проанализированы   характерные   особенности   приёмов   и методов,   позволяющие   увидеть   прекрасное   в   искусстве   и   в   жизни.   Особое   внимание обращается   на     слово   учителя   как   первый   шаг   к   мысли   ученика   в   его   эстетическом воспитании.   Выявлена и обоснована необходимость совместной работы учащихся на уроке для   преодоления   трудностей,   маленькой   победе   над   собой.   В   результате   такой   работы ребёнок учится чувствовать красоту и восторгаться ею.  Эстетическое воспитание;  уроки русского языка и литературы;  нравственность; проблемы добра и зла, чести и бесчестия, долга и совести; прекрасное; возвышенное; искусство; слово учителя. Ключевые слова Знакомство со  всякой наукой  начинается  с попытки  определить  «сферу  владений» этой науки, определить предмет изучения. Наука «эстетика» возникла и очень давно, и сравнительно недавно. Как особая отрасль знания, как особая наука она определилась только в середине XVIII века. Немецкий философ Баумгартен   (1714­1762),   исходя   из   того,   что   существуют   явления,   которые   не   во   всём подвластны   человеческому   разуму,   не   поддаются   последовательному   рациональному объяснению,   объединил   их   в   особую   область   познания,   которому   и   дал   наименование эстетического. Он писал: «Нашу науку могут упрекнуть в том, что изображение человеческих чувств,   грёз,   преданий   и   страстей   принижает   философский   кругозор.   Мой   ответ   таков: «Философ – тоже человек. И он просто не смеет отгораживаться от столь обширной области человеческого познания». Слово «эстетика» происходит от греческого «эстетический» (чувственный). Эстетика и   эстетическое   для   нас   –   это   именно   то,   что   неотделимо   от   восприятия   прекрасного   в искусстве   и   жизни,   от   своеобразного   художественного   восприятия   вещей   и   явлений. Отдельные мысли об эстетическом мы можем обнаружить уже в древности у китайских и индусских философов,  а также в Древней Греции.   Всякая   наука,   будучи   родом   знания,   имеет   дело   с   различными   понятиями   – «категориями». Они могут быть общими для всех наук или особенными, специфическими, именно   для   данной   науки.     Для   науки   о   нравственности   (этики)­   добро   и   зло,   честь   и бесчестие, долг и совесть.  Для философии – истина, свобода, необходимость; для эстетики – прекрасное, возвышенное. Что может быть прекраснее слова, искусства общения?! Слово и красота – вот то, что тончайшим способом влияет на юную душу… 1 На уроках русского языка и литературы соединяются труд, ум, желание делать добро и красоту, что приводит к пониманию красоты человека, человеческой жизни, человеческих поступков.  Через красивое – к человеческому. Этот путь невозможен без книги. Чтение – это окошко,   через   которое   дети   видят   и   познают   мир   и   самих   себя.   Оно   открывается   перед ребёнком   лишь   тогда,   когда   наряду   с   чтением,   одновременно   с   ним   и   даже   раньше,   чем впервые раскрывается книга, начинается кропотливая работа над словом, которая должна охватить все сферы активной деятельности, духовной жизни детей – труд, игру, общение с природой,   музыку,   творчество.   Без   творческого   труда,   создающего   красоту,   без   сказки   и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение как одну из сфер духовной жизни ребёнка. Он не увидит красоты окружающего мира, если не почувствовал красоты слова, прочитанного в книге. Путь к сознанию и сердцу ребёнка идёт с двух сторон: от книги, от прочитанного слова к устной речи и от живого, уже вошедшего в духовный мир ребёнка слова ­  к книге, к чтению, к написанию.  Чтобы   повысить   интерес   детей   к   чтению,   проводим   уроки   внеклассного   чтения   – своего рода путешествия по «книжному морю». Пусть на этих уроках книга наполняет юные сердца волнением, отвагой, мужеством!       После проведения урока внеклассного чтения проводим урок развития речи, на котором учащиеся   самостоятельно   пробуют   написать   своё   произведение:   сказку,   рассказ, стихотворение. Такой вид работы выявляет талантливых детей, способствует их дальнейшему развитию. Чем старше становятся эти дети, тем серьёзнее жанр творчества. Приведём пример: Пятиклассник И., внешне похожий на медвежонка, написал стихотворение: Бродил по поляне один медвежонок, Смотрел на опушку, на солнце и думал: «Как бы вырасти поскорей?» Но тут пришла косолапая мама И сказала: «Домой иди быстрей!» Пришёл медвежонок домой, он устал. В кроватку свою поскорей он упал.  Во сне он увидел, что вырос совсем И в школу спешит, но не знает, зачем. Стихотворение он прочитал всему классу, и с тех пор мальчик увлёкся сочинением стихов. Любовь   к   творчеству   присутствовала   на   протяжении   всех   школьных   лет.   Рифма совершенствовалась, тематика становилась разнообразнее. Появлялись стихи – отклики на прочитанные произведения классиков: Холодной осенью расстались, И вдруг  осталась ты одна… С любовью, нежностью и грустью Ты вспоминала про меня. ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Жизнь не была твоя спокойной, Но любовь согревала сердце твоё… Но после осени холодной Нам никогда не быть вдвоём. (Отклик на рассказ Бунина «Холодная осень») 2 Увлечение литературой, желание узнать как можно больше, попробовать самому создать художественное   произведение   способствует   расширению   кругозора,   лучшему   усвоению предметов  в школе, развивает творческое мышление и учит видеть красоту в повседневной жизни. Что может быть важнее?! Хорошо   преподавать   свой   предмет   –   значит   дать   учащимся   как   можно   больше материала.   Но   на   практике   убеждаемся:   под   лавиной   знаний   теряются   пытливость   и любознательность. Надо открывать перед ребёнком что­то одно, но открыть так, чтобы оно заиграло перед детьми всеми цветами радуги. Надо всегда что­то оставить недосказанным, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал. Для этого на каждом уроке литературы проводим «Рекомендательные пятиминутки». Они включают такие разделы: 1. 2. 3. 4. 5. 6.          Часто, после выступления учащихся о прочитанной книге, ребята просят рассказать, чем всё закончилось. Но у нас твёрдое правило: на такие просьбы не реагировать! Заинтересовался – хорошо! Возьми книгу и прочитай сам. А это труд! Автор и название книги. «Адрес» книги. Время, изображённое в произведении. Главные герои. Наиболее понравившийся эпизод, прерываемый на самом интересном месте. Совет – прочитать эту книгу. Ребёнок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживавший гордости от того, что трудности преодолены, ­ это несчастный человек. Несчастный человек – большая беда   для   нашего   общества.   Уже   в   годы   детства   многие   учащиеся   становятся   лодырями, ненавидят труд, с презрением относятся даже к мысли о том, чтобы учиться на «хорошо» и «отлично». Но почему ребёнок ленится? Потому, что не знает счастья труда. Дайте ему это счастье, научите дорожить им – и он будет дорожить своей честью, будет любить труд, будет чувствовать   сердцем   другого   человека   –   вот   важная   задача   эстетического   воспитания учащихся.  Решить   задачу   эстетического   воспитания   учащихся   помогут   уроки,   посвящённые творчеству русских писателей. Возьмём,  например, произведения М.М.Пришвина. Вся жизнь писателя   –   страстный   призыв   беречь   природу.   Замечательный   знаток     и   певец   природы, публицист   и   общественный   деятель,   Пришвин   своими   произведениями   последовательно   и целеустремлённо   отстаивал   идею   созидательной,   действенной   любви   к   родному   краю, научного   подхода   к   использованию   природных   богатств   нашей   страны.   К.Паустовский   к собранию сочинений М.Пришвина писал: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М.Пришвина». У ботаников есть термин «разнотравье». Прозу Пришвина можно с полным правом назвать   «разнотравьем»   русского   языка:   «слова   у   Пришвина   цветут,   сверкают.   Они   то шелестят,   как   травы,   то   бормочут,   как   родники,   то   пересвистываются,   как   птицы,   то позванивают, как первый лёд, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звёзд» (К.Паустовский). Помня   о   том,   что   в   художественном   произведении   умственное   и   нравственное воспитание осуществляется в неразрывном единстве с эстетическим развитием, следует на 3 занятиях, посвящённых творчеству Пришвина, обратить внимание учащихся на мастерство пейзажа,   портретных   характеристик,   разнообразие   выразительных   средств.   Эту   работу продолжаем   в   последующих   классах.   В   результате   многие   учащиеся   без   труда   в произведениях русских писателей и поэтов находят выразительные средства, наблюдают за стилем художников слова и учатся находить красоту в нашей такой сложной жизни.                    Воспитывать у учащихся любовь к родному краю помогают уроки литературы, посвящённые творчеству поэтов – земляков, например, А.В.Кольцова и И.С.Никитина. «Эти художники слова дышали тем же воздухом, которым дышим и мы с вами. Они наслаждались красотой природы нашего Воронежского края. Они по ­ своему видели и тонко чувствовали красоту родной земли,» ­ говорим мы ребятам. Цель данного урока – побуждение детей к активной   мыслительной   деятельности,   мотивация   детей   в   процесс   познания.   Знакомясь   с произведениями поэтов, дети понимают, что поразительно искренние, простые и задушевные стихи  Кольцова  и Никитина  волнуют  нас и сейчас.  Нам интересно  всё, что связано с  их именами. На этом уроке организуем практическую деятельность учащихся в группах. Группа «Биографы»   определяет   факты   из   биографии   поэтов,   которые   соответствуют   либо А.Кольцову, либо И.Никитину. Группа «Литераторы» соотносит названия стихотворений с отрывками   из   них.   Группа   «Чтецы»   выразительно   читает   стихотворения   поэтов.   Группа «Географы»  ищет с помощью Интернета объекты в городе Воронеже, хранящие память о Кольцове и Никитине. Учитель осуществляет пошаговый контроль деятельности учащихся. Групповая   работа   детей   учит   их   работать   в   коллективе,   выполнять   различные   роли, осуществлять   учебное   сотрудничество   (коммуникативные   УУД),   уметь   высказывать   своё мнение, отстаивать собственную позицию (личностные УУД), работать по алгоритму, уметь сравнивать   и   обобщать   (познавательные   УУД),   удерживать   в   уме   учебную   задачу, осуществлять контроль и самоконтроль (регулятивные УУД). Учитель корректирует выводы учащихся, ведёт диалог.          На уроках литературы дети знакомятся с творчеством писателей – земляков: повестью Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо», рассказами и повестями И.Бунина, А.Платонова, В.Пескова. Эти произведения формируют представление учащихся о смысле человеческой жизни, её ценностях, воспитывают доброе и внимательное отношение к природе, животному миру, развивают эстетический вкус, способности детей внимательно и вдумчиво относиться к слову. Уроки, уроки… О них много говорили и говорят. Какие они? Самые разные. Но в одном   они   должны   быть   похожими:   они   должны   воспитывать   в   человеке   чувства человеческие: печаль и веселье, горе и радость, любовь и ненависть, презрение к трусу, врагу и гордость за товарища, совершившего хороший поступок. Остановимся на таком виде работы, как словарная работа на уроках русского языка. И здесь раздолье для эстетического воспитания детей. Возьмём словарное слово «портфель». На доске записано это слово, ребята записывают его в словарик. Просим сказать, что обозначает это  слово,   каково   его   лексическое   значение.   Ребята   отвечают:   «Это   ученическая   сумка». Уточняем значение этого слова по словарю Ушакова: «Портфель – четырёхугольная сумка с застёжкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг». Затем знакомимся с рассказом С.Наумова   «Дедушкин   портфель»,   отрывком   из   романа   В.Пикуля   «Нечистая   сила»   и стихотворением   А.   Барто   «Портфель».   Спрашиваем   у   ребят:   «Что   вы   можете   сказать   о владельцах этих портфелей? О характере этих людей? Чей портфель, по вашему мнению, 4 самый «счастливый»?» Затем просим ребят положить перед собой на стол свои ученические сумки, внимательно посмотреть на них, ответить на вопрос: «Что вы можете сказать о своём портфеле?» Сколько фантазии проявляется в ответах учащихся! А на другой день – у Саши портфель был грязный – сегодня чистый, у Серёжи – ручка портфеля подремонтирована, у Алёши портфель заново прошит, и из него ничего не вываливается. Есть польза? Конечно. Можно подумать, что такая работа отнимет много времени, но это нужно: ребята и речь свою развивают, и фантазию, и учатся бережно относиться к тем предметам, которыми пользуются часто.   А   поработать   так   со   словарными   словами   можно   на   уроках   повторения   после очередной пройденной темы.                     Компетентностный   подход   в   изучении   русского   языка   благотворно   влияет   на эстетическое   воспитание   учащихся.   На   мастер   –   классе   «Высказывание   как   форма эпистолярного   жанра»   знакомим   учащихся   9   класса   с   высказываниями   о   русском   языке писателей и поэтов как разновидностью эпистолярного жанра и готовим ребят к написанию собственного высказывания о русском языке на тему «Почему нужно беречь язык?» Чтобы ответить на этот вопрос, дети должны подумать, какую роль в жизни каждого человека играет язык.   Знакомим   учащихся   с   понятием   «эпистолярный   жанр»,   приводим   примеры эпистолярных повестей   из русской литературы, а затем переходим к другой форме этого жанра   –   высказыванию.     На   слайдах   –   высказывания   Ломоносова,   Герцена,   Белинского, Добролюбова, Тургенева о  русском языке. Анализируя их, делаем вывод о том, какую роль играл русский язык в их жизни, о чувствах, которые они испытывали к языку, о бережном отношении к этому великому дару. Приходим к выводу: один век идёт на смену другому, одно   поколение   писателей   сменяется   другим,   но   отношение   к   русскому   языку   остаётся прежним. Языку нужно учиться у  классиков! В.А.Сухомлинский   писал:   «Человек   становится   человеком   только   тогда,   когда услышит   шёпот   листьев   и   песню   кузнечика,   весёлое   журчание   ручья   и   серебряные колокольчики жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, торжественную тишину ночи – услышит и, затаив дыхание, слушает тысячи лет эту величественную музыку жизни». Уроки словесности – это то, что помогает ребятам услышать все эти звуки и стать настоящими людьми своего Отечества. Какой вырастет наша смена, с каким запасом нравственных убеждений и эстетических ценностей   уйдёт   из   школы   и   начнёт   самостоятельный   путь,   зависит   и   от   нас,   учителей русского языка и литературы.  Список литературы 1. 2. 3. 4. Айзерман Л.С. «Уроки нравственного прозрения», М., 1983г. Айзерман Л.С. «Уроки литературы сегодня», М., 1974г. Маймин Е.А. «Эстетика – наука о прекрасном», М., 1982г. Гилберт К., Кук Г. «История эстетики», М., 1960г. 5 6

Статья "Теория и практика эстетического воспитания на уроках русского языка и литературы".

Статья "Теория и практика эстетического воспитания на уроках русского языка и литературы".

Статья "Теория и практика эстетического воспитания на уроках русского языка и литературы".

Статья "Теория и практика эстетического воспитания на уроках русского языка и литературы".

Статья "Теория и практика эстетического воспитания на уроках русского языка и литературы".

Статья "Теория и практика эстетического воспитания на уроках русского языка и литературы".

Статья "Теория и практика эстетического воспитания на уроках русского языка и литературы".

Статья "Теория и практика эстетического воспитания на уроках русского языка и литературы".

Статья "Теория и практика эстетического воспитания на уроках русского языка и литературы".

Статья "Теория и практика эстетического воспитания на уроках русского языка и литературы".

Статья "Теория и практика эстетического воспитания на уроках русского языка и литературы".

Статья "Теория и практика эстетического воспитания на уроках русского языка и литературы".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2019