Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой
Оценка 4.7

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
русский язык
5 кл—9 кл
29.01.2019
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой
Рабочая программа составлена для преподавания русскому языку по программе В.В.Бабайцевой и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа составлялась на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы по русскому языку. Программа содержит: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабпрограмма 5-9 Бабайцева.doc
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для 5­9 классов составлена на основе следующих документов: I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 года N 1897 (с изменениями на 31 декабря  2015 года) 3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно­методического объединения по  общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников,  рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного  общего, среднего общего образования». 5. Авторская программа В.В.Бабайцевой для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка. 5­9 классы. (Программа по  русскому языку. 5­9 классы»/ Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5­9 кл., 10­11 кл./ сост. Е.И.Харитонова.­М.:Дрофа, 2011) .  Сроки реализации программы 5 лет (программа составлена на уровень с 5 по 9 класс) .  Учебно­методический комплект: 1) учебник «Русский язык. Теория. 5—9 классы» (автор В. В. Бабайцева); Предпрофильное обучение. 9­е издание, стереотипное. ­ М.: Дрофа, 2013. указан в федеральном перечне учебников № №1.2.1.1.1.1.,утверждённых приказом №253 от 31.03.2014г. Минобрнауки России. 2) сборники заданий для 5, 6—7, 8—9 классов (авторы В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, Н. В. Дрозд, О. А. Сальникова) Предпрофильное обучение. 8­е издание, стереотипное. ­ М.: Дрофа, 2013. 3) рабочие тетради для каждого класса (авторы В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, А. В. Глазков, М. И. Сергиенко и др.) . 13­е издание, стереотипное.­ М.: Дрофа,  2013.    Центральным компонентом этого комплекса является учебник, имеющий лингвометодический характер. Учебник характеризуется систематичностью изложения теоретических сведений (в том числе и сведений, обеспечивающих работу по развитию речи), что способствует эффективному их усвоению, а лингвистические знания — самая надежная основа для формирования практических навыков. В сборниках заданий значительное место занимают традиционные упражнения, оправдавшие себя в практике обучения русскому языку. Но не только. Последовательно проводится работа с учебно­научными текстами параграфов учебника. Анализ текстов учебника, а также анализ текстов художественной и публицистической литературы — залог успешного изучения учебных текстов других предметов. В сборниках много заданий, связанных с комплексным анализом текста, с формированием умений и навыков построения мини­ и макси­текстов на различные темы, соответствующие возрастным особенностям школьников. Большое внимание уделяется формированию орфографических и пункту­ ационных навыков. Многие издания ориентированы на формирование орфографической зоркости. Формированию языкового чутья учащихся будут способствовать наблюдения за языком объявлений, реклам и т. д. Рабочая программа, как компонент основной образовательной программы образовательного учреждения, является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, системы оценки на уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом ОУ. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по русскому языку. Рабочая программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ. Задачи Рабочей программы: ­ сформировать представление о практической реализации ФКГОС при изучении русского языка; ­ определить содержание, объем, порядок изучения русского языка с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся. Общая характеристика учебного предмета                  На основании Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения русского (родного) языка в школе являются:    ­воспитание и уважение к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, освоение морально­этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;    ­овладение  русским языком как средством общения в повседневной жизни учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными  действиями (умениями формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический  поиск, извлекать и преобразовывать   необходимую   информация   из   лингвистических   словарей   различных   типов   и   других   источников,   включая   Интернет   и   СМИ;   осуществлять информационную переработку текста и др.);    ­освоение   знаний   об   устройстве   языковой   системы   и   закономерностях   ее   функционирования,   стилистических   ресурсах   и   основных   нормах     русского литературного языка; развитие способностей опознавать анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащения   активного   и   потенциального   словарного   запаса;   расширение   запаса;   расширение   объема   используемых   в   речи   грамматических   средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.       Главная цель  обучения русскому языку на  углубленном уровне  состоит в том, чтобы репродуктивный уровень – усвоение знаний о грамматической системе русского языка, овладение его основным нормами, формирование и развитие умения пользоваться его неисчерпаемыми богатствами – сочетался с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных и творческих способностей – с продуктивным уровнем.        Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно­практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.         Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся:       Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: 1) формирования у учащихся научно­лингвистического мировоззрения; вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании); 2) развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).  Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических  задач: 1)формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);  2)овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; 3) обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.        В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.  Лингвистическая компетенция — это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.  Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются: 1)воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; 2) обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;  3)формирование общеучебных умений — работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения, говорения, аудирования и т. д. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ. Углублённая подготовка учащихся по русскому языку по УМК под ред. В.В. Бабайцевой в МКОУ  СОШ с.Сергеевка рассчитана: Класс 5 6 7 8 9 Количество часов в учебном плане в неделю Количество часов в учебном плане в год 6 6 5 4 4 204 204 170 136 136 В соответствии с учебным планом МКОУ СОШ с.Сергеевка для изучения русского языка на углубленном уровне отводится следующее количество часов: 850  часов. Базисным учебным планом школы на изучение русского языка в 5 классе отводится 5 часов, в 6 ­ 5 часов, в 7 ­ 4 часа, в 8 ­ 3 часа, в 9 ­ 2 часа. Увеличение  количества часов для реализации углубленного изучения становится возможным благодаря включению часов, отведенных на региональный компонент. Новизна рабочей программы и изменения в авторской программе связаны с распределением часов по темам, так как автор В.В.Бабайцева не предлагает такого  планирования; в начале изучения курса в каждом классе добавлены часы на повторение и систематизацию изученного; в конце учебного года предусмотрены часы  на повторение и систематизацию изученного.       При незначительном увеличении (расширении) понятийно­терминологической системы осуществляется подлинное углубленное изучение русского языка, способствующее формированию стойкого интереса к истории и современному состоянию языка и речи.             Расширение теоретических сведений связано с введением в программу таких тем, как «Паронимы», «Фразеология» (с фразеологизмами, пословицами и крылатыми выражениями), «Понятие об этимологии», «Роль единиц языка в речи» и др.         Отдельные темы («Лексикология» и особенно «Фразеология» и «Этимология») более полно раскрываются при выполнении практических заданий, в текстах заданий, в подстрочниках и т. д. Так, для всего курса характерно внимание к фразеологизмам. Многие синтаксические  темы иллюстрируются  пословицами, которые включаются и в задания. Кроме того, на страницах сборников заданий и рабочих тетрадей (в подстрочниках) с пояснениями даются библеизмы, греческие, латинские и европейские устойчивые сочетания.       Внимание к фразеологизмам способствует обогащению речи учащихся.      Некоторые новые теоретические сведения органически сочетаются с традиционными понятиями. В программу включены вопросы, связанные с коммуникативным аспектом   русского   синтаксиса:   «информативный»   (смысловой)   центр   высказывания,   «данное»   и   «новое».   Эти   понятия   соотнесены   с   членами   предложения: «данное»   —   с   подлежащим,   «новое»   —   со   сказуемым,   отмечены   причины   нарушения   такого   соотношения.   Представление   о   коммуникативном   членении предложения (высказывания) способствует формированию выразительности устной речи учащихся, объясняет случаи так называемых авторских знаков.        Новые для школы понятия опираются на известные: «порядок слов» и «логическое ударение», которые являются традиционными для программ по русскому языку.  Некоторое расширение тем — не главное в углубленном изучении русского языка. Главное заключается в многоаспектном лингвометодическом освещении единиц языка, необходимом для развития устной и письменной речи учащихся. Конкретизируем это положение, особо акцентируя внимание на следующих направлениях.  I. Последовательное освещение функций языковых единиц в речи органически связывает изучение языка с обучением речи. Следует не декларировать связь языка и речи, по существу разрывая язык и речь, а изучение языковых единиц сочетать с их ролью в речи, учить школьников употреблять их в речи.  Усвоение норм русского литературного языка не должно быть изолировано от изучения языковых явлений, для которых эти нормы существуют.  Развитие речи учащихся должно быть целью каждого урока по русскому языку.  П. Прошлое дает ключи к настоящему и будущему. Обращение к истории некоторых языковых явлений имеет огромное значение для понимания их современного состояния, способствует эффективному формированию правописных навыков. Даже небольшие сведения из истории русского языка вызывают интерес учащихся к изучению исторического прошлого русского языка и русского народа.  Русский язык — один из богатейших мировых языков со сложной и интересной историей развития. В углубленную программу включены краткие сведения из истории русской звуковой системы, морфемики и словообразования, лексики и фразеологии, вопросы этимологии, которые должны не только вызвать интерес учащихся к изучению русского языка, но и многое им объяснить в его современном состоянии, помочь осознать как основные закономерности и правила, так и исключения из них. Почему после шипящих пишется  и,  а не ы? Почему в некоторых словах исчез корень? Почему корень может иметь несколько вариантов? Благодаря   чему   русский   язык   может   «восходить   до   высоты,   недоступной   никакому   другому   языку,   и   опускаться   до   простоты,   ощутительной   осязанию непонятливейшего человека» (Н. В. Гоголь)?       Программа включает темы, позволяющие познакомить учащихся со сложной историей русского литературного языка. Стилистические ресурсы русского языка, их   разнообразие,   сокровища   синонимики   (лексической,   морфемной,   морфологической,   синтаксической),   богатство   фразеологии,   включающей   пословицы, поговорки и крылатые выражения, — все это и многое другое находит объяснение в истории русского языка, связанного с жизнью народа.        Последовательно, целенаправленно освещается стилистический аспект языковых единиц, раскрываются источники происхождения некоторых синонимических рядов (например, исконно русские слова, заимствованные слова, фразеологизмы ит. д.).  III. Все в реальном мире взаимосвязано. Так же и в языке. Взаимовлияние и взаимодействие характеризуют как историю, так и современную систему русского языка.  Взаимодействие языковых единиц обусловливает явление переходности в грамматическом строе, где существует множество языковых явлений, не укладывающихся в строгие рамки классификации. Это переходные явления. Они характеризуются синкретизмом свойств, т. е. совмещением признаков разных классификационных рубрик, и свиде­тельствуют о том, что язык — не мертвая, застывшая система, а явление, постоянно развивающееся.  В синтаксисе следствием переходных явлений выступают многозначные члены предложения, многозначные придаточные и др.  IV. Развитие языкового чутья учащихся — забота учителя на каждом уроке, при выполнении каждого задания: что лучше? Что точнее? Особенно это важно при изучении лексики и фразеологии. Развитое языковое чутье помогает выбирать языковые средства в зависимости от цели высказывания и ситуации общения, ценить красоту русского слова, выразительность фразеологии, убережет от употребления вульгарных слов и выражений и т. д.             Основные   теоретические   сведения,   определяющие   работу   по   развитию   связной   речи,   изучаются   уже   в   5   классе   (понятие   о   тексте,   типы   текста,   его стилистические свойства, ключевые слова и т. д.).          В дальнейшем при изучении теории, в процессе практической деятельности учащихся знания о строении текста расширяются и углубляются. (При изучении, например, морфологии последовательно раскрывается связь частей речи с типами текста ит. д.)        Жанры и разнообразные виды работы с текстом вводятся постепенно с учетом возрастных особенностей школьников и характера изучаемого лингвистического материала.  Приоритетные формы работы с учащимися: комбинированный урок, урок­беседа, повторительно­обобщающий урок, урок­ исследование, урок­лекция, урок­семинар, урок­практикум, урок развития речи. Приоритетные методы и приёмы обучения: обобщающая беседа по изученному материалу; различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико­фразеологический, речеведческий); виды работ, связанные с анализом текста и его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта); составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т. д); наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; письмо под диктовк у; комментирование орфограмм и пунктограмм. Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно­ориентированное обучение. Методы мониторинга знаний и умений учащихся: тестирование, устный опрос, сочинения­рассуждения по данному тексту. Уровень образованности учащихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно­информационной (знает), ценностно­ориентационной (умеет), деятельностно­коммуникативной (применяет). Для обеспечения полноценного текущего контроля знаний, умений и навыков применяется промежуточное и тематическое тестирование. Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: тестовая проверка, сочинения­рассуждения по данному тексту. Сроки реализации Рабочей программы – 5 лет. 2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ Личностными являются:  1) понимание русского языка как одной из основных национально­культурных ценностей русского народа, его роли в развитии интеллектуальных, творческих  способностей и моральнонравственных качеств личности;  2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка  как явления национальной культуры;  3) способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание значения русского языка в процессе получения  школьного образования и самообразования;  4) достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения; готовность к успешной  профессиональной, социальной деятельности.  Метапредметными результатами являются:  1) владение всеми видами речевой деятельности: а) рецептивные (слушание и чтение): ­ восприятие и понимание на слух текстов разных стилей и жанров; владение  разными видами слушания (ознакомительным, детальным, выборочным); ­ восприятие и понимание письменных текстов разных стилей и жанров; владение разными  видами чтения (просмотровым, ознакомительным, аналитическим, поисковым); ­ понимание информации устного и письменного сообщения (темы текста и  коммуникативной установки автора, основной мысли и способов её выражения); ­ способность к самостоятельному поиску информации; способность извлекать  информацию из различных источников (учебная литература, Интернет, средства массовой информации); свободное пользование словарями разных типов; ­ отбор и  систематизация материала на определённую тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и слушания; 6 ­ сопоставление речевых высказываний по разным основаниям (содержание, стилистические особенности, языковые средства); ­ умение воспроизводить устный и  письменный текст с разной степенью свёрнутости (сжатый/подробный; тезисы, план, конспект); б) продуктивные (говорение и письмо): ­ определение целей  предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов; ­ умение выражать своё отношение к действительности и  создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (адресата, коммуникативной цели, условий общения); ­ соблюдение  основных языковых норм (орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических, пунктуационных) в процессе построения текста в устной и письменной форме; ­ владение монологической и диалогической формой речи; ­ соблюдение правил речевого этикета в различных ситуациях общения; ­ осуществление  речевого самоконтроля в различных ситуациях общения, в том числе и в повседневном общении; ­ определение причин коммуникативных неудач; ­ умение  совершенствовать и редактировать собственные тексты; ­ умение выступать перед аудиторией с жанрами учебно­научной речи (сообщение, доклад и т. п.); ­ участие в дискуссионных формах общения; владение основными приёмами аргументации. 2) применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни;  3) использование родного языка как средства обучения, в том числе на надпредметном уровне;  4) использование русского языка для эффективного общения со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях общения, в том числе при совместной деятельности; 5)владение национально­культурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.  Предметными результатами являются следующие:  1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской  Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;  2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;  3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;  4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально­деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного,  публицистического, официально­делового стилей и разговорной речи; функционально­смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы  текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;  5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании  устных и письменных высказываний;  6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;  7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа  словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным  функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;  8) понимание коммуникативно­эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;   9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной  литературы.  Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Направленность программы на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы  деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского  (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: ­ коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами  культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),  ­интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), ­ информационные (умение  осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), ­организационные (умение формулировать  цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).  Планируемые результаты освоения учебной программы к концу 5­го класса К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями: • п о ф о н е т и к е и г р а ф и к е : выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями; • п о о р ф о э п и и : правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарем; • п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и : употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем; • п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю : выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов; • п о м о р ф о л о г и и : различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки глаголов, имен существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.; • п о о р ф о г р а ф и и : понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о—ё после шипящих в корне, чередующихся а—о, е—и в корнях типа ­раст­//­рос­, ­лаг­//­лож­, ­мер­//­мир­, ­тер­// ­тир­; знать неизменяемые приставки (в­, на­, си т. д.), приставки на з (с) (раз­//рас­; из­//ис­ и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ—ъ, букву ъ после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами; • п о с и н т а к с и с у : выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слова; определять предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций; п о п у н к т у а ц и и : правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными чле­ нами, разделительными союзами а, и, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородны­ ми членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежа­ щим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже  Планируемые результаты изучения русского языка 6 класс      Ученик научится: • п о о р ф о э п и и : правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи; • п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и : употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов); • п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю : выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи; • п о м о р ф о л о г и и : квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач); • п о о р ф о г р а ф и и : характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем; • п о с и н т а к с и с у : определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Ученик получит возможность научиться:             участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию;  понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;  понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах;  извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (включая противоположные точки зрения на ее решение);  создавать устные монологические и диалогические высказывания в учебно – научной сфере общения;  публично защищать проект;  анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата;  различать и анализировать тексты разных типов и стилей с точки зрения специфики использования в них языковых средств;  характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики;  выразительно читать поэтические и прозаические тексты;  демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи Планируемые результаты изучения русского языка 7 класс      К концу 7 класса ученик научится: • п о о р ф о э п и и : правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; • п о с л о в о о б р а з о в а н и ю : объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; • п о м о р ф о л о г и и : распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения; • п о с и н т а к с и с у : определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи; • п о о р ф о г р а ф и и : характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; п о п у н к т у а ц и и : обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 класса Ученик получит возможность научиться:     участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию;  понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;  понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах;         извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (включая противоположные точки зрения на ее решение);  создавать устные монологические и диалогические высказывания в учебно – научной сфере общения;  публично защищать проект;  анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата;  различать и анализировать тексты разных типов и стилей с точки зрения специфики использования в них языковых средств;  характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики;  выразительно читать поэтические и прозаические тексты;  демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи Планируемые результаты изучения русского языка 8 класс      Обучающиеся будут знать:  • основные сведения о языке, изученные в 5—8 классах;  • изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;  • основные единицы языка, их признаки;  • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;  • признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;  • признаки и жанровые особенности изученных  стилей речи;  • функционально­смысловые типы речи, их признаки;  • основные нормы русского литературного языка  ( орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5—8 классах; нормы речевого этикета.  Обучающиеся будут уметь:              произносить предложения с правильной интонацией с учётом знаков препинания, находить смысловой центр предложения;  правильно ставить и объяснять знаки препинания на изученные правила;  находить грамматическую основу простого предложения;  различать основные типы сказуемого;  различать виды второстепенных членов предложения;  определять многозначные члены предложения;  использовать синонимику согласованных и несогласованных определений;  различать виды односоставных предложений, правильно использовать их в речи;  правильно строить предложения с однородными и обособленными членами;  изменять предложения с однородными членами, обособленными членами, синонимическими конструкциями;  правильно интонировать простые осложнённые предложения;  анализировать и строить тексты всех типов, учитывая художественно­выразительные возможности изученных синтаксических единиц;  составлять тезисные планы.  Планируемые результаты изучения русского языка 9 класс Обучающиеся должны знать:  1. Изученные разделы науки о языке.  2. Смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные  признаки; жанры; текст, его функционально­смысловые типы.  3. Основные единицы языка, их признаки.  4. Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.  Обучающиеся должны уметь:  1. Различать основные группы сложных предложений по союзам и значениям.  2. Различать главные и придаточные части сложноподчиненного предложения, определяя их границы.  3. Определять значение придаточных по совокупности признаков: вопросу, союзу или союзному слову.  4. Видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять смысловые отношения между ними.  5. Производить разбор сложных предложений с разными видами связи, определяя границы частей и указывая виды связи между ними.  6. Заменять сложные предложения с разными видами связи более простыми конструкциями и наоборот.  7. Правильно строить и уместно использовать сложные предложения с разными видами в соответствии со сферой, жанром, стилем высказывания;  8. Опознавать различные способы передачи чужой речи.  9. Пользоваться различными способами цитирования в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания.  10. Кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей, составлять тезисы и конспекты.  11. Строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка.  12. Писать сочинение на лингвистическую тему по изученному материалу. Содержание обучения русскому языку в новых программах отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в У­ХI классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция ­ овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции ­ освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и учёных­русистах: умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция ­ осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально­культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.__ 3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (НА КЛАСС И НА УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ) На уроки развития речи часы в разделах учителями распределяются самостоятельно исходя из методических и дидактических задач. 5 класс (204 ч) № п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени Контрольные работы 1 2 3 4 5 6 7 Вводный курс. Повторение и пропедевтика. Основной курс. Введение. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Морфемика. Словообразование. Орфография Лексикология Фразеология. Повторение ИТОГО к/д ­ 6 к/с  ­2 к/и ­ 2 87 5 30 40 28 4 10 204 часа 6 класс (204 часа) № п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени Контрольные работы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Вводный урок Повторение изученного в 5 классе Разделы грамматики Морфология Имя существительное Глагол Имя прилагательное Имя числительное Наречие. Имя состояния Повторение 7 класс (170 часов) № п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени Контрольные работы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Систематизация изученного в 5­6 классах Местоимение Причастие Деепричастие Служебные части речи Предлог Союз Частица Междометие Систематизация изученного в VII классе 8 класс (136 часов) № п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени Контрольные работы 1 2 3 4 5 6 7 Вводные уроки. Русский язык – родной язык Повторение изученного в 7 классе Синтаксис. Основные виды словосочетаний. Предложение Синтаксис. Простое предложение. Синтаксис. Осложненное предложение Синтаксис. Слова­предложения Повторение изученного в VIII классе 9 класс (136 часов) № п/п 1 2 3 4 Наименование раздела и тем Часы учебного времени Контрольные работы Повторение изученного в V­VI классах Сложное предложение Предложения с чужой речью Повторение изученного в VII классе 12 97 12 15  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 5 К Л А С С ВВОДНЫЙ КУРС Повторение и пропедевтика Введение. Роль языка в жизни общества. Русский язык как один из богатейших языков мира. Понятие о стилистике и основных стилях литературного языка. Грамматика (краткие сведения). Понятие о морфологии и орфографии. Орфограмма. «Ошибкоопасные» места. Основные самостоятельные (знаменательные) части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Синтаксис. Понятие о синтаксисе. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения. Главные и второстепенные чле­ ны предложения. Словосочетание. Словосочетания в предложении. Предложения с однородными членами, с обращениями, с вводными словами. Сложное предложение. Сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения. Предложения с прямой речью. Диалог и монолог. Текст. Общее понятие о тексте и основных типах речи (повествовании, описании, рассуждении). Создание текстов по предлагаемым образцам. Повествование о собственных действиях. Описание предмета, животного. Рассуждение по учебному материалу. Сжатый пересказ небольшого по объему художественного текста. Составление плана некоторых параграфов учебника и пересказ их содержания. ОСНОВНОЙ КУРС Введение. Русский язык в современном мире. Понятие о литературном языке. Орфографические, произносительные, морфологические, синтаксические и стилистические нормы. Нормы правописания. Устная и письменная формы речи. Основные разделы науки о языке. Фонетика. Графика. Орфоэпия Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов. Ударение. Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные. Сильная и слабая позиция для гласных и согласных. Гласные после шипящих. Правописание ё, о, е после шипящих. Мягкий знак после шипящих. Значения букв я, ю, е, ё. Орфоэпические справки о произношении трудных слов. Анализ текстов. Определение темы, выделение ключевых слов. Указание средств связи. Определение типа речи и стиля (в простых случаях). Редактирование небольших текстов и предложений. Составление словосочетаний и предложений. Составление текстов по данным словам. Культура речи (произношение слов, правильное образование форм слов и т. д.). Морфемика. Словообразование. Орфография Значение изучения морфемики. Основа слова и окончание. Корень слова. Приставка и суффикс. Исторические изменения в составе морфем. Словообразование. Словообразовательные цепочки. Чередование звуков в корне слова. Варианты корня как следствие исторических преобразований. Образование новых морфем. Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне. Правописание корней с чередованием гласных а—о, е—и, право­ писание корней с чередованием сочетаний звуков ­раст ­ращ ­рос­; а(я)—им(ин). Правописание согласных и гласных в приставках. Правопи­ сание приставок при­ и пре­. Составление словосочетаний, предложений, текстов. Рассуждение по учебному материалу. Составление повествовательного текста по данным словосочетаниям. Продолжение рассказа в форме монолога и диалога. Лексикология Понятие о слове. Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Употребление диалектизмов и профессионализмов в художественной литературе. Термины. Их интернациональный характер. Синонимы. Синонимические ряды. Синтаксические синонимы. Антонимы. Роль антонимов в тексте. Омонимы. Паронимы. Ошибки при употреблении паронимов в речи. Понятие об этимологии. Происхождение некоторых слов. Понятие о народной этимологии. Архаизмы. Неологизмы. Заимствованные слова. Фонетические и морфемные изменения заимствованных слов в русском языке. Оценка заимствований. Старославянизмы. Условия появления их в русском языке. Синонимические отношения между старославянизмами и русизмами. Правописание полногласных и неполногласных сочетаний. Фразеология Фразеологизмы. Фразеологизмы фольклорного происхождения. Пословицы и поговорки. Крылатые слова и выражения. Фразеологизмы как выра­ зительное средство языка и речи. Народный характер пословиц и поговорок. Фразеологизмы­синонимы, фразеологизмы­антонимы. Составление словосочетаний, предложений и текстов с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами, неологизмами. Определение стиля речи по особенностям лексики и фразеологии, наличию (отсутствию) художественно­изобразительных средств, характеру построения предложений. Жанры: рассказ, загадка, сказка (лингвистическая и современная), письмо, объявление, инструкция, простой план, конспектирование (с 5 по 9 класс), отзыв о телепередаче. Повторение 6 К Л А С С В в е д е н и е П о в т о р е н и е и з у ч е н н о г о в 5 к л а с с е Грамматика Разделы грамматики. Морфология Понятие о частях речи. Знаменательные и служебные части речи. Слово и его формы. Морфемный состав слов как один из ярких признаков час­ тей речи. Знаменательные части речи Имя существительное Понятие о существительном. Роль существительных в речи (в тексте). Правописание не с существительными. Нарицательные и собственные имена существительные. Специфика русских собственных имен (трехчленное имя человека). Понятие о топонимике. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Роль олицетворений в художественной речи. Разряды существительных по значению (конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные). Особенности употребления их в речи. Число имен существительных. Остатки двойственного числа в современном языке. Род имени существительного. Колебания в роде. Современные нормы некоторых разрядов существительных. Переосмысление рода как художественный прием. Падеж имен существительных. Способы определения косвенных падежей существительных: по вопросу, по предлогу. Склонение существительных в единственном и множественном числе. Правописание падежных окончаний. Разносклоняемые существительные. Неизменяемые существительные. Нормы их употребления. Словообразование существительных. Источники пополнения существительных с помощью приставок. Переход прилагательных в существительные. Понятие о функциональных омонимах. О с н о в н ы е у м е н и я и н а в ы к и : • определять существительные по совокупности четырех признаков; • знать основные словообразовательные суффиксы существительных и правильно их писать; • различать функциональные омонимы (существительные и прилагательные); • определять разряды существительных; Составление текстов, включающих фразеологизмы, пословицы, крылатые выражения. Подбор эпиграфов­пословиц.__ • строить рассуждение на грамматические темы. Глагол Понятие о глаголе. Роль глаголов в речи (в тексте). Правописание не с глаголами. Инфинитив. Исторические изменения форм инфинитива. Возвратные глаголы. История образования возвратных глаголов. Нормы употребления ­ся и ­сь. Правописание форм глагола на ­тся и ­ться. Виды глагола. Употребление глаголов разного вида в описании и повествовании. Составление текстов описательных и повествовательных типов речи. Противопоставление глаголов по виду как специфическое свойство славянских языков. Богатство смысловых значений видовых форм. Глаголы переходные и непереходные. Наклонения глагола. Изъявительное наклонение. Времена глагола: настоящее, прошедшее и будущее. Происхождение формы прошедшего време­ ни. Ее специфика в современном русском языке. Правописание форм прошедшего времени. Основы глагола: основа настоящего времени, основа инфинитива, основа прошедшего времени. Употребление в речи одних форм времени вместо других. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний. Разноспрягаемые глаголы и их происхождение. Повелительное наклонение. Употребле­ ние форм повелительного наклонения в речи. Сослагательное наклонение. Безличные глаголы. Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Правописание суффиксов глаголов. Редактирование предложений и текстов с неправильными глагольными формами. Составление плана содержания параграфов учебника и пересказ их с подбором собственных иллюстративных примеров. О с н о в н ы е у м е н и я и н а в ы к и : • определять глаголы по совокупности четырех признаков; • знать основные словообразовательные приставки и суффиксы глаголов и правильно их писать; • выделять грамматические основы; • различать глаголы на ­тся и ­тъся, правильно их употреблять в устной и письменной речи; • различать типы речи (повествование и описание) по виду глаголов; • правильно писать личные окончания глаголов; • производить морфемный и морфологический анализ глаголов; • редактировать тексты и составлять их. Имя прилагательное Понятие о прилагательном. Роль прилагательных в речи. Правописание не с прилагательными. Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие прилагательные. Склонение прилагательных. История притяжательных прилагатель­ ных. Степени сравнения качественных прилагательных. Образование сравнительной степени. Образование превосходной степени. Нормы упо­ требления степеней сравнения. Словообразование прилагательных. Образование прилагательных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов прилагательных. Образование прилагательных с помощью приставок. Образование прилагательных сложением слов. Их правописание. Употребление сложных прилагательных в речи. О с н о в н ы е у м е н и я и н а в ы к и : • определять прилагательные по совокупности четырех признаков; • различать основные суффиксы прилагательных и правильно их писать; • усвоить разряды прилагательных по значению и формы степеней сравнения; • правильно употреблять прилагательные в речи; • производить морфемный и морфологический анализ прилагательных. Имя числительное Понятие о числительном. Роль числительных в речи. Разряды числительных по значению. Количественные числительные. Мягкий знак в числительных. Собирательные числительные. Дробные чис­ лительные. Порядковые числительные. Составление предложений и текстов с числительными. Образование слов других частей речи от числитель­ ных. Склонение числительных всех разрядов. История некоторых числительных. О с н о в н ы е у м е н и я и н а в ы к и : • правильно употреблять числительные в речи; • склонять числительные; • производить морфемный и морфологический анализ числительных. Наречие Понятие о наречии. Разряды наречий по значению. Употребление наречий в речи. Правописание не с наречиями. Степени сравнения наречий. Наречия как одно из средств связи частей текста. Словообразование наречий. Особенности образования наречий. Образование наречий с помощью приставок и суффиксов. Правописание наречий. Переход существительных в наречия. Функциональные омонимы: приду утром и ранним утром, в дали голубой и увидеть вдали и др. Пра­ вописание наречий, имеющих функциональный омоним — существительное с предлогом. Переход прилагательных в наречия. Их правописание. О с н о в н ы е у м е н и я и н а в ы к и : • определять наречия по совокупности четырех признаков; • употреблять в речи (в тексте) наречия разных разрядов; • различать функциональные омонимы; • производить морфемный и морфологический анализ наречий. Имя состояния Понятие об именах состояния. Разряды имен состояния по значению. Роль имен состояния в речи. Правописание не с именами состояния. Функ­ циональные омонимы: краткие прилагательные среднего рода, наречия, имена состояния. Составление текстов с использованием имен состояния. О с н о в н ы е у м е н и я и н а в ы к и : • определять имена состояния по совокупности четырех признаков; • различать имена состояния по значению; • определять роль имен состояния в речи; • различать функциональные омонимы. Жанры: отзыв о книге, индивидуальная характеристика, описание места, биография, правила, случаи из жизни. Повторение изученного 11 ч__ 7 К Л А С С Вводный урок. Русский язык ­ как развивающееся явление. Повторение пройденного в 5­6 классах. Проверить знание учащимися слов с непроверяемыми орфограммами; повторить части речи, изученные ранее, три признака, характерных для любой самостоятельной части речи, отличие служебных частей речи от самостоятельных, вспомнить морфемы различных частей речи, их правописание, слова­омонимы, однокоренные слова; повторить виды разбора: фонетический, морфемный, синтаксический, орфографический. Местоимение Понятие о местоимении. Роль местоимений в речи. Местоимения как одно из средств связи частей текста. Местоимения и другие части речи. Местоимения­существительные. Местоимения­прилагательные. Местоимения­наречия. Разряды местоимений: личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, определительные, указательные. Правописание местоимений. Орфоэпические и синтаксические нормы употребления местоимений в речи. О с н о в н ы е у м е н и я и н а в ы к и: определять местоимения по соотношению с другими частями речи; употреблять местоимения как средство связи частей текста и редактировать тексты; соблюдать орфоэпические и грамматические нормы употребления местоимений (сколько..., свой..., сама...); производить морфемный и морфологический анализ местоимений и др. Причастие . Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Действительные и страдательные причастия. Роль причастий в речи. Книжная стилистическая окраска причастий. Причастный оборот. Синонимика причастного оборота и придаточного предложения. Словообразование причастий. Образование действительных и страдательных причастий. Склонение причастий. Их правописание. Переход причастий в другие части речи. О с н о в н ы е у м е н и я и н а в ы к и: определять причастия по совокупности четырех признаков; правильно склонять причастия, особенно возвратные; заменять причастные обороты придаточными предложениями и наоборот; производить морфемный и морфологический анализ причастий, строя тексты­рассуждения. Деепричастие. Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия у деепричастий. Роль деепричастий в речи. Деепричастный оборот. Синонимика деепричастных оборотов и придаточных предложений. Словообразование деепричастий. Сопоставление морфемного состава деепричастий и причастий. Правописание деепричастий. О с н о в н ы е у м е н и я и н а в ы к и: определять деепричастия по совокупности четырех признаков; правильно употреблять деепричастия в речи; отличать деепричастия от причастий по морфемному составу; строить тексты с использованием деепричастий; производить морфемный и морфологический анализ деепричастий, строя тексты­рассуждения. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Понятие о служебных частях речи. Роль служебных частей речи в предложении и тексте. Предлог. Понятие о предлоге. Предлоги­антонимы. Употребление предлогов с падежами. Разряды предлогов по значению. Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные предлоги. Предлоги делового стиля. Правописание предлогов. Союз. Понятие о союзе. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов. Функциональные омонимы: тоже (союз) ­ то же (местоимение с частицей), чтобы (союз) ­ что бы (местоимение с частицей) и др. Союзы как важнейшее средство связи частей текста. Частица. Понятие о частице. Формообразовательные и словообразовательные частицы. Разряды частиц по значению. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи (обобщение). О с н о в н ы е у м е н и я и н а в ы к и: правильно употреблять служебные части речи, учитывая их роль в предложении и тексте; различать формообразовательные и словообразовательные частицы; различать функциональные омонимы в письменной речи (тоже ­ то же, чтобы ­ что бы и др). Междометие. Понятие о междометии. Правописание междометий. Роль междометий в речи. Повторение изученного в 7 классе. 8 К Л А С С  П о в т о р е н и е и з у ч е н н о г о в 5 ­ 7 к л а с с а х Синтаксис Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды связи между словами и предложениями (подчинительная и сочинительная). Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Основные виды словосочетаний: а) по характеру связи между словами (сочинительные и подчинительные); б) по характеру главного слова (глагольные, именные, наречные). Цельные словосочетания. Предложение. Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Оформление деловых бумаг. Риторические вопросы. Знаки препинания в конце предложений. Простое предложение Основные виды предложений: двусоставные и односоставные, нераспространенные и распространенные. Смысловой центр предложения. «Данное» и «новое». Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его основные виды: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения. Определение (согласованные и несогласованные определения, приложения). Синонимика согласованных и несогласованных определений. Прямое и косвенное дополнение. Обстоятельство. Разряды обстоятельств. Обособление обстоятельств уступки, сравнительных и деепричастных оборотов. Синтаксические функции инфинитива. Однозначные и многозначные члены предложения. Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Разновидности односоставных предложений. Определенно­личные предложения. Неопределенно­личные предложения. Обобщенно­личные предложения. Роль глагольных предложений. Без­ личные предложения. Роль безличных предложений в речи: выражение состояния человека, природы, окружающей среды и т. д. Инфинитивные предложения. Назывные (номинативные) предложения. Именительный представления. Знаки препинания при именительном представления. Роль номинативных предложений в речи: художественное описание состояния природы, окружающей среды и др. Стилистический характер односоставных предложений. Полные и неполные предложения. Особенности строения полных и неполных предложений. Полные и неполные двусоставные и односоставные предложения. Стилистический ха­ рактер неполных предложений. Причины употребления неполных предложений в речи. Осложненное предложение Предложения с о д н о р о д н ы м и членами. Союзы при однородных членах. Знаки препинания. Обобщающие слова. Однородные и неоднородные определения. Роль однородных членов предложения в речи. Предложения с о б о с о б л е н н ы м и членами. Понятие об обособлении. Общие условия обособления определений. Обособление согласованных определений. Стилистический характер причастных оборотов. Обособление несогласованных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление одиночных деепричастий и деепричастных оборотов. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Стилистические характеристики обособленных членов предложения. Синонимика обособленных членов предложения и придаточных предложений. Обособление уточняющих членов предложения. Знаки препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами предложения. Предложения с в в о д н ы м и и в с т а в н ы м и словами, словосочетаниями и предложениями. Значения вводных и вставных компонентов. Знаки препинания. Предложения с о б р а щ е н и я м и . Значение обращений. Место обращений в предложении. Знаки препинания. Слова­предложения Особенности слов­предложений. Употребление слов­предложений в устной и письменной формах речи. Знаки препинания. Принципы русского правописания. Принципы орфографии. Принципы пунктуации. Авторские знаки. Жанры: рецензия, портретный очерк, репортаж, тезисный план, сравнительная характеристика, дневниковые записи, объяснительная записка. Повторение за курс 8 класса 9 К Л А С С П о в т о р е н и е и з у ч е н н о г о в 5 ­ 8 к л а с с а х Сложное предложение Основные виды сложных предложений. Их синонимика. Сложносочиненные предложения. Знаки препинания. Сложноподчиненные предложения. Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова. Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. Сложноподчиненные предложения с несколь­ кими придаточными. Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Присоединительные придаточные. Синонимика простых предложений и сложноподчиненных, членов предложения и придаточных предложений. Многозначные прида­ точные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Значения сложных бессоюзных предложений. Знаки препинания. Синонимика союзных и бессоюзных предложений. Сложные многокомпонентные предложения. Период. Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Несобственно­ прямая речь. Цитаты и способы цитирования. Жанры: путевой очерк, деловое письмо, научное сообщение. Повторение изученного за курс 9 класса Примерное тематическое планирование 5 КЛАСС Содержание Введение Кол­во часов 3+2 Грамматика. Морфология 24+6 Виды учебной деятельности учащихся Ознакомительное чтение. Подбор пословиц о языке. Монологическое высказывание   на заданную тему по образцу. Рассуждение   на   заданную   (лингвистическую)   тему.   Анализ   текстов   разных   стилей.   Выявление   стилистически окрашенных слов. Сравнение  текстов на одну тему. Жанр объявления. Беседа  на основе вопросов. Рассуждение   на   заданную   (лингвистическую)   тему.   Формулирование   тезиса,   подбор   аргументов,   формулирование выводов. Составление вопросов к тексту и ответов на них. Комплексный  анализ   слов.  Подбор  фразеологизмов,  объяснение  их  значений.  Орфографический   и пунктуационный анализ слов и предложений. Описание и анализ речевых ситуаций, иллюстрирующих смысл пословиц. Составление текстов­описаний   и текстов – рассуждений. Аналитическое чтение параграфов учебника, составление таблиц. Сочинение­повествование (случай из жизни). Сочинение­описание помещения. Составление текстов по опорным словам. Продолжение текста по началу Составление   предложений   из   словосочетаний.   Редактирование   предложений.   Нахождение   грамматической   основы предложения.   Классификация   предложений.   Озаглавливание   текстов.   Различие   главных   и   второстепенных   членов предложения. Создание текстов по предлагаемым образцам. Повествование о собственных действиях. Описание предмета, животного. Рассуждение по учебному материалу. Сжатый пересказ небольшого по объёму художественного текста. Изложение с элементами сочинения. Составление плана некоторых параграфов учебника и пересказ их содержания. Составление диалогов. Жанр личного письма. Использование этикетных формул в письмах. Жанр инструкции. Беседа о ценности книги, бережном отношении к ней. Подбор пословиц о книгах. Побор эпитетов, характеризующих книгу. Составление плпна параграфа. Беседа по теоретическому материалу учебника. Составление текста на основе художественного текста­образца. Рассуждение   по   учебному   материалу.   Аналитическое   чтение   параграфов   учебника.   Фонетический   анализ   слов. Совершенствование орфоэпических навыков. Объяснение выбора написания. Анализ текстов. Определение темы, выделение ключевых слов. Указание средств связи. Определение типа и стиля речи. Редактирование небольших текстов и предложений. Составление   словосочетаний   и   предложений.   Составление   текстов   по   данным   словам.   Написание   лингвистической сказки «В стране Фонетике» Рассуждение по учебному материалу. Аналитическое чтение параграфов учебника.  Подбор однокоренных слов. Составление загадок и шарад. Разбор слова по составу. Определение стилистической роли морфем. Объяснение выбора написания. Составление словосочетаний, предложений, текстов по данным моделям. Составление текстов по опорным словам, словосочетаниям.   Продолжение   рассказа   в   форме   монолога   и   диалога.   Сочинение­описание   картины.   Сочинение­ рассуждение о слове. Изложение с предварительным анализом текста. Краткое изложение с элементами сочинения. Определение   стиля   речи   по   особенностям   лексики   и   фразеологии,   наличию   (отсутствию)   художественно­ изобразительных   средств,   характеру   построения   предложений   и   текстов   с   синонимами,   антонимами,   паронимами, архаизмами, неологизмами. Аналитическое чтение параграфов учебника. Комплексный   анализ   слов.   Толкование   лексического   значения   слов.   Сравнение   значений   слов.   Ситуативное употребление   тропов.   Редактирование   предложений     и   текстов.   Наблюдения     за   речью   окружающих   и   своей собственной. Самоанализ речевого поведения. Жанры: рассказ, загадка, сказка (лингвистическая и современная), отзыв о телепередаче. Толкование значения фразеологизмов. Сравнение значений фразеологизмов. Подбор фразеологизмов к определённой речевой   ситуации.   Составление   текстов,   включающих   фразеологизмы,   пословицы,   крылатые   выражения.   Подбор Синтаксис 51+8 Русский язык современном мире     в 5 Фонетика. Орфоэпия.   Графика. 22+6 Морфемика. Словообразование. Орфография. 30+8 Лексикология 22+4 Фразеология 11+2

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс к учебнику В.В.Бабайцевой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2019