Статья: Ударные инструменты

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 07.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В русском народном оркестре обычно используются те же ударные инструменты, что и в симфоническом. Все ударные инструменты делятся на две группы: инструменты с определённой высотой звука и инструменты без определённой высоты звука. К наиболее часто употребляемым инструментам с определённой высотой звука относятся. литавры, колокольчики, ксилофон. Инструменты без определённой высоты звука: треугольник, бубен, малый барабан, большой барабан. Литавры - наиболее употребительный ударный инструмент с определённой высотой звука. Колокольчики - звуки очень яркие, можно исполнять два звука одновременно. Треугольник - наиболее высокий из ударных инструментов без определённой высоты звука - согнутый металлический стержень, звучащий от удара металлической палочкой. Бубен - наиболее употребителен в tutti.
Иконка файла материала 5.doc
Ударные народные инструменты       В   русском   народном   оркестре   обычно используются те же ударные инструменты, что   и   в   симфоническом.   Все   ударные инструменты   делятся  на   две   группы: инструменты   с   определённой   высотой звука   и   инструменты   без   определённой высоты   звука.   К   наиболее   часто употребляемым   с определённой   высотой   звука   относятся. литавры,    Инструменты     без     определённой   высоты звука:   треугольник,   бубен,   малый   барабан, большой барабан. инструментам    ксилофон.      колокольчики,     Литавры   ­   наиболее   употребительный  определённой ударный   инструмент   с высотой звука. Колокольчики   ­   звуки   очень   яркие,   можно исполнять два звука одновременно. Треугольник ­ наиболее высокий из ударных инструментов   без  определённой   высоты звука ­ согнутый металлический стержень, звучащий от удара металлической палочкой. Бубен ­ наиболее употребителен в tutti. Страниц а 1Малый   барабан   ­   наиболее   подвижный   из ударных   инструментов.  Особенно   удобны   и часто   применяются   форшлаги.   Хорошо   и стремительно   звучит   короткое   crescendo. Tremolo  частое  и сливается  в  непрерывный звук. Тарелки   —   наиболее   мощный   ударный   применяемый   в   народном инструмент, оркестре. Основной приём игры ­ удар тарелок друг   о   друга.   Применяется   также   удар палочкой от литавр по одной тарелке. Большой   барабан   ­   употребляется   редко. Играют   на   нём   колотушкой   с   мягким наконечником. Применение   ударных   инструментов   в оркестре   можно   разделить   условно   на   три категории:   подчёркивание   динамической кульминации   (литавры,   тарелки,   малый барабан);   подчёркивание   ритма   (малый барабан,   треугольник);колористическое     окрашивание     (литавры, колокольчики). бубен,       Кроме   перечисленных   инструментов,   в русском   народном   оркестре  применяются ложки,   трещотки,   бич,   пила,   ложки   с бубенчиками,   колокольчики   и   бубенчики, рубель   (деревянная   доска   с   зубцами), Страниц а 2коробочка (отшлифованный кленовый брусок с небольшой   полостью   под   верхней   частью корпуса, которая служит резонатором). Звук извлекается барабанными или ксилофонными палочками.   Ложки         С  древнейших инструмента времён восточные   славяне   употребляли   ударные инструменты   в   ратном   деле,   на   охоте,   в обрядах,   в   пастушестве   и   в   качестве музыкального для ритмизующего   сопровождения   пения   или пляски.   Использование   этих   инструментов родственно ладоши, притоптыванию,   что   существовало   у   всех народах мира с древности. Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках,   в   пылу   плясового   азарта   в   ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы,   печные   заслонки,   самоварные   трубы, кастрюли,   вилки,   словом   всё,   что   может   хлопанию   в   Страниц а 3издавать   звук.   Среди   предметов   домашней утвари   устойчивую   музыкальную   функцию приобрели коса и пила. Время   возникновения   на Руси   ложек   как   музыкального   инструмента пока   не   установлено.   Первые   довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII   века   и   свидетельствуют   о   широком распространении   их   среди   крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки   возникли   у   русских   в   подражание испанским кастаньетам. То что инструмент бытовал задолго до конца XVII   в.   косвенно   свидетельствуют   лубочные картинки,   относящиеся   к   XVIII   ­   XIX   векам. Например,   изображены   ложки   в   руках "потомственных"   скоморохов   Савоськи   и Парамошки.   Их   инструменты   снабжены бубенцами.   Под   другой   картинкой, изображающей   козу   и   медведя   есть   надпись "Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей   забавляются.   Медведь   шляпу   вздел,   в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом ­ с рожками, и с колокольчиками, и с ложками скачет, и в присядку пляшет". Страниц а 4сохранились   с В XIX ­ XX веках ложки широко бытовали   в   хорах   песенников   и   ансамблях русских   народных   инструментов   в   качестве эффектного   номера     элементами трюкачества.   Игра   на   ложках   достигала   в прошлом   веке   высокого   мастерства,   о виртуозах­ложечниках в литературе   весьма   восторженные   отзывы. Ложечники   выступали   соло,   сопровождали пение   и   пляски,   а   также   входили   в   состав различных ансамблей. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем   отличаются   от   обычных   столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные   ложки   имеют   удлинённые рукоядки   и   отполированную   поверхность соударений.   рукоядки подвешивают бубенцы.   Иногда   вдоль Страниц а 5В игровой комплект ложек могут   входить   2,   3   или   4   ложки   среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте. Существует   множество   приёмов   игры   на ложках.   Обычно   в   игре   одного   исполнителя используются   три   ложки.   Две   из   них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как   бы   двойной   «наковальней»   по   которой бьют   третьей   ложкой.   Причем   бьют скользящим   ударом   с   одной   чашечки   на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи   пальцев   левой   руки.   Получается   все время   многозвучный   ажурный   ритмический рисунок. Страниц а 6Иногда,   при   игре   между   пальцами левой руки выпуклостями полушарий наружу зажимают 3 ложки, расходящиеся веером. За голенище   сапога   левой   ноги   засовывают четвертую   большую   ложку.   В   правую   руку берут   пятую   ложку,   которой   и   производят удары: скользящий ­ по трем ложкам левой руки   и   сильный,   отрывистый   ­   по   ложке, находящейся за голенищем сапога. Необычайный успех ложечников, привлеченных в   начале   ХХ   в.   в   состав   оркестров   русских народных инструментов, привел к тому, что мастерские   по   производству   музыкальных инструментов изготовлять модернизированные   металлические   ложки   с   Такими бубенцами   и   колокольчиками. ложками   пользовались   как   маленькими бубенчиками:   их   держали   в   руке   и   по   мере стали     Страниц а 7надобности встряхивали ими. Подобного рода ложки находили применение в полковых хорах. В наше время ложки узаконили свое место не только   в   домашних   ансамблях   и самодеятельных   оркестрах,   но   и   на профессиональной сцене.   Бубен Бубен   ­   музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной   обечайки,   с   натянутой   на   одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки   подвешиваются   бубенчики   и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки. Распространен   бубен   у   многих   народов: узбекская армянский, азербайджанский,   дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов дойра;   таджикский     Страниц а 8Сибири   и   Дальнего   Востока.   О   шаманских бубнах   можно  прочитать  на  разных  сайтах, хотелось   бы   рассказать   о   истории   бубна   на Руси. Бубен   известен   восточным   славянам   с древнейших   времён.   Особенно   широко   они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние   времена   бубном   называли   ударные инструменты,   на   которых   натянута   кожа. Возможно,   когда   в   русских   летописях встречается   название   "бубен",   под   этим следует   разуметь   инструмент,   который позже стал называться "барабаном". Одно   из   описаний   бубна вместе   с   трубами   в   качестве   военно­ музыкального инструмента относится к X в. (960­е   годы)   и   включено   в   описание   похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске   определяло   его   численность.   Бубен служил   знаком   командного   достоинства, исполнители   на   бубнах   находились   в Страниц а 9непосредственном распоряжении начальников отрядов. Бубен   ратный   представлял   собой   котёл   с натянутой кожаной мембраной. В древности удар   по   мембране   производился   с   помощью вощаги ­ колотушки в виде кнута с плетённым шаром   на   конце.   Ратные   бубны   применялись как   пехотой,   так   и   конницей.   Известны разновидности   ратных   бубнов:   тулумбас   и набат. Предполагают, что русские набаты   были   огромных   размеров,   для   их перевозки   использовалось   4   лошади.   А   звук, точнее   грохот,   извлекали   одновременно   8 набатчиков.   При   помощи   условных   сигналов бубнов   в   русской   рати   осуществлялась звуковая связь, подавались разные команды. Во время   инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали устрашающий врага грохот. В  более   поздние   века   бубном   широко пользовались скоморохи и медвежьи повадыри. ударные боя     Страниц а 10Скомороший   бубен   похож   на   современный инструмент.   Он   представляет   собой неширокую   деревянную   обечайку   круглой формы с натянутой на одну сторону кожаной мембраной   и   подвешанными   с   внутренней стороны   бубенчиками   и   колокольчиками. Ударяли   по   мембране   пальцами,   кистью. Бубнисты   в   то   время   играли   в   ансамбле   с балалаечниками   или  гармонистами, а  иногда просто аккомпанировали пению лихих песен. Кроме     того бубен использовался   как сольный   инструмент.  Вот как   описывали   игру   на   этом   инструменте: "Народные   виртуозы   при   игре   на   бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и   схватывая   на   лету,   бьют   бубном   то   по своим   коленкам,   то   ударяя   по   голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью   рук,   локтём,   пальцами,   делают тремоло   и   вой,   проводя   по   коже   большим пальцем правой руки и прочее". Страниц а 11Бубен   был   распространён   на   Украине   и   в Белоруссии, применяясь чаще в танцевальной музыке.   Инструмент   этот   изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши   дни,   но   основное   своё   применение   он нашёл   в   оркестрах   русских   народных инструментов.   Трещотки ­   нет. Трещотки     ударный инструмент,   заменяющий   хлопки   в   ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси   в   качестве   музыкального   инструмента письменных   свидетельств   При археологических раскопках в Новгороде в 1992 г.   были   найдены   2   дощечки,   которые,   по предположению   В.   И.   Поветкина,   входили   в комплект   древних   новгородских   трещоток   в XII веке. Впервые   трещотки   как   музыкальный инструмент   описал   Квитка.   В.   Даль   в толковом   словаре   объясняет   слово Страниц а 12"трещотка" как снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шуметь. Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен   с   приплясыванием.   Хоровое   исполнение величальной   песни   сопровождается   нередко игрой   целого   ансамбля,   насчитывающего иногда   более   10   человек.   Во   время   свадьбы трещотки   украшают   лентами,   цветами, иногда бубенчиками. Использование трещоток в свадебном обряде позволяет   предположить,   что   в   прошлом этот   инструмент   кроме   музыкальной, выполнял   ещё   и   мистическую   функцию оберегания   молодых   от   злых   духов.   В   ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещоток. Страниц а 13Состоят   трещотки   из набора 18 ­ 20 тонких дощечек длиной 16 ­ 18 см., сделанных обычно из дуба и соединённых между   собой   плотной   верёвкой,   продетой   в отверстия верхней части дощечек. Для того, чтобы дощечки вплотную не прикасались друг к   другу,   между   ними   вверху   вставлялись небольшие   пластинки   из   дерева   шириной приблизительно 2 см. Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются   друг   о   друга,   издавая   сухой, щёлкающий  звук.  Держат   трещотку   обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент   этот   привлекает   внимание   не только своим звуком, но и внешним видом. Страниц а 14