КТП Родной язык по учебнику Культура речи
Оценка 4.7

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
русский язык
5 кл—9 кл
20.11.2018
КТП Родной язык по учебнику Культура речи
КТП Родной язык по учебнику Культура речи в 5 и 6 классах на 20 часов Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. он дает учащим­ся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам и явля­ется составляющим звеном в усвоении родного языка. Предлагаемый курс значительно расширяет возможности уча­щихся в совершенствовании речевых умений, вооружает школьников столь необходимыми в личной жизни навыками речевого общения. Помимо этого, любой дополнительный курс родного языка направлен на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонно­стей, познавательных способностей и творческих возможностей каж­дого школьника. В программе курса "Культура речи" для 5-8 классов культура ре­чи определяется как умение правильно, точно и выразительно пере­давать свои мысли средствами языка с учетом цели и ситуации об­щения.
КТП Род язык.doc
Пояснительная записка. Рабочая программа по курсу «Культура речи» предназначена для 5­8 классов  общеобразовательной школы. Культура речи – понятие сложное и неоднозначное. С одной стороны, это особая научная  дисциплина, а с другой – совокупность определенных знаний, речевых умений и навыков  каждого человека. Чем больше таких знаний, умений и навыков, тем выше уровень культуры речи. Главным понятием культуры речи является "норма". Норма – это принятые на данном  этапе развития языка правила словоупотребления, словообразования, произношения и т.д. Норма имеет объективный характер: она проистекает из законов языка. Норма имеет  регламентирующий характер: она предписывает всем носителям литературного языка  следовать ей. Фактически любая грамматика, любой словарь, любой учебник русского языка есть не что  иное, как его нормирование. Таким образом, культуре речи учат в процессе обучению  родному языку. Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно –  практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам и является составляющим звеном в усвоении родного языка. Предлагаемый курс значительно расширяет возможности учащихся в совершенствовании  речевых умений, вооружает школьников столь необходимыми в личной жизни навыками  речевого общения. Помимо этого, любой дополнительный курс родного языка направлен на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных  способностей и творческих возможностей каждого школьника. В программе курса "Культура речи" для 5­8 классов культура речи определяется как  умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка с  учетом цели и ситуации общения. Основными задачами курса являются: ­ овладение учащимися сведениями о роли языка в жизни человеческого общества, о  происхождении языка и письменности; ­ овладение учащимися основными нормами современного русского литературного языка,  воспитание критического отношения к их нарушениям; ­ формирование у учащихся устойчивого навыка работы со справочной лингвистической,  научно­популярной литературой, разнообразными словарями; ­ знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и путями их  исправления; ­ формирование нетерпимого отношения к речевым штампам и "красивостям"; ­ знакомство с риторическими фигурами и углубление представления о тропах (например,  метафора, метонимия и д.р.), изучаемых на уроках литературы. Реализация программы во многом зависит от использования учителем конкретных методов  и приемов работы над курсом. В целом использование того или иного метода при обучении культуре речи определяется  характером учебного материала и конкретными задачами его изучения. Программа курса  носит практическую направленность и основывается на речевом опыте учащихся. Изучение каждой теоретической темы завершается обязательной практической работой, что  способствует выявлению уровня речевой культуры учащихся и отработке навыков  литературной и письменной речи. Возможны разные формы работы, обусловленные  задачами и спецификой предлагаемого материала. Среди них: ­ анализ ситуаций бытового, учебного и официально­делового общения; ­ моделирование речевого поведения в предложенных условиях общения; ­ наблюдение над речевой организацией текстов и анализ роли языковых единиц разных  уровней в создании качеств речи; ­ осмысление темы и подготовка фрагментов монологически построенных выступлений  учащихся; ­ решение заданий конструктивного характера, направленных на выработку частноречевых  умений и предполагающих большее или меньшее изменение текста (когда требуется что­то  вставить, образовать, перестроить, исправить, дополнить, подобрать, отредактировать и  т.д.) ­ ведение личного словаря трудностей; ­ участие во фронтальных эвристических беседах, диспутах; ­ выработка умений по составлению учащимися собственных высказываний и текстов. Важная роль в практической работе по культуре речи отводится дидактическому  материалу. При его подборе необходимо, руководствуясь принципом коммуникативной  ценности, привлекать тексты с учетом наиболее значимых и актуальных для речевой  деятельности учащихся тематических сфер и жанровых разновидностей речи. Значительное место в системе заданий и упражнений по культуре речи должна занимать работа со  словарями и справочниками (по определению понятий и терминов, по сопоставлению  характеристик слов в разных словарях и т.д.) Организуются наблюдения над речью окру­ жающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием  по заданию учителя. Данная программа представляет культуру речи как самостоятельный (отдельный от  "Стилистики") курс. Кроме того, отобранный учебный материал адаптирован к возрасту  учащихся (5­8 класс). После изучения курса «Культура речи» ученик должен обладать следующими  компетенциями:     коммуникативная;  автономизационная;  социальная;  культуроведческая.  Оценка знаний, уровня сформированности компетенций Выбор методов обучения определяется назначением практикума, его целями.  Приоритетными являются практические методы, они сочетаются с частично­поисковым и  исследовательским методом. Оценка знаний, уровня сформированности компетенций  носит комплексный характер: самооценка, взаимооценка, оценка учителя. Учебно­тематический план (5 класс)  №  Содержание  Кол­ Виды  Формы и методы урока  программного материала  во  часов  деятельности и формы  контроля  Раздел I. Введение (6 часов)  1.1.  Язык как важнейшее  средство человеческого  общения.  2­3.3  Речевая ситуация, ее  компоненты и  характеристика.  1  Теория  Беседа  2  Теория  Фронтальный опрос  4.4.  5.5.  Речь устная и  письменная.  Древние письмена: их  происхождение и  своеобразие.  1  1  Теория  Сходства и различия.  Теория  Беседа  6.6.  Формирование языка в  Древней Руси.  1  Теория  ответить на вопрос "Что  мне особенно интересно  в русском языке"  Раздел II. Качества хорошей речи (5 часов)  7.1.  Общее понятие о  культуре устной и  письменной речи.  8.2.  Речь правильная и  хорошая.  1  Теория  Беседа  1  Теория  Фронтальный опрос  Качества хорошей речи.  2  Теория  9­ 10.4. Моделирование и  участие в речевых  ситуациях  11.5.  Практическая работа по  теме «Качества хорошей  речи».  1  Практика  Анализ текстов с точки  зрения их правильности  и выразительности Раздел III. Орфоэпия (13 часов)  12.1.  Понятие об орфоэпии.  1  Теория  Беседа  13.2.  Орфоэпические словари  1  Теория  и справочники.  14­ 15.4.  Методика и интонация  русской речи.  2  Теория  Орфоэпические  упражнения  Моделирование и  участие в речевых  ситуациях  16.5.  Интонация как средство  передачи смысловой и  эмоциональной стороны  речи.  17­ 18.7.  Правильная речь и  ударение.  19.8.  Смыслоразличительная  сторона ударения (слова­ омографы).  20­ 21.10.  Особенности  произношения некоторых безударных гласных,  отдельных согласных и  их сочетаний.  1  Теория  Подготовка текста для  произношения вслух  2  1  Теория  Беседа  Теория  Фронтальный опрос  2  Теория  Орфоэпические  упражнения  22.11.  Скороговорки.  1  Теория  23.12.  Звукопись как средство  выразительности речи.  1  Теория  Составление словариков  ударений и материалов  для упражнений со  скороговорками  Выразительное чтение  прозаических и  стихотворных текстов  24.13.  Практическая работа по  1  Практика  теме «Орфоэпия».  Придумать и записать  сказку по орфоэпии Раздел IV. Лексикология (8 часов)  25. 1.  Речевое богатство и  речевая бедность.  26.2.  Лексические нормы  литературного языка.  1  1  Теория  Беседа  Теория  Определение типа  словаря по словарной  статье  27.3.  Синонимическое  богатство русского  языка.  1  Теория  Работа в группах  28.4.  Паронимы.  1  Теория  Рисунки слов­ паронимов, сочинение  этюдов с использованием паронимов  29.5.  Нарушение лексической  1  Теория  Редактирование текстов  сочетаемости как  речевая ошибка.  30.6.  Лишнее слово как  речевая ошибка.  31.7.  Тавтология и неуместное повторение слов как  речевые ошибки.  1  1  Теория  Редактирование текстов  Теория  Редактирование текстов  32.8.  Практическая работа по  теме «Лексикология».  1  Практика  Редактирование текста  Раздел V. Повторение (3 часа)  33­ 34.2.  Повторение и  систематизация ранее  изученного.  2  Практика  Моделирование и  участие в речевых  ситуациях,  редактирование текстов.  35.3.  Резерв  1 Учебно­тематический план (6 класс)  №  урока  Содержание  программного  материала Кол­ во  часов  Виды  деятельности и формы  Формы и методы контроля  Раздел I. Введение (5 часов)  1.1.  2.2.  3.3.  4.4.  К вопросу о  происхождении языка.  Попытки ученых  создать искусственный международный язык.  Особенности языка  эсперанто.  Способы  невербального  общения.  1  1  1  1  Теория  Беседа  Теория  Фронтальный опрос  Теория  Беседа  Теория  Подготовка сообщений на  тему: "Что я знаю об ис­ кусственных языках  программирования"  5.5.  Речевое общение и его  виды.  1  Теория  Заполнение таблицы  Раздел II. Русский язык и его дифференциация (10 часов)  6.1.  7.2.  8.3.  Русский национальный язык, его  неоднородность.  Литературный язык  как высшая форма  национального языка.  Диалектные слова и  уместность их  употребления.  1  Теория  Беседа  1  Теория  Беседа  1  Теория  Работа с художественным  текстом 9.4.  Проникновение в  литературный язык  просторечных слов и  вульгаризмов.  10.5.  Жаргоны.  11.6.  Особенности борьбы с  жаргонизмами в  культурной среде.  12.7.  Устаревшие слова, их  роль в языке.  13.8.  Заимствованные слова  и уместность их  употребления.  14.9.  Фразеологическое  богатство русского  языка и вырази­ тельность речи.  1  Теория  Моделирование речевых  ситуаций  1  1  1  1  Теория  Редактирование текста  Теория  Работа в группах  Теория  Теория  Работа с художественным  текстом  Моделирование речевых  ситуаций  1  Теория  Работа с баснями  15.10.  Практическая работа  по теме «Русский язык и его  дифференциация».  1  Практика  Практикум по лексике и  лексикологии  (тестирование)  Раздел III. Словообразование (3 часа)  16.1.  Грамматические  трудности, связанные  с образованием слов.  1  Теория  Редактирование текстов  17.2.  Словотворчество.  18.3.  Практическая работа  по теме  «Словообразование».  1  1  Теория  Составление лимериков  Практика  Анализ поэтических текстов с точки зрения  словотворчества Раздел IV. Формообразование (12 часов)  19.1.  Слово с точки зрения  его формы.  20.2.  Варианты падежных  окончаний имен  существительных.  1  1  Теория  Беседа  Теория  Редактирование текста  21.3.  Имена собственные  1  Теория  склоняемые и  несклоняемые.  Работа в парах сменного  состава  22.4.  Трудности в  определении рода  имен  существительных.  1  Теория  Составление алгоритма  23.5.  Степени сравнения  прилагательных.  1  Теория  Составление рекламного  текста, используя  прилагательные в  сравнительной и  превосходной степени  24.6.  Трудности в  употреблении  местоимений.  25.7.  Местоимение и  вежливость.  26.8.  Местоимение,  перифраз. 1  Теория  Работа в парах  1  1  Теория  Работа в парах  Теория  Нахождение примеров  метонимии и перифраза в  произведениях  художественной  литературы  27.9.  Трудности в  образовании глагола и  его форм.  1  Теория  Тренировочные упражнения  28.10.  Нарушение видо­ 1  Теория  Моделирование речевых временных отношений  глаголов.  ситуаций  29.11.  Ошибки в образовании 1  Теория  форм имен  числительных.  30.12.  Практическая работа  1  Практика  по теме  «Формообразование»  Участие в конкурсе на  замещение вакантных мест  дикторов телевидения  Тест и задания,  проверяющие правильность  употребления  грамматических форм  разных частей речи  Раздел V. Повторение (5 часов)  31­ 32.2.  Повторение и  систематизация ранее  изученного.  2  Практика  Моделирование речевых  ситуаций  33.3.  Итоговый урок «Наши  1  Практика  Инсценирование  успехи!»  34­ 35.5.  Резерв  2  Учебно­тематический план (7 класс)  №  урока  Содержание  программного  материала  Кол­ во  часов  Виды  деятельности и формы  Формы и методы контроля  Раздел I. Общение (3 часа)  1.1.  Культура речи.  2.2.  3.3.  Компоненты речевой  ситуации.  Обстановка.  Знакомство.  1  1  1  Теория  Беседа  Теория  Составление опорного  конспекта  Практика  Моделирование ситуации Раздел II. Виды общения (2 часа)  4.1.  5.2.  Виды общения.  Личное и публичное  общение.  Практическая работа  по теме «Общение и  его виды».  1  Теория  Беседа  1  Практика  Тестирование  Раздел III. Качества речи (5 часов)  6.1.  Качества речи.  Возражение.  7.2.  Жесты. Мимика.  8.3.  9.4.  Ответ на уроке.  Совет.  Указание.  Наставление.  10.5.  Практическая работа  по теме «Качества  речи».  1  1  1  1  1  Раздел IV. Речевые жанры (14 часов)  Теория  Беседа  Теория  Работа в парах  Теория  Инсценирование  Теория  Работа с художественным  текстом  Практика  Моделирование речевых  ситуаций  11.1.  Чтение учебной  литературы.  Изучающее чтение.  1  Теория  Чтение художественной  литературы  12.2.  Приемы осмысления  учебного текста.  13.3.  Культура спора.  1  1  Теория  Работа с художественным  текстом  Теория  Работа в парах 14.4.  Сжатый и подробный  пересказ.  15.5.  Отзыв. Рецензия.  16.6.  Необычные тексты  (поликодовый текст).  1  1  1  Теория  Пересказ текста.  Теория Практика  Написание отзыва и  рецензии  Теория  Работа с текстами данного  вида  17.7.  Прецедентный текст.  1  Теория  Работа с текстами данного  вида  18.8.  Деловой стиль.  Заявление.  19.9.  Деловой стиль.  Объяснительная  записка.  20.10.  Совещательная речь.  21­ 22.12.  Газетно­ публицистический  стиль.  1  1  1  2  Практика  Написание заявления  Практика  Написание объяснительной  записки  Теория  Работа в группах  Теория  Работа с газетными  статьями  23.13.  Репортаж.  1  Теория  Работа в парах  24.14.  Практическая работа  1  Практика  Тестирование  по теме «Речевые  жанры»  Раздел V. Речевой этикет (3 часа)  25.1.  Застольное слово­ экспромт.  26.2.  Совет­утешение­ сочувствие.  1  1  Теория  Беседа  Теория  Работа в парах  27.3.  Утешение­сочувствие.  1  Теория  Работа в группах Раздел VI. Речевая деятельность (8 часов)  28.1.  Три этапа речевой  деятельности.  29.2.  Беседа и разговор.  1  1  Теория  Беседа  Теория  Составление опорного  конспекта  30.3.  Особенности устной  1  Теория  Работа в группах  речи.  31.4.  Письменная речь.  32.5.  Тексты и речевые  жанры.  33.6.  Способы  цитирования.  34.7.  Итоговый урок  «Наши достижения»  35.8.  Резерв  1  1  1  1  1  Теория  Работа по индивидуальным  карточкам  Теория  Беседа  Теория  Работа с научной и  художественной  литературой  Практика  Викторина  Учебно­тематический план (8 класс)  №  урока  Содержание  программного  материала  Кол­ во  часов  Виды  деятельности и формы  Формы и методы контроля  Раздел I. Общение (2 часа)  1.1.  Коммуникативная  ситуация. Её  компоненты.  1  Теория  Беседа 2.2.  Коммуникативная  удача и промахи.  1  Теория  Работа в группах  Раздел II. Виды общения (2 часа)  3.1.  4.2.  1  1  Личное и неличное  общение.  Практическая  работа по теме  «Общение и его  виды»  Раздел III. Качества речи (3 часа)  Теория  Беседа  Практика  Тестирование  1  Теория  Беседа  5.1.  Выразительность.  Тон,  соответствующий  содержанию и  задаче  высказывания.  6.2.  Вторичные тексты.  7.3.  Инсценировка.  1  1  Теория  Беседа  Теория  Инсценирование  Раздел IV. Речевые жанры (15 часов)  8.1.  Разговорный стиль.  1  Теория  Беседа  9.2.  Личное и  официальное  письмо.  10.3.  Коллективные  дневниковые  записи.  1  Теория  Составление письма  1  Теория  Беседа  11.4.  Необычные тексты.  Фотозарисовка.  1  Теория  Работа с текстами данного  вида 12.5.  Управляемый спор  1  Теория  Работа в группах  13.6.  14.7.  типа  микродискуссии. Развертывание  аргументов с  помощью примеров.  Способы  доказательств.  Аргументативные  тексты.  15.8.  Культура  выражения  несогласия.  16.9.  Деловой стиль.  Деловая  автобиография.  17.10.  Отчёт о работе.  18.11.  Основные этапы  предтекстовой  подготовки.  19.12.  Жанры  информационной  речи.  1  Теория  Работав парах  1  Теория  Лекция  1  Теория  Работа в парах  1  Теория  Составление автобиографии  1  1  Теория  Составление отчета  Теория  Лекция  1  Теория  Беседа  1  1  20.13.  Эпистолярный  стиль, его развитие.  21.14.  Информационно­ убеждающие и  информационно­ развлекательные  жанры устной речи.  Теория  Беседа  Теория  Лекция  22.15.  Практическая  1  Практика  Тестирование работа по теме  «Речевые жанры»  Раздел V. Речевой этикет (3 часа)  23.1.  Публичная устная и  1  Теория  Лекция  письменная речь.  24.2.  Ответ на экзамене.  25.3.  Реклама.  1  1  Теория  Беседа  Теория  Создание рекламного ролика  Раздел VI. Речевая деятельность (10 часов)  26.1.  Устные жанры  учебно­научной  речи.  1  Теория  Беседа  27.2.  Выписки. Конспект. Реферат.  28.3.  Газетные жанры.  1  1  Теория  Работа с научной и  художественной литературой  Теория  Лекция  29.4.  Портретный очерк.  1  Теория  Составление портретного  очерка  Теория  Работа в парах  Практика  Тестирование  Практика  Круглый стол  30.5.  Интервью.  31.6.  Практическая  работа по теме  «Речевой этикет и  речевая  деятельность»  32.7.  Итоговое занятие  «Наши успехи!»  Резерв  33­35. 10.  1  1  1  3 Содержание тем учебного курса (5 класс)  Введение      Язык как важнейшее средство человеческого общения. Речь как форма существование  языка. Речевая ситуация, ее компоненты и характеристика. Две формы существования речи ­ устная и письменная. Общее и различное в них. Древние письмена: их происхождение и  своеобразие. Из истории буквенного письма. Формирование языка в Древней Руси. Качества хорошей речи      Общее понятие о культуре устной и письменной речи. Культура речи как умение  правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка с учетом цели и  ситуации общения. Речь правильная и хорошая. Правильность речи, выражающаяся в  соблюдении норм ударений и норм грамматики. Качества хорошей речи (точность,  логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).  Орфоэпия      Понятие об орфоэпии. Роль орфоэпии в речевом общении. Орфоэпические словари и  справочники. Методика и интонация русской речи. Характеристика интонации:  мелодичность (плавность, порывистость), интенсивность (вялость, энергичность),  длительность (быстро, медленно), тон, тембр. Интонация как средство передачи смысловой и эмоциональной стороны речи. Правильная речь и ударение. Особенности русского  ударения. Смыслоразличительная сторона ударения (слова­омографы). Особенности  произношения некоторых безударных гласных, отдельных согласных и их сочетаний.  Упражнения для правильного артикулирования гласных и согласных звуков. Скороговор­ ки. Звукопись как средство выразительности речи. Лексикология  Речевое богатство и речевая бедность. Понятия о лексических нормах литературного  языка. Синонимическое богатство русского языка. Словари и справочники по  современному русскому литературному языку. Употребление слова в несвойственном ему  значении как речевая ошибка. Паронимы. Нарушение лексической сочетаемости слов как  речевая ошибка. Лишнее слово как речевая ошибка. Тавтология и неуместное повторение  слов.  Содержание тем учебного курса (6 класс)  Введение  К вопросу о происхождении языка. Гипотезы происхождения языка с древнейших времен  до нашей эры. Попытки ученых создать искусственный международный язык. Особенности  языка эсперанто. Способы невербального общения. Своеобразие "языка" животных.  Речевое общение и его виды. Смысловая точность и уместность употребления слова как  условия речевого общения. Русский язык и его дифференциация.      Русский национальный язык, его неоднородность. Литературный язык как высшая форма  национального языка. Диалектные слова и уместность их употребления. Положительное и  отрицательное влияние диалектов на литературный язык. Профессиональные слова и  уместность их употребления. Переход профессионализмов в разряд общеупотребительных  слов. Проникновение в литературный язык просторечных слов и вульгаризмов. Уместность  их употребления. Жаргоны (профессиональные, молодежные и др.); причины их  возникновения, социальная ограниченность, функции. Особенности борьбы с жаргонизмами в культурной среде. Заимствованные слова и  уместность их употребления. Устаревшие слова, их роль в языке. Фразеологическое  богатство русского языка и выразительность речи.  Словообразование      Грамматические трудности, связанные с образованием слов. Уместность употребления  различных словообразовательных типов. Словотворчество. Формообразование  Слово с точки зрения его формы. Ошибки в формах числа имен существительных.  Варианты падежных окончаний имен существительных. Имена собственные склоняемые и  несклоняемые. Трудности в определении рода имен существительных. Степени сравнения  прилагательных. Трудности в формировании личных и притяжательных местоимений.  Трудности в употреблении местоимений. Местоимение и вежливость. Местоимение,  перифраз, использование местоимение 3­го лица в начале текста. Трудности в образовании  глагола и его форм. Нарушение видо­временных отношений глаголов – подлинное и  мнимое. Ошибки в образовании форм имен числительных. Содержание тем учебного курса (7 класс)  Общение Культура речи. Компоненты речевой ситуации. Обстановка. Знакомство. Виды общения Виды общения. Личное и публичное общение. Качества речи Качества речи. Возражение. Жесты. Мимика. Ответ на уроке. Совет. Указание.  Наставление. Речевые жанры. Редактирование текста. Чтение учебной литературы. Изучающее чтение. Приемы  осмысления учебного текста. Выписки. Спор. Культура спора. Пересказ. Сжатый и  подробный пересказ. Отзыв. Рецензия. Необычные тексты (поликодовый текст).  Прецедентный текст. Деловой стиль. Заявление. Объяснительная записка. Совещательная  речь. Газетно­публицистический стиль. Репортаж. Речевой этикет. Застольное слово­экспромт. Совет­утешение­сочувствие. Утешение­сочувствие. Речевая деятельность. Три этапа речевой деятельности. Беседа и разговор. Особенности устной речи. Письменная речь. Тексты и речевые жанры. Способы цитирования. Содержание тем учебного курса (8 класс)  Общение. Коммуникативная ситуация. Её компоненты. Коммуникативная удача и промахи. Виды общения Личное и неличное общение. Качества речи Выразительность. Тон, соответствующий содержанию и задаче высказывания. Вторичные  тексты. Инсценировка. Речевые жанры. Разговорный стиль. Личное и официальное письмо. Коллективные дневниковые записи.  Необычные тексты. Фотозарисовка. Управляемый спор типа микродискуссии.  Развертывание аргументов с помощью примеров. Способы доказательств.  Аргументативные тексты. Культура спора. Культура выражения несогласия. Деловой  стиль. Деловая автобиография. Отчёт о работе. Газетно­публицистический стиль.  Репортаж. Основные этапы предтекстовой подготовки. Хрия. Редактирование текста.  Жанры информационной речи. Речи (совещательная, судебная, торжественная).  Эпистолярный стиль, его развитие. Информационно­убеждающие и информационно­ развлекательные жанры устной речи. Дискуссия, диспут, дебаты, полемика. Речевой этикет. Застольное слово­экспромт. Совет­предостережение­предупреждение. Утешение­ сочувствие. Публичная устная и письменная речь. Виды устной публичной речи. Ответ на  экзамене. Виды письменной публичной речи. Переписка делового характера. Биография и  автобиография делового характера. Протокол. Отзыв и рецензия. Реклама. Речевая деятельность. Риторические действия. 3 этапа речевой деятельности. Дискуссионная речь. Устные жанры учебно­научной речи. Чтение. Виды изучающего чтения. Выписки. Конспект. Реферат.  Письменная речь. Тексты и речевые жанры. Способы цитирования. Требования к уровню подготовки учащихся (5­6 классы)  В результате изучения, курса культуры речи учащиеся должны: ­ понимать назначение культуры речи как учебной дисциплины, уяснить ее  самостоятельность и связь с другими дисциплинами; ­ усвоить понятия "орфоэпия", "омографы", "интонация", "лексикология", "паронимы",  "тавтология", "речевая ошибка", "грамматическая ошибка" и т.д.; ­ владеть основными орфоэпическими нормами русского литературного языка; ­ освоить литературное произношение ряда слов (список прилагается учителем); ­ уметь пользоваться лингвистическими словарями и справочниками; ­ усвоить сведения из истории появления и развития письма; ­ знать об основных особенностях речевого общения; ­ уметь употреблять слова в свойственном им значении; ­ обогащать речь фразеологизмами и правильно употреблять их; ­ понимать природу речевых ошибок и отличать их от других типов ошибок, находить и  исправлять подобные ошибки; ­ уметь правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы и т.д.) и  родительного падежа имен существительных (чулок, мест и т.д.), правильно употреблять в  речи несклоняемые существительные; ­ уметь правильно образовывать степени сравнения прилагательных, правильно  произносить прилагательные с твердыми и мягкими основами, ставить ударения в кратких  формах; соблюдать видовременную соотносительность глаголов­сказуемых в связном  тексте; ­ правильно образовывать формы местоимений, использовать местоимения в контексте в  соответствии с закрепленными в языке этическими нормами; ­ уметь правильно употреблять в речи числительные (в частности, составные) в косвенных  падежах, верно, согласовывать собирательные числительные с именами существительными; ­ понимать природу грамматических ошибок, уметь находить и исправлять ошибки данного типа. Требования к уровню подготовки учащихся (7­8 классы)  В результате обучения учащиеся должны овладеть умениями: ­ адекватно понимать информацию устного сообщения; ­ адекватно понимать информацию письменного сообщения; ­ различать разговорную речь, научный, публицистический, официально­деловой стили,  язык художественной литературы; ­ определять функционально­смысловой тип речи; ­ определять речевые жанры; ­ проводить речевой анализ текста; ­ определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим  признакам; ­ определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его  смыслу, интонации и грамматическим признакам; ­ находить грамматическую основу предложения; ­ применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и  синтаксису в практике правописания.  Перечень учебно­методического обеспечения (5­6 класс)  1. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка.­ М., 1994. 2. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. Пособие для  учащихся.­ Л., 1971. 3. Космарская И.В., РуденкоА.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи.­ М.,  2001. 4. Культура русской речи. /Отв. ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев ­М.,1989.  Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5­9 классы. ­  М.,1989. 5. Львова СИ. Язык в речевом общении. ­ М., 1991. Скворцов Л.И. Теоретические основы  культуры речи.­ М.,1980. 6. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. ­ М.,1995. 7. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. ­ М., 1982. Перечень учебно­методического обеспечения (7­8 класс)  1.Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справоч. Материалы: Учеб. Пособие для учащихся –  М.: Просвещение, 1989. 2. Ивашова О.Д. , Т.Н.Мамона, О.И.Сабынина, Е.В.Колесникова. Русский язык.  Эффективная подготовка к ЕГЭ. Москва, “Экзамен”, 2005. 3. Кузьма А.Я., О.В.Неупокоева, К.В.Прохорова. Русский язык. Комплексная подготовка к  ЕГЭ. Москва, “Айрис­пресс”, 2006. 4. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи.­ М.: Айрис­пресс, 2007. 5. Текучева И.В. . Русский язык. Руководство для подготовки к экзаменам. Москва,  “Профиздат”, 2005. 6. Русский язык. 7 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2005. 7. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. М.: Аванта+, 2002. 8. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ сост. М.В. Панов. – М.:  Педагогика, 1984. Список литературы для учащихся (5­6 классы)  1. Волина В.В. Веселая грамматика. ­ М., 1995. 2.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. ­ М., 1993. 3. Граник Г.Г., Бондаренко СМ. Секреты орфографии.­ М., 1986. 4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке.­Л., 1990. 5. Люстрова З.Н., Дерегин В.Я. Друзья русского языка. ­ М., 1982. 6. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. ­С.П.6.,  1994. 7. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. ­М., 1989. Список литературы для учащихся (7­8 классы)  1. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справоч. Материалы: Учеб. Пособие для учащихся –  М.: Просвещение, 1989. 2. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи.­ М.: Айрис­пресс, 2007. 3. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. М.: Аванта+, 2002. 4. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ сост. М.В. Панов. – М.:  Педагогика, 1984. Литература, используемая при подготовке программы:  1. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка.­ М., 1994. 2. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. Пособие для  учащихся.­ Л., 1971. 3. Культура русской речи. /Отв. ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев ­М.,1989.  Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5­9 классы. ­  М.,1989. 4. Львова СИ. Язык в речевом общении. ­ М., 1991. Скворцов Л.И. Теоретические основы  культуры речи.­ М.,1980. 5. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. ­ М.,1995.  6. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. ­ М., 1982. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5 КЛ) № П\П  ТЕМА ДАТА ПЛАН Раздел I. Введение    ДАТА ФАКТ ПРИМЕЧАНИЕ 1. Язык как важнейшее средство  человеческого общения.  2. Формирование языка в Древней Руси.  Беседа  Ответить на вопрос  "Что мне особенно  интересно в русском  языке" Раздел II. Качества хорошей речи  3. Общее понятие о культуре устной и  письменной речи.  4. Речь правильная и хорошая.  5. Качества хорошей речи.  6. Практическая работа по теме  «Качества хорошей речи».  Беседа  Фронтальный опрос Моделирование и  участие в речевых  ситуациях  Анализ текстов с  точки зрения их  правильности и  выразительности  7. Понятие об орфоэпии.  Беседа  Раздел III. Орфоэпия Орфоэпические словари и  справочники.  8. Методика и интонация русской речи.  9. Интонация как средство передачи  смысловой и эмоциональной стороны  речи.  10. Правильная речь и ударение.  Смыслоразличительная сторона  ударения (слова­омографы).  11. Особенности произношения  некоторых безударных гласных,  отдельных согласных и их сочетаний.  12. Скороговорки.  13. Звукопись как средство  выразительности речи.  14. Практическая работа по теме  «Орфоэпия».  Раздел IV. Лексикология         Орфоэпические  упражнения  Моделирование и  участие в речевых  ситуациях  Подготовка текста  для произношения  вслух  Беседа  Фронтальный опрос  Орфоэпические  упражнения  Составление  словариков ударений и материалов для  упражнений со  скороговорками  Выразительное  чтение прозаических  и стихотворных  текстов  Придумать и  записать сказку по  орфоэпии 15. Синонимическое богатство русского  языка.  16. Лексические нормы литературного  языка.  17. Паронимы.    Лишнее слово как речевая ошибка.  18. Тавтология и неуместное повторение  слов как речевые ошибки.  19. Практическая работа по теме  «Лексикология».  20. Повторение и систематизация ранее  изученного.    Раздел V. Повторение  Работа в группах  Определение типа  словаря по словарной статье  Рисунки слов­ паронимов,  сочинение этюдов с  использованием  паронимов  Редактирование  текстов  Редактирование  текстов  Редактирование  текста  Моделирование и  участие в речевых  ситуациях,  редактирование  текстов.  КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (6 КЛ) № П\П  ТЕМА ДАТА ПЛАН   ДАТА ФАКТ Раздел I. Введение  ПРИМЕЧАНИЕ 1. К вопросу о  происхождении языка.  Беседа Попытки ученых создать искусственный  международный язык.  2. 2. 2. Особенности языка  эсперанто.  Способы невербального  общения.    Речевое общение и его  виды.  5. 5. Фронтальный опрос  Беседа  Подготовка сообщений на  тему: "Что я знаю об ис­ кусственных языках  программирования"  Заполнение таблицы  Раздел II. Русский язык и его дифференциация  3. Русский национальный  язык, его  неоднородность.  Литературный язык как  высшая форма  национального языка.  7. 2. 4. Диалектные слова и  уместность их  употребления.  5. Проникновение в  литературный язык  просторечных слов и  вульгаризмов.  6. Жаргоны.  Особенности борьбы с  жаргонизмами в  культурной среде.  11 .6. 7. Устаревшие слова, их  роль в языке.  Беседа  Беседа  Работа с художественным  текстом  Моделирование речевых  ситуаций  Редактирование текста  Работа в группах  Работа с художественным  текстом  Заимствованные слова и  уместность их  13   Моделирование речевых  ситуаций .8.употребления.  8. Фразеологическое  богатство русского  языка и выразительность речи.  9. Практическая работа по теме «Русский язык и  его дифференциация».  Работа с баснями  Практикум по лексике и  лексикологии (тестирование)  Раздел III. Словообразование  10. Грамматические  трудности, связанные с  образованием слов.  Словотворчество.  17 .2. 11. Практическая работа по теме  «Словообразование».  Редактирование текстов  Составление лимериков  Анализ поэтических текстов  с точки зрения  словотворчества  Раздел IV. Формообразование  Варианты падежных  окончаний имен  существительных.  20 .2. 12. Имена собственные  склоняемые и  несклоняемые.  Трудности в  определении рода имен  существительных.  22 .4. Трудности в  употреблении  местоимений.  24 .6. 13. Местоимение и  вежливость.  14. Местоимение, перифраз. Редактирование текста  Работа в парах сменного  состава  Составление алгоритма  Работа в парах  Работа в парах  Нахождение примеров  метонимии и перифраза в  произведениях  художественной литературы 15. Трудности в  образовании глагола и  его форм.  16. Нарушение видо­ временных отношений  глаголов.  17. Ошибки в образовании  форм имен  числительных.  18. Практическая работа по теме  «Формообразование»  19. Повторение и  систематизация ранее  изученного.  Итоговый урок «Наши  успехи!»  33 .3. Тренировочные упражнения  оделирование речевых  ситуаций  Участие в конкурсе на  замещение вакантных мест  дикторов телевидения  Тест и задания, проверяющие  правильность употребления  грамматических форм разных частей речи  Раздел V. Повторение Моделирование речевых  ситуаций  Инсценирование Что такоетакое грамотная речь Грамотная красивая речь помогает нам наладить полноценное общение с собеседником. А неправильная постановка речи с большим количеством стилистических ошибок сведет на нет все усилия, например, при общении с начальником или в конфликтной ситуации в семье. Грамотная правильная речь – это отсутствие слов — «паразитов». Те, у кого небольшой словарный запас, сталкиваются с проблемой использования следующих выражений: «типа того», «ну», «вроде», «э». Кроме того, грамотность несовместима с бранными выражениями, так даже хорошо выглядящий человек использует в своей речи откровенную брань, то культурным интеллигентом он все равно не станет. Поэтому хорошая речь и словесная брань и мат несовместимы. Причем грамотность – это не только умение точно и ясно выражать мысли, но и говорить по делу так, чтобы всем все было понятно. Стараясь сделать свой разговор грамотным обращайте внимание не только на свой лексикон, но и на культуру. Для этого говорите, учитывая правила и нормы пунктуации, а также стилистику русского языка. Грамотность – это соблюдение правил расстановки ударения, умение в нужный момент повысить или понизить тон, соблюдать интонацию, навык выдерживать паузы. Критерии, определяющие грамотность речи Речевая культура:  уместность;  грамотность озвучиваемой информации;  доступность высказывания;  использование эпитетов, метафор и фразеологизмов;  разнообразие речи без тавтологии;  эстетичность. Скудность словарного запаса и безграмотность отталкивает собеседника и раздражает. Даже если вы дома разрешаете себе косноязычие, то маловероятно, что вы будете правильно вести деловую беседу и при разговоре с начальником сможете грамотно изъясняться. А со временем, когда у вас появятся дети, они переймут от вас неграмотные слова. Как улучшить речь В первую очередь нужно больше читать, и лучше классиков и научно-популярную литературу. Таким образом, книга поможет улучшить вашу грамотность.  Старайтесь чаще пересказывать прочитанные книги или просмотренные кинофильмы. Рассказывая, передайте собеседнику ощущения и следите за реакцией. Запишите рассказ, а потом прослушайте его, чтобы сделать выводы исходя из услышанного. Так вы поймете о своих речевых ошибках, обратите внимание, где вы неправильно расставили ударения, выявите слова- паразиты.  Расширяйте словарный запас. Для этого услышав или прочитав новое слово, выясните его точное значение и происхождение. Не нужно к месту и не к месту употреблять модные инородные слова, потому что для грамотной речи — это неприемлемо.  Читая литературу, запоминайте интересные фразы и речевые обороты и время от времени заглядывайте в орфографический словарь. Однако будьте осторожны с неизвестными или малоиспользуемыми словами.  Старайтесь при разговоре правильно расставлять ударения, потому что неправильные ударения – это признак безграмотности. Если вы не знаете где в слове поставить ударение, то лучше не использовать это слово или найти его в словаре и выучить наизусть. Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением. Как правильно развить речь Помощником в развитии речи станет кроссворд. С его помощью вы запомните новые слова. Поиграйте в компании с друзьями или со своими детьми используя орфографический словарь в отгадывание слов. Смысл этой игры заключается в том, что ведущий зачитывает описание, а остальным остается только угадать слово по описанию.  Необходимо уметь менять свою речь и подстраиваться под собеседника в зависимости от ситуации, например, не стоит называть начальника «Витек».  Не нужно постоянно извиняться, привычка говорить извиняющимся тоном плохо действует на собеседника.  Не забывайте следить за реакцией собеседника. Так, если разговор вызвал отторжение у собеседника, то подумайте, с чем это связано. Обратите внимание, может ему не понравился ваш говор, тон или вы неправильно построили фразу. Анализируйте свое выступление.  Избавляйтесь от лишних слов, потому что они засоряют речь. Лучше всего выражать основную мысль коротко, потому что грамотность — это умение говорить кратко и по делу. Однако если необходимо детальное уточнение, то лучше потратить время на пояснение, чем быть непонятым. Нужно стараться избегать тавтологии, повторение раздражает людей.  Избавляйтесь от слов-паразитов. Потому что это пустые слова, не несущие никакого смысла и засоряющие речь. Употреблять незнакомые вам слова не стоит, в противном случае легко поставить себя в неловкое положение. Жаргонизмы несовместимы с грамотной речью, поэтому нужно избавляться от вредных выражений. Самостоятельно изучайте специализированную литературу Тем, для кого грамотность требуется для профессионального роста, без специализированной литературы не справится. В этом случае используйте работы Радислава Гандапаса и пособие И.Голуб и Д.Розенталя «Секреты стилистики». Помощь профессионалов Если вам требуется педагог, то высококвалифицированный учитель поставит вам грамотную речь. Но где же его найти? Обратитесь к своему школьному учителю или к знакомому филологу, а если возможности позволяют взять уроки у преподавателя специализирующегося на риторике, то стоит этим воспользоваться. Сделать речь грамотной не сложнее, чем похудеть, но для достижения этой нужно только захотеть.

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи

КТП Родной язык по учебнику Культура речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2018