Статья «Устные формы опроса обучающихся на уроках химии как один из методов диагностики результатов обученности»
Оценка 4.8

Статья «Устные формы опроса обучающихся на уроках химии как один из методов диагностики результатов обученности»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
химия
8 кл—10 кл
22.01.2018
Статья «Устные формы опроса обучающихся на уроках химии как один из методов диагностики результатов обученности»
В данной статье предлагаются различные формы устного контроля знаний обучающихся на уроках химии. Предложенные формы используются мною на протяжении нескольких лет и доказали свою эффективность: позволяют проверить большой объем теоретических знаний за короткое время, способствуют развитию интереса обучающихся к предмету, не занимают много времени у учителя для подготовки.
Чуйкова Т. А. статья.doc
Устные формы опроса обучающихся на уроках химии как один из методов диагностики результатов обученности Диагностика в педагогическом процессе используется для оценки качества  образования, точного определения его результатов. Без диагностики невозможно  эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных  результатов, определенных целями обучения. В  педагогической литературе категорию  "диагностирование обученности" рассматривают как последствия достигнутых результатов обучаемости[1].  Целями дидактического диагностирования являются своевременное  выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление  статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование  дальнейшего развития событий. Общие требования к контролю знаний учащихся: 1. Объективность ­  заключается в научно обоснованном содержании  диагностических материалов, одинаковом отношении педагога ко всем обучаемым, точном  оценивании знаний и умений.  2. Систематичность – необходимость проведения контроля на всех этапах   процесса обучения от начального восприятия знаний  до их практического применения.  3. Наглядность (гласность) ­  заключается  в проведении открытых испытаний  всех обучаемых по одним и тем же критериям. [3]. Все процедуры диагностики служат воплощению основных функций проверки и  оценки результатов обучения: образовательной, стимулирующей, аналитико­ корректирующей, воспитывающей и развивающей, контрольной. [2]. Различают и используют несколько видов контроля и оценки (диагностики): входной,  текущий, периодический и итоговый.[4].   Методы  контроля  – это способы деятельности учителя и учащихся, в ходе  которой выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми  знаниями, умениями и навыками.   Устный  опрос.   Письменная проверка ­  является важнейшим методом  контроля  знаний, умений и  навыков учащегося. Применение этого метода дает возможность в кратчайший срок  одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися.   Практическая проверка ­ позволяет выявить как учащиеся умеют применять  полученные знания на практике.   Тестовая проверка ­ осуществляется в  форме  ответов учащихся на контрольно­ измерительные материалы, составленные и оформленные особым образом.  Самоконтроль и самопроверка.  Сегодня на каждом уроке учителю нужно дать ученикам очень большой объем  теоретических и практических знаний и умений. Это привело к тому, что проводить  ежеурочный текущий контроль знаний просто некогда, и контроль очень часто сводится  только к итоговому (через проведение итоговых контрольных работ, зачетов или тестовых  заданий). Поэтому очень большое значение приобретают такие формы опроса, которые  позволяют в предельно сжатые сроки проводить текущий контроль знаний практически на  каждом уроке. В данной работе я хочу предложить коллегам некоторые из форм устного опроса  учащихся, которые использую в своей деятельности. Устный контроль знаний в работе учителя – очень важный способ диагностики  результатов обучения. При устном контроле  есть возможность проверить весь изученный  1 материал по теме урока или раздела курса. Устный контроль знаний помогает развивать  коммуникативные качества учащихся (развивать устную речь, умение вести диалог в ходе  бесед с учителем или одноклассниками, выдвигать и доказывать гипотезы при проблемном  построении урока, общаться между собой и с учителем). Важной стороной устного опроса  учащихся на уроках химии является развитие химического языка. Например, верного  произношения и ударения в химических терминах и выражениях, для отработки  химической номенклатуры.  Карточки для фронтального опроса обучающихся. С данной формой опроса я  познакомилась на курсах АППО и уже много лет использую в своей работе в основном в 8  и 10 классах. Преимущества данного вида диагностики в том, что он занимает очень мало  времени на уроке, кроме того, при использовании карточек для письменных проверочных  работ, их многовариантность сводит к минимуму возможность списывания. Предлагаю уважаемым коллегам пример таких карточек. Попробуйте, и вам  понравится. А уж дальше можете разработать свои варианты карточек. 8 класс. Тема «Введение» (учебник Габриелян О. С.).   Урок 1. «Вещество и тело» № 1 2 2 вариант Резина Мяч 1вариант Камень Поваренная соль Стекло Стакан Звезда Вода Медь Мрамор Скамейка 10 Покрышка 3 4 5 6 7 8 9 3 вариант Ацетон Уксусная кислота Кнопка Крахмал Палка Топор Ложка Пластмасса Тетрадь Гипс 4 вариант Кастрюля Алюминий Глицерин Ваза Золото Указка Парта Серебро Глина Машина 5 вариант Иод Банка Портфель Железо Капрон Ботинок Планета Спирт Спичка Азот Сахар Глина Карандаш Кружка Песок Книга Стол Мел          При работе с карточкой перед учащимися ставится задача определить вещество и  тело. Можно задавать дополнительные вопросы: описать свойства данного вещества,  предложить тела, которые можно изготовить из данного вещества, из каких других веществ можно изготовить данное тело. При такой активной работе тема «Тела и вещества» будет  проработана полностью. Карточки на знание химических терминов. Обычно эту форму опроса я использую  в 8 классе с целью выяснения уровня знания химических терминов. Одновременно  проверяется не только правильность, но и грамотность написания терминов, т.е.  контролируется  соблюдение учащимися единого орфографического режима. Учащемуся  выдается карточка и предлагается свободная доска, на которой он работает. Пока  учащийся готовится, учитель может работать с классом – устный фронтальный опорос,  проверка домашнего задания и т. д., затем весь класс проверяет работу и выставляет  оценку отвечающему. Т. о. в работе задействован весь класс.  Тема 1. Введение.  1. 2. 3. 4. 5. 6. В переводе с греческого «неделимый» ­ … То, из чего состоят тела, называется… Горизонтальный ряд элементов в ПСХЭ называется… Вещества, состоящие из атомов разных химических элементов, называются… Явления, при которых из одних веществ образуются другие, называются… Определенный вид атомов называется… 2 7. 8. называются… Вертикальные столбцы элементов в ПСХЭ называются… Явления, при которых не происходит образования новых веществ  9. 10. Группы элементов в ПСХЭ делятся на … Формы существования химических элементов… В процессе обучения каждый учитель должен стремиться применять на своих уроках  разнообразные формы контроля, в том числе и игровые. Ведь использование и применение  таких форм контроля определяет не только более качественное усвоение информации  учащимися, но и способствует развитию творческих способностей,  дает дополнительную  информацию, побуждает интерес к предмету и активизирует работу учащихся.  Эти формы, наверняка, используются многими учителями. Наличие в кабинете  интерактивной доски позволяет добиться максимальной эффективности при минимальных  затратах времени. Задания можно разработать практически для каждого урока. Игра «Крестики – нолики». Выигрышный путь – формулы солей. NaCl P2O3 KOH Al2O3 AgNO3 KCl NH3 ZnSO4 Fe(OH)3 Игра «Установи соответствие». 8 класс. Тема «Введение». Урок 4.Установите  соответствие между знаком химического элемента и его названием. Ca Cu Ag Fe K Mg Al 8 класс. Тема «Атомы химических элементов. Урок 10.Установи соответствие между Железо Калий Медь Магний Алюминий Железо Серебро атомом химического элемента и строением его электронной оболочки: +2  2) +4  2)2) +12  2)8)2) +17  2)8)7) +20  2)8)8)2) Хлор Гелий Кальций Бериллий Магний Игра «Третий лишний». 8 класс. Тема «Изменения, происходящие с веществами».  Урок 44. Найдите «лишнее» уравнение реакции среди трех приведенных: А)  1). 2NaCl = 2Na +Cl2                 2). CaO +CO2 = CaCO3                 3). C + O2 =CO2   Б)  1). Zn + CuCl2 = Cu + ZnCl2         2).NaCl + AgNO3 = NaNO3 + AgCl            3). CuO + H2 = Cu + H2 O  Приведенные мной формы устного контроля знаний учащихся можно использовать  практически на каждом уроке. Достоинство их не только в том, что они занимают мало  времени при большой эффективности, развивают интерес учащихся к предмету, но и в  3 полной мере обеспечивают обратную связь, т.е. информация, которая поступает от ученика к учителю на каждом уроке будет свидетельствовать о ходе учения, затруднениях и  достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных  и иных способностей, качеств личности в целом. Этот канал обратной связи важен для  учителя, так как позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать  результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе  достигнутого на предшествующих. Не менее важна обратная связь для учащихся, ибо  благодаря ей они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей  деятельности, советы по ее корректированию.      И последнее. Данные формы работы дают возможность учителю на уроке не только поставить ученику отметку в баллах, но и оценить работу ученика похвалой, укором,  мимикой, улыбкой, что внесет в урок элементы эмоциональности, чего так порой не  хватает в нашей работе.    Используемая литература: Профессиональная педагогика /Гл. ред. С.Я. Батышев.­ М., 1997. Ингекамп К. Педагогическая диагностика. ­ М., 1991.  http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch6/glava_6_1.html http://lib4all.ru/base/B3165/B3165Part34­171.php 1. 2. 3. 4. 4

Статья «Устные формы опроса обучающихся на уроках химии как один из методов диагностики результатов обученности»

Статья «Устные формы опроса обучающихся на уроках химии как один из методов диагностики результатов обученности»

Статья «Устные формы опроса обучающихся на уроках химии как один из методов диагностики результатов обученности»

Статья «Устные формы опроса обучающихся на уроках химии как один из методов диагностики результатов обученности»

Статья «Устные формы опроса обучающихся на уроках химии как один из методов диагностики результатов обученности»

Статья «Устные формы опроса обучающихся на уроках химии как один из методов диагностики результатов обученности»

Статья «Устные формы опроса обучающихся на уроках химии как один из методов диагностики результатов обученности»

Статья «Устные формы опроса обучающихся на уроках химии как один из методов диагностики результатов обученности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018