Урок русского языка в 5 классе.
Тема урока:
«Главные и второстепенные члены предложения. Закрепление темы.»
Цели: повторить основные
теоретические понятия по теме, правописание проверяемых безударных и
чередующихся гласных в корне слова, понятие «эпитет», транскрипцию
слов;
учить определять второстепенные члены предложения, правильно их подчёркивать;
работать над выразительностью речи (употреблением определений);
совершенствовать и умение осмыслять связный текст, понимать его тему и идею;
расширять словарный запас школьников.
Тип урока: урок повторения.
Оборудование: интерактивная доска, портрет А.Грина, иллюстрации к повести А.Грина «Алые
паруса».
Описание урока: урок проводится после изучения тем «Главные члены предлодения»,
«Второстепенные члены предложения». Данный урок был проведён в сильном классе. При
обучении этих учащихся использовался метод опережающей подачи материала. На данном уроке
работа идёт с единым познавательным текстом, который ребята могут прочитать в конце урока.
Обучение по учебнику Разумовской.
Ход урока.
I. Повторение и актуализация имеющихся знаний.
1. Индивидуальные задания.
А)Задание на доске.
· Какие слова затранскрибированы? Дайте определение этих терминов.
[апстаj'ат'ил'ства]; [апр'ид'ил'эн'иj'э]; [дапалн'эн'иj'э]
· Разберите предложение по членам.
Утром Грин с..дился за свой стол, работал ярос(?)но, ожесточённо.
Б) Задание на доске.
· Напишите название второстепенных членов, которые подчёркиваются следующим
образом:
(на доске нарисованы линии, которыми подчёркиваются определение, дополнение и обстоятельство)
· На какие вопросы они отвечают?
· Разберите предложение по членам.
Ч(а,я)сто он в(с,з)какивал, нервно ходил по комнате, тёр зам..рзающие пальцы и снова
возвр..щался к рукописи.
В) Задание в тетради (выполняют 3-4 человека).
· Упр. 338,349,356.
2. Фронтальный опрос.
· Какой раздел лингвистики мы изучаем?
· Что является грамматической основой предложения?
· Как называются предложения, содержащие только грамматическую основу?
· Какие предложения называются распространёнными?
· За счёт чего распространяется предложение?
· Какие второстепенные члены предложения мы знаем? Дайте определения.
· Зачем в речи нужны распространённые предложения?
3. Проверка работы у доски.
II. Тренировочные упражнения.
1. Орфографическая и пунктуационная работа.
· Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните их.
(предложения спроецированы на доске)
Александр Грин извес(?)ный ру(с,сс) кий писатель. Море это первое слово которое он проч..тал. В его сер..це г..рела страс(?)ная любовь к морю но жизнь писателя не была счас(?)ливой.
· Охарактеризуйте эти предложения по наличию второстепенных членов.
· Где это сделать невозможно? Почему?
· Как поступить в этом случае?
2. Конструирование предложений.
· Сконструируйте предложения из данных слов.
(материал спроецирован на доске или распечатан )
Его, за смелые, исключали, эпиграммы*, из училищ(?).
(За смелые эпиграммы его исключали из училищ.)
Сажали, революционную, за, в тюрьму, деятельность.
(За революционную деятельность сажали в тюрьму.)
Од..ночества, от, н..щеты, и, страдал, болезней, он.
(Он страдал от одиночества, нищеты и болезней.)
А, в книгах, этот, своих, человек, страну, уд..вительную, создал, света и добра.
(А в своих книгах этот человек создал удивительную страну света и добра.)
· По ходу записи предложений подчёркиваются второстепенные члены.
·Найдите среди записанных предложений односоставные.
3. Распространение предложений.
· Распространите данные предложения, используя слова для справок.
(материал спроецирован на доске, по мере выполнения задания на доске проецируется текст)
Этот человек страну окружил океаном.
Бегут корабли.
В городах живут люди.
Слова для справок: высокий, свою прекрасную, с пронзительными* глазами, по синим волнам, белоснежные, необыкновенные, с чистыми мыслями и благородными сердцами.
(Этот высокий человек с пронзительными глазами окружил свою прекрасную страну океаном. По синим волнам бегут белоснежные корабли. В городах живут необыкновенные люди с чистыми мыслями и благородными сердцами. )
· Найдите дополнения, обстоятельства, определения.
· Впишите слова на месте пропусков.
(материал спроецирован на доске)
Однажды в (маленькой) лавке Грин увидел (игрушечный) кораблик с (алыми) парусами.4 Так появился
замысел (чудесной) повести.
3. Наблюдение за текстом.
· Запишите предложения.
Её написал он в Петрограде в 1920 году. Грин жил в узкой тёмной комнатке. В ней стояли железная кровать, кухонный стол, кресло и самодельная буржуйка.
· Опустите определения. Что «потерял» текст?
· Зачем нужны второстепенные члены предложения?
III. Подведение итогов урока.
· Прочитайте весь текст.
· Какими предложениями можно его закончить? (Из индивидуальных заданий)
· Закончите предложения:
- Я сегодня узнал…
- Я сегодня научился…
· Какая же повесть была написана в холодном Петрограде в 1920г.?
IV. Домашнее задание.
Упражнения учебника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.