Реализация системно - деятельностного подхода на уроках химии
Оценка 4.7
Документация
doc
химия
8 кл—10 кл
01.04.2017
Это доклад для слушателей районного методического объединения учителей химии. Это рассказ о новых педагогических технологиях , из опыта работы. Представлены стадии урока при проведении того или иного занятия. Очень важен деятельностный подход в обучении химии в рамках ФГОС. Очень важно научить обучающихся самостоятельно добывать знания, работать на уроке с учебниками и другим дидактическим материалом
Реализация системно.doc
МКОУ «Средняя общеобразовательная
школа» №1, г. Исилькуля
Заднепрянская Наталья Викторовна
Реализация системно деятельностного подхода на уроках химии
В настоящее время образование переживает непростой период,
характеризующийся переносом акцентов с информационной составляющей
содержания образования на развивающую самостоятельную познавательную
активность ученика. При этом особую актуальность приобретает подход в
обучении, ориентирующий педагога не на передачу определенного объема
знаний, а на то, чтобы научить школьника учиться. Способствуя
формированию критического мышления у учащихся, деятельностный подход
позволяет реализовать дидактические принципы, которые сформировались в
системе развивающего обучения.
Используя основные принципы
развивающего обучения, можно опираться в практике на базовую модель
Агапова И.Г., выделяющего следующие стадии урока при обучении химии:
1. Вызов. Собственно вызов. Актуализация знаний.
2. Осмысление. Постановка учебной задачи. Открытия нового знания.
Составление алгоритма. Первичное закрепление.
3. Рефлексия. Самостоятельная работа самоконтроль. Собственно
рефлексия.
Предложенная модель урока имеет ряд позитивных моментов:
реализация всех дидактических принципов развивающего обучения;
использование многих современных технологий, в том числе
информационнокоммуникативной технологии и технологии модульного
обучения;
1 использование различных видов деятельности;
составление алгоритма действий;
использование различных оценочных шкал;
большая накопляемость оценок;
зрелищность формы проведения урока.
Образовательный стандарт по химии ориентирует учителя на
организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится
самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Деятельностный
подход прежде всего отражается в формулировках требований к уровню
подготовки выпускников, предусматривающих овладение определенными
способами познавательной деятельности, свойственными химии. Они
направлены на то, чтобы определять и распознавать (в том числе опытным
путем) состав веществ и их принадлежность к соответствующему классу
соединений, виды химической связи, типы химических реакций;
характеризовать химические элементы на основе их положения в
периодической системе Д.И.Менделеева, связь между составом, строением и
свойствами веществ; объяснять закономерности изменения свойств
химических элементов, природу и способы образования химической связи,
сущность химических реакций и закономерности их протекания и т.п.
Для реализации системнодеятельностного подхода я представляю не
значительное количество опорной информации, остальное учащиеся
извлекают сами. Если учащийся из урока в урок самостоятельно добывает
знания, то всегда при этом испытывает чувство удовлетворения и стремится
испытать это чувство вновь. Для того, чтобы задание оказалось в зоне
ближайшего развития учащегося, от меня, как от учителя, требуется умение
подбора соответствующих учебных задач. Уровень сложности этих задач
должен быть таким, чтобы учащийся смог решить ее, совершив для себя
открытие. Поскольку у каждого из учащихся свой познавательный опыт, то
предъявляемые в учебном процессе задания должны быть разноуровневыми.
2 Целью деятельностного подхода в обучении является не проверка
знаний, а их самостоятельное созидание в процессе продуктивной
деятельности. Для этого у учащегося должно быть достаточно опорных
знаний. Например, опорным понятием для формирования понятия «уравнение
химической реакции» являются понятие химическая формула, индекс,
коэффициент, математическое уравнение. У школьника знания должны быть
определенным образом упорядочены в его сознании. Системность ранее
полученных знаний помогает соотнести новую информацию с опорными
знаниями, организовав тем самым процесс созидания нового знания.
действиям. Для соотнесения новой информации с системой прежних знаний
ученик должен уметь устанавливать связи между отдельными элементами и
блоками знаний, проводить аналогии.
Ориентация на организацию самостоятельной познавательной
деятельности учащихся является необходимым условием успешности
обучения химии всех учащихся. В результате освоения содержания
образования по химии учащиеся получают возможность расширить круг
учебных умений, навыков и способов деятельности. Обратимся вновь к
модели Агапова И.Г. Основная задача стадии «Вызов» заключается в том, что
тему урока учитель не сообщает, а старается, используя различные приёмы,
добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки
проблемы. Вот несколько методик самостоятельного подхода к определению
темы урока.
1. Наиболее простым является приём «Вставь пропущенное слово».
Например: «Химический элемент находится в III периоде, VIIА группе, его
порядковый номер 17. Этот элемент хлор. В атоме хлора находится 17
электронов и 17 протонов, на внешнем энергетическом уровне 7 электронов.
Из строения атома следует, что хлор типичный неметалл.
Атом хлора образует простое вещество с формулой Cl2. Вещество хлор
по физическим свойствам аз жёлтозелёного цвета, ядовитый. Химическими
3 свойствами является способность активного окисления многих металлов и
неметаллов, взаимодействие со сложными веществами. Хлор и его соединения
применяются для дезинфекции помещений». Текст должен быть размножен в
бумажном варианте или спроецирован на экран в виде слайда. Подставив
нужные слова, учащиеся делают вывод, что на уроке будет рассмотрена тема:
«Хлор: строение атома, его физические и химические свойства. Применение».
добиться путём проведения нескольких опытов. Например. Опыт №1. В
пробирку с раствором сульфата меди опускают очищенный от ржавчины
стальной гвоздь. При этом поверхность стрежня гвоздя покрывается красным
налётом свободной меди.
Опыт №2. В алюминиевой посуде кипятят раствор соды NaHCO3. С
поверхности посуды отделяются пузырьки бесцветного газа.
Опыт №3. В пробирку с налётом серебра после реакции «серебряного
зеркала» добавляют раствор хлорида железа (III) FeCl3. Серебряный налёт
растворяется, образуется осадок белого цвета.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя: Что объединяет эти три опыта?
Тема урока: «Взаимодействие металлов с растворами солей».
3. Составление кластера. В центре доски или слайда записывается
слово, отражающее предмет разговора на предстоящем уроке. Ученикам
предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за 1 1,5
минуты и записать в виде кластера. Затем кластеры сравниваются,
определяется неизвестное понятие и формулируется тема урока.
4. «Мозаика». Учащимся предлагается несколько блоков информации
по изученным вопросам, исходя из чего, после соответствующего осмысления,
формулируется тема урока.
Вторая стадия урока «Осмысление».
Согласно теории развивающего обучения, не всякая деятельность
ученика на уроке учебная. Учебной считается деятельность, связанная с
решением учебных задач. Отличительная особенность таких задач
4 ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приемы) учебной
деятельности. Текст задачи содержит указание на способ учебной
деятельности, например:
классифицируйте и укажите основание для классификации;
сравните;
обобщите объекты;
продолжите ряд, фразу;
дополните ряд, определение;
определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину
выбора;
установите соответствие между процессами, явлениями;
установите последовательность этапов, процессов, явлений.
Завершающая стадия урока «Рефлексия».
Формирование у школьников критического мышления включает
формирование способности определить свою степень усвоения новых знаний.
Можно использовать разные формы проведения рефлексии: «Вырази своё
отношение к полученным знаниям», «Задай вопрос, который остался
невыясненным в ходе изучения нового материала», «тест «Я знаю (умею) / Я
не знаю (не умею)», составление сиквейна.
Основная функция учебных задач формирование и развитие приемов
обучения, учебной деятельности и мотивация учащихся на сам процесс
обучения, на процесс познания. На уроках систематически предлагаются
задания, меняющиеся по принципу усложнения и комбинирования
тренируемых операций. Организуются лабораторные и практические работы с
элементами исследовательской деятельности.
5
Реализация системно - деятельностного подхода на уроках химии
Реализация системно - деятельностного подхода на уроках химии
Реализация системно - деятельностного подхода на уроках химии
Реализация системно - деятельностного подхода на уроках химии
Реализация системно - деятельностного подхода на уроках химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.