Конспект урока русского языка в 5 классе по повторению темы "Главные и второстепенные члены предложения"
Оценка 5

Конспект урока русского языка в 5 классе по повторению темы "Главные и второстепенные члены предложения"

Оценка 5
Разработки курсов
doc
русский язык
5 кл
04.07.2024
Конспект урока русского языка в 5 классе по повторению темы "Главные и второстепенные члены предложения"
Урок проводится после изучения тем "Главные члены предложения", "Второстепенные члены предложения". Данный урок был проведён в сильном классе. При обучении этих учащихся использовался метод опережающей подачи материала. На данном уроке работа идёт с единым познавательным текстом, который ребята могут прочитать в конце урока.
Главные и второстепенные члены предложения.doc

Урок русского языка в 5 классе.

 

Тема урока:

«Главные и второстепенные члены предложения. Закрепление темы.»

 

Цели: повторить основные теоретические понятия по теме, правописание проверяемых безударных и
            чередующихся гласных в корне слова, понятие «эпитет», транскрипцию слов;

            учить определять второстепенные члены предложения, правильно их подчёркивать;

            работать над выразительностью речи (употреблением определений);

            совершенствовать и умение осмыслять связный текст, понимать его тему и идею;

            расширять  словарный запас школьников.

Тип урока: урок повторения.

Оборудование: интерактивная доска, портрет А.Грина, иллюстрации к повести А.Грина «Алые

           паруса».

Описание урока: урок проводится после изучения тем «Главные члены предлодения»,

           «Второстепенные члены предложения». Данный урок был проведён в сильном классе. При

           обучении этих учащихся использовался метод опережающей подачи материала. На данном уроке

           работа идёт с единым познавательным текстом, который ребята могут прочитать в конце урока.

Обучение по учебнику Разумовской.

 

Ход урока.

 

I. Повторение и актуализация имеющихся знаний.

 

            1. Индивидуальные задания.

 

               А)Задание на доске.

·         Какие слова затранскрибированы? Дайте определение этих терминов.

 

                        [апстаj'ат'ил'ства];   [апр'ид'ил'эн'иj'э];    [дапалн'эн'иj'э]

 

·         Разберите предложение по членам.

 

                       Утром Грин с..дился за свой стол, работал ярос(?)но, ожесточённо.

           

               Б) Задание на доске.

·         Напишите название второстепенных членов, которые подчёркиваются следующим

                   образом:

                 

(на доске нарисованы линии, которыми подчёркиваются определение, дополнение и обстоятельство)

 

·         На какие вопросы они отвечают?

·         Разберите предложение по членам.

 

                      Ч(а,я)сто он в(с,з)какивал, нервно ходил по комнате, тёр зам..рзающие пальцы и снова

                      возвр..щался к рукописи. 

 

               В) Задание в тетради (выполняют 3-4 человека).

·         Упр. 338,349,356.

 

            2. Фронтальный опрос.

 

·         Какой раздел лингвистики мы изучаем?

·         Что является грамматической основой предложения?

·         Как называются предложения, содержащие только грамматическую основу?

·         Какие предложения называются распространёнными?

·         За счёт чего распространяется предложение?

·         Какие второстепенные члены предложения мы знаем? Дайте определения.

·         Зачем в речи нужны распространённые предложения?

 

            3. Проверка работы у доски.

 

 

II. Тренировочные упражнения.

 

            1. Орфографическая и пунктуационная работа.

 

·         Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните их.

(предложения спроецированы на доске)

 

            Александр Грин извес(?)ный ру(с,сс) кий писатель. Море это первое слово которое он проч..тал. В его сер..це г..рела страс(?)ная любовь к морю но жизнь писателя не была счас(?)ливой.

 

·         Охарактеризуйте эти предложения по наличию второстепенных членов.

·         Где это сделать невозможно? Почему?

·         Как поступить в этом случае?

 

            2. Конструирование предложений.

 

· Сконструируйте предложения из данных слов.

(материал спроецирован на доске или распечатан )

 

                        Его, за смелые, исключали, эпиграммы*, из училищ(?).

                                    (За смелые эпиграммы его исключали из училищ.)

                        Сажали, революционную, за, в тюрьму, деятельность.

                                    (За революционную деятельность сажали в тюрьму.)

                        Од..ночества, от, н..щеты, и, страдал, болезней, он.

                                    (Он страдал от одиночества, нищеты и болезней.)

                        А, в книгах, этот, своих, человек, страну, уд..вительную, создал, света и добра.

                                    (А в своих книгах этот человек создал удивительную страну света и добра.)

 

· По ходу записи предложений подчёркиваются второстепенные члены.

·Найдите среди записанных предложений односоставные.

 

            3. Распространение предложений.

 

·         Распространите данные предложения, используя слова для справок.

(материал спроецирован на доске, по мере выполнения задания на доске проецируется текст)

 

Этот человек страну окружил океаном.

Бегут корабли.

В городах живут люди.

 

Слова для справок: высокий, свою прекрасную, с пронзительными* глазами, по синим волнам, белоснежные, необыкновенные, с чистыми мыслями и благородными сердцами.

 

(Этот высокий человек с пронзительными глазами окружил свою прекрасную страну океаном. По синим волнам бегут белоснежные корабли. В городах живут необыкновенные люди с чистыми мыслями и благородными сердцами. )

 

·        Найдите дополнения, обстоятельства, определения.

 

·        Впишите слова на месте пропусков.

(материал спроецирован на доске)

 

                        Однажды в (маленькой)  лавке Грин увидел  (игрушечный) кораблик с (алыми) парусами.Так появился

                    замысел (чудесной) повести.

 

            3. Наблюдение за текстом.

 

·        Запишите предложения.

 

Её написал он в Петрограде в 1920 году. Грин жил в узкой тёмной комнатке. В ней стояли железная кровать, кухонный стол, кресло и самодельная буржуйка.

 

·        Опустите определения. Что «потерял» текст?

·        Зачем нужны второстепенные члены предложения?

 

 

III. Подведение итогов урока.

 

·        Прочитайте весь текст.

·        Какими предложениями можно его закончить? (Из индивидуальных заданий)

·        Закончите предложения:

- Я сегодня узнал…

- Я сегодня научился…

·        Какая же повесть была написана в холодном Петрограде в 1920г.?

 

IV. Домашнее задание.

                        Упражнения учебника.


Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе

Как называются предложения, содержащие только грамматическую основу? ·

Как называются предложения, содержащие только грамматическую основу? ·

Этот высокий человек с пронзительными глазами окружил свою прекрасную страну океаном

Этот высокий человек с пронзительными глазами окружил свою прекрасную страну океаном
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2024