«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы»
Оценка 4.6
Педсоветы
doc
русская литература +1
5 кл—9 кл
01.04.2019
В наше время проблемы духовно-нравственного воспитания относятся к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и в социальном плане. Нравственные изменения, с которым встретилось наше общество оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. Об этом свидетельствуют растущие цифры преступности, особенно молодежной, готовность молодых людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония.Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. Задачей родителей, учителей и общества вообще является воспитать ребёнка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера. В этом смысле неоценимую помощь окажут уроки литературы и русского языка. Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного развития учащихся.
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы».doc
«Духовнонравственное воспитание учащихся на уроках русского
языка и литературы»
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ №9 города Аши Челябинской области
( с профессиональным обучением)»
Халитова И.В.
В.Ильин говорил: «В России образование не должно отделяться от
духовного воспитания».
В наше время проблемы духовнонравственного воспитания относятся к
самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и в социальном
плане. Нравственные изменения, с которым встретилось наше общество
оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и
молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой
и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные
стороны сегодняшней жизни. Об этом свидетельствуют растущие цифры
преступности, особенно молодежной, готовность молодых людей действовать
в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония.
Самым страшным является то, что взрослые изза своих проблем, изза
нехватки времени теряют эмоциональный контакт с детьми – а это приводит
к тому, что дети в России не хотят жить. Россия – третья страна в мире по
числу детских и подростковых суицидов на душу населения. У нас
происходит порядка двух тысяч подростковых суицидов в год, т.е. по 5 в
день.
Возникают вопросы: Почему в России дети не хотят жить? Что мы
делаем не так? Откуда берётся это зло? У Грибоедова есть герой Скалозуб,
который сказал «Собрать бы книги все и сжечь. Потому что всё зло в начале
19 века было от книг» В начале 21 века всё зло от компьютеров и заодно от
прессы. Серии самоубийств были во все времена при любом строе и религии.
В 18 веке после публикации романа Гёте « Страдания юного Вертера» серия
трагедий была в Европе. У нас после самоубийства Есенина. Ситуация не
уникальна, и винить в ней средства связи или прессу бесполезно. Мы живем в
том мире, который есть. Декорации меняются, а проблемы остаются. Чтобы
избежать этих опасностей, необходимо взрослым выбрать новый стиль
общения, новые формы обучения, воспитывать не только словом, но и
примером.
Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги должны
защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и
способными творить добро. Задачей родителей, учителей и общества вообще является воспитать ребёнка таким, чтобы совершение нравственных
поступков стало бы его постоянной чертой характера.
В этом смысле неоценимую помощь окажут уроки литературы и
русского языка. Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на
каждом уроке уделять внимание вопросам духовнонравственного развития
учащихся. Именно учитель русского языка и литературы, по мнению П.М.
Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским
опытом человечества» Причём, происходит это ненавязчиво, порой незаметно
для самих учащихся.
На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим
разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением
орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на
смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону текстов, несущих
информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни.
Основными нравственными ценностями человека являются:
бережное отношение к родному языку, своей культуре,
религии и истории;
нравственные устои семьи любовь, дружба, взаимопомощь,
уважение к родителям, забота о младших и старших,
ответственность за другого человека;
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой
родине, служение Отечеству;
гражданственность —
правовое
государство, гражданское общество, закон и правопорядок,
свобода совести и вероисповедания;
служение Отечеству,
духовные ценности справедливость, милосердие, честь,
достоинство.
На каждом уроке мы, филологи, стараемся использовать тексты
разных стилей о нравственных ценностях.
Например( тексты в презентации)
При прохождении или повторении тем «Синонимы», «Антонимы»
подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на
основе сопоставления,
близкими и
противоположными ему.
сравнения его с другими,
Например, предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание,
уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность,
сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд,
обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность и т.д.
Однако вряд ли можно найти человека, которому присущи только
положительные качества, поэтому при объяснении учащимся ценностей
личности, которые являются наиболее значимыми, следует раскрывать и негативные стороны, объяснять, как их изживать. Совместная работа с
учениками может строиться двумя способами:
а) можно предложить каждому ученику самостоятельно
продумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному, затем
каждый знакомит всех с результатами своей деятельности, и
составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки,
отличающие каждое понятие друг от друга;
б) или совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд
близких по значению нравственных понятий, записывается на
доске, затем каждый в тетради анализирует их смысловое
содержание.
Есть другой прием это определение понятий. Например, предлагаю
детям дать определение понятию. Напишем на доске большими буквами
Любовь. Попросим детей дать по одному определению любви. Например,
светлая , нежная, волшебная, жертвенная и.т.д. Затем предложим каждому
назвать одно слово, которое для него связано с любовью. Например, мама,
свет, природа и т.д. Все ответы напишем на доске. Затем всем классом из
написанных на доске определений напишем общее определение любви. Таким
образом ,можно давать определение любому понятию. Данная работа
помогает выяснить, какие ассоциации возникают у учащихся в связи с данным
понятием, как они представляют соответствующее нравственное явление.
Поиск определений, а также любых других слов, связанных с данным
понятием, создает возможность для более глубокого и тонкого понимания его
сущности. А вот другой вариант. Можно предложить ученикам написать
слово любовь и дополнить его глаголами (можно и причастиями,
прилагательными в полной и краткой формах),и ответить на вопрос: «Что
делает любовь?». Например, любовь заботится , жертвует, приносит счастье,
облагораживает и.т.д. После того, как каждый учащийся составит свой
список, попросите зачитать его. Все глаголы записываются на доске,
обсуждаются и анализируются. Вся эта работа помогает развивать
нравственные качества учащихся.
Удачно подобранный дидактический материал разного типа позволяет
воздействовать на чувства учащихся, формировать любовь к Родине, к
человеку, чувство милосердия, совести т.д.
Например, рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы.
Учащимся раздаются карточки со словами: честность, правдивость,
искренность, лживость, нечестность, неискренность.
На доске записана пословица:
Кто один раз солжёт, тому в другой раз не повезёт.
Вопросы и задания:
• Как вы понимаете смысл пословицы?
• Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности) • Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)
• Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:
• Честность нечестность
• Правдивость лживость
• Искренность неискренность
• Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них
сходство и
• различие.
• Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и
различие.
• Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать
об их
значениях?
•
При изучении темы «Правописание Приставок НЕ и НИ в наречиях» в
6 классе использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения:
1.Никогда Россия ярма не носила. 2.Велика Россия, а отступать
некуда. 3.Нигде не дышится так легко, как на Родине. 4.На чужбине
чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить.
5.Совершить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6.Смелый
человек нигде не пропадет.
Предлагается учащимся объяснить данные пословицы, которые
воспитывают и патриотические чувства, и нравственные качества.
При повторении умений постановки знаков препинания в сложном
предложении и в предложении с однородными членами можно использовать
такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к
родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи задача
первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как
воспитать эту любовь? Она начинается с малого с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к
родному переходит в любовь к своей стране к ее истории, ее прошлому,
а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре»
Задание к этому тексту:
1. Определите тему и идею текста.
2. Определите стиль речи.
3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.
Значение приемов нравственной активизации личности, в основе
которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя
недооценивать. Основным условием нравственного развития личности
является погружение человека в своей внутренний мир , актуализация своего
жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей,
самоанализ внутренних состояний. В большей степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание, ученик остается наедине с листом
бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и
чувства. Опыт небольших творческих работ нужен детям. Написание письма
самому себе, какомулибо персонажу, герою или автору любимого
произведения, значимому для человека создает ситуацию самораскрытия,
внутреннего очищения, которая ведет к изменению нравственного сознания
человека.
Таким образом, я считаю, что, если учителем будут использованы все
воспитательные возможности русского языка, то эффект от таких занятий
значительно повысится. И русский язык не только сыграет большую роль в
поднятии грамотности и развития речи, но и окажет огромную помощь в
формировании моральнонравственного облика личности учащегося.
Специфика нравственного воздействия урока литературы заключается в
том, что читатель–подросток имеет возможность сверить свои оценки жизни с
авторитетными оценками писателей, осмысляя его подход к миру и человеку.
Таким образом,
осуществляется процесс
самопознания.
через познание других,
Сегодня ясно, что главное назначение словесника – быть источником
нравственного влияния.
Остановимся на некоторых формах обучения, применяемых мною на
уроках литературы.
Предлагая различные виды работы на уроках литературы, обязательно в
его начале использую в качестве эпиграфа высказывания писателя или его
героя. Цель не столько удивить ученика, а настроить его на идейную волну
урока, пробудить в нем душевные переживания.
Анализ текста – это основной вид работы на уроке литературы.
Наблюдение над словом содержит эмоциональные знаки, которые характерны
для раскрытия внутреннего мира персонажа (описание портрета героя, его
жилища, поведения, жестов, отношения к природе и другим героям). Большое
значение имеет внимательное прочтение, т.к. оно учит детей видеть внешние
проявления внутреннего состояния героев, глубже воспринимать мир их
чувств, отражающийся в их мимике, жестах, действиях, интонации.
О каком бы из средств создания художественного образа не шла речь,
мысль о том, что чувство воспитывается только чувством, считаю основной в
работе с детьми. Наши дети учатся у героев полюбившихся произведений
разным чувствам: радости и огорчению, восторгу и печали. Урок литературы
учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства.
Книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус.
Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев,
выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные
оценки персонажей, то это будет способствовать развитию читательских
навыков,
повышению уровня нравственной воспитанности детей,
формированию их нравственных идеалов. Выразительное чтение и анализ прочитанного текста, считаю одним из
самых полезных видов работы на уроке. Вдумчивое чтение, передающее
настроение героя его чувства, владение интонацией текста помогает ребенку
понять внутренний мир героя, соотнести его поступки со своим
мироощущением. Даже одна реплика героя, прочитанная с нужной глубиной
восприятия и правильной интонацией, требует повышенного внимания и
заслуживает похвалы.
Рисование иллюстраций к прочитанному тексту,
ученики
интерпретируют посвоему произведение, выражают свое эмоциональное
отношение к нему. И совсем не важно, пятиклассник это или десятиклассник.
У данного вида работы есть психологическое обоснование: ребенок через
краски выдает свои положительные или отрицательные эмоции.
Ценность нравственного воздействия письменных творческих работ
(сочинений, эссе, ответов на проблемные вопросы) очевидна, так как дети
сами ставят нравственные проблемы на своем возрастном уровне своим
языком. Считаю главным то, что они не столько говорят о проблемах
нравственности, сколько их решают для себя, а в будущем, скорее всего, это
выразится в поступке.
Литературные дискуссии весьма ценны в воспитании. Они развивают
самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Особую
ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма
работы.
Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести
взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной
судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных
идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Невозможно
не обсуждать на уроке литературы слова самого А.Платонова при знакомстве
с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни
талант в другом человеке или, по крайней мере , пробудить его к действию.
Это чудо мне известно…» Ребята бурно высказывают свое мнение о том, как
Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям
и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям. Отрывок
«Отец и сын» из повести Д.Олдриджа «Последний дюйм» помогает
разобраться в таких понятиях,
мужество,
самообладание. Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства,
нравственного выбора служит повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее
вокруг увлекает ребят при изучении рассказа Л.Толстого «После бала»,
понять смысл человеческой жизни помогает противопоставление Ужа и
Сокола из «Песни о Соколе» М.Горького , завораживает ребят верность в
любви в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта», призывает быть
милосердным, иметь чувство сострадания повесть В.Железникова «Чучело»,
жить праведно и честно наставляет книга Ч.Айтматова «Плаха». Важным в
как взаимопонимание, работе филолога вижу создание атмосферы «творческого комфорта»,
«общего вдохновения» на уроке.
К.Д. Ушинский, один из лучших русских педагогов, полагал, что
учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание
предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство
преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», писал
он.
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы»
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы»
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы»
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы»
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы»
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы»
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.